Лизинг
вычетом затрат на оплату эксплутационных расходов за рубежом и лизинговых
платежей, которые освобождаются на территории РСФСР от налогов и сборов.
Распоряжением от 24 мая 1994 года № 737-р были полностью освобождены
от уплаты таможенных пошлин и налогов самолеты, ввозимые в соответствии с
лизинговым соглашением, заключенным между Аэрофлотом и консорциумом западно-
европейских банков.
В Указе Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года №
1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” в целях
поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего
развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской
деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого
использования лизинга предусматривалось:
- рассмотреть вопрос о государственной поддержке в 1995 году
создаваемых лизинговых компаний;
- подготовить предложения о возможности предоставления таможенных
льгот при временном ввозе товаров, используемых в лизинговых операциях.
29 июня 1995 года Правительство Российской Федерации приняло
Постановление № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”,
которым официально была введена только одна льгота. Было указано, что
лизинговые платежи включаются в соответствии с законодательством Российской
Федерации в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной
лизингополучателем.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации в письме от
20 июля 1995 года № 01-13/10268 “О таможенном оформлении товаров, временно
ввозимых в рамках лизинговых соглашений” указал на то, что товары,
являющиеся объектом международного финансового лизинга, временно ввозимые
на территорию Российской Федерации, подлежат частичному освобождению от
уплаты таможенных пошлин и налогов. В связи с этим таможенное оформление
данных товаров необходимо производить в соответствии с указанием
Государственного таможенного комитета России от 25 апреля 1994 года № 01-
12/328 с предоставлением частичного освобождения от уплаты таможенных
пошлин и налогов, в котором указывалось, что “применяется полное
освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость,
специального налога и акцизов в случаях временного ввоза (вывоза):
- транспортных средств, используемых для международных транспортных
перевозок пассажиров и товаров, включая запасные части, обычные
принадлежности, контейнеры и другое транспортное оборудование, ввозимые
(вывозимые) вместе с транспортными средствами;
- запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта
временно ввезенных (вывезенных) транспортных средств, используемых для
международных транспортных перевозок пассажиров и товаров;
- профессионального оборудования (за исключением оборудования,
используемого для промышленного производства товаров, транспортировки
товаров, эксплуатации природных ресурсов, строительства, ремонта и
содержания зданий, строений и сооружений, упаковки товаров, землеройных
работ и другого подобного оборудования);
- контейнеров (включая необходимые для данного контейнера
принадлежности и оборудование, ввозимые (вывозимые) вместе с контейнером и
возвращаемые вместе с ним, отдельно или вместе с другим контейнером либо
ввозимые (вывозимые) отдельно и возвращаемые вместе с контейнером);
- поддонов.
При этом предельный срок временного ввоза (вывоза) указанных товаров
составляет один год. В отношении иных товаров, а также в случаях продления
сроков временного ввоза (вывоза) товаров, указанных выше, применяется
частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии
с порядком, установленным вышеназванным указанием: «при частичном
освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и
неполный календарный месяц уплачивается три процента от суммы таможенных
пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены
для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом
экспорта”.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 20
ноября 1995 года № 1133 “О внесении изменений и дополнений в Положение о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли” было пересмотрено ранее действовавшее Положение о составе затрат,
относимых на себестоимость продукции и, соответственно, выводимых из-под
обложения налогом на прибыль. В связи с этим был введен специальный пункт,
согласно которому в себестоимость включаются “проценты по полученным
заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций,
используемым субъектами лизинга для осуществления операций финансового
лизинга”. Специалистами это нововведение было оценено положительно,
учитывая, что лизинговые компании, приобретая оборудование в аренду,
неизбежно пользуются долгосрочными банковскими кредитами. Кроме того, на
себестоимость стали относить лизинговые платежи по операциям финансового
лизинга, чтобы стимулировать лизинговую деятельность у самих предприятий -
пользователей оборудования.
Приказом Центрального Банка России от 24 апреля 1996 года № 02-94 “Об
утверждении Положения об изменении видов валютных операций” был несколько
упрощен ранее действовавший порядок проведения валютных операций, связанных
с международным лизингом. В частности, теперь не требуется специального
разрешения Банка России для следующего вида валютных операций:
- переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в
счет оплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам-нерезидентам
независимо от страхуемого интереса, а также зачисление на валютные счета
резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации сумм в иностранной
валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового возмещения) с учетом
требований законодательства Российской Федерации о страховании;
- переводы в Российскую Федерацию иностранной валюты в оплату аренды
арендуемых нерезидентами у резидентов воздушных, морских и речных судов (в
том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических
объектов при условии, что арендная плата зачисляется на валютный счет
резидента, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, не реже
одного раза в 180 дней с момента передачи указанных объектов в аренду
независимо от срока аренды;
- переводы из Российской Федерации иностранной валюты в оплату
арендуемых резидентами у нерезидентов воздушных, морских и речных судов (в
том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических
объектов, а также находящегося за пределами Российской Федерации любого
движимого имущества при условии, что передача указанных объектов в аренду
осуществляется не позднее 180 дней с момента перевода иностранной валюты
независимо от срока аренды;
- получение (возврат) юридическими и физическими лицами (резидентами
и нерезидентами) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней от
уполномоченных банков (уполномоченным банкам), имеющих полномочия по
предоставлению кредитов в иностранной валюте. Предоставление юридическим,
физическим лицам кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней
уполномоченными банками, имеющими полномочия по предоставлению указанных
кредитов. Выплата (прием) процентов за пользование кредитами в иностранной
валюте и сумм штрафных санкций, подлежащих в соответствии с договором
уплате в иностранной валюте, в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательства по предоставлению (возврату) указанных кредитов;
- перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а
также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке,
в счет оплаты импортируемых товаров в случае после их ввоза в Российскую
Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего
с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты
платежа;
- перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а
также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя
нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных
импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема
резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ),
оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты
осуществляемого резидентом платежа.
Вместе с тем остальные виды валютных операций, связанных с движением
капитала, а также не запрещенные Банком России, по-прежнему осуществляются
резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом
отдельном случае, если иное не установлено Банком России.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996
года № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в
Российской Федерации” предусмотрено введение принципиально важных для
стимулирования развития лизинговой деятельности норм:
а) «условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя
или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора
лизинга». Данный пункт внес неясность в деятельность лизинговых компаний,
так как усугубил проблемы переоценки стоимости имущества и порядка
начисления амортизации;
б) «ко всем видам движимого имущества, составляющего объект
финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может
применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной
амортизации с коэффициентом не выше трех». Необходимо отметить, что в
постановлении Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года №
967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке
основных фондов” предприятиям предоставлялось право применять механизм
ускоренной амортизации активной части производственных фондов по
высокотехнологичным отраслям с коэффициентом ускорения не выше 2;
в) «доходом лизингодателя является разница между общей суммой
лизинговых платежей, получаемых от лизингополучателя, и суммой, возмещающей
стоимость лизингового имущества».
6 декабря 1994 года был принят Федеральный закон “О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на
добавленную стоимость”, который позволял освободить от уплаты налога на
добавленную стоимость технологическое оборудование и запасные части к нему,
ввозимые по импорту. 13 апреля 1995 года приказом Государственного
таможенного комитета № 248 (действует в редакции изменений и дополнений от
31.01.97) был утвержден механизм реализации данного закона и объявлен
перечень технологического оборудования и транспорта общественного
пользования, освобожденного от налогообложения. При этом в качестве
технологического оборудования рассматриваются средства производства для
производства средств производства либо товарной продукции. Теперь, если
предприятие покупает оборудование по утвержденному Государственным
таможенным комитетом перечню, налог оно не платит. Например, в соответствии
с Приложением 2 к вышеназванному приказу не облагаются налогом на
добавленную стоимость ввозимые на таможенную территорию Российской
Федерации «железнодорожные локомотивы; автомобили, предназначенные для
перевозки 10 человек и более; вертолеты гражданские; самолеты гражданские;
суда круизные, экскурсионные и аналогичные суда, предназначенные в основном
для перевозки пассажиров; паромы всех типов ...».
Если же необходимых средств на покупку дорогостоящего оборудования
не хватает, то оборудование арендуется у лизинговой компании. При такой
схеме финансирования лизингодатели должны заплатить налог на добавленную
стоимость. Однако если государство освобождает от налогообложения стоимость
самого оборудования, зачем облагать налогом его амортизацию и проценты за
кредит в ходе аренды?
Полностью данная проблема не была решена постановлением Правительства
РФ от 27 июня 1996 года № 752 «О государственной поддержке развития
лизинговой деятельности в Российской Федерации». Поэтому Российская
ассоциация лизинговых компаний в середине сентября 1996 года предложила
ввести в законопроект закона “О лизинге” следующую норму: “в целях
налогообложения доходом от лизинговой деятельности считать разницу между
общей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем, и суммой,
возмещающей стоимость имущества, являющегося объектом лизинга, а также
суммой, возмещающей проценты за пользование заемными средствами,
использованными на приобретение имущества, передаваемого в лизинг, а также
страховые взносы в случаях, когда страхователем имущества, сдаваемого в
лизинг, является лизингодатель”.1
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с инструкцией
Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 года № 39 “О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (в редакции изменений
и дополнений Государственной налоговой службы № 1 от 23 января 1996 года, №
2 от 14 марта 1996 года, № 3 от 22 августа 1996 года) от налога на
добавленную стоимость освобождаются операции по страхованию и
перестрахованию, банковские операции.
В то же время указанная льгота не распространяется на следующие сделки
кредитных операций:
- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных
помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
- лизинговые операции;
- оказание консультационных и информационных услуг;
- платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме.
При этом следует учесть, что организации (предприятия), реализующие
товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную
стоимость, так и облагаемые налогом, имеют право на получение льготы только
при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких
товаров (работ, услуг).
В постановлении Правительства РФ от 2 июня 1996 года № 763 “О мерах
государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга
самолетов ТУ-204” предусмотрено освобождение акционерного общества
“Авиастар” от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов на временно
ввозимые на территорию Российской Федерации авиадвигатели, комплектующие
изделия и компоненты для изготовления самолета ТУ-204.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О
развитии лизинга в инвестиционной деятельности” предлагается внести
изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство,
предусмотрев при этом:
- освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты
налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового
лизинга со сроком действия не менее 3 лет;
- освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога
на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и
более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых
договоров);
- освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты
налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с
сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при
приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.
Этим постановлением также предусматривается создание Фонда содействия
развитию лизинга.
В постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 752 “О
государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской
Федерации” предусмотрено:
- разработать особенную часть Налогового кодекса Российской
Федерации, содержащую комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов,
осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования
отечественного производства;
- реализовать в 1996 году комплекс мер по формированию вторичного
технологического оборудования, составляющего объект финансового лизинга и
используемого для технического перевооружения и модернизации производства.
В пункте 4 вышеназванного постановления указано, что в целях
дальнейшего развития и государственной поддержки лизинговой деятельности в
Российской Федерации, активизации инвестиционного процесса и технического
перевооружения и модернизации производства на основе использования операций
финансового лизинга необходимо:
- ежегодно, в 1997 - 2000 годах, предусматривать в Федеральной
инвестиционной программе средства на общую сумму до 8 трлн. рублей для
финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных
проектов с использованием операций финансового лизинга;
- при формировании проекта федерального бюджета на 1997 год
предусмотреть в структуре инвестиций, направляемых на конкурсной основе для
реализации высокоэффективных коммерческих проектов, целевые средства в
размере 1 трлн. рублей для финансирования инвестиционных проектов в области
технического перевооружения и модернизации производства, реализуемых с
использованием операций финансового лизинга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|