МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Монополия, олигополия, монопсония

    созданной рекламой, дает продавцам товаров этих марок какую-то степень

    монопольной власти.

    2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из

    которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного

    спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. При

    монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирма общем

    превосходят 1%, т. е. процент, который существовал бы при совершенной

    конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на

    рынке в течение года.

    3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда

    выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают

    ориентиры по объему годовых продаж. Эта особенность является следствием

    все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической

    конкуренцией. Например, если отдельный производитель туфель, чтобы продать

    больше товара, сокращает свою цену на 20% за пару обуви, то, вероятно, что

    прирост в объеме его продаж происходит за счет многих, а не нескольких

    продавцов. Как следствие, маловероятно, что какой-то отдельный конкурент

    понесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшения

    продаж ной цены любой другой фирмой. Следовательно, у конкурентов нет

    причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики, поскольку

    решение первой фирмы изменить цену не воздействует в значительной степени

    на их возможности извлекать прибыль. Фирма знает это и, следовательно, не

    учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою

    цену или цель по продажам.

    4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода. При

    монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть

    рынок. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией

    привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он

    был бы при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто

    испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и

    услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией

    могут сохранять свое преимущество над новыми производителями.

    Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку

    отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.

    Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается

    многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

    Определение отрасли

    Хотя на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца

    уникален, между различными видами продуктов есть достаточно сходства,

    чтобы сгруппировать продавцов в широкие категории, похожие на отрасль.

    Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, но не

    идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и TV же потребность. В

    каждой товарной группе продавцов можно рассматривать как конкурирующие

    фирмы в пределах отрасли. Примером одной товарной группы является обувь а

    другой - женская одежда. '

    Есть и проблемы в точном определении товарных групп, соответствующих

    отрасли Например, должна ли обувная отрасль включать в себя все виды обуви,

    в том числе мужские туфли, женские туфли, детские туфли, ботинки,

    спортивную обувь, резиновую обувь и т.д.? Ясно, что необходимы какие-то

    волевые решения, чтобы определить товарную группу. Ресторанные услуги могли

    бы образовать товарную группу. Но являются ли услуги по предоставлению

    быстро приготовляемой пищи, оказываемые "McDonald's" и "Burger King" частью

    этой товарной группы? Ответ неочевиден. Многие покупатели не рассматривают

    блюда, приготовляемые этими фирмами, в качестве хороших заменителей блюд

    настоящих ресторанов. Точно так же можно доказать, что рестораны,

    специализирующиеся на китайской кухне, составляют другую товарную группу.

    Когда группируют фирмы в отрасли с целью определения рынка с

    монополистической конкуренцией, то всегда необходимо сделать ряд

    произвольных суждений. Однако при описании отрасли может оказаться полезной

    оценка перекрестной эластичности спроса на товары соперничающих фирм.

    Напоминаем, что перекрестной эластичностью спроса является процент

    изменения количества продаж одного товара из-за изменения цены другого

    товара на 1%. В отрасли с монополистической конкуренцией перекрестная

    эластичность спроса на товары соперничающих фирм должна быть положительной

    и относительно большой. Это означает, что товары конкурирующих продавцов

    являются друг для друга очень хорошими заменителями. Если фирма в отрасли

    поднимает свою цену выше цены конкурирующих фирм, то она может ожидать

    потери значительного объема продаж в пользу конкурентов.

    ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ

    Двусторонняя монополия представляет собой такую рыночную структуру,

    при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют

    куплю - продажу факторов производства ( для продавца - это готовая

    продукция). И покупатель, и продавец обладают возможностями, достаточными

    для контроля над ценами услуг факторов производства. Рис. 3 отражает случай

    двусторонней монополии. Монопсонист имеет дело с монополией, продающей один

    из факторов производства. Когда монопсонист сталкивается с монополией, в

    результате можно наблюдать картину, напоминающую битву титанов. Можно

    только гадать о возможных последствиях для участников.

    На рис. 3 линия S - кривая предложения рабочей силы. Она указывает на

    цену рассматриваемого производственного ресурса, которую необходимо

    заплатить для привлечения определенного количества услуг этого ресурса. Так

    как фирма, закупающая ресурс, является монопсонией, она захочет установить

    цену на уровне wM, необходимом для привлечения количества услуг ресурса,

    соответствующего пересечению кривой МIC с кривой ее MRP фирмы. Это

    пересечение происходит в точке Е1. В этой точке фирма захочет нанять LM

    единиц услуг данного ресурса. Поэтому она предложит цену в размере wM

    долларов за час услуг ресурса - цену, необходимую для привлечения LM единиц

    услуг ресурса.

    Рис. 3. Двусторонняя монополия

    Для максимизации прибыли монопольный продавец должен оценить спрос на

    услуги рассматриваемого ресурса. Затем он будет стремиться установить такую

    цену, которая побудит нанимателя ресурса приобрести количество услуг

    ресурса, соответствующего точке, где предельный доход от реализации услуг

    продаваемого фактора производства равен предельным издержкам на него. При

    условии, что кривая предложения услуг ресурса отражает предельные издержки

    на него, цена, максимизирующая прибыль, будет соответствовать точке E2, где

    MR = МС. В этой точке монополия захочет продать LU единиц услуг ресурса.

    Для того чтобы заставить нанимателя ограничить закупку услуг ресурса этим

    количеством, монопольный продавец захочет установить цену, равную wU.

    На рассматриваемом рынке не существует равновесия, так как wU > wM и

    LM < LU. Сделка не может состояться, пока не будет достигнуто соглашение о

    цене. Результат зависит от стратегии на переговорах как у продавцов, так и

    у покупателей. Вероятно, цена установится на уровне где-то между wU и wM.

    Каждая сторона будет пробовать обмануть другую. Одна может попробовать

    скрыть цену, максимизирующую прибыль. Может последовать угроза прервать

    переговоры. Но ни у одной стороны нет другой альтернативы, кроме как вести

    переговоры с другой стороной, так как на рынке находятся только один

    продавец и один покупатель. Для предсказания конечного равновесия нужно

    было бы применить подход из теории игр.

    Ситуация чистой двусторонней монополии встречается редко. Время от

    времени она имеет место, когда государственная монопольная компания

    (например, по табаку, алкоголю) закупает продукцию у единственного

    продавца, которому разрешено торговать ею на территории страны. Эта модель

    также может быть применена к переговорам профсоюзов с ассоциациями

    предпринимателей. Ассоциация предпринимателей - это организация нанимателей

    услуг ресурса, которые объединяются в группу для ведения переговоров, чтобы

    установить заработную плату, которую будут выплачивать все члены

    ассоциации. Например, ассоциация собственников битуминозного угля - это

    национальная ассоциация предпринимателей, которая ведет дела

    преимущественно с двумя основными профсоюзами, включая профсоюз

    Объединенных шахтеров. Другой пример - Корпорация грузовых перевозок,

    представляющая собой национальную американскую ассоциацию владельцев

    грузовых автотранспортных средств, которая ведет переговоры с профсоюзом

    водителей США. Ассоциация нанимателей для максимизации своих прибылей

    может попытаться установить зарплату на уровне wM. Если профсоюз не

    согласится на такую заработную плату, фирма может сократить операции и

    уволить работников. Профсоюз, хотя и не добивается в каком-либо

    определенном смысле максимизации своих прибылей, будет требовать

    установления заработной платы на уровне wU, что значительно выше wM, т. е.

    зарплаты, предложенной ассоциацией нанимателей. Профсоюз сможет угрожать

    забастовкой до удовлетворения его требований. Если разница между зарплатой,

    требуемой профсоюзом и предлагаемой ассоциацией нанимателей, будет велика,

    то может последовать длительная забастовка или увольнение работников.

    Издержки забастовки или увольнений как для нанимателей, так и для

    работников, вероятно, окажут воздействие на достижение компромисса.

    Двусторонняя монополия подобного типа также часто встречается в

    профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет

    переговоры с союзом игроков с целью оговорить уровень оплаты и условий

    труда на период действия контракта между ними. Например, в США ассоциация

    игроков Национальной футбольной лиги (NFLPA) ведет переговоры с Советом

    управляющих Национальной футбольной лиги, который представляет

    собственников команд. Когда две эти группы не могут договориться об оплате

    и условиях труда, часто результатом оказывается забастовка. Например,

    осенью 1987 года игроки NFLPA бросили работу, когда обе ассоциации не

    смогли договориться об оплате труда и в других пунктах - особенно,

    касающихся прав "свободных агентов" вести переговоры о повышении зарплаты.

    NFLPA, чьи члены зарабатывали в среднем 230 000 долларов за сезон,

    стремилась установить минимум оплаты для игроков в 90 000 долларов,

    предусматривая оплату игроков с опытом игры в 13 лет и более вплоть до 320

    000 долларов. Эта зарплата соответствует wU на рис. 3. Совет управляющих

    NFL стремятся установить минимальную оплату на уровне 60 000 долларов,

    допуская зарплату вплоть до 180 000 долларов для игроков с 13-летним стажем

    и до 200 000 долларов для игроков с 15-летним стажем. Такая зарплата

    соответствует wM на рис. 3. Кроме того, по оплате труда имелись и другие

    спорные пункты. Так как в итоге не было достигнуто компромиссного

    соглашения, осенью 1987 года игроки объявили забастовку.

    Заработная плата, определяемая профсоюзами, минимальная заработная плата и

    занятость на монопсонистических рынках рабочей силы.

    Влияние минимального уровня цен, устанавливаемого либо профсоюзами,

    либо государством на монопсонистических рынках рабочей силы, сильно

    отличается от того, которое проявляется на рынках в условиях конкуренции.

    При наличии конкуренции любая заработная плата выше уровня равновесия

    вызовет избыток предложения рабочей силы. Удивительно, что это не

    обязательно происходит на монопсонистическом рынке рабочей силы (см. рис.

    4).

    Рис. 4. Заработная плата, устанавливаемая профсоюзами, и найм работников

    монопсонией

    Предположим, что все фирмы в городе, принимающие на работу электриков,

    организовали ассоциацию нанимателей. При найме услуг электриков они

    действуют как монопсония. Допустим, что электрики в настоящий момент не

    объединены в профсоюз. Монопсонистический картель находится в равновесии в

    точке Е1, где МRPL = МIСL. Кривая SL отражает предложение услуг электриков.

    Ассоциация предпринимателей нанимает 10 000 рабочих часов услуг

    электриков в день и, чтобы привлечь такое количество рабочей силы.

    назначает им зарплату, равную 8 долларам в час.

    Теперь предположим, что электрики организуются в профсоюз. Они

    преуспевают в достижении договоренности с ассоциацией нанимателей о

    зарплате, что повышает ее с 8 до 15 долларов в час. Профсоюз соглашается

    предоставить ассоциации нанимателей возможность нанимать любое желаемое

    количество работников при уровне зарплаты, устанавливаемом профсоюзом.

    Обычно предприниматели в подобных случаях в ответ на такое значительное

    повышение зарплаты решают снизить количество нанимаемой рабочей силы.

    Однако на монопсонистическом рынке фирмы фактически будут нанимать больше

    работников, пока зарплата, установленная профсоюзом, меньше 20 долларов в

    час.

    Соглашение с профсоюзом о зарплате устраняет большинство возможностей

    монопсонистического контроля Ассоциацией предпринимателей над зарплатой.

    Фирмы теперь могут нанимать любое желаемое количество рабочих часов при

    зарплате, установленной профсоюзом, до уровня 15 долларов в час. Если фирмы

    хотят нанять более 18 000 рабочих часов в день, им будет необходимо

    повысить зарплату, чтобы привлечь больше работников. равновесие теперь

    устанавливается в точке Е2, где MRPL уравнивается с зарплатой, предлагаемой

    профсоюзом. Зарплата, установленная профсоюзом, на которую

    монопсонистические фирмы влиять не могут, является для них вплоть до 18 000

    часов найма в день также предельными издержками на ресурс труда. В

    результате соглашения с профсоюзом фирмы, нанимающие на работу электриков,

    увеличивают занятость электриков с 10 до 12 часов в день! Профсоюз

    электриков добивается двойной цели, состоящей в повышении зарплаты я

    повышении занятости электриков.

    Такое положение сохраняется только в том случае, если зарплата,

    устанавливаемая профсоюзами, меньше 20 долларов в час, т. е. соответствует

    точке Е1, где MRPL = MICL. Если бы профсоюз установил зарплату выше 20

    долларов в час, количество услуг рабочей силы, требующихся фирме, упало бы

    ниже 10 000 часов в день. Это произойдет потому, что точки на кривой MRPL

    выше 20 долларов соответствуют меньше чем 10 000 часам найма в день.

    Установление зарплаты на уровне 20 долларов в час, таким образом, привейте

    бы к снижению ежедневного найма электриков.

    На рис. 4 необходимо также отметить, что установление любой зарплаты

    между 8 и 10 долларами в час вызвало бы увеличение занятости, так как

    монопсонистические фирмы стремятся иметь MRPL, равный этой зарплате. Однако

    любая зарплата, установленная профсоюзом ниже 10 долларов в час, что

    является конкурентным уровнем зарплаты, привела бы к сокращению предложения

    услуг электриков, что позволило бы повысить зарплату до 10 долларов в час.

    Данная модель также применима к минимуму зарплаты, устанавливаемому

    государством. Предполагается, что при предложении на монопсонистическом

    рынке неквалифицированной рабочей силы установление минимальной зарплаты

    вызывает скорее повышение, нежели понижение занятости. Пока государство

    устанавливает минимальную зарплату ниже уровня, соответствующего точке, в

    которой MRPL = MICL для монопсонистических предпринимателей, после

    установления минимума зарплаты они будут нанимать скорее большее, чем

    меньшее число рабочих.

    ОЛИГОПОЛИЯ

    Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-

    либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых

    продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый

    олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и

    стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт является

    стандартизированным, служит рынок алюминия. На этом рынке в продажах в США

    доминируют "Alcoa", "Reynolds" и "Kaiser". Автомобили, сигареты и пиво

    являются примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры -

    олигополистические.

    Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти

    фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На

    восемь крупнейших фирм, выпускающих фотографические оборудование и

    принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска. Конечно же,

    господствует на рынке "Kodak". Он, однако, не является единственным

    продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно

    рассматривать как олигополистический.

    На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут

    влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве

    товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их

    соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия

    скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою

    взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает,

    что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм.

    Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией

    своих конкурентов. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.