Типы государства (Доклад)
класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важ-
нейшая функция этих государств-защита собственности рабовладельцев-
на средства, в том числе на рабов.
Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческо-
го строя и возникновения феодальной общественно-экономической фор-
мации.
Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они
характеризуются такими методами осуществления государстенной власти.
которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую
защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократи-
ческого государства выражается в следующем;
Во-первых,такой режим предоставляет свободу личности в сфере эко-
номической деятельности. которая составляет основу материального бла-
гополучия общества.
Во-вторых, реальная гарантированностьличных прав и свобод гражда-
нина, его возможность выражать собственное мнение о политике государс-
тва, активно участвовать в различных культурных, научных,профессио-
нальных и других общественных организациях придают высокую нравствен-
ность демократическому государству.
В-третьих, демократический режим создает эффективные механизмы
прямого воздействия населения страны на характер государственной влас-
ти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью
государственных органов).
В-четвертых, в демократическом государстве личность защищена от
произвола беззакония, так как ее права находятся под постоянной охра-
ной органов правосудия.
В-пятых,демократический режим является следствием реального раз-
деления властей как в унитарных, так и в федеративных государствах.
В-шестых, демократическая власть в одинаковой мере учитывает ин-
тересы большинства и меньшинства,индивидуальные и национальные особен-
ности населения. Она также является препятствием бюрократическому про-
изволу и нарушениям социально-экономичесикх прав национальных мень-
шинств, которые не имеют своей самостоятельной государственности;
В-седьмых, демократические методы государственного властвования
позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечи-
вают компромисс между государственными органами и гражданами, между
различными социальными группами населения.
В-восьмых, основными принципами деятельности демократического го-
сударства является плюрализм. В условиях демократического режима дейс-
твуют различные партии, другие общественные организации,объедине-
ния,самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государс-
тва, придают его деятельности плюралистический характер, учитывающий
интересы всех индивидов и их общественных образований.
В-девятых, демократический государственный режим базируется на
законах, которые отражают объективные потребности развития личности и
общества, поэтому он обеспечивает стобильный правопорядок, низкий уро-
вень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов
между государством и личностью, между различными социальными и нацио-
нальными группами людей.
Таким образом, форма государства может быть понята только в
единстве трех составляющих элементов; формы государственного режима.
Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно,
потребуют корректировки тех положений, которые изложены в данной главе
учебника.
класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую
волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных
отношений.
Как утверждают основоположники марксизма - ленинизма, буржуазный тип
государства – последний тип эксплуататорского государства. Объективные
противоречия капиталистического общества обуславливают неизбежность
пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся
масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение
социалистического типа государства, а затем полное отмирание
государственности как таковой.
Социалистический тип государства возникает в результате
социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной
собственности и основанную на данных отношениях государственную машину.
Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский,
новое государство создает такую систему экономических отношений, которая
базируется на общественной собственности на орудия и средства производства,
предполагающей сотрудничество свободных людей. Социалистическое государство
– орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям
марксистско - ленинской науки, выражает интересы трудового народа,
обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Социалистический тип права – это высший тип правовой системы
общества, диаметрально противоположный всем типам правовой системы
общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататроского права.
Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит
классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода
социалистического общества к высшей фазе : коммунизму, государство и право
во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему
общественного коммунистического самоуправления и социальных норм
коммунистического общежития.
В марксистском погимании исторический тип государстваопределяется
зависимостью классового содержания государственной и правовой организации
общества от типа экономического базиса классового общества. Что же касается
специфического пути развития государственности ряда стран и народов Азии и
Африки, то применение общих методологических принципов требует всстороннего
учета исторических и национально - этнографических олсобенностей различных
стран. В этой связи вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии.
Оно представляет собой государственность, возникающую в результате
национально - освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на
разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания
господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к
опреленному историческому типу государства, капиталистическому или
социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных
форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смежанной,
капиталистической с элементами общественной собственнностии) –
экономическая основа данных государств.
Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте
закономерного развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности
перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти
страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить
переход к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь
на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму,
“перешагнув” традиционные этапы общественного развития. “С помощью
пролетариата передовых стран, – писал Ленин, – отсталые страны могут
перейти к советскому строю и через определенные ступени развития – к
коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития”.
Подтверждением правильности данной концепции считалась победа
социалистической социалистической революции в Монголии, социалистический
путь развития народов Средней Азии, советского Севера и Дальнего Востока,
которые переходили к социализму от родоплеменных и раннефеодальных
отношений. Подобная общественная практика позволила позже выдвинуть и
обосновать тезис о государстве социалистической ориентации как переходном к
социалистическому типу. В научной литературе утверждалось, что государства
социалистической ориентации ориентации финкционируют на основе переходной
многоукладной экономики, в которой сочетаются черты прошлого и будущего. По
своей классовой сущности они представляют собой революционно -
демократическую диктатуру народа. Главной задачей государства
социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных,
политических, идеологических, культурных и других предпосылок перехода к
социализму.
Государства капиталистического пути развития по мере формирования
производственных отношений, ориентированных преимущественно на частную
собчтвенность, должны перейти к буржуазному типу государства.
Важное место в марксистско - ленинской типологии занимает положение
осмене исторических типов государств, преемтвенности в развитии государства
и права различных типов. Первопричиной смены исторических типов государства
считается социально - экономическое развитие общества. Рост
производительных сил общества на определенном этапе достигает такого
уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером
частнособственнических производственных отношений. Вследствие этого в
истории классово - антагонистических формаций наступает эпоха социальных
революций, которая меняет экономическуб основу общества. “С изменением
экономической основы, – пишет Маркс, – более или менее быстро происходит
переворот во всей громадной надстройке”.
Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет
начало господству нового способа производства, новым производственным
отношениям, которым соответсвует новый тип государственности и права. Смена
одного исторического типа государства другим происходит, таким образом, в
результате социальной революции.
Один из важных моментов марксистско - ленинского учения состоит в
том, что развитие исторических типов и права – это процесс прогрессивного,
поступательного движения. Переход от рабовладельческого типа государства и
права к феодальному и от него к буржуазному означает движение от более
простой к более развитой государственно - правовой организации. Однако в
отдельных странах под влиянием внутренних и внешних факторов возможен
возврат к старой, более низкой с точки зрения прогрессивого исторического
движения, государственности.
Смена исторических типов государства неизбежно влечет за собой
ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма
государства, отвечающего новым условиям социально - экономического развития
общества. Задача, функции каждого последующего типа государства намного
богаче и сложнее, чем в предшествующих формациях. “Данная закономерность
выступает как тенденция политического развития. Ее нельзя
рассматривать”чисто логически, в отрыве от реальной исторической
действительности”. В истории есть немало примеров того, как конкретное
государство более высокого типа во многом уступает государствам прошлых
исторических типов (Римская империя и германские феодальные княжества,
возникшие на ее обломках).
Преемтвенность между историческими типами государства заключается,
главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации
государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают
общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности
государства. Каждый новый господствующий класс, отмечается в марксистской
литературе, заимствует те элементы государственной и правовой организации
старых классов, которые приемлимыдля него и могут быть наполнены новым
классовым содержанием (например, организация армии, полиции, судов,
уголовное и гражданское судопроизводство).
Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками
марксизма - ленинизма в эксплуататорских типах государства, которые роднит
их общая эксплуататрская сущность, необходимость установления
государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее
большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что
преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-
разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к
социализму. Маркс писал, что только социалистическая революция открывает
подлинную историю человечества. Решительно разрушая эксплуататорскую
государственную машину и правовую систему буржуазии, рабочий класс берет от
старого общества только то, что может служить интересам трудящихся. При
переходе к социализму преемственность государственно - правовой оргаизации
общественной жизни, таким образом, гораздо меньшая, чем при прежних
революциях, и касается исключительно научно-технических средств данной
эпохи. Такой вывод делается исходя из того, что социалистическое
государство – это не только высший, но и совершенно новый, противоположный
эксплуататорскому, исторический тип государства.
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств марксистско
- ленинская теория выделяет их следующие общие признаки :
1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими
производственными отношениям, которые базируютcя на частной собственности и
эксплуатации человека человеком.
2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров,
подавляющей большинство населения.
3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более
отчуждаются от него.
4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально -
экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в
этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной
части людей.
В отличие от эксплуататорских государств социалистические государста,
согласно марксизму - ленинизму, представляют собой организацию политической
власти трудящихся. Ее назначение не сохранение классового господства, а
построение бесклассового коммунистического общества. Отсюда и
соответствующая характеристика основных черт государства социалистического
типа :
1. Все государства данного типа базируются на общественной
собственностина орудия и средства производства, на отношениях товарищеской
взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое государство – это политическая организация
подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых
антагонизмов и всего народа.
Любое социалистическое государство в процессе своего развития не
только отчуждается от общества, но, напротив, все больше сливается с ним.
В этом марксистско - ленинская наука видит коренные различия между
эксплуататорским и социалистическим типом государства.
Классово - формационный подход к типологии государств до последнего
времени был единственным в нашей научной и технической литературе. Типом
государства называлось “совокупность государств, развивающихся в рамкой и
той же общественно - экономической формации классового общества и
характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы”.
“Исторический тип государства (или права) – это совокупность наиболее
существенных признаков, свойственных государствам (или правовым системам)
единой общественно - экономической формации”. “Тип государства определяется
экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой
структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых
отношений и его классовой сущностью”.
Мировая политико - правовая мысль выработала другие критериитипологии
государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных
зарубежной наукой оснований типовой классификациигосударств являетяс
понятие “ цивилизации ”.
Так, Г. Еллинек писал, что, “несмотря на постоянное развитие и
преобразование, можно, однако, установить некоторые признаки, придающие
определенному государству или группе государств на всем протяжении их
истории черты определенного типа”. Он подразделяет все государства на два
типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип - это мыслимое государство,
которое в реальной жизни не существует. Идеальному типу противопоставляется
эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных реально
существующих государств друг с другом. В пределах эмпирического типа
Еллинек различает, с точки зрения характера государственного союза и
положения, которые занимает индивид в этом союзе, следующие главные
исторические типы государства : древневосточное, греческое, римское,
средневековое и современное.
Английский историк А. Тойнби развил и конкретизировал понятие
цивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное
состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономический,
географических, религиозных, психологических и другихфакторов. Каждая
цивилизация придает устойчивую общность всем государств, существующим в ее
рамках.
Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его
государственности получает все большее признание и в современной
отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, что
формационное объяснение структуры функционирования и развития общества
является одномерным (однолинейным), а поэтому не носит глобального,
исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество
исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность
общества и его государственной организации.
Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из виду
такойц важный факт, как многоукладность, которая сопровождает практически
всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. Учет этого
фундаментального факта существенно меняет традиционные представления о
закономерностях развития экономического базиса. Характер и удельный вес
различных хозяйственных укладов обуславливает в значительной мере не только
тип самого базиса, но и своеобразие разложения старых форм хозяйствования и
зарождения принципиально новых экономический форм.
Во-вторых, при формационном рассмотрении строуктуры классовых обществ
их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются
только классы-антагонисты, остальные же социальные слои нажодятся за
пределами исследования : они не вписываются в традиционную модель
классового противостояния. Тем самым объединяется социальная картина
общественной, в том числе государчственно - правовой жизни народов.
Страницы: 1, 2
|