Закон РФ о государственной тайне
Закон РФ о государственной тайне
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1
"О государственной тайне"
С изменениями в соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и
дополнений в Закон РФ “О государственной тайне” от 6 октября 1977 г. № 131-
ФЗ.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением
сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и
защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Раздел I. Общие Положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории
Российской Федерации и за ее пределами органами, законодательной,
исполнительной и судебной властей (далее - органы государственной
власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы
собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации,
взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять
требования
законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его
военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение
которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну, -
материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения,
составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде
символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты
государственной тайны используемых ими средств и методов защиты сведений,
составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий,
проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне - процедура оформления права гражданина
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий,
учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких
сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, -
санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного
лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности
сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и
(или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации - технические, криптографические,
программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений,
составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а
также средства контроля эффективности защиты информации.
перечень сведений, составляющих государственную тайну,
-совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения
относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в
порядке, установленных федеральным законодательством
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о
государственной тайне
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской
Федерации" О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения
других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с
защитой государственной тайны.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и
должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и
их защиты
1. Палаты Федерального Собрания:
-осуществляют законодательное регулирование отношений в области
государственной тайны;
-рассматривают статьи в части средств, федерального бюджета
направляемых на реализацию государственных программ в области защиты
государственной тайны;
-определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального
Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального
Собрания;
2. Президент Российской Федерации:
утверждает государственные программы в области защиты государственной
тайны
-утверждает по представлению Правительства Российской Федерации
состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной
тайны и положение о ней;
-утверждает по представлению Правительства Российской Федерации
Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых
полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
-заключает международные договоры Российской Федерации о совместном
использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
-определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты
государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с
отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или
рассекречиванием и их защитой
3. Правительство Российской Федерации:
-организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной
тайне";
-представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав,
структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и
положение о ней;
-представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень
должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по
отнесению сведений к государственной тайне;
-устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к
государственной тайне;
-организует разработку и выполнение государственных программ в
области защиты государственной тайны;
-определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты
государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;
-устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам,
допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам
структурных подразделений по защите государственной тайны;
-устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в
результате несанкционированного распространения сведений, составляющих
государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в
результате ее засекречивания;
-заключает межправительственные соглашения, принимает меры по
выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном
использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну,
принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам.
-в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с
отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или
рассекречиванием и их защитой
4. органы государственной власти субъектов Российской Федерации
полномочные и органы местного самоуправления во взаимодействии с
органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах
соответствующих территорий:
- обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной
власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих
государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
-обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им
предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями
актов законодательства Российской Федерации;
-обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных
мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
-реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению
прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к
сведениям, составляющим государственную тайну;
-вносят в полномочные органы государственной власти предложения по
совершенствованию системы защиты государственной тайны.
5. Органы судебной власти:
-рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях
законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
-обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной
власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью
по защите государственной тайны;
-обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной
тайны;
-определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты
государственной тайны в органах судебной власти.
Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную
тайну
Статья 5. Перечень сведений ,составляющих государственную тайну
- Государственную тайну составляют:
-1) сведения в военной области:
-о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого
управления по подготовке и проведению операций, стратегическому,
оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных
Федеральным законом “Об обороне”, об их боевой и мобилизационной
готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
-о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной
техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации
образцов вооружения и военной техники;
-о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о
хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся
ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических
средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от
несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и
специальных физических установках оборонного значения;
-о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого
применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах , рецептурах
или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых
веществ военного назначения;
- о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и
особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации,
а также об отводе земель, недр и акваторий для их объектов;
-о дислокации, действительных наименованиях, об организационной
структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого
обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники:
-о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных
регионов к возможным военным действиям ,о мобилизационных мощностях
промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об
объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и
материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании
государственных материальных резервов;
- об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях
обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
-о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении
и степени защищенности объектов административного управления, о степени
обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в
Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
-об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа , о
выпуске и поставках (в денежном и натуральном выражении) вооружения,
военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании
мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о
разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и
другой оборонной продукции;
-о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-
конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное
оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
- об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов
платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других
стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку,
определяемому Правительством Российской Федерации);
3) сведения в области внешней политики и экономики:
- о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской
Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб
безопасности государства;
-о финансовой политике в отношении иностранных государств (за
исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о
финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное
распространение которых может нанести ущерб безопасности государства
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности:
-о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах
разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти
данные раскрывают перечисленные сведения;
- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе
с органами, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную и
оперативно-розыскную деятельность;
-об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности
объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой
деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
-о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе
кодированной засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении
шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных
средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических
системах специального назначения;
-о методах и средствах защиты секретной информации;
-об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
-о защите государственной границы Российской Федерации, исключительной
экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
-о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны,
безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской
Федерации;
-о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия проводимые в целях
обеспечения безопасности государства.
Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их
засекречивание.
Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и
засекречивания этих сведений
- отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание -
введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений,
составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на
доступ к их носителям.
-отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и
своевременности. Законность засекречивания сведений заключается в
соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего
Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.
-Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их
засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки
целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных
экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно
важных интересов государства, общества и граждан.
-Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их
засекречивание заключается в установлении
ограничений на распространение этих сведений с момента их получения
(разработки) или заблаговременно.
Статья 7 . Сведения не подлежащие отнесению к государственной тайне и
засекречиванию
- Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию
сведения:
-о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и
здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, и
конфиденциальных прогнозах и последствиях;
-о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии,
образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии
преступности;
-о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством
гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
-о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
-о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах
Российской Федерации;
-о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
-о фактах нарушения законности органами государственной власти и их
должностными лицами.
-Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных
сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих
государственную тайну, несут уголовную, административную или
дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу,
государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане
вправе обжаловать такие решения в суд.
Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности
носителей этих сведений
-Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну,
должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен
безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных
сведений.
-Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих
государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности
Страницы: 1, 2, 3
|