МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль президента Российской Федерации в правотворчестве

    Роль президента Российской Федерации в правотворчестве

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

    образования

    РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ

    Кафедра теории государства и права

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине "Конституционное право РФ"

    на тему: «Роль президента Российской Федерации в правотворчестве»

    Выполнил: слушатель Лисицына Наталья Сергеевна

    3 курс очного отделения юридического факультета группа ЮФ-31

    Дата получения кафедрой

    " " 2003 г.

    Проверил:

    Димитров Николай

    Николаевич

    Оценка:

    Подпись:

    " " 2003г.

    Москва 2003

    Содержание

    | |Введение |3 |

    | |§1. Компетенция Президента в сфере правотворчества |4 |

    | |§2. Полномочия Президента РФ в законотворческом процессе и их |7 |

    | |реализация | |

    | |§3. Правовые акты президента и их юридическая природа |13 |

    | |Заключение |22 |

    | |Список используемой литературы |25 |

    | |Используемые правовые акты |26 |

    Введение

    Правотворчество Президента РФ – сравнительно новое явление в правовом

    пространстве России. Оно выражается в издании актов президента и в

    сотрудничестве с Федеральным Собранием Российской Федерации.

    Осуществление единой государственной власти невозможно без тесного

    сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В

    демократическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти

    имеют рычаги взаимного влияния, которые получили название «сдержки и

    противовесы». Существование такой системы позволяет предупредить

    бесконтрольность власти, злоупотребление ею. В рамках этой системы во

    многом и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием РФ.

    Президент наделён обширными конституционными функциями, его полномочия

    весьма многочисленны и закреплены, ввиду отсутствия специального закона о

    президенте, в основном в статьях 83 – 90 Конституции РФ, а также в ряде

    статей, относящихся к деятельности других государственных органов.

    В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность закрепления

    полномочий главы государства в текущих законах, иных нормативных правовых

    актах. Вместе с тем, практика идёт по этому пути. Например, право

    Президента РФ утверждать положения о федеральных органах исполнительной

    власти, подведомственных главе государства, было закреплено его Указом от

    10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской

    Федерации и Правительства Российской Федерации». Вероятно, по мере

    укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма

    России необходимо отказаться от принципа «саморегулирования» Президентом

    своих полномочий. Но акты Президента РФ все больше принимаются по наиболее

    актуальным и не урегулированным вопросам.

    Конституционными нормами впервые были установлены важнейшие принципы и

    правила взаимоотношений Президента Российской Федерации и палат

    Федерального Собрания, включая основы правового механизма и процедуры их

    взаимодействия между собой в законотворческом процессе.[1]

    Законодательную власть могут осуществлять только представительные

    органы. Никакие иные государственные структуры не могут творить законы.

    Принятие нормативных актов другими органами не превращает их в

    законодателя, поскольку ни "указное право", ни отмена действия норм закона

    Конституционным Судом в силу признания их неконституционными не могут

    заменить законодательную деятельность парламента.[2] Но практика

    взаимоотношений Президента РФ с палатами Федерального Собрания в

    законотворческой сфере, основанная на принципе разделения властей, показала

    за прошедшее с декабря 1993 года время их достаточно высокую

    эффективность.[3]

    §1. Компетенция Президента в сфере правотворчества

    Весьма обширна компетенция Президента РФ, дающая ему возможность

    участвовать в правотворчестве.

    Указом от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке

    взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания в

    законотворческом процессе. Это Положение регламентирует обязанности всех

    участников законотворческой деятельности. В частности, указывается, что

    предложения о разработке законопроектов могут исходить от Администрации

    Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов

    государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления,

    общественных объединений и граждан.

    В отличие от Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего

    Арбитражного Суда РФ, которые наделяются правом законодательной инициативы

    по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает.

    Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о

    поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).

    Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание

    законопроектов путём использования права вето, т. е. права, не подписывая,

    отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

    К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации

    относится право роспуска Государственной Думы (ст. 84, 109, 111 и 117

    Конституции), предполагающее непосредственное воздействие главы государства

    на законодательный процесс.

    Право Президента России на роспуск Государственной Думы дает

    возможность активно преодолевать тупиковые ситуации во взаимоотношениях

    парламента и Правительства, а Государственная Дума приобретает полномочие

    корректировать состав Правительства, доводить свое мнение до Президента,

    обязанного рассмотреть позицию законодательной власти и принять одно из

    предусмотренных Конституцией решений.

    Президенту принадлежит также право назначать выборы Государственной

    Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то

    же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и

    федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. После

    выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно,

    но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока.

    Законодательная "ветвь власти", в свою очередь, имеет свои "формы

    влияния" на Президента, но это уже тема для другого исследования.

    Исключительное право Президента — издавать указы и распоряжения,

    юридическая природа которых Конституцией РФ не формализована и потому

    нуждается в тщательном изучении. Им будет посвящена отдельная глава.

    Ежедневное сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального

    Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой

    палате — новый институт конституционного права, доселе неизвестный

    конституционной практике России.

    Эти полномочные представители представляют на заседаниях Совета

    Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты,

    выступают с обоснованием отклонения Президентом принятых палатами законов.

    При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются

    официальные представители (как правило, из числа членов Правительства РФ);

    при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных

    договоров официальным представителем назначается Министр иностранных дел

    или один из его заместителей.

    В действующем механизме взаимодействия Президента и Федерального

    Собрания важное место занимает обращение Президента к Федеральному Собранию

    с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях

    внутренней и внешней политики государства. Такое обращение является не

    только исключительным правом Президента, но и, исходя из смысла ст. 84

    Конституции РФ, его обязанностью.

    Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной

    власти РФ и субъектов федерации в случае их противоречия Конституции РФ и

    федеральным законам. Здесь его компетенция прямо вытекает из статуса главы

    государства как гаранта Конституции РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Так,

    ч. 3 ст. 115, посвящённая Правительству РФ, устанавливает право Президента

    РФ отменять постановления и распоряжения Правительства РФ.

    По Конституции РФ Президенту РФ предоставлено право урегулирования

    возникающих споров между субъектами Российской Федерации или приведение в

    соответствие с Основным Законом или нормами международного права актов

    исполнительной власти субъектов Федерации. Конституция РФ выразила это

    право в следующей формуле: “Президент Российской Федерации может

    использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между

    органами государственной власти Российской Федерации и органами

    государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между

    органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае

    недостижения согласованного решения он может передать дело на рассмотрение

    соответствующего суда” (ч. 1 ст. 85).

    §2. Полномочия Президента РФ в законотворческом процессе и их реализация

    Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих

    воздействовать как на формирование Государственной думы и на прекращение её

    полномочий, так и на её законодательную деятельность.

    Полномочия Президента РФ, вытекающие из различия конституционных

    функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с

    полномочиями представительного органа. Конституция РФ проводит четкое

    различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же

    время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют

    рассматривать главу государства как непременного участника законодательного

    процесса. А при условии ряда других полномочий – и участником

    правотворческого процесса в целом.

    Порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания

    РФ (разработка законопроектов, использование права вето, подписания)

    регулируется Положением о порядке взаимодействия Президента Российской

    Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в

    законотворческом процессе, утвержденным указом Президента РФ.[4]

    Одно из исключительных полномочий Президента России — право утверждать

    законы или отклонять их, право вето[5] (ст. 107 Конституции). Это право

    присуще Президенту, как с парламентарной системой правления, так и

    президентской. Принятие закона Федеральным Собранием и утверждение его

    Президентом подчеркивает внутреннее единство государственной власти и

    является выражением тесного взаимодействия законодательной и исполнительной

    властей.[6] Это право вето у Президента РФ – отлагательное.

    Отлагательное вето Президента РФ Федеральное Собрание может преодолеть

    только квалифицированным большинством, то есть голосами не менее двух

    третей депутатов обеих палат, и только в этом случае Конституция РФ

    обязывает Президента РФ в течение семи дней подписать и обнародовать

    федеральный закон. Принадлежащее Президенту РФ право отлагательного вето не

    является абсолютным, ибо оно применимо только по отношению к федеральным

    законам и не применимо к федеральным конституционным законам[7] (ст. 108

    Конституции РФ).

    Особая юридическая сила федеральных конституционных законов

    заключается и в том, что они принимаются обеими палатами Федерального

    Собрания: тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации и двумя

    третями — от общего числа депутатов Государственной Думы и не могут быть

    отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение в парламент.

    Президент Российской Федерации независимо от того, имеются ли у него

    возражения по принятому парламентом федеральному конституционному закону

    или нет, обязан в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции подписать и

    обнародовать его[8].

    Подписание Президентом принятого Федеральным Собранием закона является

    одной из форм его участия в законодательной деятельности и завершающей

    стадией законодательного процесса, позволяет ему быть активным участником

    законодательного процесса. В то же время опыт последних пяти лет

    показывает, что вопросы взаимоотношений Президента, Государственной Думы,

    Совета Федерации на всех стадиях законодательного процесса недостаточно

    урегулированы федеральным законодательством. На это обратил внимание и

    Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному

    Собранию. В 1998 году, отметил Президент РФ, он подписал 193 федеральных

    закона, отклонил 67 (как правило, в связи с имеющимися противоречиями

    Конституции или федеральным законам), а 9 законов вернул без рассмотрения в

    Государственную Думу из-за различных нарушений, допущенных при их принятии.

    Президент обратил особое внимание на утверждение Государственной Думой и

    Советом Федерации федеральных законов, не обеспеченных финансовыми

    источниками, и правовой нигилизм государственных чиновников[9].

    Вопрос о том, имеет ли право Президент РФ возвращать принятые палатами

    Федерального Собрания законы без их рассмотрения, разъясняет

    Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. “О толковании

    отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации”. В этом

    документе дается определение понятия “принятый федеральный закон" и

    указывается четыре нарушения, при которых Президент может вернуть

    федеральный закон без его рассмотрения в Государственную Думу. Это может

    произойти в следующих случаях:

    - непрерывности законодательного процесса;

    - несоблюдении сроков направления принятого федерального закона

    Президенту;

    - если нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат

    Федерального Собрания и само принятие закона;

    - если установленные Конституцией требования к принятию федерального

    закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный

    характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного

    процесса.

    Так, полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе РФ

    обобщая практику рассмотрения и принятия федеральных законов

    Государственной Думой, называет семь нарушений установленных Конституцией

    РФ условий и процедур принятия федеральных законов, являющихся причиной для

    возвращения закона без рассмотрения:

    1) законопроект внесен ненадлежащим субъектом;

    2) отсутствует заключение Правительства в необходимых для этого

    случаях;

    3) закон не рассмотрен Советом Федерации, когда это является

    обязательным;

    4) нарушены сроки направления закона в Совет Федерации, рассмотрения в

    Совете Федерации и направления Президента на промульгацию;

    5) федеральный конституционный закон принят по вопросу, не

    предусмотренному Конституцией Российской Федерации;

    6) процедура голосования в палате Федерального Собрания ставит под

    сомнение результаты волеизъявления палаты (прежде всего по количеству

    голосов, установленному Конституцией для принятия закона);

    7) текст присланного для подписания и обнародования закона не

    соответствует тексту, за который голосовали депутаты[10].

    Однако, как отмечает представитель Президента РФ в Государственной

    Думе, из этих семи пунктов наиболее показательными являются 6 и 7.

    Часть 2 статьи 107 Конституции России установила, что Президент России

    в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует федеральный закон.

    Двухнедельный срок для подписания Президентом закона установлен

    Конституцией для ознакомления с его содержанием специалистов аппарата

    Президента.

    К числу исключительных полномочий Президента РФ, прежде всего,

    относится право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

    Нормативное содержание этого права раскрывается в статье 84 Конституции РФ,

    где нормируется право главы государства вносить законопроекты в

    Государственную Думу. Наличие такого права не лишает Президента РФ

    возможности выступить с законодательным почином. Но в первом случае

    инициатива Президента порождает обязанность Государственной Думы

    рассмотреть внесенный им законопроект, причем Регламент Государственной

    Думы предусматривает, что внесенные Президентом законопроекты

    рассматриваются Государственной Думой в первоочередном порядке.

    По поручениям Президента РФ или Руководителя Администрации Президента

    РФ главные управления Президента РФ, иные подразделения Администрации

    Президента РФ и федеральные органы исполнительной власти осуществляют

    разработку проектов федеральных законов, которые предполагаются к внесению

    в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Президента РФ.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.