Международные связи Санкт-Петербурга
августовского кризиса 1998г.
В этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции:
[pic] стабильный рост объема внешней торговли, в основном, за счет роста
экспорта;
[pic] изменение баланса внешней торговли Санкт-Петербурга, положительное
сальдо на протяжении двух кварталов подряд;
[pic] стабильный и практически линейный рост экспорта предприятий города
начиная со 2-го квартала 1999 г.;
[pic] стабилизация объема импорта на уровне 60-70% от уровня
соответствующего периода прошлого года с некоторой тенденцией к росту.
Динамика внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем
тенденция преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще
некоторое время (до уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в
России, произошедшего за счет девальвации рубля). Значительным резервом
роста экспорта является рост производства конкурентоспособной продукции
малых и средних предприятий города.
Импорт будет плавно возрастать, как за счет объема потребления экспортерами
импортных комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта оборудования
для модернизации промышленности, так и за счет повышения импорта предметов
потребления в соответствии с ростом уровня жизни населения.
1.2.1.Экспорт из Санкт-Петербурга
С начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом
его товарная структура (см.Табл.1) не претерпела существенных изменений по
сравнению с прошлым годом. На первом месте - продукция машиностроения (54%
от общего объёма или $1136 млн.), на втором - экспорт черных и цветных
металлов
(21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым годом
экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).
Главные факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской
технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом
цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и
другие сырьевые товары.
По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место -
17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Рис.1), что связано с
поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном заводе
“Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю стран-
участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу. Следом за
Китаем идут Бельгия, затем
США. Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ.
Рис.1
Рис.2
[pic]
Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее
(1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте составляет
14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается товарооборот с
Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время наблюдается некоторый
рост в торговле с Азербайджаном.
В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры
Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга
остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта
объясняется тем, что продукция
пищевой промышленности Эстонии, Латвии и Литвы стала после кризиса
Рис.3
неконкурентоспособна на петербургском продовольственном рынке.
Табл.1
| |Всего |в том числе: |
| |Экспорт |Импорт |Дальнее зарубежье |Страны СНГ |
| | | |Экспорт |Импорт |Экспорт |Импорт |
|Всего |2101,5 |2329,2 |1962,9 |2129,5 |138,6 |199,7 |
|в том числе: | | | | | | |
|Продовольственные |25,2 |1138,2 |17,8 |1030,6 |7,4 |107,6 |
|товары и сырье для их | | | | | | |
|производства | | | | | | |
|продукция |16,4 |11,7 |14,9 |11,7 |1,5 |0,0 |
|топливно-энергитическог| | | | | | |
|о комплекса | | | | | | |
|продукция |135,4 |251,5 |123,7 |239,7 |11,7 |11,8 |
|нефтехимического | | | | | | |
|комплекса | | | | | | |
|Кожевенное сырье, меха |10,5 |2,5 |10,4 |2,3 |0,1 |0,2 |
|и изделия | | | | | | |
|Древесина и изделия из |162,7 |98,7 |156,7 |93,8 |6,0 |4,9 |
|нее | | | | | | |
|Одежда, обувь |49,8 |16,1 |48,0 |12,2 |1,8 |3,9 |
|Черные и цветные |433,2 |103,6 |425,0 |83,4 |8,2 |20,2 |
|металлы | | | | | | |
|Продукция |1135,7 |530,8 |1041,3 |496,3 |94,4 |34,5 |
|машиностроения | | | | | | |
|Прочие товары |132,6 |176,1 |125,1 |159,5 |7,5 |16,6 |
Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.
1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург
По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по сравнению с прошлым годом.
На импорт продолжали оказывать воздействие последствия августовского
кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов импорта по первому
кварталу 1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее время
импорт определяется двумя основными факторами: снизившимся платежеспособным
спросом населения, а также деятельностью на рынке как отечественных, так и
иностранных импортозамещающих производителей. Наибольшая доля импорта
приходится на продукты питания (44%), далее идет продукция машиностроения
(23%). Первое место по объему импорта занимает - Германия (16% от общего
объема, с продовольствием, фармацевтической продукцией, изделиями из
цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия с традиционной
номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию
машиностроения, продовольствие, минеральное топливо.
Рис.4
Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности
Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес-
представительств города за рубежом:
[pic] Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии
более 10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20
совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и
Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в
Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;
[pic] Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10
международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего делового
сотрудничества, а также несколько крупных российско-британских
мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и Санкт-Петербурге;
[pic] Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне
способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем
составил 20 млн.долл.США;
[pic] Начало свою деятельность представительство петербургского фонда
"Ямато" в Токио.
Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:
[pic] В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга
на Кубу (трижды, в т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в
составе делегации президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены
партнерские контакты с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во
Вьетнам, в Иран, а также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву,
Эстонию, Таджикистан и Туркмению;
[pic] Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и
Гаваной;
[pic] Консорциум производителей программного обеспечения
"Форт-Росс" провел серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию,
Норвегию, а также в Гонконг. Консорциум первым в России стал членом
международной ассоциации производителей программного обеспечения.
Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных выставках:
[pic] В 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на
выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия,
участвовала 21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17
предприятий), ФАХАВ (Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для
организаторов конференций и конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10
участников), Международная выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша),
Международная ярмарка (Пловдив - Болгария).
В заключение хотелось бы сказать, что, во-первых, особое место
Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в
мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций
специализации города.
Во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется развитием
внешнеэкономических отношений России и единой Европы. Санкт-Петербург,
несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и Россией, т.к.
на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта и 37%
импорта Санкт-Петербурга.
Глава 2
2.1 Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.
2.1.1.Сотрудничество с ЕС
В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными
странами. «Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом
причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше
сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной
изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное
взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации
России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с
экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых
торгового оборота страны»[7] (см. Карта 1 и 2).
В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС,
прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:
Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по
направлениям финансирования, Бельгия);
Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);
Российским бюро по использованию консультационного технического содействия
ЕС (Москва, РФ);
Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);
Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное
сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).
В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению
своих проектов с использованием механизмов международных европейских и
региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган
Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона
Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация
программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и
“PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся
трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом
сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ
с использованием механизмов международных региональных организаций этого
региона.
Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения
крупных инвестиционных проектов определяется их включением в
соответствующие программы международных европейских и балтийских
региональных организаций.
В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга,
получившими аккредитацию в ЕС являются:
- Совет Государств Балтийского моря;
- Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;
- Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря:
- Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.
Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших
регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных
государств и международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим
каналам было получено около 200 млн.долл.
Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии
которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации
проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года
объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых
институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая,
безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой
экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые
вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и
поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-
Петербурга.
Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми
организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с
ухудшением экономического, финансового и социального положения России.
Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза
составила 40 млн.долл.
В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа
по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.
Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место
среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны
Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее
время намечается активизация работы по проектам технического содействия по
линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин.
Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии
Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное
сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить
значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно,
возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России.
Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой
страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно,
оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии,
снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по
интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-
Западном регионе России.
2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона
Балтийского моря
Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на
страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая
сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и
внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях[6]:
- торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении
развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного
потенциала Санкт-Петербурга;
- улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих
технологий;
- развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и
реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической
городской среды;
- развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека,
включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации,
борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от
природных и техногенных катастроф;
- развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок,
включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные
коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные
зоны и транспортные терминалы;
- развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена
информацией и туризма;
- достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.
Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и
региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках
международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное
участие, среди них можно выделить наиболее значимые:
- программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в
Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”,
предложенной Правительством Финляндии;
- программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург -
Европейские ворота России”;
- программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;
- программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры -
2003”.
Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с
Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии
развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с
Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии
прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.
Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона
Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей в
работе «Совета государств Балтийского моря».
Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация,
основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа
Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :
- по содействию демократическим институтам и правам человека;
- по экономическому сотрудничеству;
- по ядерной безопасности;
- а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека,
включающим права национальных меньшинств.
В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония,
Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия,
Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).
Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации
принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.
Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от
России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в
г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие
Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных
дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре
(Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что
позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по
трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-
участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом,
создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.
В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств
стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою
поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое
будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей
Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и
Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание
сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в
политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных
организаций является важным дополнительным элементом межправительственного
сотрудничества.
Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не
только в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о
партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических
интересов на рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на
вступление в ЕС - Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.
Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря
позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:
-Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;
-Развитие Северо-Западного речного порта;
-Кольцевая автомобильная магистраль.
Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
(ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда
входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных
на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества
государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре
1993 года .
ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов
Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных
форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению конкретных
проектов на благо всего региона.
Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-
Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:
- расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном
уровне;
- согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией,
контрабандой наркотиков и оружия;
- обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.
Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная
организация, основанная на конференции представителей городов стран
Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей
Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран
Балтийского моря.
Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего
сотрудничества между городами региона Балтийского моря.
СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных
дотаций ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.
Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в
Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской
Федерации.
Заключение
В наше динамичное время многие регионы России, и Санкт-Петербург не
является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной
работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его
международных связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии
внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь
европейское направление международных контактов, что связано с недостатком
литературы по международным контактам города, а также не удалось осветить
культурные и научные связи. Автором была предпринята попытка составить
карты международных связей Санкт-Петербурга и проследить, какая из стран
представляет наибольшее значение для города. Для составления карт
учитывалось количество соглашений, которое Санкт-Петербург имеет с
зарубежными странами и наличие в данной стране городов-партнеров Санкт-
Петербурга, т.к. сотрудничество с городами-партнерами занимает важное
место во внешних связях города, начало которым было положено в 1953г.,
когда были установлены первые породненные связи с финским городом Турку.
Несмотря на все препятствия при написании данной работы, автор
надеется, что все же удалось уловить основные закономерности направления и
эволюции международных связей Санкт-Петербурга.
Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не
существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он
занимает достойное место, как в России, так и за рубежом. Подтверждением
чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-
Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного
масштаба.
Список использованной литературы
1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте
проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении:
Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая регионалистика"/ Под ред. В.
Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. -
(Studia politica; Вып.3).
2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред.
В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.
3. Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9
ноября 2000г.
4. Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт Северо-Запад" №4(33), 5
марта 2001
5. Миронов С. “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-Запад
№20(27), 27 ноября 2000г.
6. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в
работе международных организаций, Комитет по внешним связям Администрации
Санкт-Петербурга, 2000
7. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век /
Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. - 279 с
8. Стратегический план Санкт-Петербурга, Международный центр социально-
экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г.
9. "Эксперт" 30 октября 2000 №41(253) (подробнее см.
http://www.expert.ru )
10. Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000
ПРИЛОЖЕНИЕ
Метод составления карт
Для составления карт автором была предпринята попытка рассчитать значение
стран мира для Санкт-Петербурга, используя балльную систему. Общий балл
рассчитывался следующим образом:
Общ. балл = А + В + С, где
А – количество соглашений между Санкт-Петербургом и данной страной,
1 соглашение = 1 балл;
В – наличие и продолжительность партнерских отношений между Санкт-
Петербургом и городами данной страной, 1 – 5 лет отношений = 1 балл;
С – наличие представительства Санкт-Петербурга в данной стране = 1 балл.
[На начальную страницу]
* Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое
положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный
потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной
экономики
* Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-
Петербурга.
* Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним
связям Администрации Санкт-Петербурга.
-----------------------
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2
|