Развитие страхования в Республики Казахстан
различать экологические, транспортные, политические и специальные риски.
Экологические риски.
Связаны с загрязнением окружающей природной среды и обусловлены
преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных
благ.
Транспортные риски.
Имеют внутреннее подразделение на риски каско и карго. Транспортные риски
каско подразумевают страхование воздушных, морских и речных судов,
железнодорожного подвижного состава и автомобилей во время движения,
стоянки и ремонта. Транспортные риски карго подразумевают страхование
грузов, перевозимых воздушным, морским, речным железнодорожным и
автомобильным транспортом.
Политические (репрессивные) риски.
Связаны с противоправными действиями с точки зрения норм международного
права, мероприятиями или акциями правительства иностранных государств в
отношении данного суверенного государства или граждан этого суверенного
государства. Политические риски через систему оговорок или условий договора
страхования могут быть включены в объем ответственности страховщика.
Специальные риски.
Страхование перевозок особо ценных грузов, например, благородных металлов,
драгоценных камней, произведения искусства, денежной наличности.
Задача страховщика состоит в том, чтобы быть готовым в течение всего
времени действия договора страхования предоставить средства из созданного
страхового фонда в возмещении ущерба при наступлении страхового случая
(реализация риска). Пока страхователь поставлен перед фактом неизвестности
страхового случая во времени и пространстве, страховщик интересуется
вероятностью наступлению страхового случая по отношению ко всей страховой
совокупности Несбывшиеся предвидения страховщика относительно вероятности
возможного ущерба и расходов по его возмещению будут заранее оплачены
предвидением возможного риска со стороны страхователя. Следовательно, в
теоретическом плане страховщик подвергает себя опасности только одного
специфического риска, связанного с осуществлением страхового дела. Этот
риск носит название технический риск страховщика. Наличие технического
риска страховщика побуждает его активно участвовать в предупредительных
мероприятиях по борьбе с пожарами, авариями на транспорте т.д. с целью
снижения его степени.
§ 2.3. Страховой случай.
Реализация риска означает наступление страхового случая. Он может
иметь место по отношению к одному или множеству объектов страхования в
рамках определенной страховой совокупности. Страховой случай по отношению к
множеству объектов страхования приводит к кумуляции риска, т.е. вызывает
катастрофический риск.
Следует различать страховой случай и страховое событие. Под страховым
событием понимают потенциально возможное причинение ущерба объекту
страхования. Реализованная гипотетическая возможность причинения ущерба
объекту страхования будет означать страховой случай. Последствия страхового
случая выражаются в полном уничтожении или частичном повреждении объекта
страхования. Не относятся к страховым случаям события, которые хотя и
причинили ущерб, но не противоречат нормальному технологическому циклу в
процессе производства. В этой связи в условиях договора страхования следует
формулировать точные определения событий, которые включаются в объем
ответственности страховщика.
§ 2.4. Управление риском.
Риск означает неуверенность в возможном результате. Мы встречаемся с
риском ежедневно. Путем создания ситуации риска у человека возникают
решения, направленные на устранение ил максимальное ограничение ситуации
риска.
Целенаправленные действия по ограничению или минимизации риска в
системе экономических отношений носят название управление риском (риск-
менеджмент). Концептуальный подход использования риск-менеджмента в
страховании включает в себя три основные позиции:
. выявление последствий деятельности экономических субъектов в ситуации
риска;
. умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой
деятельности;
. разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть
нейтрализованы или компенсированы вероятные негативные результаты
предпринимаемых действий.
Общественная практика выработала четыре метода управления риском:
упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение.
Упразднение.
Первый метод управления риском заключается в попытке упразднения
риска. Для личности это означает, что не следует курить, летать самолетом и
т.д.; для фирмы это означает, что, выпуская в продажу продукцию, надо
тщательно продумать, как сделать ее применение безопасным. Это так же
эффективный способ избежать потерь. Проблема состоит в том, что упразднение
риска упраздняет и прибыль.
Предотвращение потерь и контроль.
Предотвратить потери означает уберечь себя от случайностей.
Контролировать их – означает ограничить размер потерь в случае, если убыток
имеет место.
Страхование
С позиции риск-менеджмента страхование означает процесс, в котором
группа физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску,
вкладывает средства в компанию, члены которой в случае потерь потеряют
компенсацию.
Поглощение.
Содержание этого метода управления состоит в поглощении, то есть в
признании ущерба риска без распределения его посредством страхования.
Управленческое решение о поглощении может быть принято по двум причинам. Во-
первых, есть случаи, когда не могут быть использованы другие методы
управления риском. Зачастую – это риск, вероятность которого достаточно
мала (например, падение метеорита). Во-вторых, поглощение достигается
самострахованием.
Процесс управления риском может быть разбит на шесть этапов:
1.Определение цели. Для человека эта цель может включать заботу о хорошем
состоянии здоровья, поддержке уровня жизни семьи в случае смерти или потери
источников дохода, страховую защиту домашнего имущества, транспортных
средств и частной собственности. Для предпринимательской структуры главной
целью является обеспечение существования фирмы в непредвиденных
обстоятельствах (пожар, ограбление и т.д.).
2.Выяснение риска. Выражается в осознании риска хозяйствующим субъектом или
инвалидом. Осознание риска всегда протекает в общественной среде и
опирается на общественную практику.
3.Оценка риска. Определение его серьезности с позиций вероятности и
величины возможного ущерба.
4.Выбор методов управления риском. Упразднение, предотвращение потерь и
контроль, страхование, поглощение. Конкретный из перечисленных методов
выбирается в зависимости от вида риска. На практике встречается
использование нескольких методов управления риском.
5.Применение выбранного метода. Если, например, избранным методом
управления риском является страхование, то следующий шаг – оформление
договора страхования. Кроме страхования стратегия управления любым риском
включает программу предотвращения и контроля убытков.
6.Оценка результатов. Производится на базе хорошо отлаженной системы точной
информации, дающей возможность рассмотреть имеющиеся убытки и сами
действия, осуществляемые для их предотвращения.
ГЛАВА III
СТРАХОВОЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Новое время выдвигает, как известно, новые идеи, причем нередко прямо
противоположные только что господствовавшим. Если менее 10-ти лет назад
отказ от государственного страхования считался недопустимым, то в настоящее
время, напротив, нередко ставится под сомнение необходимость сохранения в
какой-либо форме государственного воздействия на развитие страхования.
Начало возникновения в Казахстане института страхования совпадает со
временем приобретения независимости нашим государством. Становление
страхового рынка происходит в условиях экономически переходного периода.
Такие макроэкономические явления, как спад производства,
неплатежеспособность предприятий, инфляция, безработица, банкротство
нерентабельных предприятий, прямо повлияли на его состояние. В начале 90-х
годов зарождавшиеся страховые компании не имели опыта, солидных финансовых
средств, что в принципе оправдывает те действия (порой скоропалительные),
которые привели к закономерному краху большинства страховщиков, и в то же
время уход этих страховых компаний породил волну недоверия, неприятия
страхования как такового у большинства населения Республики Казахстан.
Конечно, в то время неудачи страховых компаний объяснялись не столько малым
опытом, сколько финансовой неустойчивостью самого государства (рублевая
зона, собственные деньги, обвальное падение курса национальной валюты).
Развитие государства, совершенствование финансовой системы, привели к
тому, что на данный момент у нас в республике практически сформировался
страховой рынок, который продолжает развиваться ускоренными темпами. В
рамках реализации Государственной программы развития страхования в
Республики Казахстан на 2000 – 2002 годы, утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 491, проделана значительная
работа по созданию новой законодательной базы и современной инфраструктуры
национального страхового рынка.
Сохраняется тенденция к повышению уровня финансовой устойчивости
страховых организаций, которые размещают свои активы в наиболее ликвидные
финансовые инструменты.
Динамика количества страховых организаций
Таблица 1
|Количество страховых |годы |
|организаций | |
|(на конец года) | |
| |1995 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |
|Всего |53 |58 |71 |70 |42 |38 |34 |
|С иностранным | | |9 |7 |4 |5 |4 |
|участием | | | | | | | |
Динамика основных показателей страхового рынка и деятельность всех
страховых организаций за последние 5-ть лет приведены в Таблице2.
Таблица2
|Показатели |годы |
| |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |
|Совокупный размер |1 685,3|2 469,3|4 617,0|5 325,7|5 758,3|
|собственного капитала | | | | | |
|Страховые резервы |3 126,7|3 859,9|2 280,8|7 934,7|9 926,5|
|Активы |5 330,3|7 296,7|8 347,2|14 |19 |
| | | | |820,5 |324,3 |
|Страховые премии |4 138,8|5 862,0|8 155,3|13 |15 |
| | | | |413,0 |987,2 |
|I. Страхование жизни |30,9 |36,8 |1,5 |77,4 |131,9 |
|II.Общее страхование |4 107,9|5 825,2|8 153,8|13 |15 |
| | | | |335,6 |855,3 |
|1. Обязательное страхование |1 542,9|1 340,8|1 124,9|1 175,8|1 190,5|
|2. Добровольное личное |712,4 |902,4 |1 106,8|1 737,3|1 323,5|
|страхование | | | | | |
|3. Добровольное имущественное|1 852,6|3 582,0|5 922,1|10 |13 |
|страхование | | | |422,5 |341,3 |
|Страховые выплаты |1 203,8|993,7 |1 120,5|2 229,5|1 506,5|
|I. Страхование жизни |16,8 |4,2 |5,2 |0 |16,6 |
|II.Общее страхование |1 187,0|989,5 |1 115,3|2 229,5|1 489,9|
|1. Обязательное страхование |486,7 |524,8 |495,7 |607,8 |527,8 |
|2. Добровольное личное |350,1 |286,9 |269,5 |663,6 |403,0 |
|страхование | | | | | |
|3. Добровольное имущественное|350,2 |177,8 |350,1 |958,1 |559,1 |
|страхование | | | | | |
|Передано по договорам |1 114,0|2 738,2|5 881,6|8 651,1|11 |
|перестрахования | | | | |646,2 |
Особенности формирования современного рыночного сектора, и в
частности темпы приватизации и разгосударствления, отразились на структуре
спроса на страховые услуги. Страховые организации предлагают потребителям
широкий спектр услуг. Однако при этом устойчиво снижается доля страхования
интересов населения, в котором приоритетную роль всегда играло долгосрочное
страхование жизни и пенсионное. Перспективы повышения спроса на указанные
виды страхования следует связывать только со стабилизацией экономической
ситуации в республике, подъемом производства и ростом благосостояния
населения. Для возрождения этого сегмента страхового рынка необходим новый
подход к формированию механизмов страхования жизни с учетом инфляционных
процессов и возможностей инвестирования средств. Если говорить об объеме
страхования физических лиц, то можно отметить, что готовность страховаться
среди жителей города Алматы невысока. Только 31% населения города в
настоящее время имеют страховой полис, при этом 29% застрахованных не
помнят наименование страховой компании, услугами которой они
воспользовались.
В 2002 году закончился срок исполнения государственной программы
развития страхования. Несмотря на устойчивую тенденцию роста основных
показателей страхового рынка, пока еще нельзя говорить о кардинальных
изменениях в этом секторе финансовых услуг.
Несмотря на высокие темпы роста, часть задач, предусмотренных
программой, остались невыполненными. Страховой рынок в стране по-прежнему
не играет значительной роли в экономике и жизни населения, перечень услуг у
многих страховых организаций остается ограниченным. Возможности страховых
организаций не отвечают растущим потребностям экономики и рынка финансовых
услуг, в сфере перестрахования страховая индустрия до сих пор ориентирована
в основном на иностранные рынки.
В соответствии с программой предполагалось, что к концу 2002 года в
сфере страхования жизни будут действовать 5 – 10 страховых организаций, в
сфере по общим видам страхования 15 – 20 страховых организаций, а так же
будут созданы 2 – 3 специализированные перестраховочные организации.
Необходимость обеспечения большей устойчивости и повышения требований со
стороны Национального банка РК к размеру собственного капитала страховой
организации привело к значительному сокращению их числа за счет более
мелких и слабых фирм. Количество фирм сократилось, однако увеличить число
организаций, занимающихся страхованием жизни, и создать перестраховочные
компании, не удалось.
Страхование жизни, в последние годы, является бесспорным лидером в
мире по объемам собираемой премии и темпам роста. Например, в России,
которую нельзя отнести к разряду стран с высоким уровнем развития рынка
страховых услуг, на страхование жизни приходится порядка двух третей от
общего объема страховых услуг. У нас на этот вид услуг по итогам 2002 года
приходится 0,8 % от общей суммы страховых платежей. Судя по тому, что этим
видом страхования занимается только одна страховая компания, добиться
заметного прогресса, похоже, не удается. Это можно, с большой доле
достоверности, отнести и к рынку развития услуг по перестрахованию,
основной объем которых передается зарубежным компаниям.
Предполагалось, что к концу 2002 года общая капитализация страховых и
перестраховочных организаций может возрасти с 2,3 до 5 – 7 млрд. тенге;
объем собираемых страховых премий за год, по отношению к ВВП,
ориентировочно увеличится с 0,3 % до 0,8 – 1,2 %, в том числе по
страхованию жизни с 0,002 до 0,5 – 0,5 %. Как видно из приведенных выше
данных, собственный капитал страховых компаний уже превысил ожидаемые
параметры. Доля страховых премий к ВВП по итога 2001 года составила 0,4 %,
а по итогам 2002 года возросла почти до 0,6 % и лишь приблизилась к нижнему
интервалу прогнозного показателя.
Таким образом, 3- летняя программа развития страхования оказалась
реализованной не в полной мере. Не в полном объеме были выполнены не только
намеченные целевые ориентиры, но и ряд приоритетных задач, решение которых
должно было способствовать более динамичному развитию рынка. Страховая
система не стала дополнительной основой для повышения социальной защиты
населения. Возможности страховых организаций хотя и выросли, но уровень их
капитализации остается недостаточным, а возможности ограниченными.
Отечественным компаниям пока недоступны крупные проекты в страховании,
скажем депозитов банков или пенсионных активов, направленных на повышение
уровня их сохранности. Не стали страховые организации и заметным
институциальными инвесторами.
Рост экономики наряду с действиями уполномоченного органа
способствовали развитию страхового рынка в стране. В последние годы
Национальным банком проделана определенная работа по решению накопившихся
проблем страхового рынка. В частности, в области совершенствования и
развития законодательной и нормативно-правовой базы, решения проблем
повышения устойчивости рынка и защиты страхователей. Повышения требования к
страховщикам позволило сократить количество мелких фирм, увеличить
капитализацию действующих компаний, их устойчивость. Увеличение активов
страховых компаний сопровождалось улучшением их структуры и качества. Тем
не менее, состояние дел на отечественном страховом рынке нельзя признать
удовлетворительным. Такая ситуация связана с рядом причин объективного и
субъективного характера.
Основной из причин, препятствующих ускоренному развитию рынка,
является недостаточная развитость обязательных видов страхования. В августе
2003 года создана Межведомственная комиссия по вопросам введения
обязательных видов страхования, которой предстоит решить накопившиеся
проблемы в этой сфере. На рассмотрение парламента в августе направлен
проект закона об обязательном страховании гражданско-правовой
ответственности владельцев транспортных средств - перевозчиков перед
пассажирами. Еще несколько проектов законов по обязательному страхованию
представлены в парламент в IV квартала, а остальные предполагается передать
в следующем году. Принятие новых законов позволит активизировать рынок.
Однако в силу известных причин рассмотрение законов может растянуться на
достаточно длительное время.
К числу причин неудовлетворительного состояния дел на рынке страховых
услуг относят также низкую платежеспособность хозяйствующих субъектов и
населения. Вероятно, эта причина является одной из главных. Проблема низкой
активности населения в страховании, связана с крайне низким уровнем доходов
большей части населения, что заставляет их расходовать деньги в первую
очередь на питание, одежду и коммунальные услуги. Естественно, что услуги
страховщиков при этом не являются приоритетными.
Недостаточный уровень страховой культуры и недоверие населения к
институту страхования жизни также считается одной из проблем рынка. И для
этого есть все основания. Информация о деятельности страховых организаций
продолжает оставаться крайне ограниченной и недостаточной. Потенциальные
клиенты в условиях отсутствия рейтинговых компаний практически не имеют
возможности получить своевременную информацию о страховых организациях.
Закрытость рынка не способствует повышению доверия и заинтересованности
населения в страховании.
Указанные причины наряду с ограниченными возможностями страховщиков и
необходимостью совершенствования законодательной и нормативной базы
препятствуют более динамичному развитию рынка. Сохраняются вопросы,
связанные с налогообложением страховщиков и страхователей. Актуальным
остается заключение, данное в программе на 2000-2002 годы, что страховой
рынок в Казахстане «практически находится на начальном этапе своего
развития». Функциональные возможности отечественной страховой индустрии
пока еще не сопоставимы с соответствующими показателями развитых стран.
ЛИТЕРАТУРА
| |Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 |
| |декабря 2000 г. № 126-II |
| |Страхование в Республике Казахстан (том1). Сборник |
| |нормативно-правовых актов из серии «Финансы и кредит Казахстана».|
| |– Алматы: Информационное агентство «EconoMix Data», 2000. |
| |Страхование в Республике Казахстан (том2). Сборник |
| |нормативно-правовых актов из серии «Финансы и кредит Казахстана».|
| |– Алматы: Информационное агентство «EconoMix Data», 2000. |
| |А.А. Гвозденко: Финансово-экономические методы страхования – М.: |
| |Финансы и статистика, 2000. |
| |А.Н. Зубец: Страховой маркетинг - М.: Издательский дом «АНКИЛ», |
| |1998. |
| |О.Э. Лер: Страховой рынок Казахстана – Алматы: Каржы-каражат, |
| |1996. |
| |О.Э. Лер: К цивилизованному страховому рынку. – Алматы: |
| |Каржы-каражат, 1997. |
| |О.Э. Лер: Страхование транзитной экономики – Алматы: Гылым, 1998.|
| |Страховое дело: Под.ред. Л.И. Рейтмана – М.: Банковский и |
| |биржевой НКЦ, 1992. |
| |А.К. Шихов: Страхование – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|