Толкование правовых норм
закона , но не выразил .При логическом толковании применяются все законы
формальной логики (тождества , непротиворечия , исключенного третьего ,
достаточного основания) , логические операции (анализ и синтез , построение
силлогизма и др.).Особенностью этого приема толкования является то , что
приходится учитывать специфику изложения мысли законодателя в тексте закона
, содержащем и образные выражения , и специальные термины .Поэтому тексты
нередко подлежат логическому преобразованию с позиции так называемого
здравого смысла.
Вопрос о логическом способе толкования в юридической науке
является спорным . Некоторые авторы не рассматривают применение законов
логики в качестве самостоятельного приема , не отрицая их значения .
г.) Систематическое толкование.
Необходимость систематического толкования вытекает из такого свойства, как
системность права . Правовая норма –составная часть целостной и единой
системы права . Нормы права регулируют общественные отношения не
изолированно друг от друга , а во взаимосвязи и взаимодействии . Правовую
норму можно понять до конца , если учитывать эти связи и взаимовлияния
.Систематическое толкование признается всеми авторами в качестве
самостоятельного приема .
Систематическое толкование заключается в уяснении смысла толкуемой нормы
путем сопоставления ее с иными нормами.
При систематическом толковании , во-первых , раскрывается смысл правовой
нормы в зависимости от места , которое она занимает в системе кодекса или
нормативного акта , в зависимости от того , в каком по значимости
нормативном акте эта норма сформулирована , во-вторых , сравниваем
исследуемую правовую норму с другими нормами данной отрасли права , а также
с нормами других отраслей , с которыми первая находится в той или иной
связи и взаимодействии. Установление связи толкуемой нормы с другой может
уточнить первую норму без изменения ее содержания.
В других случаях , близкая по содержанию норма может дополнять
предписание толкуемой нормы. Так же одна норма может устанавливать
определенные исключения из общего правила, сформулированного в другой
норме , изменить в определенной степени содержание нормы , ограничить или
расширить объем ее действия , круг лиц , участвующих в правоотношениях ,
условия применения этой нормы , понимание того или иного термина . Наконец
, другая ,близкая по значению правовая норма может частично или в полном
объеме противоречить содержанию исследуемой нормы. В данном случае
систематическое толкование позволяет выявить такие нормы , которые
формально не отменены , но фактически заменены другими и поэтому являются
ничтожными , не осуществляются .Но в большинстве случаев иные нормы не
изменяют содержание толкуемой , но имеют огромное значение для более
правильного и глубокого познания ее смысла .Еще одной формой связи ,
которую необходимо учитывать при систематическом толковании , является
связь конкретных норм с общей частью той же отрасли права . Рассмотрение
этой связи может во многом уточнить и глубже раскрыть смысл толкуемой нормы
, определить ее общую направленность .
Зачастую сам текст нормативного акта содержит основание для
систематического толкования . К нему приходится прибегать при
реализации бланкетных и отсылочных норм . Способ формирования
отсылочных статей таков , что норма , которая лишь частично очерчена в
статье , не может быть уяснена без привлечения статей , которым
адресуется отсылочная статья .Охранительные нормы бланкетного характера
устанавливают ответственность за нарушение других норм специального
характера . Благодаря систематическому толкованию , можно выявить
юридическую силу правовой нормы , сферу ее действия , принадлежность к
определенной отрасли , институту права .
д.) Историко-политическое толкование.
Цель историко - политического толкования – установить смысл норм
права , исходя из условий их возникновения .Без исследования
политического и социально-экономического значения правовых предписаний
в конкретных исторических условиях невозможно полностью и глубоко
познать ее смысл .При историко – политическом толковании интерпретатор
опирается на факты , связанные с историей возникновения толкуемых норм.
Прежде всего необходимо выявить , с какой целью издана данная норма
права , каков ее социально –политический смысл . Большое значение имеет
сравнение ныне действующего нормативного акта с ранее действующим ,
изучение причины изменения соответствующих норм . Если между условиями
времени издания и времени применения закона нет существенной разницы ,
то их исследование не окажет значительного влияния на толкование
закона .Историко - политическое толкование тем более необходимо в
условиях , когда закон устарел и не отражает объективных условий
времени его применения .
е) .Специально-юридическое толкование.
Выражение воли законодателя , содержащейся в нормах права , осуществляется
не только с помощью общеупотребительных слов , но и специфических терминов
. При этом используются различные технико-юридические средства и приемы ,
учитываются различные способы , методы и типы правового регулирования
.Сказанное и обуславливает потребность в специальных юридических знаниях ,
которые интерпретатор применяет при толковании норм права . Прежде всего
это касается толкования специальных терминов . Однако специально-
юридический приём толкования не сводится только к этому (тогда он
отождествлялся бы с грамматическим толкованием) . Содержание его гораздо
шире . Интерпретатор должен учитывать особенности правового регулирования ,
юридической конструкции , тип регулирования и т.д.
ж). Телеологическое (целевое) толкование .
Телеология - это учение о целесообразности и целях в жизни .Для права , как
системного образования и его отдельных компонентов одной из важнейших
характеристик является целенаправленность .
Телеологическое (целевое) толкование - это уяснение смысла
закона в связи с его целевым назначением .Основа для выделения его в
качестве самостоятельного приема - связь нормы с объективными
последствиями ее осуществления . Источником телеологического толкования
является законодательство . Также могут использоваться некоторые
отмененные нормы . В процессе телеологического толкования обращаются
также к различным вспомогательным правовым актам , в первую очередь , к
актам официального толкования . Субъектами телеологического толкования
могут быть все субъекты права . Исключительно важным фактором
толкования нормы права по ее цели является социальное правосознание
субъектов , осуществляющих интерпретацию. Особенность
телеологического толкования состоит в том , что все знания и приемы
их использования привязываются к тому , что выходит за пределы
непосредственного содержания нормы (к ее цели) , но что объясняет это
содержание. В качестве познавательного инструмента этого приема
используются законы логики , законы науки о системных объектах,
специальные юридические знания , история и т.д. Далеко не все авторы
признают телеологическое толкование в качестве самостоятельного приема
, не отрицая значения целевого анализа права .
з) Функциональное толкование .
При функциональном толковании рассматриваются условия и факторы, в
которых функционирует , действует, реализуется толкуемая норма и которые
оказывают влияние на ее содержание. Прежде всего , это касается толкования
так называемых оценочных терминов (“уважительные причины”, “существенный
вред” , “значительный ущерб” , “крайняя необходимость” и т/д) .С учетом
особенностей места , времени и других факторов они могут иметь разные
значения .
Целью интерпретации оценочных терминов является процесс
замещения оценочных терминов точными . Иной раз законодатель прямо
обязывает учитывать конкретные условия , т. е. обращаться к функциональному
толкованию (например , при определении размера компенсации морального вреда
, при определении размера алиментов).
Приемы толкования норм права всегда дополняют и
обуславливают друг друга . Они дают положительные результаты лишь в
совокупности. При толковании нормативного акта к ним всегда приходится
прибегать одновременно , параллельно.
Таким образом , мы пришли к следующим выводам:
Приемы толкования норм права - это совокупность средств , используемых
для установления содержания норм права .Выделяют грамматическое ,
логическое , систематическое , историко-политическое , специально-
юридическое ,телеологическое и функциональное толкование .
Грамматическое толкование - это совокупность приемов , направленных на
уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта , выявление
значения отдельных слов и терминов , грамматического смысла всего
предложения.
Логическое толкование предполагает использование законов и правил
логики для уяснения подлинного смысла нормы , который иногда не совпадает с
ее буквальным изложением.
Систематическое толкование - это исследование правовой нормы с точки
зрения ее связи с другими нормами .
Историко –политическое толкование заключается в изучении исторической
обстановки издания акта , социально-экономических и политических факторов
,обусловивших появление нормы .
Социально-юридическое толкование связано с анализом специальных
терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли
законодателя.
Телеологическое (целевое) толкование направлено на установление целей
издания правовых актов.
Функциональное толкование исследует факторы и условия , в которых
функционирует , реализуется толкуемая норма .
Приемы толкования должны использоваться все вместе, а не каждый в
отдельности.
Виды
а) Разъяснение норм права.
Процесс разъяснения соответствующей действительности содержания
норм права делится на два главных вида -официальное и неофициальное
толкования. В свою очередь, любой из этих видов можно поделить на
нормативное и казуальное толкования.
Разъяснение норм права , выражающееся как в форме официального акта , так и
в форме не имеющих формально обязательного характера рекомендации и советов
,составляет вторую сторону толкования . Толкование –составная часть
применения нормы .Поскольку в качестве правоприменителей выступают и
граждане, и юридические лица , и государственные органы , все они являются
толкователями норм .Однако юридическое значение результатов толкования
различны. Если гражданское или юридическое лицо в меру своего понимания и с
учетом собственных интересов определенным образом толкует норму , такое
толкование не выходит за пределы конкретного правоотношения .Если же
толкование нормы дается специально уполномоченным на то государственным
органом , то подобное толкование обретает особый авторитет , становится
эталоном правоприменения.
В зависимости от субъектов, дающих толкование, и
обязательности толкования различают официальное и неофициальное
толкование
б) Официальное толкование.
Рассматривая официальное толкование, прежде всего необходимо
обнаружить и охарактеризовать его существенные признаки. Первым
признаком официального толкования, которая вирізняє его от других видов
разъяснения, есть его обязательный характер. Речь идет о формальной
обязательности.
В науке существуют разные взгляды на основания , которые придают
официальному толкованию обязательный характер. Так , Б.П.Спасов,
В.М.Хропанюк, Г.В.Назаренко считают, что обязательный характер
официального толкования обусловлен компетентностью государственного
органа, который выдает соответствующее разъяснение нормы права .
С.С.Алєксєєв, Ю.Х.Калмиков и др. объясняют обязательный характер
официального толкования его самостоятельностью в системе юридической
практики и правотворчим происхождением. М.М.Вопленко объясняет такой
характер наличием контрольно-надзорных полномочий у органов, которые
осуществляют разъяснение соответствующей действительности содержания
норм права.
Обязательный характер официального толкования вытекает из
юридических свойств самых норм права, которые толкуются. Акты
официального толкования имеют обязательный характер лишь в связи с
действием норм права, содержание которых сама рада разъясняют . Тут
можно кое-что согласиться с М.М.Вопленко, что считает , что
обязательный характер есть следствием системоутворюючих связей
официального толкования с нормой права что разъясняется.[12]
Итак, официальное толкование норм права-ці процесс разъяснение
соответствующей действительности содержания норм права третьим лицам,
которые осуществляется уполномоченным на это субъектом, и имеет
обязательный характер.
Официальное толкование призвано обеспечить единство понимания
законов и на этой основе единство их применения на всей территории
государства.
Официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное.
Аутентичное толкование выполняет орган, который выдал нормативный
акт. Он делает это в силу своей компетенции , специального разрешения
нему не нужно. Право аутентичного толкования логически вытекает из
права издания норм права : если орган имеет нормотворчу компетенцию, то
он владеет и компетенцией толкования своих нормативных актов .
Правотворчий орган дает аутентичное толкование как в тексте самого акта
( дефинитивные нормы ),так и актах специальных .
Легальное толкование ( А. Ф.Черданцев называет его
“делегировано”) осуществляется органом , специально уполномоченной на
то законом. Субъектом легального толкования могут выступать все
государственные органы, которые организуют процесс реализации права
.Соответственно этому в зависимости от субъектов легальное толкование
можно подразделить на толкование что дается : органами власти
,судебными органами ,органами управления , надзорными органами ,
арбитражными органами.[6,7] Круг этих органов широкому , и юридическая
сила актов толкования неодинаковая . Наибольший юридической силой
владеет толкование , которое дается самым законодателем и высшими
судебными инстанциями . В зависимости от сферы действия актов
разъяснение делятся на нормативные и казуальные. Нормативные толкования
имеет обязательное значение для всех дел определенной категории ,а
казуальное - только для конкретного дела. Наиболее типичным видом
казуального толкования есть то , что дается при рассмотрении угсловных
и гражданских дел в суде (судебное толкование).
Некоторые исследователи считают , что как нормативное , так
казуальное толкование может быть официальной и неофициальной.
В особенности следует выделить толкования , которое имеет
межгосударственное значение . Такие , в частности, международные
правила по толкованию торговых сроков “Инкотермс” , выданные
Международной торговой палатой .
Отношение к официальным разъяснениям двояко. С одной стороны,
такие разъяснения облегчают применения нормы , снимают противоречия ,
устраняют неясности . С другой стороны, разъяснение временами
подменивают норму , размывают ее содержание. В идеале разъяснительная
практика требует сокращение, причем преобладающей формой толкования
должны стать толкование аутентичные.
в) Неофициальное толкование.
Неофициальное тлумачення -це толкования норм индивидуальными
застосувателями ( гражданами , юридическими лицами) , оно носит частный
характер и не является юридически обязательным . Сила его только в
глубине анализа , в убедительности и обоснованности.
Неофициальное толкование подразделяют на бытовое,
профессиональное и доктринальное.
Бытовое толкование дается гражданами . Его точность зависит от
уровня правосознания субъекта. Значение его для правозастосовчої
деятельности складывается в чудище правового сознания широкого кола
субъектов права . Причем от характера такого “жизненного “ толкования
во многом зависит состояние законности , так как оно есть основанием
юридической деятельности граждан , их правомерного обращения .
Профессиональное (или компетентное) толкование правовых норм
дается специалистами-юристами . Критерием выделения этого вида
толкование служит не степень знания права , а профессиональная
деятельность . Таким есть , например , толкование , осуществляемое ли
прокурором адвокатом в судебном процессе . Его результаты не
обязательные для суда , однако необходимость деятельности этих
участников процесса закрепленная нормативно .
Доктринальное толкование вырабатывается учеными-юристами ,
специалистами в области права в монографиях , научных комментариях ,
статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в особых
сборниках , которые содержат научно-практические комментарии
действующего в той или другой области законодательства .
Таким образом, мы получили следующие выводы :
Виды разъяснений правовых актов различаются в зависимости от
субъектов , которые осуществляют толкование . Официальное толкование
дается органом , который выдал данный акт (аутентичное) , органами ,
на которые положенная обязанность толковать законы (легальное) . Акты
официального толкования обязанности для правозастосувателей .
Неофициальное толкование не является юридически обязательным . Выделяют
бытовое толкование , которое дается гражданами ; компетентное , которое
дается знающими в правые людьми (специалистами) ; доктринальное ,
исходное от ученых , что ведут исследовательскую работу в этом
Страницы: 1, 2, 3
|