МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Соотношение норм права и морали

    требований морали. Например, с человека, совершившего тяжкое преступление,

    может быть снята судимость, но моральное осуждение остается в силе.

    И, наконец, в-седьмых, нравственные нормы, принципы, категории

    включают оценку действующего права (как права в целом, так и отдельных

    законов, правовых норм), а нравственное сознание тесно связано с

    переживаниями, чувствами и эмоциями людей относительно действующих законов

    и практики их применения, нарушения законов.

    Нормы морали устанавливают, как правило, общие принципы поведения, они

    обладают, кроме всего меньшей конкретностью, а вот правовые предписания

    носят более конкретный, формализованный, однозначный характер. Так, с точки

    зрения нравственности хищение осуждается в целом, право же различает виды

    хищения и устанавливает ответственность в зависимости от способа совершения

    (разбой, грабеж, кража) и его размера.

    В моральной системе весьма трудно отличить нравственное сознание от

    моральных норм, поскольку мораль не институциализированная система. Она не

    имеет специальной «нормоустанавливающей инстанции». Моральные нормы

    фиксируются в моральном языке в виде требований, предписаний, направленных

    на преодоление противоречий между личностью и обществом, а также в

    отношениях между индивидами. В зависимости от конкретных исторических

    условий они могут иметь самые различные формы выражения – это и религиозные

    заповеди, и определенные обычаи, традиции, ритуалы, и устные предания,

    легенды, пословицы, поговорки.[xvi]

    3. Взаимосвязь и взаимодействие права и морали.

    Спецификой взаимосвязи и взаимодействия права и морали является то,

    что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они

    юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в

    большей степени наполняются этическим содержанием; отдельные юридические

    статьи становятся нравственными нормами, традициями, нормы, содержащиеся

    ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение

    которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного

    мнения.

    С другой стороны, когда сталкиваемся с фактом возникновения новых

    юридических установок, это отнюдь не говорит о каком-то «вытеснении» морали

    правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты свидетельствуют о силе

    нравственных начал, об их воздействии на правовые основы.

    Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно

    противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на

    формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как

    отмечал Гегель, «Моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть

    предметом положительного законодательства»[xvii].

    С точки зрения общей системы ценностей, сложившейся в современном

    обществе, право должно отвечать требованиям морали[xviii]. Прежде всего -

    общепринятым, общечеловеческим, элементарным этическим требованиям,

    соответствующим основным началам христианской культуры (или культур,

    однопорядковых по моральным ценностям, в том числе культуры конфуцианства,

    буддизма, ислама). При этом элементарные общечеловеческие требования,

    основанные на Христовых заповедях («не укради», «не убий» и т.д.),

    принципиально важны по самой своей глубинной сути, они в этой своей

    глубинной сути подчас в полной мере раскрываются именно сейчас, в

    современную эпоху. В то же время элементарные общечеловеческие требования,

    издревле утвердившиеся в бытии и образе жизни людей, не сводятся к ним

    одним, а представляют собой более конкретизированные и развернутые

    нормативные положения, такие связанные с современным уровнем цивилизации,

    как добросовестность, вера в данное слово, чувство персональной

    ответственности за свои поступки, открытое признание своей вины и другие,

    из того же ряда.[xix]

    Многие юридические нормы, прямо не воплощая в своем содержании

    нравственные обязанности, направлены на их юридическое обеспечение, охрану,

    проведение в жизнь. Таковы, в частности, юридические нормы, которые ставят

    под особую правовую защиту поведение людей, активно и самоотверженно

    осуществляющих принципы общечеловеческой морали

    Нормы права и нормы морали взаимообусловливают, дополняют и

    взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений

    Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что

    правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости,

    равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в

    себе высшие моральные требования современного общества.

    Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в

    общественную жизнь требований морали. В свою очередь нормы морали оказывают

    активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования

    общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими

    государственными орунами при создании правовых норм. Особо важную роль

    моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными

    орунами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое

    решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во

    многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

    Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и

    полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка.

    Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со

    стороны нравственно зрелых членов общества обязанность соблюдать нормы

    права есть моральный долг всех граждан правового государства.

    Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных

    моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют

    право глубоким нравственным содержанием, содейс!вуя эффективности правового

    регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношении

    нравственными идеалами.[xx]

    Лица, составляющие законодательный корпус, сами являются носителями

    определенной морали, имеют определенные представления о добре и зле,

    совокупности моральных ценностей. Их моральные воззрения неизбежно

    оказывают влияние на содержание принимаемых законов и иных нормативных

    актов. Однако законодатели, принимая закон, должны руководствоваться не

    столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем морального

    состояния общества в целом. Чем более точно и адекватно в законах выражены

    моральные воззрения общества, тем более эффективно действуют законы.

    Соответствие законов моральному состоянию общества минимизирует

    государственное принуждение как средство обеспечения права.

    Учет требований господствующей в обществе морали делает само право

    морально содержательным. Требования права становятся совпадающими с

    требованиями морали. Право – это минимум морали. Действительно, в праве

    выражены многие и многие моральные нормы не убий, не укради, не

    лжесвидетельствуй, не злословь, будь честен, справедлив, не делай вреда

    другому и т.д. Все составы преступлений против личности, семьи,

    собственности, общественного порядка нравственно обоснованны.

    Мораль предъявляет к человеку более высокие требования, чем право.

    Право интересует внешняя сторона поведения. Для него не важны мотивы

    соблюдения норм поведения. Мораль же требует поступать прежде всею по

    совести, по внутреннему убеждению.

    Мораль воздействует на правоприменительную деятельность

    государственных органов. Она требует, чтобы юридические дела разрешались с

    учетом ее принципов. Речь идет о соблюдении норм морали в ходе совершения

    процессуальных действий (допросов, обысков, выемок, освидетельствования и

    т.д.), а также при вынесении конкретного, индивидуального решения по

    юридическому делу. Решения должны не только соответствовать нормам права,

    но и не противоречить морали. Мораль имеет значение и при толковании

    законов, если в них встречаются термины морального содержания.

    Моральное состояние общества влияет не только на применение права, но

    и на другие формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование).

    Чем выше уровень морального сознания членов общества, тем легче,

    безболезненно и бесконфликтно соблюдаются и исполняются нормы права.

    Право зачастую содержит прямые предписания соблюдать нормы

    нравственности и в случае их нарушения устанавливает неблагоприятные для

    нарушителя юридические последствия. Так, законодательство Украины обязывает

    родителей заботиться о нравственном воспитании детей. За нарушение своих

    обязанностей они могут быть лишены родительских прав.

    Особые нравственные требования право предъявляет к работникам

    юридической сферы. Законы о судах, прокуратуре, адвокатуре и т.п. требуют

    неуклонного соблюдения норм нравственности в соответствующей сфере

    профессиональной деятельности, фактически как бы обрисовывают нравственный

    идеал судьи, прокурора и государственного чиновника, адвоката.

    Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным

    аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и

    государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только

    духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества,

    коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

    Отдельные нормы морали, требующие государственного обеспечения,

    получают санкцию государства. Например, в Конституции Украины закрепляются

    такие важнейшие нравственные принципы, как охрана прав и свобод человека.

    Моральным воздействием на право является правотворчество народа:

    общественное мнение может при определенных условиях оказывать свое

    воздействие на формирование новых юридических норм. Большинство норм

    содержит нравственные оценки поведения, способствующие укреплению

    законности, дисциплины, правопорядка и соблюдению всеми гражданами их

    обязанностей, без которых демократическое, правовое государство невозможно.

    Влияние норм морали на правореализационную деятельность:

    а) нормы права оцениваются гражданином, реализующим их, с точки

    зрения морали. Даже технические, организационные правила, не несущие

    моральной нагрузки (например, предусмотренная законом форма декларации о

    доходах), имеют определенный выход на нормы морали;

    б) нормы права, толкуются должностным лицом, осуществляющим

    правоприменительную деятельность, в соответствии с нормами морали,

    господствующими в обществе. Особенно это относится к тем нормам права,

    которые содержат в своем тексте оценочные понятия. Их невозможно понять и

    применить без обращения к нормам морали. Так, справедливое, обоснованное и

    законное судебное решение о клевете, оскорблении, хулиганстве, половых

    преступлениях во многом зависит от учета моральных норм, действующих в

    обществе;

    в) правоприменительный процесс, включая его последнюю стадию

    принятие правоприменительного акта, осуществляется с учетом норм морали.

    Нормы права воздействуют на нормы морали:

    а) нормы права содействуют утверждению прогрессивных моральных

    представлений. Например, ст.21 Конституции Украины утверждает

    гуманистические начала справедливости: «Все люди свободны и равны в своем

    достоинстве и правах»;[xxi]

    б) нормы права выкупают в качестве средства охраны и защиты норм

    морали. Так, статьи Гражданского кодекса направлены на защиту и охрану

    таких моральных ценностей, как доброе имя, незапятнанная репутация, честь,

    достоинство.

    Можно сделать обусловленный вывод мораль и право теснейшим образом

    взаимосвязаны, и взаимодействуют друг с другом. И если в обществе

    деградируют нравственные устои жизни, то право обесценивается и повсеместно

    превращается в свою противоположность. Применительно к современным реалиям

    справедливо будет заметить недостаток нравственности не может быть заменен

    хорошим законодательством, судом, администрацией. Без нормального духовно-

    нравственного развития людей нет правильной политико-правовой

    государственной жизни. Подлинно эффективным может стать лишь такое право,

    которое прочно опирается на нормы общественной морали, соответствует

    нравственным представлениям общества. При всей относительности нравственных

    норм идеалов, оценок истинно прогрессивным может считаться лишь тот кодекс

    (уголовный гражданский, административный или иной), который вбирает в себя

    общечеловеческую сущность морали. В настоящее время критерием любого закона

    должно быть признано его соответствие положениям международного права,

    которое, в свою очередь, все больше и больше отражает общечеловеческие

    ценности гуманизм, справедливость, милосердие, уважение естественных прав

    человека, его гражданских и политические свобод.

    ВЫВОД

    Данная курсовая работа была посвящена теме: «Соотношение норм права и

    морали». Этот вопрос всегда был, и будет актуален так как с помощью права

    государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения

    общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью,

    злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано

    укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону,

    справедливым и законным интересам личности и общества, государства.

    Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение

    правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они

    соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить

    положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали

    непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных

    актов государства.

    Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению

    общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом

    выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего

    общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения

    “Все, что не запрещено законом – разрешено” в регулировании общественного

    порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том

    смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В

    сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь,

    достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют

    с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления рынка в

    нашей стране совершенствуется правовая основа частной собственности,

    договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива,

    прибыль все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и

    совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в

    предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: “Прибыль

    выше всего, но честь выше прибыли”. В этом суждении находит выражение

    моральное сознание цивилизованного предпринимателя.

    Право должно способствовать утверждению идеалов добра и

    справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы

    обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые

    правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их

    юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и

    нравственных устоев.

    Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается

    тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы

    работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали.

    Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.

    Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не

    всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В

    некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших

    моральных догм.

    В заключении хочется выразить надежду, что Украина наконец то станет

    правовым государством на деле, а не на словах, где государство, право и

    мораль будут находиться в тесном взаимодействии и в котором высшей

    ценностью станет человек и его права.

    ЛИТЕРАТУРА

    1 Конституция Украины. - К., 1996.

    Агешин Ю. А. Политика, право, мораль, - М., 1982.

    Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М., 2001.

    4.Алексеев С.С. К вопросу об общем понятии права //Государство и

    право. -1993, -№ 6.

    Алексеев С.С. Теория права – М., 1993.

    Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. - М., 1985.

    Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. - М., 1974.

    Букреев В. И., Римская И.Н. Этика права. От истоков этики и права к

    мировоззрению. - М., 1998.

    Гегель Г. Соч. М., - Л.,1934.

    Гельвеции К. А. Об уме. - М., 1992.

    14.Горбаток П.А., Кучинский В,А Общая теория права Основные понятия

    и логические схемы. - М., 1996.

    Гусейнов А.А. Введение в - этику, - М., 1985.

    Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М., Республика, 1995.

    Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974

    Этика сотрудников правоохранительных органов./Под ред. Г.В.Дубова -

    М.,2002.

    Лукашова К А. Право, Мораль, личность. - М., 1986.

    Малько А.В. Экзамен по теории государства и права: 100 ответов на 100

    возможных вопросов: Учебно-методическое пособие, - М., 1996,

    Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова и Л. В.

    Малыш –М., 2000.

    Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права - М 2001.

    Общая теория государства и права. Академический курс в двух томах/Под ред.

    Марченко М. Н. - М., 1998.

    Проблемы общей теории права и государства/под ред. В. С. Нерсесянца. - М,

    2000

    Новгородцев П. И. Право и моральность //Правоведение -1995 - № 6

    Ставицька О. Норма права в системе регулирования социальных конфликтов //

    Право Украины. - 2001. № 10.

    Скакун О. Ф. Теория государства и права - X, 2000.

    Скакун О. Ф. Юридическая деонтология. - X. 2002.

    Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом

    ракурсе/Государство и право 1993. № 3 С.68.

    Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - X, 1999.

    СНОСКИ

    -----------------------

    [i] Этика сотрудников правоохранительных органов. Под редакцией Дубова Г.

    В. – М, 2002

    [ii] Гельвеций К. А. «Об уме» - М., 1992 ст. 56

    [iii] Малько А. В. Экзамен по теории государства и права «100 ответов на

    100 возможных вопросов». Учебно – методическое пособие. М. 1996. с 46.

    [iv] Теория государства и права «Курс лекций». Под ред. Матузова Н. И. и

    Малько Л. В. – М. 2000 с 112.

    [v] Горбаток П. А., Кучинский В. А. Общая теория права Основные понятия и

    логические схемы. М. 1996. с 24

    [vi] Скакун О. Ф. Теория государства и права Х,2000 с 235.

    [vii] Маркс К., Энгельс Ф. //Сочинения Т19 с19.

    [viii] Шершневич Г. Ф. Общая теория права. Учебное пособие. Репринт. Изд.

    по изд. 1910 – 1912 М. с236-237.

    [ix] Ставицкая О. Норма права в системе регулирования социальных

    конфликтов.//Право Украины – 2001 №10.

    [x] Дробницкий О. Г. Понятие морали. М, 1974.

    [xi] Философский энциклопедический словарь – М, 1983. Философская

    энциклопедия: в 5т. – М, 1964 с 499

    [xii] Проблемы судебной этики//Под ред. Стротовича М. С. – М. 1974, с 7.

    [xiii] Гусейнов А. А. Великие моралисты – М, Республика 1995.

    [xiv] Скакун О. Ф. Теория государства и права – Х, 2000 с 284.

    [xv] Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски решения. – М, 2001.

    [xvi] Этика сотрудников правоохранительных органов// Под ред. Дубова Г. В.

    – М, 2002.

    [xvii] Гегель Г. Соч. М, - Л, 1934 с 233.

    [xviii] Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом

    ракурсе/Гос-во и право 1993 №3 с 86.

    [xix] Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М, 2001.

    [xx] Хропанюк В. Н. Теория государства и права – Х, 1999 с 200-201.

    [xxi] Конституция Украины – К,1996. ст.21.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.