МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление недостатков, препятствующих успешному развитию малого предпринимательству в РФ

    специализированных институтов (федерального фонда, региональных фондов), а

    в наименьшей мере - для отраслевых лизинговых компаний, действующих в тех

    сферах экономики, где участие малого бизнеса пока незначительно,

    значительно ограничено естественными особенностями производства.

    Действующая нормативно-правовая база в области лизинговых услуг:

    формирование, состояние, недостатки

    Рост числа субъектов лизинговых отношений и масштабов их экономической

    активности потребовал совершенствования соответствующих разделов

    хозяйственного права. Ряд принципиальных положений по регулированию

    лизинговой деятельности зафиксированы в Гражданском кодексе РФ (параграф 6

    главы 34). Высшим по правовой силе специальным нормативным документом в

    сфере лизинговых операций в настоящее время остается Указ Президента

    Российской Федерации N.1929 от 17 сентября 1994 г. “О развитии финансового

    лизинга в инвестиционной деятельности”. Указанные документы (как и

    упомянутые ниже правительственные постановления по лизингу) содержат много

    общих, взаиморазвивающих положений, которые целесообразно рассмотреть

    совместно, единым блоком.

    Ключевое значение в указанных документах имеют следующие моменты. Прежде

    всего, в нормативных документа дается определение лизинга как формы

    хозяйственной деятельности (оно в наиболее общей формулировке приведено

    нами выше), а также обозначается, что объектом указанных отношений может

    быть любое движимое и недвижимое имущество, относимое к основным средствам,

    а также имущественные права. Указ определил организационно-хозяйственную

    форму создания лизинговых предприятий - как акционерные общества (главным

    образом, открытого типа). Указом подчеркнута принципиальна важность

    государственной поддержки участников лизинговых отношений, прежде всего,

    лизинговых компаний (лизингодателей). Наконец, Указ предусматривал

    предложения по подписанию Россией Оттавской конвенции о международном

    финансовом лизинге 1988 г., хотя Федеральный закон о присоединении России к

    указанной концепции (т.е. об официальном подписании этого документа

    российской стороной) был принят лишь в феврале 1998 г..

    Гражданский кодекс (ГК РФ) и Указ содержат ряд других важных положений в

    области регулирования лизинговых отношений, прав и ответственности их

    участников. В частности, в статье 666 ГК РФ отмечается, что предметом

    договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи,

    используемые дл предпринимательской деятельности, кроме земельных участков

    и других природных объектов (фактически это уже преодолено реальной

    практикой лизинговых отношений, в частности, в агропромышленном комплексе -

    АПК. Некоторые аспекты правового регулирования лизинговых отношений в АПК

    мы рассмотрим ниже). Согласно статье 667 ГК РФ арендодатель, приобретая

    имущество для арендатора, должен уведомить продавца о том, что имущество

    предназначено дл передачи его в аренду определенному юридическому или

    физическому лицу. Это связано с тем, что договор лизинга, как правило,

    порождает прямые хозяйственные отношения между продавцом и

    лизингополучателем (например, по гарантийному обслуживанию, поставкам

    запасных частей и пр.). При этом статья 668 ГК РФ предусматривает, что,

    если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, имущество,

    являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно

    арендатору в месте нахождения последнего.

    В соответствии со статьей 670 ГК РФ (ч.1), арендатор вправе предъявлять

    непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора

    финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи,

    заключенного между продавцом и арендодателем, в частности в отношении

    качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях

    ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом арендатор имеет права

    и исполняет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для покупателя,

    кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был

    стороной договора купли-продажи указанного имущества. Однако арендатор не

    может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласи

    арендодателя. Законом устанавливается также, что если по договору аренды

    выбор предмета аренды и, главное, его продавца целиком лежит на арендаторе,

    то арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета

    аренды и продавца и связанные с этим последствия.

    В порядке детализации соответствующих положений ГК РФ и практической

    реализации названного выше Указа Президента России был выпущен ряд

    Правительственных документов по регулированию лизинговых операций и

    связанных с ними хозяйственных отношений. Так, Правительством РФ были

    приняты меры к урегулированию общих вопросов лицензировани хозяйственной

    деятельности в области предоставления услуг финансового лизинга. Таким

    образом, хозяйственная деятельность в качестве лизингодателя была отнесена

    к лицензируемой, а функции указанного лицензирования Постановлением

    Правительства РФ “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой

    деятельности в Российской Федерации” № 167 от 26 февраля 1996 г. были

    возложена на Министерство экономики России в лице его Регистрационной

    Палаты.

    Как устанавливает Положение, лицензи на право осуществления лизинговых

    операций должна содержать следующие сведения:

    наименование лицензионного органа, выдавшего лицензию;

    наименование и юридический адрес лизинговой компании, получающей лицензию;

    вид лицензируемой деятельности;

    срок действия лицензии;

    условия осуществления данного вида деятельности;

    регистрационный номер и дата выдачи лицензии.

    Положение о лицензировании устанавливает требования (условия) к выдаче

    лицензии на право осуществления лизинговой деятельности, которые в принципе

    достаточно традиционны для практики лицензирования различных видов

    хозяйственной деятельности вообще (наличие учредительных и регистрационных

    документов, уплата уставного капитала и пр.)

    Вместе с тем, особенностью данного документа (Положения) является введение

    требований не только к выдаче, но и к действию лицензии на право

    осуществления лизинговых операций. В Положении, в частности, отмечается,

    что обязательным условием действия лицензии является выполнение лизинговой

    компанией таких требований, как соблюдение законодательных и иных

    нормативных правовых актов, включая само Положение; практическое

    осуществление деятельности в качестве лизингодателя (наличие не менее

    одного договора финансового лизинга, находящегося в стадии реализации в

    течение срока действия лицензии); приоритетность лизинговой деятельности по

    отношению к иным видам хозяйственной деятельности, осуществляемым

    лизинговой компанией (не менее 40 процентов дохода от реализации лизинговых

    услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной

    деятельности за год).

    Наибольшее значение для развития рынка лизинговых услуг по-прежнему имеет

    Постановление Правительства РФ “О развитии лизинга в инвестиционной

    деятельности” (N.633 от 29 июня 1995г.) и утвержденное им “Временное

    положение о лизинге”. В правительственном Постановлении обращают на себя

    внимание следующие основные моменты. Прежде всего, Постановление

    предусматривало подготовку проекта федеральной программы лизинга в

    Российской Федерации на 1996-2000 г.г., которая бы включала комплекс мер по

    техническому перевооружению предприятий и государственной поддержке

    создаваемых лизинговых компаний. Фактически такая Программа была

    подготовлена позднее, как Программа на 1997-2000 годы, и утверждена

    соответствующим Постановлением Правительства РФ.

    Существенен и такой пункт Постановления, как создание Фонда содействи

    развитию лизинга. По данным “Рослизинга”, если такой (государственный или с

    государственным участием) Фонд официально и зарегистрирован, то никаких

    реальных результатов и даже “следов” его деятельности в сфере лизинговых

    отношений пока не наблюдается.

    Постановление предусматривало ряд предложений по внесению изменений и

    дополнений в действующее налоговое законодательство, в частности:

    освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на

    прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со

    сроком действия не менее 3 лет;

    освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на

    прибыль, получаемую ими от предоставлени кредитов на срок 3 года и более

    для реализации операций финансового лизинга (выполнени лизинговых

    договоров);

    освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на

    добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг, с сохранением

    действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при

    приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.

    Тем же Постановлением Правительства было введено в действие “Временное

    положение о лизинге”. Положение определило понятие трех основных сторон

    лизинговых отношений, а также допустило возможность действия в качестве

    любого из субъектов лизинговых отношений не только российских физических и

    юридических лиц (с исключительно российской собственностью на капитал), но

    и предприятий с участием иностранного капитала, действующих на основе

    закона об иностранных инвестициях. Положение наряду с “внутренним” лизингом

    также допускает возможность международного лизинга, когда один или

    несколько субъектов лизинговых отношений являются нерезидентами в

    соответствии с Российским законодательством. Это дает возможность выхода

    лизинговых отношений на внешние рынки, усиления конкуренции производителей

    и, следовательно, улучшени условий лизинговых сделок дл лизингополучателей.

    Последние, таким образом, получают к самому современному и

    производительному оборудованию.

    В соответствии с Положением, право пользования лизинговым имуществом

    принадлежит лизингополучателю только на условиях, определенных договором

    лизинга. Положение прямо устанавливает, что лизинговое имущество

    используется лизингополучателем только в предпринимательских целях. В

    соответствии с Положением, общая сумма лизинговых платежей включает в себя:

    сумму, возмещающую полную (или близкую к ней) стоимость лизингового

    имущества;

    сумму, выплачиваемую лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им

    дл приобретения имущества по договору лизинга;

    комиссионное вознаграждение лизингодателю;

    сумму, выплачиваемую за страхование лизингового имущества, если оно было

    застраховано лизингодателем;

    иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.

    Положение предварительно установило, что лизинговые платежи в полном объеме

    включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной

    лизингополучателем, что полностью “выводит” лизинговые платежи из-под

    налогообложения по прибыли. Позднее это положение было закреплено в

    специальном Постановлении Правительства РФ (“О мероприятиях по развитию

    лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы” № 915 от 21 июля 1997

    г.).

    Большое значение для решения вопросов правового регулирования лизинговой

    деятельности имело Постановление Правительства РФ № 915 от 21 июля 1997 г.

    “О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000

    годы”. В данном случае важно то, что в числе предусмотренных Постановлением

    мероприятий был обозначен ряд пунктов, касающихся вопросов нормативного

    регулирования лизинговой деятельности, в частности, ее международных

    аспектов. Постановлением предусматривалась подготовка таких документов, как

    предложений о снижении ставок таможенных пошлин на ввозимые в Российскую

    Федерацию виды технологического оборудования, не имеющего отечественных

    аналогов; методических указаний по проведению международных лизинговых

    операций; предложений о порядке валютного регулирования и валютного

    контроля за осуществлением лизинговых операций в Российской Федерации.

    Примером активного внутриотраслевого регулирования лизинговых отношений

    может служить развитие лизинговых услуг в агропромышленном комплексе (АПК),

    тем более, что это - перспективная сфера развития малого бизнеса, например,

    в форме малых перерабатывающих, сервисных и иных предприятий. Этот круг

    вопросов включен в Федеральный закон “О государственном регулировании

    агропромышленного производства” № 100-ФЗ 14 июл 1997 г. Характерно, что

    здесь вопросы развити лизинговых отношений (и это целесообразно и дл сферы

    малого предпринимательства в целом) прямо рассматриваются в рамках политики

    государственной поддержки конкретных отраслей хозяйства.

    Перечень имущества, являющегояс предметом лизинга, ставки арендной платы,

    источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия

    лизинга в сфере агропромышленного производства определяются соответственно

    Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти

    субъектов Российской Федерации. (Постановлением Правительства РФ “О

    совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе

    Российской Федерации” № 1367 от 29 октября 1997 г. утвержден порядок

    обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и

    приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга)).

    Основные выводы по блоку вопросов нормативно - правового регулирования

    лизинговых отношений могут быть сформулированы следующим образом:

    действующая нормативно-правовая база рынка лизинговых услуг допускает

    возможность практического развития лизинговых отношений, однако не

    покрывает многих важных и перспективных направлений этих отношений, что

    существенно ограничивает их вклад в наращивание инвестиционной активности в

    российской экономике;

    действующая нормативно-правовая база рынка лизинговых услуг не содержит

    положений о льготах и преимуществах малых предприятий как участников

    лизинговых отношений, что снижает доступность этих услуг для них.

    Все сказанное выше позволяет характеризовать нормативно-правовую базу

    развития рынка лизинговых услуг в российской экономике как

    неудовлетворительную, в том числе и с точки зрения привлечения на этот

    рынок малых предприятий России.

    Новый Федеральный закон “О лизинге” и проблемы учета интересов малого

    предпринимательства в сфере лизинговых услуг.

    Несмотря на обилие отдельных, часто фрагментарных нормативных документов,

    основна нагрузка в обеспечении качественно нового уровня правового

    регулирования рынка лизинговых услуг и его доступности для представителей

    малого бизнеса ложится на Федеральный закон “О лизинге”.

    Как уже было отмечено, еще несколько лет назад предполагалась подготовка

    данного закона с учетом специфики интересов малого предпринимательства в

    сфере лизинговых услуг. К сожалению нынешний вариант закона “освобожден” от

    проблематики малого предпринимательства.

    Закон не учитывает специфику входа малых предприятий на рынок лизинговых

    услуг, что проявляется в отсутствии достаточных собственных реальных

    активов, которые могли бы являться обеспечением лизинговой сделки; в

    ограниченности оборотных средств дл эффективной реализации инвестиционного

    проекта через систему лизинга; в недостаточно высоком уровне менеджмента по

    долговременным инвестиционным проектам; в слабом развитии (или ограниченной

    доступности для МП) ряда рынков, смежных с рынком лизинговых услуг

    (технических услуг, сырья и материалов и прочее). Если это не было

    предметом самой лизинговой сделки, проектом закона это предусмотрено в виду

    так называемых “дополнительных услуг”). По существу, имеющийс законопроект

    не изменяет нынешней ситуации, при которой специальных льгот в сфере

    лизинга дл малых предприятиях не предусмотрено.

    Это тем более ущербно для качества данного нормативного документа,

    поскольку (в отличие от многих других подобных законопроектов) он включает

    в себя особую главу “Государственная поддержка лизинговой деятельности”. Не

    оспаривая необходимость такой поддержки в целом, следует заметить, что

    изложенные в документе формы и масштабы государственной поддержки

    лизинговой деятельности плохо корреспондируют с принципами рыночной

    экономики, малореальны с экономической точки зрения. Скорее всего,

    государственна поддержка лизинговой деятельности с учетом реально

    располагаемых финансово-бюджетных ресурсов может иметь только селективный

    или “точечный” характер, причем одной из таких точек как раз могло бы стать

    оказание лизинговых услуг сфере малого предпринимательства.

    Именно в отношении малых предприятий (хотя, естественно, и не только их)

    могли бы быть интерпретированы или переориентированы такие важные

    положения, содержащиеся в имеющемс законопроекте, как:

    предоставление в законодательном порядке целевых налоговых льгот лизинговым

    компаниям;

    создание залоговых фондов дл обеспечения банковских инвестиций в лизинг с

    использованием государственного имущества;

    долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры

    лизинговой деятельности;

    выделение предприятиям, осуществляющим лизинг, заказов на поставку товаров

    для государственных нужд (государство как лизингополучатель?);

    использование в качестве объекта лизинга товаров, закупаемых в виде

    государственного заказа и передаваемых лизинговым компаниям для льготных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.