Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию малого предпринимательству в РФ
специализированных институтов (федерального фонда, региональных фондов), а
в наименьшей мере - для отраслевых лизинговых компаний, действующих в тех
сферах экономики, где участие малого бизнеса пока незначительно,
значительно ограничено естественными особенностями производства.
Действующая нормативно-правовая база в области лизинговых услуг:
формирование, состояние, недостатки
Рост числа субъектов лизинговых отношений и масштабов их экономической
активности потребовал совершенствования соответствующих разделов
хозяйственного права. Ряд принципиальных положений по регулированию
лизинговой деятельности зафиксированы в Гражданском кодексе РФ (параграф 6
главы 34). Высшим по правовой силе специальным нормативным документом в
сфере лизинговых операций в настоящее время остается Указ Президента
Российской Федерации N.1929 от 17 сентября 1994 г. “О развитии финансового
лизинга в инвестиционной деятельности”. Указанные документы (как и
упомянутые ниже правительственные постановления по лизингу) содержат много
общих, взаиморазвивающих положений, которые целесообразно рассмотреть
совместно, единым блоком.
Ключевое значение в указанных документах имеют следующие моменты. Прежде
всего, в нормативных документа дается определение лизинга как формы
хозяйственной деятельности (оно в наиболее общей формулировке приведено
нами выше), а также обозначается, что объектом указанных отношений может
быть любое движимое и недвижимое имущество, относимое к основным средствам,
а также имущественные права. Указ определил организационно-хозяйственную
форму создания лизинговых предприятий - как акционерные общества (главным
образом, открытого типа). Указом подчеркнута принципиальна важность
государственной поддержки участников лизинговых отношений, прежде всего,
лизинговых компаний (лизингодателей). Наконец, Указ предусматривал
предложения по подписанию Россией Оттавской конвенции о международном
финансовом лизинге 1988 г., хотя Федеральный закон о присоединении России к
указанной концепции (т.е. об официальном подписании этого документа
российской стороной) был принят лишь в феврале 1998 г..
Гражданский кодекс (ГК РФ) и Указ содержат ряд других важных положений в
области регулирования лизинговых отношений, прав и ответственности их
участников. В частности, в статье 666 ГК РФ отмечается, что предметом
договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи,
используемые дл предпринимательской деятельности, кроме земельных участков
и других природных объектов (фактически это уже преодолено реальной
практикой лизинговых отношений, в частности, в агропромышленном комплексе -
АПК. Некоторые аспекты правового регулирования лизинговых отношений в АПК
мы рассмотрим ниже). Согласно статье 667 ГК РФ арендодатель, приобретая
имущество для арендатора, должен уведомить продавца о том, что имущество
предназначено дл передачи его в аренду определенному юридическому или
физическому лицу. Это связано с тем, что договор лизинга, как правило,
порождает прямые хозяйственные отношения между продавцом и
лизингополучателем (например, по гарантийному обслуживанию, поставкам
запасных частей и пр.). При этом статья 668 ГК РФ предусматривает, что,
если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, имущество,
являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно
арендатору в месте нахождения последнего.
В соответствии со статьей 670 ГК РФ (ч.1), арендатор вправе предъявлять
непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора
финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи,
заключенного между продавцом и арендодателем, в частности в отношении
качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях
ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом арендатор имеет права
и исполняет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для покупателя,
кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был
стороной договора купли-продажи указанного имущества. Однако арендатор не
может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласи
арендодателя. Законом устанавливается также, что если по договору аренды
выбор предмета аренды и, главное, его продавца целиком лежит на арендаторе,
то арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета
аренды и продавца и связанные с этим последствия.
В порядке детализации соответствующих положений ГК РФ и практической
реализации названного выше Указа Президента России был выпущен ряд
Правительственных документов по регулированию лизинговых операций и
связанных с ними хозяйственных отношений. Так, Правительством РФ были
приняты меры к урегулированию общих вопросов лицензировани хозяйственной
деятельности в области предоставления услуг финансового лизинга. Таким
образом, хозяйственная деятельность в качестве лизингодателя была отнесена
к лицензируемой, а функции указанного лицензирования Постановлением
Правительства РФ “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой
деятельности в Российской Федерации” № 167 от 26 февраля 1996 г. были
возложена на Министерство экономики России в лице его Регистрационной
Палаты.
Как устанавливает Положение, лицензи на право осуществления лизинговых
операций должна содержать следующие сведения:
наименование лицензионного органа, выдавшего лицензию;
наименование и юридический адрес лизинговой компании, получающей лицензию;
вид лицензируемой деятельности;
срок действия лицензии;
условия осуществления данного вида деятельности;
регистрационный номер и дата выдачи лицензии.
Положение о лицензировании устанавливает требования (условия) к выдаче
лицензии на право осуществления лизинговой деятельности, которые в принципе
достаточно традиционны для практики лицензирования различных видов
хозяйственной деятельности вообще (наличие учредительных и регистрационных
документов, уплата уставного капитала и пр.)
Вместе с тем, особенностью данного документа (Положения) является введение
требований не только к выдаче, но и к действию лицензии на право
осуществления лизинговых операций. В Положении, в частности, отмечается,
что обязательным условием действия лицензии является выполнение лизинговой
компанией таких требований, как соблюдение законодательных и иных
нормативных правовых актов, включая само Положение; практическое
осуществление деятельности в качестве лизингодателя (наличие не менее
одного договора финансового лизинга, находящегося в стадии реализации в
течение срока действия лицензии); приоритетность лизинговой деятельности по
отношению к иным видам хозяйственной деятельности, осуществляемым
лизинговой компанией (не менее 40 процентов дохода от реализации лизинговых
услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной
деятельности за год).
Наибольшее значение для развития рынка лизинговых услуг по-прежнему имеет
Постановление Правительства РФ “О развитии лизинга в инвестиционной
деятельности” (N.633 от 29 июня 1995г.) и утвержденное им “Временное
положение о лизинге”. В правительственном Постановлении обращают на себя
внимание следующие основные моменты. Прежде всего, Постановление
предусматривало подготовку проекта федеральной программы лизинга в
Российской Федерации на 1996-2000 г.г., которая бы включала комплекс мер по
техническому перевооружению предприятий и государственной поддержке
создаваемых лизинговых компаний. Фактически такая Программа была
подготовлена позднее, как Программа на 1997-2000 годы, и утверждена
соответствующим Постановлением Правительства РФ.
Существенен и такой пункт Постановления, как создание Фонда содействи
развитию лизинга. По данным “Рослизинга”, если такой (государственный или с
государственным участием) Фонд официально и зарегистрирован, то никаких
реальных результатов и даже “следов” его деятельности в сфере лизинговых
отношений пока не наблюдается.
Постановление предусматривало ряд предложений по внесению изменений и
дополнений в действующее налоговое законодательство, в частности:
освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на
прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со
сроком действия не менее 3 лет;
освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на
прибыль, получаемую ими от предоставлени кредитов на срок 3 года и более
для реализации операций финансового лизинга (выполнени лизинговых
договоров);
освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на
добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг, с сохранением
действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при
приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.
Тем же Постановлением Правительства было введено в действие “Временное
положение о лизинге”. Положение определило понятие трех основных сторон
лизинговых отношений, а также допустило возможность действия в качестве
любого из субъектов лизинговых отношений не только российских физических и
юридических лиц (с исключительно российской собственностью на капитал), но
и предприятий с участием иностранного капитала, действующих на основе
закона об иностранных инвестициях. Положение наряду с “внутренним” лизингом
также допускает возможность международного лизинга, когда один или
несколько субъектов лизинговых отношений являются нерезидентами в
соответствии с Российским законодательством. Это дает возможность выхода
лизинговых отношений на внешние рынки, усиления конкуренции производителей
и, следовательно, улучшени условий лизинговых сделок дл лизингополучателей.
Последние, таким образом, получают к самому современному и
производительному оборудованию.
В соответствии с Положением, право пользования лизинговым имуществом
принадлежит лизингополучателю только на условиях, определенных договором
лизинга. Положение прямо устанавливает, что лизинговое имущество
используется лизингополучателем только в предпринимательских целях. В
соответствии с Положением, общая сумма лизинговых платежей включает в себя:
сумму, возмещающую полную (или близкую к ней) стоимость лизингового
имущества;
сумму, выплачиваемую лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им
дл приобретения имущества по договору лизинга;
комиссионное вознаграждение лизингодателю;
сумму, выплачиваемую за страхование лизингового имущества, если оно было
застраховано лизингодателем;
иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
Положение предварительно установило, что лизинговые платежи в полном объеме
включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной
лизингополучателем, что полностью “выводит” лизинговые платежи из-под
налогообложения по прибыли. Позднее это положение было закреплено в
специальном Постановлении Правительства РФ (“О мероприятиях по развитию
лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы” № 915 от 21 июля 1997
г.).
Большое значение для решения вопросов правового регулирования лизинговой
деятельности имело Постановление Правительства РФ № 915 от 21 июля 1997 г.
“О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000
годы”. В данном случае важно то, что в числе предусмотренных Постановлением
мероприятий был обозначен ряд пунктов, касающихся вопросов нормативного
регулирования лизинговой деятельности, в частности, ее международных
аспектов. Постановлением предусматривалась подготовка таких документов, как
предложений о снижении ставок таможенных пошлин на ввозимые в Российскую
Федерацию виды технологического оборудования, не имеющего отечественных
аналогов; методических указаний по проведению международных лизинговых
операций; предложений о порядке валютного регулирования и валютного
контроля за осуществлением лизинговых операций в Российской Федерации.
Примером активного внутриотраслевого регулирования лизинговых отношений
может служить развитие лизинговых услуг в агропромышленном комплексе (АПК),
тем более, что это - перспективная сфера развития малого бизнеса, например,
в форме малых перерабатывающих, сервисных и иных предприятий. Этот круг
вопросов включен в Федеральный закон “О государственном регулировании
агропромышленного производства” № 100-ФЗ 14 июл 1997 г. Характерно, что
здесь вопросы развити лизинговых отношений (и это целесообразно и дл сферы
малого предпринимательства в целом) прямо рассматриваются в рамках политики
государственной поддержки конкретных отраслей хозяйства.
Перечень имущества, являющегояс предметом лизинга, ставки арендной платы,
источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия
лизинга в сфере агропромышленного производства определяются соответственно
Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. (Постановлением Правительства РФ “О
совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе
Российской Федерации” № 1367 от 29 октября 1997 г. утвержден порядок
обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и
приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга)).
Основные выводы по блоку вопросов нормативно - правового регулирования
лизинговых отношений могут быть сформулированы следующим образом:
действующая нормативно-правовая база рынка лизинговых услуг допускает
возможность практического развития лизинговых отношений, однако не
покрывает многих важных и перспективных направлений этих отношений, что
существенно ограничивает их вклад в наращивание инвестиционной активности в
российской экономике;
действующая нормативно-правовая база рынка лизинговых услуг не содержит
положений о льготах и преимуществах малых предприятий как участников
лизинговых отношений, что снижает доступность этих услуг для них.
Все сказанное выше позволяет характеризовать нормативно-правовую базу
развития рынка лизинговых услуг в российской экономике как
неудовлетворительную, в том числе и с точки зрения привлечения на этот
рынок малых предприятий России.
Новый Федеральный закон “О лизинге” и проблемы учета интересов малого
предпринимательства в сфере лизинговых услуг.
Несмотря на обилие отдельных, часто фрагментарных нормативных документов,
основна нагрузка в обеспечении качественно нового уровня правового
регулирования рынка лизинговых услуг и его доступности для представителей
малого бизнеса ложится на Федеральный закон “О лизинге”.
Как уже было отмечено, еще несколько лет назад предполагалась подготовка
данного закона с учетом специфики интересов малого предпринимательства в
сфере лизинговых услуг. К сожалению нынешний вариант закона “освобожден” от
проблематики малого предпринимательства.
Закон не учитывает специфику входа малых предприятий на рынок лизинговых
услуг, что проявляется в отсутствии достаточных собственных реальных
активов, которые могли бы являться обеспечением лизинговой сделки; в
ограниченности оборотных средств дл эффективной реализации инвестиционного
проекта через систему лизинга; в недостаточно высоком уровне менеджмента по
долговременным инвестиционным проектам; в слабом развитии (или ограниченной
доступности для МП) ряда рынков, смежных с рынком лизинговых услуг
(технических услуг, сырья и материалов и прочее). Если это не было
предметом самой лизинговой сделки, проектом закона это предусмотрено в виду
так называемых “дополнительных услуг”). По существу, имеющийс законопроект
не изменяет нынешней ситуации, при которой специальных льгот в сфере
лизинга дл малых предприятиях не предусмотрено.
Это тем более ущербно для качества данного нормативного документа,
поскольку (в отличие от многих других подобных законопроектов) он включает
в себя особую главу “Государственная поддержка лизинговой деятельности”. Не
оспаривая необходимость такой поддержки в целом, следует заметить, что
изложенные в документе формы и масштабы государственной поддержки
лизинговой деятельности плохо корреспондируют с принципами рыночной
экономики, малореальны с экономической точки зрения. Скорее всего,
государственна поддержка лизинговой деятельности с учетом реально
располагаемых финансово-бюджетных ресурсов может иметь только селективный
или “точечный” характер, причем одной из таких точек как раз могло бы стать
оказание лизинговых услуг сфере малого предпринимательства.
Именно в отношении малых предприятий (хотя, естественно, и не только их)
могли бы быть интерпретированы или переориентированы такие важные
положения, содержащиеся в имеющемс законопроекте, как:
предоставление в законодательном порядке целевых налоговых льгот лизинговым
компаниям;
создание залоговых фондов дл обеспечения банковских инвестиций в лизинг с
использованием государственного имущества;
долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры
лизинговой деятельности;
выделение предприятиям, осуществляющим лизинг, заказов на поставку товаров
для государственных нужд (государство как лизингополучатель?);
использование в качестве объекта лизинга товаров, закупаемых в виде
государственного заказа и передаваемых лизинговым компаниям для льготных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|