Лекции по ценообразованию
Кривая безразличия характеризуется несколькими свойствами:
1) кривые имеют отрицательный наклон;
2) две кривых безразличия не пересекаются;
3) кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в
пространстве товаров;
4) кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат;
5) предельная норма замены одного товара другим уменьшается при движении
вдоль кривой безразличия вниз.
2. Норма замещения товара х товаром у RS (rate of substitution) -
количество товара у, которое потребитель готов уступить в обмен на
увеличение товара х на единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения
остался неизменным.
[pic]
{«-”, т.к. отказывается}
Предельная норма замещения:
[pic]
3. Бюджетная линия отражает все сочетания товара X и товара Y, при которых
общая сумма затрат равна доходу.
[pic]
[pic]; [pic] - угол наклона
Точка, в которой угол наклона бюджетной линии и касательной (нормы
замещения) совпадает, - потребительский оптимум.
Задача
| |Решение: |
| |[pic] |
| |[pic] |
| |[pic] |
| |[pic] |
| |[pic] у.е./быт. (pepsi)|
| | |
| |[pic] у.е. |
| |[pic] |
| |- уравнение БЛ |
|Дано: |[pic] |
|Pлим = 12 у.е./бут. |[pic] |
|М - ? |- уравнение БЛ |
|Ppepsi - ? | |
|Уравнение БЛ - ? | |
Сдвиги бюджетных линий
М - бюджет
PX - цена товара X
PY - цена товара Y
|1>2: |PXv |
|1>3: |PX^ |
|1>4: |PY^ |
|1>5: |PYv |
|1>6: |или M^ |
| |(паралл. сдвиг) |
| или PX и |
|PYv |
|(необязательно паралл.)|
Эффект дохода и эффект замещения
Эффект замещения - изменение объема спроса, вызванное исключительным
изменением цены товара при неизменном реальном доходе (то есть сохранение
уровня полезности потребляемого набора благ). Эффект замещения - это
изменение потребления товара Х в связи с уменьшением цены на него при
сохранении степени удовлетворения (реального дохода).
Эффект дохода - изменение спроса, вызванное исключительно изменением
реального дохода при неизменности относительно цен товара. Эффект дохода -
это изменение потребления товара Х, вызванное ростом покупательной
способности потребителя.
xx' - эффект замены
x'x1 - эффект дохода
x0x1 - общий эффект
Эффект замещения означает, что мы находимся на одной и той же кривой.
Эффект дохода предполагает переход на другую кривую потребительских
возможностей.
Эффект замещения и эффект дохода для нормальных товаров складываются. Если
же товары не относятся к категории нормальных, а к категории так называемых
товаров низкого качества, то эффект замены и эффект дохода имеют
противоположные направления действия. Тогда из эффекта замены вычитается
эффект дохода. Для неполноценных благ (те товары, на которые при уменьшении
цены спрос падет) эффекты замены и дохода также направлены в разные
стороны, но эффект дохода больше, чем эффект замены.
4. Уравнение потребительского оптимума:
[pic]
[pic]
- от какого количества товара Y потребитель может отказаться в пользу
товара X.
|от т. А к т.|[pic] |
|В: | |
|от т. В к т.|[pic] |
|C: | |
|от т. C к т.|[pic] |
|D: | |
|от т. D к т.|[pic] |
|E: | |
Основные свойства MRS:
1) MRS можно определить для каждой пары точек, принадлежащих одной и той же
КБ.
2) MRS уменьшается при движении по КБ.
3) MRS равна соотношению цен на товары в точке потребительского оптимума.
Оптимум потребителя (точка потребительского равновесия) - это наиболее
эффективное использование денежных средств при покупке товаров, обладающих
наибольшей полезностью.
5. Вырожденные (предельные) случаи КБ
1) Товар Y с нагрузкой товара X
X - неполноценное благо.
Потребление товара Y возможно только вместе с приобретением товара X.
2) X - нейтральный товар, то есть объем его потребления безразличен
3) Товары X и Y абсолютно (совершенно) взаимозаменяемые, то есть можно
отказаться от товара X полностью и потреблять только Y.
MRS = const
Пример: масло разных фирм.
4) Жесткая взаимодополняемость. Потребление товара Y всегда равно
потреблению товара X.
Пример: левый и правый ботинок.
MRS = 0
Вольный пример:
Х можно заменить товаром Y. Наоборот нельзя. Предпочтение товара Y.
Существуют 2 угловых решения, которые отличаются от общей формулы.
5) Этот случай возникает тогда, когда товар Х очень дорогой и
его потребление сводится к 0. [pic]
Это т. н. угловое решение.
6) Товар У очень дорогой, и его потребление сводится к 0.
[pic]
На основе понятий предельной нормы замещения и бюджетной линии можно
выстроить 2 кривые: цена-потребление; доход-потребление.
|цена-потребление |доход-потребление |
Тема 6. РАВНОВЕСИЕ В ДИНАМИКЕ
1. Виды равновесных состояний системы
2. Устойчивое и неустойчивое равновесие (паутинообразная модель)
3. Спекуляция и устойчивость рыночного равновесия
1. Динамика изменения цены равновесия и ее варианты
|Ситуация устойчивого |Асимптотически |
|равновесия |устойчивое равновесие |
|Равномерные колебания |Затухающие колебания |
| Взрывные колебания | |
2. Паутинообразная модель и ее использование для прогнозирования цен в
динамике
Равновесие устойчиво, если кривая предложения более крутая, чем кривая
спроса. Другими словами, если эластичность предложения меньше, чем
эластичность спроса.
P1 - цена прошлого периода (года)
P2 - цена, по которой потребители готовы купить Q2
Q2 - в будущем году
1 > 2 > 3. > 4 > 5. > 6. > …
Равновесие неустойчиво, с взрывными колебаниями цены, если эластичность
спроса меньше эластичности предложения. Кривая спроса более крутая, чем
кривая предложения.
Если углы наклона кривой спроса и кривой предложения равны, то цена
совершает регулярные колебания вокруг точки равновесия.
Пример.
|Дано: [pic] |Решение: |
|[pic] | |
|[pic] | |
|[pic] | |
|[pic] - цена в период t, | |
|ожидаемая в момент | |
|принятия решения о | |
|производстве товара. | |
|[pic]- цена, по которой | |
|может произойти сделка | |
| |пери-|[pic|[pic] |[pic]| |
| |од, t|] | | | |
| | |1 |250 |140 |160 | |
| | |2 |160 |68 |232 | |
| | |3 |232 |125,6 |174,4| |
| |Найти цену равновесия. | |
| |Pe = 200; Qe = 100 | |
| |Подставим 250 в [pic]. | |
| |Отсюда находим P=140. | |
| |Подставляем в [pic]. | |
| |Находим P=160. | |
|Определить: Q - ? | |
|P - ? | |
1. Спекуляция и устойчивость рыночного равновесия
Сырьевой рынок (с/х продукция)
|урожайный год |следующий, неурожайный |
| |год |
|PН - нормальная линия |Выдавая дополнительное |
|нормальной цены на товар. |количество товаров, |
|Если Pe спекуляция. |спекулянты способствуют|
|Dc - спрос спекулянтов. |снижению цен. |
|Dc||D | |
|D - спрос традиционных | |
|покупателей. | |
|Изменение Q, на которое | |
|предъявляется спрос, | |
|равновесие на рынке | |
|устанавливается при Pe2. | |
Кривая совокупного спроса
Формирование Dсовок как суммы кривых индивидуального спроса.
Чтобы построить совокупную кривую спроса, нужно сложить индивидуальные
кривые спроса, получится ломаная линия.
Тема 7. Вмешательство государства в ценовую ситуацию на рынке и влияние его
на выигрыш производителя и выигрыш потребителя
1. Понятие излишка производителя и излишка потребителя.
2. Изменение излишков производителя и потребителя при контроле над ценами
со стороны государства.
3. Влияние налогов и дотаций на цены и излишки потребителя и производителя.
4. Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой.
Действующие лица:
государство, производитель, потребитель.
1. Понятие излишка производителя и излишка потребителя.
Излишки производителя Wпр (WS) - прибыль (разница между выручкой и
затратами.
Излишки потребителя Wпотр - потребитель был готов заплатить и большую цену,
но заплатил Pe.
Излишек потребителя, его происхождение
Излишки потребителя Wпотр (WD) - разница между полезностью, которую получит
потребитель, и теми затратами, которые возникают для достижения этой
полезности.
Изменение излишков потребителя
|Q (шт.)|TU |С |«Прибыль» |
| |(ден.) |(ден.) | |
|1 |4 |2 |2 |
|2 |7 |4 |3 = 7 - 4 |
|3 |9,2 |6 |3,2 = 9,2 - |
| | | |6 |
|4 |10,7 |8 |2,7 = 10,7 -|
| | | |8 |
|5 |11,5 |10 |1,5 |
|6 |11,8 |12 |-0,2 |
2. Изменение излишков производителя и потребителя при контроле над ценами
со стороны государства.
P1 - цена, которую назначило государство, оно понизило Pe.
Выигрыш потребителя увеличился на величину, равную площади А (т.к. ниже P).
Потребитель потерял величину, равную площади B (т.к. производитель сократил
выпуск продукции и потребитель В ее купить не
смог).
Изменение WD = А - В
Изменение WS = А + С
Проигрыш производителя - площадь С и площадь А.
Полные убытки общества = В + С
Суммарный проигрыш общества от введения контроля над ценами приводит к
обязательным потерям общества.
3. Влияние налогов и дотаций на цены и излишки потребителя и производителя.
1) Влияние налогов, вводимых государством, на излишки потребителей и
изготовителей
Потребитель при введение налога проигрывает, производитель тоже
проигрывает.
(В + С) = проигрыш общества от введения налога
Изменение WD = (N + B) (площадь трапеции)
Изменение WS = (М + С) (площадь трапеции)
Такая ситуация возникает, когда вводятся налоги на производителя, и когда
вводится налог на потребителя.
[pic]
[pic], ? зависит от угла наклона S и D
[pic]
Коэффициент ? позволяет учитывать особенности спроса и предложения.
[pic]
Влияние потоварного налога на излишки производителей и потребителей
|Характеристика |Геометрическое|Формула |
| |представление | |
|1) изменение |[pic] |[pic] |
|излишка | | |
|потребителя ?WD | | |
|2) изменение |[pic] |[pic] |
|излишка | | |
|производителя ?WS | | |
|3) всего (общая |[pic] |[pic] |
|реакция рынка) | | |
|4) налоговый сбор |[pic] |[pic] |
|5) потери общества|[pic] |[pic] |
|6) всего |[pic] |[pic] |
Распределение последствий от налога между потребителем и производителем
зависит от угла наклона кривой спроса и кривой предложения.
2) Влияние дотаций на излишки потребителя и производителя
Потери общества в целом = А
Влияние дотаций на изменение излишков изготовителей и потребителей
|Характеристика |Геометрическое|Формула |
| |представление | |
|1) изменение |[pic] |[pic] |
|излишка | | |
|потребителя ?WD | | |
|2) изменение |[pic] |[pic] |
|излишка | | |
|производителя ?WS | | |
|3) всего (общая |[pic] |[pic] |
|реакция рынка) | | |
|4) выплаты из |[pic] |[pic] |
|бюджета | | |
|5) потери общества|[pic] |[pic] |
|6) всего |[pic] |-[pic] |
Выводы:
1) Государственная политика в области ценообразования включает:
. контроль над ценами;
. установление минимальных цен;
. программы поддержки минимальных цен;
. введение производственных квот и программ стимулирования ограничения
объема производства.
2) Для оценки выигрыша потребителя и выигрыша изготовителя используется
метод излишков.
3) Воздействие налогов и дотаций распределяется между потребителем и
изготовителем. Доли, в которых происходит это распределение, зависят от
эластичности спроса и предложения (углов наклона кривых). Если
эластичность спроса меньше, чем эластичность предложения, доля у
потребителей больше.
4) Государственное вмешательство на конкурентном рынке увеличивает
благосостояние потребителей и производителей, если:
. при наличии внерыночных эффектов (издержки связаны с экологией);
. при трудностях рынка, когда потребитель не имеет достоверной
информации качестве (в результате вмешательства государства растет
экономическая эффективность).
4. Государственное регулирование цен в странах с развитой рыночной
экономикой
Особенности государственного регулирования в некоторых странах
|Страна |Доля |Сфера регулирования |Государственные органы |
| |регулир| |регулирования |
| |цен | | |
|США |5-10% |пшеница, кукуруза, табак, хлопок,|Министерство сельского |
| | |молочные продукты |хозяйства, Антитрестовое |
| | |< (в основном за счет закупки |управление, Министерство |
| | |излишних товаров) |юстиции, Федеральная торговая |
| | | |компания |
|Япония |20% |рис, пшеница, мясо, молоко, |Парламент, Министерство |
| | |тарифы на электроэнергию, газ, |земледелия, лесов и |
| | |воду, ж/д услуги, образование, |рыболовства, Агентство |
| | |медицина |природных ресурсов, Бюро цен |
| | | |управления экономическим |
| | | |развитием |
|Австрия|10% |введена государственная монополия|Министерство экономики, |
| | |на табак, соль, услуги связи, ж/д|Министерство сельского |
| | |услуги, спиртные напитки; кроме |хозяйства, Министерство |
| | |того: цветные металлы, лекарства,|здравоохранения |
| | |энергетика | |
|Швей-ца|50% |зерно, картофель, мясо, свекла; |Федеральное ведомство по ценам,|
|рия | |ограниченное регулирование: |Фонд защиты прав потребителей |
| | |текстиль, музыкальные | |
| | |инструменты, игрушки | |
Тема 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ
1. Типы рыночных структур и их характеристика.
2. Виды издержек и доходов, которые используются при принятии экономических
решений в различных рыночных структурах (понятийный аппарат).
3. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Равновесие в
условиях современной конкуренции. Поведение фирмы. Стратегии
ценообразования в условиях современной конкуренции.
1. Типы рыночных структур и их характеристика
Тип рыночной структуры определяется факторами:
1) количество фирм-производителей, действующих на данном рынке
(конкуренты);
2) тип продукта;
3) контроль над ценами, и кем он осуществляется;
4) возможность входа и выхода, условия;
5) действие неценовых факторов конкуренции.
Типы:
1) совершенная конкуренция (абсолютно конкурентный рынок, чистая
конкуренция);
2) монополистическая конкуренция;
3) олигополия;
4) чистая монополия (монопольный рынок);
5) монопсония (1 потребитель и много изготовителей).
|Характери-ст|Свободная |Монополистическа|Олигополия |Монополия |
|ики |конкуренция |я конкуренция | | |
|1. |множество фирм |достаточно много|несколько |одна фирма |
|Количество |(в зависимости |фирм (СК>МК) |крупных фирм | |
|фирм |от отрасли) | | | |
|2. Тип |однородный |дифференцированн|и стандартный, и|уникальный |
|продукта |(стандартный |ый продукт, т.е.|дифференцированн|продукт (нигде |
| |продукт) |отличающийся от |ый |никем другим не |
| | |конкурентов | |выпускается) |
|3. Контроль |отсутствует |существует |ограничен |полный контроль |
|над ценами |контроль со |некоторый |контроль |монополиста (он |
| |стороны |контроль (но в |взаимной |определяет P и |
| |отдельного |малом сегменте) |зависимости фирм|Q) |
| |производителя | | | |
| |(цена | | | |
| |равновесия) | | | |
|4. Условия |довольно легко |сравнительно |существенные |вход и выход |
|входа и |(препятствия |легко |ограничения |контролируется |
|выхода |отсутствуют) | | |монополистом, он|
| | | | |препятствует |
| | | | |появлению |
| | | | |конкурента на |
| | | | |рынке |
|5. Неценовые|практически |очень сильны |О нет |3) Фирма терпит убытки, но|
|экономической прибыли, но |пытается их |
|фирма будет производить |минимизировать. |
|товары. | |
Фирма будет работать до тех пор, когда Р=AVC. Тогда фирма примет решение об
уходе с рынка.
Условие прекращения производства товара
|[pic] |Если цена равна минимуму АС, фирма не |
| |получает экономической прибыли. |
В условиях СК фирма, максимизирующая прибыль, может контролировать только
объем выпуска, учитывая вид своей функции издержек (то есть АС) и величину
цены, заданной рынком.
Специфическое условие на рынке СК: Р=MR=MC в точке равновесия.
Стратегии ценообразования в условиях СК:
1) Стратегия случайного снижения цен.
Суть: цена чуть-чуть завышается относительно рыночной, а затем
понижается.
2) Стратегия сигнализирования ценами.
Суть: потребитель не может получить информацию о качестве товара; немного
меняя цену, фирма сигнализирует о том, что качество ее товара лучше.
3) Стратегия цен на наборы товаров/услуг.
Суть: если потребитель купит один вид товара, то цена будет достаточно
высокой, но, покупая товар в наборе с другим, потребитель будет брать его
по более низкой цене.
Тема 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ
1. Особенности монополии как рыночной структуры.
2. Равновесие в условиях монополии. Условия максимизации прибыли и
особенности установления цены.
3. Дискриминационные цены и их определение.
4. Стратегии ценообразования в условиях монополии.
1. Особенности рынка монополии:
. На рынках монопольного типа существует единственный продавец.
. У товаров нет заменителей.
. Монополист является диктатором цены.
. Монополист блокирует вход на рынок конкурентам.
=> потребность в антимонопольном законодательстве.
Изменение совокупного, предельного и среднего дохода в условиях монополии
|P |Q |Доход |
| | |TR |MR |AR |
|6 |0 |0 |- |- |
|5 |1 |5 |5 |5 |
|4 |2 |8 |3 |4 |
|3 |3 |9 |1 |3 |
|2 |4 |8 |-1 |2 |
|1 |5 |5 |-3 |1 |
|Графическое определение |Аналитическое определение|
[pic]
- формула большого пальца
|MR = MC - условие | |
|равновесия монополиста на | |
|рынке | |
В условиях монополии MR меньше, чем AR. Соответственно, MR оказывается
меньше цены.
Сила монопольной власти L - показатель монополии. Если L=1, то это
монополия в чистом виде. Если L?1, то на рынке присутствует несколько
крупных монополий.
Изменение прибыли монополиста
|1) Монополист имеет |2) Фирма получает |
|экономическую прибыль |нормальную прибыль |
| |(работает без убытков) |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
3) Цена падает настолько, что Pм ED(P)2, P1 должна быть меньше, чем P2. Самая
низкая цена будет на том рынке, где самая высокая эластичность.
2) При ED(P)1 < ED(P)2, P1 > P2.
3) Если эластичность одинаковая, то ценовая дискриминация невозможна: P1 =
P2.
Условия ценовой дискриминации (для исключения перепродаж)
1) Препятствия при передвижении товара с одного рынка на другой (таможенные
барьеры).
2) Отдаленность рынка.
3) Специфика продукта.
4) Разделение рынков по качеству (также: мнимое качество).
В условиях монополии появляется возможность использовать стратегии
дискриминации цен по всем ее видам.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1. Характеристики рынка монополистической конкуренции.
2. Условия равновесия и определения цены.
3. Влияние рекламы на цены и прибыль.
4. Стратегии ценообразования на рынках монополистической конкуренции.
1. Характеристики:
. достаточное высокое количество фирм (продавцов), доля каждого около
1%;
. товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара другой
фирмы => дифференцированные товары;
. продавцы не считаются с реакцией соперников на цены и количество
выпускаемого товара;
. вход и выход на рынок относительно свободный, трудности возникают в
основном в связи с торговыми марками, присутствующими на рынке;
. очень сильна неценовая конкуренция;
. действие эффекта масштаба незначительно.
-----------------------
международный маркетинг
цены и конкуренциия
макроэкономика
микроэкономика
экономическая теория
соц.-псих. науки
экономика предпринимательства
маркетинг
менеджмент
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
теория спроса и предложения
методы установления цен
особ. установление цен и скидки
государственное регулирование цен
теория полезности
ценообразование в различных рыночных структурах
налоги и дотации
выигрыш потребителя/
изготовителя
Скон
С, Ц
Ц1
Ц2
Снач
Т (время)
S
D
P
Pe
Q
Qe
QB
QA
В
А
P
PB
PA
Q
D
P
4) ^ налоги
3) ^
4) ^ субсидии
1) ^
2) ^
S
QB
QA
В
А
PB
PA
Q
E
S
D
P
Pe
Q
Qe
P
E2
D2
E1
S
D1
Pe1
Q
Qe1
Pe2
Qe2
P
E1
D1
E2
S
D2
Pe2
Q
Qe2
Pe1
Qe1
P
E2
S2
E1
S1
D
Pe1
Q
Qe2
Pe2
Qe1
P
E1
S1
E2
S2
D
Pe2
Q
Qe1
Pe1
Qe2
E
P
S
D
Q
E
P
S
D
Q
P
A
B
Q
D
P1
P2
Q1
Q2
отклик 2-го рынка
отклик 1-го рынка
изменение
цены
Q21
Q22
Q12
D2
Q11
D1
Q
P
P2
P1
P
D
Q
P
D
Q
расход
доход
и т.д.
1
2
3
Q
Qd
P
P
?Q2
D2
?P
P
D1
?Q1
Qd
[pic]
10
2,5
P
10
2,5
Q
U
5
5
Y^
касательные с различным углом наклона (MRS)
Y
X
В
15
10
А
Y (лимонад)
X (pepsi)
Y
X
1
[pic]
[pic]
2
3
5
6
4
Y
E0
В1
А
В
А'
X
В'
x1
E1
E'
x0
x'
ЭЗ
ЭД
Это график для нормальных товаров, т.е. товар X и товар Y являются
полноценными благами.
E
D
B
2
1
C
А
Y
PB
PA
X
КБ
3
4
5
MRS
Y
X
БЛ
БЛ
БЛ
КБ
opt
Y
X
направление предпочтений
Y
X
Y
X
КБ
КБ
Y
X
КБ
КБ
Y
X
Y
X
Y
X
Y
X
Y
X
3
D
S
P1
Pe
P2
Q2
Q1
Qe
Устойчивое равновесие
1
2
4
5
6
D
S
P1
Pe
P2
Q2
Q1
Qe
Неустойчивое равновесие
D
S
Регулярные колебания вокруг положения равновесия
спек.
P
Dс
Dсовок.
e1
e2
D
S1
Q
PН
Pe2
Pe1
P
D
e1
e2
Sспекул + S2
PН
Pe2
Pe1
S2
нет пересечения (но может и быть)
Dсовок
DB
DC
DA
P3
P2
P1
Q
Q
Q
P
P
P
P
А
В
С
совокупный спрос
P
D
S
P,C
q
МС
Qe
P=МR=
=D=AR
qопт
C
Q
МС
выручка (доход)
хоз. изд.
усл. пост.
перем.
бухг. прибыль
неявн. изд.
1
2
экон. прибыль
(рента)
экон. издержки
явные издержки
L
S2
S
P2S
P2D
P
Q
E0
E2
E1S
Pe
Q0
Q2
D
vV
A
Потери общества L при введении налога (определенное количество продукции ?Q
недовыпущено)
?Q
S1
S
P1D
P1S
P
Q
E0
E1
E1S
Pe
Q1
Q0
^T
D
N
B
C
M
[pic]
[pic]
[pic]
AVС
P
P
Q
Pe
qопт
МС
q
P,C
AС
- выручка, соответствующая max прибыли; валовый доход
- экономическая прибыль (часть выручки! )
26990
0
q
FC
318
Пвал = TR - TC = = max расстояние
П
AС
60
240
МС
q
P,C
убытки
0
q
П
AVС
AС
60
250
МС
q
P,C
т. касания
0
q
П
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2
|