Теория государства и Права
полномочий).
Инициаторы – депутаты, комитеты, главы администраций субъектов федерации.
Проект рассматривается на заседании, после чего он отправляется на подпись
главе администрации.
Распоряжения глав администрации.
Инициатор – сам глава, общественные органы, члены правительства этого
субъекта федерации. Он так же проходит все стадии согласования. После –
помощнику главы администрации, затем – главе.
“Вступление в законную силу”, “действие закона”, “юридическая сила” - смысл
всех этих терминов – действие закона.
В пространстве – в зависимости от издателя действует на территории всей
страны или только Москвы, … . Если на территории России, то ее территория
включает в себя сухопутные, морские границы и воздушное пространство над
ними + территория посольств, консульств и их транспорта, территория
воздушных судов (если существует двухсторонний договор), торговые суда
(если в наших или нейтральных водах). На военные суда это не
распространяется нигде. В Антарктиде – только на территории станции.
Во времени – по общему правилу законы РСФСР вступают в силу через 10 дней
после их опубликования (в специальных выпусках, которые выпускает издатель
закона или в средствах массовой информации получивших такой статус) если
срок их вступления в силу не оговорен специально в законе. Дата
опубликования (в газете понятно) в специальном сборнике считается дата
накладной, по которой тираж ушел от издателя.
Бывают временные законы, в которых точно оговорен срок их действие от и до,
если же срок не указан, то он действует до принятия нового закона,
перекрывающего старый.
Обратная сила закона - по общему праву закон обратной силы не имеет, если
только в законе специально не оговорено обратное. (инструкции министерств и
ведомств действуют только после регистрации в минюсте). Уголовный кодекс
(ни при каких обстоятельствах !!!) не имеет обратной силы кроме:
1. если действие ранее считавшееся преступлением , в новом законе таковым
не является
2. если новый закон смягчает наказание (но здесь - проблемы)
По кругу лиц. Законодательство страны действует на всех граждан являющихся
субъектами (обладающими право и дееспособностью). Во вторых оно
распространяется на юридических лиц являющихся резидентами данной страны и
государственные органы (являющиеся или нет юридическими лицами). В круг лиц
попадают и государственные предприятия – юридические лица. В круг лиц
входят и иностранцы, за отсутствием некоторых прав (избирательного, …). В
последнюю очередь – законодательство распространяется на лиц без
гражданства. Не действует в посольствах, консульствах и их представителей и
дипломатических работников.
Понятие правоотношения. Его признаки.
По самому общему понятию – любое общественное отношение регулируемое
нормами права – правоотношения (есть круг лиц придерживающийся другой точки
зрения). Оно имеет сложный состав. Необходимо наличие субъектов
правоотношений, содержание. Содержание имеет юридическую составляющую –
субъективные права (производные от объективны; после ряда юридических
действий над объективными; они всегда конкретнее объективных) и
обязанности. Субъективное право:
1. право действовать определенным образом
2. право требовать определенного поведения от обязанного лица
3. право обратиться за защитой
Юридическая обязанность:
1. обязанность действовать установленным образом
2. обязан претерпеть нежелательные последствия (понести ответственность за
неправомерные действия)
Содержание правоотношения = активная деятельность + юридическая обязанность
+ субъективное право.
Правовые отношения классифицируются:
23. по отраслям права (государственное, …)
24. на охранительные и запретительные (база – материальное право)
25. регулятивное
или
26. абсолютные (определены обе стороны правоотношений)
27. относительные (одна из сторон не определена
Правосубъектность – способность физических или юридических лиц быть
субъектами правоотношений. Для этого они должны быть:
a) правоспособны (но с исключениями для некоторых физических лиц, например,
эмбрионов)
b) дееспособность (в результате свих действий приобретать права и
обязанности)
Возможна (для физических лиц) частичная дееспособность (по возрасту
14,15,16 лет) или ограниченная (в результате суда).
Для юридических лиц дееспособность может быть:
a) уставная (согласно своему уставу или положению)
b) нормативная (ограниченная законом)
Объекты правоотношений – все то, по поводу чего возникают правоотношения,
то есть все материальные и нематериальные блага.
Юридические факты – факты реальной действительности, с которыми
законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение
правоотношений. Они бывают:
28. простые
29. сложные
Виды юридических фактов:
30. события (не зависят от воли или сознания участников, например,
землетрясение)
31. действия (правомерные или неправомерные)
Юридические акты – действие, которое изначально преследует цель породить
правовые отношения (заявление в ЗАГС)
Юридический поступок – не преследует подобной цели.
Существуют предполагаемые юридические факты – презумпции:
32. опровержимые (невиновности)
33. неопровержимые (знания закона)
Система права
Системность права основывается на системности человеческих отношений. Ее
элементами – правовые нормы. Система права – информационная система,
следовательно существует информационное взаимодействие. Система права
может быть субъективна (в самих отношений нет, а они формируются с
помощью принуждения. Пример: формируемая у нас в стране правовая система
(ведь рыночных отношений не было).
Всякая система характеризуется надежностью (устойчивость к пиковым
нагрузкам) и динамической устойчивостью (эффективность приспосабливания к
измененной действительности). Они обратно пропорциональны.
Второй компонент – дифференциация на отрасли и институты.
Отрасль – группа юридических норм регламентирующие близкие по предмету и
методу правового регулирования общественные отношения.
Метод правового регулирования – способ взаимодействия между сторонами
(субъектами). Он может быть построен на принципе
34. равенства (частное право)
35. соподчинения (публичное право)
Отрасли права.
1. Государственное (конституционное) право. Предмет – общественные
отношения в сфере государственного управления, принципов его организации
и организации экономической и политической жизни общества, основные права
и обязанности граждан и отношения, складывающиеся между администрацией и
???. сюда входит Конституция и конституционные нормы. Нормы могут быть
декларациями или иными нормативными актами
2. Административное право – отношение физических лиц, юридических лиц с
органами государственной власти или управления. “Об административных
отношениях” и “об административной ответственности”. Так как здесь нет
равенства, то существует возможность обжалования.
3. Уголовное право дает понятие о преступлении и всех отношений с ним
связанных: системой наказания и так далее. Оно так же содержит полный и
исчерпывающий перечень неправомерных действий называемых преступлениями.
Его применение только в судебном порядке.
4. Трудовое право (частично): оплата труда, правила внутреннего трудового
распорядка, юридическая ответственность в рамках трудовых правоотношений
и т.п.
5. Гражданское право – регламентирует личные имущественные права граждан.
Дает понятия физического и юридического лица, устанавливает права и
обязанности в области структур обязательств, а также наследственные и
авторские права. Основной нормативный акт – Гражданский кодекс и
некоторые нормативные акты регулирующие эти же отношения, но только до
тех пор, пока не противоречат кодексу (существует единственное исключение
связанное с приватизацией).
6. Коммерческое право – обязательское право, финансовое право, налоговое
право (хоть здесь и нет равенства отношений) и таможенное право.
7. Семейное право (вообще-то можно отнести к гражданскому праву)
8. Процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-
процессуальное право и арбитражный суд.
Систематизация нормативных правовых актов.
Систематизация – распределение юридических норм по кодексам, сборникам с
одновременным устранением пробелов и противоречий с целью более удобного
поиска и использования нормативно-правового материала:
1. Внутренняя – устранение пробелов и противоречий (только законодателем).
2. Внешняя – классификация нормативных актов.
Существует два вида устранения пробелов:
36. аналогия права (исходя из общего смысла права)
37. аналогия закона (используя близкой по смыслу нормы
Существуют следующие виды классификаций:
38. простая иерархическая классификация, когда весь правовой материал
классифицируют по одному признаку.
39. иерархическо-десятичная классификация, она более жесткая, так как в
каждом разделе должно быть 10 пунктов, не больше и не меньше.
40. Фассетная классификация ( в 30 годах). Она производится по нескольким
признакам одновременно.
41. Дескрипторная – поиск по ключевым словам.
42. Кодификация. Ее субъект – законодательные органы (и только!!!).
Кодексы объединяются в нормативно правовые акты регламентирующие
какой-то вид правовых отношений. Естественно, что при кодификации
устраняются пробелы, противоречия и могут быть приняты новые правовые
акты. На последнем этапе они создаются в специальных сборниках,
называемыми кодексами.
????
43. консолидация. Осуществляется органом обладающим правом
нормотворчества. Представляет собой сведение в один нормативный акт
нескольких норм регулирующих одно и то же (обычно изданные в разное
время).
44. Инкорпорация - могут заниматься все физические или юридические лица,
а заключается в объединении нормативных актов по какому-либо признаку.
Соотношение международного и внутригосударственного законодательства.
Существует три способа:
1. внутригосударственное право превалирует над международным.
2. В случае конфликта между ними решается международным судом.
3. Международное право превалирует над внутригосударственным.
Механизм правового регулирования:
45. Социальный. Зависит от конкретного отношения человека к норме. Норма
может быть воспринята, выгодна, человек может быть равнодушен, норма
мешает ему (ищет обходные пути) и не приемлет (сознательно нарушает).
46. Юридический аспект вступает в действие при последних двух отношениях
человека к норме.
Система права, если не удается урегулировать на основе существующего
законодательства, то возможно создание нужной нормы. На наше сознание закон
воздействует :
a) запретами (разрешено все, что не запрещено)
b) предписаниями (разрешено то, что разрешено)
c) полномочиями
47. правоотношение также воздействует – вторая часть юридического аспекта
правового регулирования
48. юридическая ответственность
Формы и способы реализации права
Право можно реализовать в форме правового или юридического отношения
(существует мнение, что и в не правовых отношениях и ссылаются при этом на
реализацию запретов или реализацию права на жизнь). Для урегулирования всех
точек зрения вводят “абсолютную реализацию” - второй стороной
правоотношения являются все.
Способы реализации права присущие гражданам и юридическим лицам:
1. запреты реализуются соблюдением их
2. обязанности – исполнением
3. существует способы реализации которых могут осуществлять только
специальные органы
Правоотношение включает в себя несколько стадий (что детально описано
процессуальными нормами):
? установление объективной истины и изучение ситуации
? юридическая квалификация собранных фактов (какие юридические факты в
наличии и какими нормами регулируется )
? толкование (уяснение для себя и разъяснение участникам процесса). Оно
бывает:
¬ по субъекту
. аустетическое – когда толкуется тем, кто создал
. нормативное – госорганом по поручению того, кто создал
. казуальное – органами правоприменения
. доктриальное – учеными юристами (не имеет юридической силы)
¬ по объему
. узкое
. буквальное
. ограничительное
. широкое
¬ по способу
. социально-экономическое – учитывает обстановку на момент издания
нормы
. историческое – если существует несколько юридических норм под
которые попадают действия, то применяют последнюю
. грамматическое, учитывая всякие логические связки “и”, “или” и
т.п.
? издание правоприменительного акта (приказы, письма, …)
? реализация правоприменительного акта
Правонарушение – противоправное, общественно опасное деяние дееспособного
лица. Обязательный элемент – субъект наделенный право и дееспособностью.
Для признания недееспособности мало учета в психдиспансере, обязательно
обследование специальной комиссией.
Субъективная сторона правонарушения – психическое отношение человека к
своему деянию. Оно может выражаться различными степенями вины:
49. прямой умысел (сознательно)
50. косвенный умысел (знает, но нарушение закона – побочный эффект его
деятельности)
51. преступная самонадеянность (когда человек знает, что он нарушает закон
и могут возникнуть общественно-опасные последствия; например, пьяный
за рулем)
52. небрежность (когда человек не знал, что нарушает закон или что будут
общественно-опасные последствия, но должен был бы знать)
Объективная сторона правонарушения – общественно опасные последствия
противоправных действий.
Объект правонарушений – те объекты права которые защищены законом.
Виды правонарушений разделяются
1. по отраслям законодательства
2. по степени общественной опасности
53. проступки
54. преступления
Юридическая ответственность – фактическое притерпевание нежелательных для
лица последствий его правонарушения личного и имущественного порядка.
Основанием ее возникновения – правонарушение со всеми его элементами.
Существует еще одно основание – свобода воли (заставили подписать,
заставили …)
Лицо можно привлечь к ответственности только тогда, когда его действия
имеют нежелательные последствия и когда между ними существует прямая (!)
связь, но бывают и исключения, когда без вины несет ответственность:
1. за вред причиненный источникам повышенной опасности (транспортным
средствам, оружию)
2. за действия ваших несовершеннолетних детей
Виды юридической ответственности:
? имущественная – в рамках трудового и гражданского законодательства
¬ ограниченная – на всех работников
¬ полная – обязательно совпадение должности в приказе с фактической
должностью и наличие договора о полной материальной ответственности
? административная
¬ штрафы
¬ изъятие имущества посредством которого совершено правонарушение
¬ конфискация имущества посредством которого совершено правонарушение
¬ отстранение от должности (до 6 месяцев)
¬ административный арест (до 15 суток)
? дисциплинарная (в соответствии с правилами внутреннего трудового
распорядка)
¬ выговор
¬ понижение в должности
¬ увольнение
? уголовная (только к физическим лицам и только в судебном порядке на
основе уголовного процесса)
¬ штрафы
¬ исправительные работы
¬ лишение свободы
Цель всех видов юридической ответственности:
55. восстановление нарушенного права
56. возмещение причиненного ущерба
57. частное предупреждение (превенция) и общее
Законность – конституционный принцип точного и неуклонного соблюдения
закона всеми гражданами, должностными лицами, госслужащими и государством.
Она имеет несколько уровней:
1. граждане и их объединения
2. законность в деятельность госаппарата
3. законность в деятельности самого государства (нужно отличать законность
от директивности, которая может противоречить закону)
Существует несколько видов директивности:
58. хоризматическая – соответствие действий потребностям, целям, интересам
общества
59. традиционная директивность - ???
60. идеологическая директивность – если закон противоречит иделогии
общества
(у нас в стране складывается директивность действий президента)
Принцип законности (законы должны быть правомерны):
61. Одинаковое понимание законов
62. Необходимость наличия и соблюдения процессуальных норм обеспечивающих
защиту законных прав субъекта
63. Обеспечение правосудия
Правопорядок – часть общественного порядка, сформировавшегося на основе
соблюдения принципов законности. Оно зависит от государства, деятельности
органов и должностных лиц
???
Соотношение общества и государства – демократия, ее нельзя рассматривать
как многовластие, это соотношение прав правящих и управляемых.
1. централизованное государственное управление
2. самоуправление
Причем между ними идет постоянная борьба и устанавливается какое-то
равновесие. Демократия кончается там, где исчезает одна из форм
регулирования полностью. От того как соотносятся эти полномочия зависит
управляемость государства.
Страницы: 1, 2
|