МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теория правового государства в дореволюционной России

    думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически

    закрывал доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того,

    занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой,

    могли позволить себе только богатые люди.

    Мировой округ включал в себя, как правило, уезд и входящие в него города.

    Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась

    деятельность мирового судьи. На созывавшиеся съезды мировых судей ложилась

    обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также

    окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.

    Закон определял сферу юрисдикции мировых судов следующим образом: им были

    подсудны «дела о менее важных преступлениях и проступках», для которых

    предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до 3-х

    месяцев), заключение в работный дом на срок до 1 года, денежные взыскания

    на сумму не свыше 300 рублей. В сфере гражданско-правовой на мировых судей

    возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на

    - 26 -

    сумму до 300 рублей), дел, связанных с вознаграждением за ущерб на сумму не

    свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел по установлению права

    на владение. Споры о праве собственности на недвижимое имущество были у

    мировых судей изъяты.

    Окружные суды. учреждались на несколько уездов и состояли из председателя

    и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена

    общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели.

    На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и проступках,

    влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а

    также всех или некоторых особенных прав и преимуществ».

    В ходе разработки этого института возникла дилемма: какой системы

    придерживаться — английской или континентальной? В первом случае присяжные

    в своем вердикте должны были отвечать на вопрос: «Совершил ли подсудимый

    данное преступление?», во втором — «Виновен ли подсудимый?» Российская

    практика пошла по второму пути.

    После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда

    разъяснял присяжным правила о силе приведенных доказательств, «законы о

    свойствах рассматриваемого преступления» и предупреждал их против «всякого

    увлечения в обвинении или в оправдании подсудимого». Для судьи-

    профессионала это был способ давления на неискушенных в судейских делах

    присяжных заседателей.

    Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте

    преступления и о вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы

    разрешались присяжными по большинству голосов. Отмена вердикта была

    возможной лишь в случае, если суд единогласно признает, что «решением

    присяжных осужден невинный». В этом случае он выносил постановление о

    передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых

    было окончательным. Закон подчеркивал, что «приговор, постановленный судом

    с участие присяжных заседателей, считается окончательным».

    При окружных судах учреждался институт слёдователей, осуществлявших

    предварительное расследование преступлений под надзором прокуратуры на

    закрепленных за ними участках.

    Коронные судьи назначались царем по представлению министра юстиции.

    Кандидаты на должность должны были соответствовать определенному цензу:

    иметь высшее юридическое образование, стаж работы в правоохранительных

    органах (не менее 3-х лет). Во главе окружного суда стоял председатель, во

    главе отделений — товарищи председателя.

    - 27 -

    На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры

    окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях.

    Дела рассматривались при участии «сословных представителей», в состав

    которых входили губернский и уездный предводители дворянства, городской

    голова губернского города и волостной старшина. По замечанию В. И. Ленина,

    они представляли собой безгласных статистов, игравших «жалкую роль понятых,

    рукоприкладствующих то, что угодно будет постановить чиновникам судебного

    ведомства» .

    Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на

    нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре по вновь

    открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о

    служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства). В 1872 году

    было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривавшее

    политические дела особой важности.

    Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам

    окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли

    заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.

    Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих

    судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях

    с нарушением установленного порядка.

    При разработке реформы было высказано предложение создать должность

    областного главного судьи, который бы осуществлял общее руководство

    судопроизводством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто

    правительством, опасавшимся, что судебная система может получить тем самым

    излишнюю, с его точки зрения, автономность. Тогда же было отвергнуто и

    предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.

    В целом становление новых судов встретилось со значительными трудностями.

    Новые принципы их деятельности: гласность, состязательность, несменяемость

    судей, их независимость (пусть относительная) от административных властей —

    не могли не вызвать подозрительности и противодействия со стороны

    государственной бюрократии. Первоначально в апреле 1866 г. были созданы

    только два судебных округа (Петербургский и Московский), в остальных

    районах новые суды создавались в течение долгого времени, постепенно и по

    частям.

    Институт присяжных заседателей был наиболее радикальным нововведением

    реформы. Вердикт присяжных, выносившийся ими в суде на основании

    собственного, предполагавшегося независимым, суждения, не вписывался в

    старую систему розыскного судопроизводства.

    - 28 -

    Однако сам порядок комплектования состава присяжных заседателей

    определенно строился с учетом классовых интересов правящего слоя и сохранял

    даже некоторое влияние старых сословных порядков. В общие списки присяжных

    заседателей включались: почетные мировые судьи, государственные служащие,

    выборные должностные лица, землевладельцы, обладающие определенным

    имущественным цензом. От крестьянского сословия в списки включались

    наиболее «благонадежные» лица: волостные старшины, сельские старосты,

    волостные и сельские судьи. Закон запрещал включать в списки присяжных

    заседателей «прислугу и наемных рабочих».

    Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала

    несла на себе целый ряд пережитков прошлого. Ограничение компетенции суда

    присяжных, особый порядок придания суду должностных лиц, недостаточное

    ограждение судейской независимости от администрации — все это ослабляло

    эффективность проводимой реформы. Ничем не ограниченное право министра

    юстиции назначать судей, не вдаваясь при этом в объяснения, стало одним из

    главных каналов давления администрации на судебные органы.

    Предание государственных чиновников суду осуществлялось постановлениями

    их начальства, а не по решению суда. Присяжные заседатели отстранялись от

    рассмотрения дел, имеющих политический характер. Эти и другие изъятия из

    общего судебного порядка постепенно готовили почву для надвигающихся

    контрреформ.

    Контрреформы 1880—1890 гг. Отход от провозглашенных принципов судебной

    реформы начался по двум направлениям сразу: прежде всего стали все чаще

    практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на

    рассмотрение специальных и чрезвычайных судов. Другим обходным путем

    явилось примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее

    ситуации, при которых «административная власть принимает в установленном

    законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и

    проступков». С нарастанием реакции в стране система административной

    репрессии стала быстро развиваться за счет сокращения числа дел,

    рассматривавшихся в общих судебных инстанциях. Так, по известному

    политическому «делу 193-х» суд оправдал большинство подсудимых. Однако

    после оправдательного приговора эти люди были в административном порядке

    подвергнуты ссылке на поселение. Телесные наказания, отмененные Указом 1863

    года, на практике продолжали применяться в соответствии с решением Комитета

    министров.

    В 1871 году дознание по государственным преступлениям было официально

    передано корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться

    министру юстиции,

    - 29 -

    который мог направлять их в судебные инстанции, а мог принять меры к

    решению дела в административном порядке.

    В июне 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были

    переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных

    представителей. В 1874 году из ведения общих судов изымаются дела об

    организации «противозаконных сообществ» и участии в них; в 1878 году — дела

    о противодействии или сопротивлении властям и о покушениях на должностных

    лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду.

    После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами,

    усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную

    реформой. В 1881 году было принято специальное Положение о мерах к

    ограждению государственного порядка и общественного спокойствия,

    закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего

    судебного порядка. Согласно этому Положению, министру внутренних дел,

    генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на

    рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Причем

    это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы

    в одном месте было введено «положение чрезвычайной охраны», и оно могло

    быть распространено на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела

    в кратчайшие сроки, с минимальными гарантиями прав обвиняемого,

    приговаривая к самым суровым наказаниям.

    В 1889 году вступает в действие Положение о земских участковых

    начальниках, разрушившее идею о раздельности судебных и административных

    властей. Этим законом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе

    мировых судов: их число существенно сократилось. В уездах вместо мировых

    судей вводился, институт земских начальников, наделенных широкими

    административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они

    осуществляли контроль. над сельскими и волостными органами самоуправления,

    руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В

    качестве ценза для этой должности устанавливались: высшее образование или

    занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника,

    мирового судьи; высокий имущественный ценз и звание потомственного

    дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей

    откровенностью.

    Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные

    члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не

    перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились

    городские судьи, назначаемые

    - 30 -

    министром юстиции.

    Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из

    уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких

    земских начальников. Съезд возглавлялся уездным пред-; водителем

    дворянства. Таким образом, большинство » мест в этих органах оказывалось за

    государственными должностными лицами.

    Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали

    губернские присутствия, находившиеся под руководством губернатора и в

    основном состоявшие из государственных чиновников. Кассационная

    деятельность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной

    компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 году рядом с кассационными

    департаментами Сената организуется специальное административное (Первое)

    присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства.

    Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход

    от одного из важнейших принципов судебной реформы — гласности суда, в 1887

    году провозглашается право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в

    1891 году резко сужается гласность гражданского судопроизводства.

    Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной реформы составляли

    особое звено судебной системы (специальный порядок судопроизводства,

    применение ими телесных наказаний и пр.), с 1889 года подпадают под

    непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали

    кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и

    арестовывали без особых формальностей волостных судей. Апелляционной

    инстанцией для волостного суда стали уездные съезды, кассационной —

    губернские присутствия, т. е. органы по своему существу административные.

    Волна контрреформ захватила в 80—90-е годы и сферу органов местного

    самоуправления. В 1890 году было пересмотрено Положение о губернских и

    уездных земских учреждениях. Сохранив куриальную систему выборов,

    правительство отказалось от принципов представительства в первой курии: в

    нее входили исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их

    роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.

    Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской)

    курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой

    оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии

    усилился контроль администрации — земских начальников и губернатора;

    губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское

    собрание. Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое

    - 31 -

    постановление земского собрания, если оно «не соответствовало общим

    государственным пользам и нуждам» либо «нарушало интересы местного

    населения».

    В 1892 году было принято новое Городовые положения. Если прежде к выборам

    в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики

    налогов, то, согласно новому закону, в число выборщиков могли попасть

    только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности

    принадлежавшего им имущества).

    Вынужденное под угрозой революционной ситуации провести в 60—70-е годы

    ряд буржуазных по своему характеру реформ, правительство в 80—90-е годы

    наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и принципам. Эпоха

    контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям

    социального, политического и государственно-правового развития России.

    Право

    Особенности развития права и его источники. Некоторые буржуазные принципы

    проникали в право еще до отмены крепостничества. Этому способствовала

    кодификация законодательства. Как свидетельство буржуазного развития права

    в XIX веке кодексы активно издавались в европейских странах — Италии,

    Бельгии, Швеции и т. д. В России бюрократия негативно относилась к изданию

    четких отраслевых кодексов, усматривая в этом возможность ограничения

    действий властей. Поэтому система права сохранила здесь консервативные

    черты. Необходимость издания отраслевых кодексов сознавалась, но работа

    кодификационных комиссий растягивалась на долгие годы, а проекты кодексов

    до конца столетия так и не вступили в силу. Шел медленный и постепенный

    процесс приспособления права к условиям буржуазного общества. На базе

    дореформенных кодификационных, работ издавались второе и третье Полное

    собрание законов. В них большое место занимало уже новое пореформенное

    законодательство. Действующие правовые нормы издавались в Своде законов.

    В области уголовного права сохранила действие большая часть норм Уложения

    о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. В 1866 и 1885 гг.

    вступили в силу его новые редакции, содержание которых было согласовано с

    текущим пореформенным законодательством. Однако и они страдали известными

    пробелами и казуистичностью. Накапливался новый законодательный материал.

    Некоторые криминалисты характеризовали Уложение к концу столетия как

    «совершенный анахронизм».

    - 32 -

    Десятый том Свода законов (частично и другие тома) был основным

    источником гражданского права. Значительную часть гражданско-правовых норм

    содержали также акты, изданные в ходе реформ и дальнейших преобразований:

    Судебные уставы. Положения о земских начальниках. Временные правила о

    волостном суде и т. д. Они же были важнейшими источниками процессуального

    права.

    Обычай в ограниченном виде сохранил значение источника. Он применялся в

    национальных окраинах, особенно в регионах мусульманского права. Обычай

    применялся волостными судами в крестьянских имущественных спорах и при

    рассмотрении мелких проступков. В торгово-промышленной сфере к обычаям

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.