МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие страхования в Республики Казахстан

    различать экологические, транспортные, политические и специальные риски.

    Экологические риски.

    Связаны с загрязнением окружающей природной среды и обусловлены

    преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных

    благ.

    Транспортные риски.

    Имеют внутреннее подразделение на риски каско и карго. Транспортные риски

    каско подразумевают страхование воздушных, морских и речных судов,

    железнодорожного подвижного состава и автомобилей во время движения,

    стоянки и ремонта. Транспортные риски карго подразумевают страхование

    грузов, перевозимых воздушным, морским, речным железнодорожным и

    автомобильным транспортом.

    Политические (репрессивные) риски.

    Связаны с противоправными действиями с точки зрения норм международного

    права, мероприятиями или акциями правительства иностранных государств в

    отношении данного суверенного государства или граждан этого суверенного

    государства. Политические риски через систему оговорок или условий договора

    страхования могут быть включены в объем ответственности страховщика.

    Специальные риски.

    Страхование перевозок особо ценных грузов, например, благородных металлов,

    драгоценных камней, произведения искусства, денежной наличности.

    Задача страховщика состоит в том, чтобы быть готовым в течение всего

    времени действия договора страхования предоставить средства из созданного

    страхового фонда в возмещении ущерба при наступлении страхового случая

    (реализация риска). Пока страхователь поставлен перед фактом неизвестности

    страхового случая во времени и пространстве, страховщик интересуется

    вероятностью наступлению страхового случая по отношению ко всей страховой

    совокупности Несбывшиеся предвидения страховщика относительно вероятности

    возможного ущерба и расходов по его возмещению будут заранее оплачены

    предвидением возможного риска со стороны страхователя. Следовательно, в

    теоретическом плане страховщик подвергает себя опасности только одного

    специфического риска, связанного с осуществлением страхового дела. Этот

    риск носит название технический риск страховщика. Наличие технического

    риска страховщика побуждает его активно участвовать в предупредительных

    мероприятиях по борьбе с пожарами, авариями на транспорте т.д. с целью

    снижения его степени.

    § 2.3. Страховой случай.

    Реализация риска означает наступление страхового случая. Он может

    иметь место по отношению к одному или множеству объектов страхования в

    рамках определенной страховой совокупности. Страховой случай по отношению к

    множеству объектов страхования приводит к кумуляции риска, т.е. вызывает

    катастрофический риск.

    Следует различать страховой случай и страховое событие. Под страховым

    событием понимают потенциально возможное причинение ущерба объекту

    страхования. Реализованная гипотетическая возможность причинения ущерба

    объекту страхования будет означать страховой случай. Последствия страхового

    случая выражаются в полном уничтожении или частичном повреждении объекта

    страхования. Не относятся к страховым случаям события, которые хотя и

    причинили ущерб, но не противоречат нормальному технологическому циклу в

    процессе производства. В этой связи в условиях договора страхования следует

    формулировать точные определения событий, которые включаются в объем

    ответственности страховщика.

    § 2.4. Управление риском.

    Риск означает неуверенность в возможном результате. Мы встречаемся с

    риском ежедневно. Путем создания ситуации риска у человека возникают

    решения, направленные на устранение ил максимальное ограничение ситуации

    риска.

    Целенаправленные действия по ограничению или минимизации риска в

    системе экономических отношений носят название управление риском (риск-

    менеджмент). Концептуальный подход использования риск-менеджмента в

    страховании включает в себя три основные позиции:

    . выявление последствий деятельности экономических субъектов в ситуации

    риска;

    . умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой

    деятельности;

    . разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть

    нейтрализованы или компенсированы вероятные негативные результаты

    предпринимаемых действий.

    Общественная практика выработала четыре метода управления риском:

    упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение.

    Упразднение.

    Первый метод управления риском заключается в попытке упразднения

    риска. Для личности это означает, что не следует курить, летать самолетом и

    т.д.; для фирмы это означает, что, выпуская в продажу продукцию, надо

    тщательно продумать, как сделать ее применение безопасным. Это так же

    эффективный способ избежать потерь. Проблема состоит в том, что упразднение

    риска упраздняет и прибыль.

    Предотвращение потерь и контроль.

    Предотвратить потери означает уберечь себя от случайностей.

    Контролировать их – означает ограничить размер потерь в случае, если убыток

    имеет место.

    Страхование

    С позиции риск-менеджмента страхование означает процесс, в котором

    группа физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску,

    вкладывает средства в компанию, члены которой в случае потерь потеряют

    компенсацию.

    Поглощение.

    Содержание этого метода управления состоит в поглощении, то есть в

    признании ущерба риска без распределения его посредством страхования.

    Управленческое решение о поглощении может быть принято по двум причинам. Во-

    первых, есть случаи, когда не могут быть использованы другие методы

    управления риском. Зачастую – это риск, вероятность которого достаточно

    мала (например, падение метеорита). Во-вторых, поглощение достигается

    самострахованием.

    Процесс управления риском может быть разбит на шесть этапов:

    1.Определение цели. Для человека эта цель может включать заботу о хорошем

    состоянии здоровья, поддержке уровня жизни семьи в случае смерти или потери

    источников дохода, страховую защиту домашнего имущества, транспортных

    средств и частной собственности. Для предпринимательской структуры главной

    целью является обеспечение существования фирмы в непредвиденных

    обстоятельствах (пожар, ограбление и т.д.).

    2.Выяснение риска. Выражается в осознании риска хозяйствующим субъектом или

    инвалидом. Осознание риска всегда протекает в общественной среде и

    опирается на общественную практику.

    3.Оценка риска. Определение его серьезности с позиций вероятности и

    величины возможного ущерба.

    4.Выбор методов управления риском. Упразднение, предотвращение потерь и

    контроль, страхование, поглощение. Конкретный из перечисленных методов

    выбирается в зависимости от вида риска. На практике встречается

    использование нескольких методов управления риском.

    5.Применение выбранного метода. Если, например, избранным методом

    управления риском является страхование, то следующий шаг – оформление

    договора страхования. Кроме страхования стратегия управления любым риском

    включает программу предотвращения и контроля убытков.

    6.Оценка результатов. Производится на базе хорошо отлаженной системы точной

    информации, дающей возможность рассмотреть имеющиеся убытки и сами

    действия, осуществляемые для их предотвращения.

    ГЛАВА III

    СТРАХОВОЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.

    Новое время выдвигает, как известно, новые идеи, причем нередко прямо

    противоположные только что господствовавшим. Если менее 10-ти лет назад

    отказ от государственного страхования считался недопустимым, то в настоящее

    время, напротив, нередко ставится под сомнение необходимость сохранения в

    какой-либо форме государственного воздействия на развитие страхования.

    Начало возникновения в Казахстане института страхования совпадает со

    временем приобретения независимости нашим государством. Становление

    страхового рынка происходит в условиях экономически переходного периода.

    Такие макроэкономические явления, как спад производства,

    неплатежеспособность предприятий, инфляция, безработица, банкротство

    нерентабельных предприятий, прямо повлияли на его состояние. В начале 90-х

    годов зарождавшиеся страховые компании не имели опыта, солидных финансовых

    средств, что в принципе оправдывает те действия (порой скоропалительные),

    которые привели к закономерному краху большинства страховщиков, и в то же

    время уход этих страховых компаний породил волну недоверия, неприятия

    страхования как такового у большинства населения Республики Казахстан.

    Конечно, в то время неудачи страховых компаний объяснялись не столько малым

    опытом, сколько финансовой неустойчивостью самого государства (рублевая

    зона, собственные деньги, обвальное падение курса национальной валюты).

    Развитие государства, совершенствование финансовой системы, привели к

    тому, что на данный момент у нас в республике практически сформировался

    страховой рынок, который продолжает развиваться ускоренными темпами. В

    рамках реализации Государственной программы развития страхования в

    Республики Казахстан на 2000 – 2002 годы, утвержденной Указом Президента

    Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 491, проделана значительная

    работа по созданию новой законодательной базы и современной инфраструктуры

    национального страхового рынка.

    Сохраняется тенденция к повышению уровня финансовой устойчивости

    страховых организаций, которые размещают свои активы в наиболее ликвидные

    финансовые инструменты.

    Динамика количества страховых организаций

    Таблица 1

    |Количество страховых |годы |

    |организаций | |

    |(на конец года) | |

    | |1995 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |

    |Всего |53 |58 |71 |70 |42 |38 |34 |

    |С иностранным | | |9 |7 |4 |5 |4 |

    |участием | | | | | | | |

    Динамика основных показателей страхового рынка и деятельность всех

    страховых организаций за последние 5-ть лет приведены в Таблице2.

    Таблица2

    |Показатели |годы |

    | |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |

    |Совокупный размер |1 685,3|2 469,3|4 617,0|5 325,7|5 758,3|

    |собственного капитала | | | | | |

    |Страховые резервы |3 126,7|3 859,9|2 280,8|7 934,7|9 926,5|

    |Активы |5 330,3|7 296,7|8 347,2|14 |19 |

    | | | | |820,5 |324,3 |

    |Страховые премии |4 138,8|5 862,0|8 155,3|13 |15 |

    | | | | |413,0 |987,2 |

    |I. Страхование жизни |30,9 |36,8 |1,5 |77,4 |131,9 |

    |II.Общее страхование |4 107,9|5 825,2|8 153,8|13 |15 |

    | | | | |335,6 |855,3 |

    |1. Обязательное страхование |1 542,9|1 340,8|1 124,9|1 175,8|1 190,5|

    |2. Добровольное личное |712,4 |902,4 |1 106,8|1 737,3|1 323,5|

    |страхование | | | | | |

    |3. Добровольное имущественное|1 852,6|3 582,0|5 922,1|10 |13 |

    |страхование | | | |422,5 |341,3 |

    |Страховые выплаты |1 203,8|993,7 |1 120,5|2 229,5|1 506,5|

    |I. Страхование жизни |16,8 |4,2 |5,2 |0 |16,6 |

    |II.Общее страхование |1 187,0|989,5 |1 115,3|2 229,5|1 489,9|

    |1. Обязательное страхование |486,7 |524,8 |495,7 |607,8 |527,8 |

    |2. Добровольное личное |350,1 |286,9 |269,5 |663,6 |403,0 |

    |страхование | | | | | |

    |3. Добровольное имущественное|350,2 |177,8 |350,1 |958,1 |559,1 |

    |страхование | | | | | |

    |Передано по договорам |1 114,0|2 738,2|5 881,6|8 651,1|11 |

    |перестрахования | | | | |646,2 |

    Особенности формирования современного рыночного сектора, и в

    частности темпы приватизации и разгосударствления, отразились на структуре

    спроса на страховые услуги. Страховые организации предлагают потребителям

    широкий спектр услуг. Однако при этом устойчиво снижается доля страхования

    интересов населения, в котором приоритетную роль всегда играло долгосрочное

    страхование жизни и пенсионное. Перспективы повышения спроса на указанные

    виды страхования следует связывать только со стабилизацией экономической

    ситуации в республике, подъемом производства и ростом благосостояния

    населения. Для возрождения этого сегмента страхового рынка необходим новый

    подход к формированию механизмов страхования жизни с учетом инфляционных

    процессов и возможностей инвестирования средств. Если говорить об объеме

    страхования физических лиц, то можно отметить, что готовность страховаться

    среди жителей города Алматы невысока. Только 31% населения города в

    настоящее время имеют страховой полис, при этом 29% застрахованных не

    помнят наименование страховой компании, услугами которой они

    воспользовались.

    В 2002 году закончился срок исполнения государственной программы

    развития страхования. Несмотря на устойчивую тенденцию роста основных

    показателей страхового рынка, пока еще нельзя говорить о кардинальных

    изменениях в этом секторе финансовых услуг.

    Несмотря на высокие темпы роста, часть задач, предусмотренных

    программой, остались невыполненными. Страховой рынок в стране по-прежнему

    не играет значительной роли в экономике и жизни населения, перечень услуг у

    многих страховых организаций остается ограниченным. Возможности страховых

    организаций не отвечают растущим потребностям экономики и рынка финансовых

    услуг, в сфере перестрахования страховая индустрия до сих пор ориентирована

    в основном на иностранные рынки.

    В соответствии с программой предполагалось, что к концу 2002 года в

    сфере страхования жизни будут действовать 5 – 10 страховых организаций, в

    сфере по общим видам страхования 15 – 20 страховых организаций, а так же

    будут созданы 2 – 3 специализированные перестраховочные организации.

    Необходимость обеспечения большей устойчивости и повышения требований со

    стороны Национального банка РК к размеру собственного капитала страховой

    организации привело к значительному сокращению их числа за счет более

    мелких и слабых фирм. Количество фирм сократилось, однако увеличить число

    организаций, занимающихся страхованием жизни, и создать перестраховочные

    компании, не удалось.

    Страхование жизни, в последние годы, является бесспорным лидером в

    мире по объемам собираемой премии и темпам роста. Например, в России,

    которую нельзя отнести к разряду стран с высоким уровнем развития рынка

    страховых услуг, на страхование жизни приходится порядка двух третей от

    общего объема страховых услуг. У нас на этот вид услуг по итогам 2002 года

    приходится 0,8 % от общей суммы страховых платежей. Судя по тому, что этим

    видом страхования занимается только одна страховая компания, добиться

    заметного прогресса, похоже, не удается. Это можно, с большой доле

    достоверности, отнести и к рынку развития услуг по перестрахованию,

    основной объем которых передается зарубежным компаниям.

    Предполагалось, что к концу 2002 года общая капитализация страховых и

    перестраховочных организаций может возрасти с 2,3 до 5 – 7 млрд. тенге;

    объем собираемых страховых премий за год, по отношению к ВВП,

    ориентировочно увеличится с 0,3 % до 0,8 – 1,2 %, в том числе по

    страхованию жизни с 0,002 до 0,5 – 0,5 %. Как видно из приведенных выше

    данных, собственный капитал страховых компаний уже превысил ожидаемые

    параметры. Доля страховых премий к ВВП по итога 2001 года составила 0,4 %,

    а по итогам 2002 года возросла почти до 0,6 % и лишь приблизилась к нижнему

    интервалу прогнозного показателя.

    Таким образом, 3- летняя программа развития страхования оказалась

    реализованной не в полной мере. Не в полном объеме были выполнены не только

    намеченные целевые ориентиры, но и ряд приоритетных задач, решение которых

    должно было способствовать более динамичному развитию рынка. Страховая

    система не стала дополнительной основой для повышения социальной защиты

    населения. Возможности страховых организаций хотя и выросли, но уровень их

    капитализации остается недостаточным, а возможности ограниченными.

    Отечественным компаниям пока недоступны крупные проекты в страховании,

    скажем депозитов банков или пенсионных активов, направленных на повышение

    уровня их сохранности. Не стали страховые организации и заметным

    институциальными инвесторами.

    Рост экономики наряду с действиями уполномоченного органа

    способствовали развитию страхового рынка в стране. В последние годы

    Национальным банком проделана определенная работа по решению накопившихся

    проблем страхового рынка. В частности, в области совершенствования и

    развития законодательной и нормативно-правовой базы, решения проблем

    повышения устойчивости рынка и защиты страхователей. Повышения требования к

    страховщикам позволило сократить количество мелких фирм, увеличить

    капитализацию действующих компаний, их устойчивость. Увеличение активов

    страховых компаний сопровождалось улучшением их структуры и качества. Тем

    не менее, состояние дел на отечественном страховом рынке нельзя признать

    удовлетворительным. Такая ситуация связана с рядом причин объективного и

    субъективного характера.

    Основной из причин, препятствующих ускоренному развитию рынка,

    является недостаточная развитость обязательных видов страхования. В августе

    2003 года создана Межведомственная комиссия по вопросам введения

    обязательных видов страхования, которой предстоит решить накопившиеся

    проблемы в этой сфере. На рассмотрение парламента в августе направлен

    проект закона об обязательном страховании гражданско-правовой

    ответственности владельцев транспортных средств - перевозчиков перед

    пассажирами. Еще несколько проектов законов по обязательному страхованию

    представлены в парламент в IV квартала, а остальные предполагается передать

    в следующем году. Принятие новых законов позволит активизировать рынок.

    Однако в силу известных причин рассмотрение законов может растянуться на

    достаточно длительное время.

    К числу причин неудовлетворительного состояния дел на рынке страховых

    услуг относят также низкую платежеспособность хозяйствующих субъектов и

    населения. Вероятно, эта причина является одной из главных. Проблема низкой

    активности населения в страховании, связана с крайне низким уровнем доходов

    большей части населения, что заставляет их расходовать деньги в первую

    очередь на питание, одежду и коммунальные услуги. Естественно, что услуги

    страховщиков при этом не являются приоритетными.

    Недостаточный уровень страховой культуры и недоверие населения к

    институту страхования жизни также считается одной из проблем рынка. И для

    этого есть все основания. Информация о деятельности страховых организаций

    продолжает оставаться крайне ограниченной и недостаточной. Потенциальные

    клиенты в условиях отсутствия рейтинговых компаний практически не имеют

    возможности получить своевременную информацию о страховых организациях.

    Закрытость рынка не способствует повышению доверия и заинтересованности

    населения в страховании.

    Указанные причины наряду с ограниченными возможностями страховщиков и

    необходимостью совершенствования законодательной и нормативной базы

    препятствуют более динамичному развитию рынка. Сохраняются вопросы,

    связанные с налогообложением страховщиков и страхователей. Актуальным

    остается заключение, данное в программе на 2000-2002 годы, что страховой

    рынок в Казахстане «практически находится на начальном этапе своего

    развития». Функциональные возможности отечественной страховой индустрии

    пока еще не сопоставимы с соответствующими показателями развитых стран.

    ЛИТЕРАТУРА

    | |Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 |

    | |декабря 2000 г. № 126-II |

    | |Страхование в Республике Казахстан (том1). Сборник |

    | |нормативно-правовых актов из серии «Финансы и кредит Казахстана».|

    | |– Алматы: Информационное агентство «EconoMix Data», 2000. |

    | |Страхование в Республике Казахстан (том2). Сборник |

    | |нормативно-правовых актов из серии «Финансы и кредит Казахстана».|

    | |– Алматы: Информационное агентство «EconoMix Data», 2000. |

    | |А.А. Гвозденко: Финансово-экономические методы страхования – М.: |

    | |Финансы и статистика, 2000. |

    | |А.Н. Зубец: Страховой маркетинг - М.: Издательский дом «АНКИЛ», |

    | |1998. |

    | |О.Э. Лер: Страховой рынок Казахстана – Алматы: Каржы-каражат, |

    | |1996. |

    | |О.Э. Лер: К цивилизованному страховому рынку. – Алматы: |

    | |Каржы-каражат, 1997. |

    | |О.Э. Лер: Страхование транзитной экономики – Алматы: Гылым, 1998.|

    | |Страховое дело: Под.ред. Л.И. Рейтмана – М.: Банковский и |

    | |биржевой НКЦ, 1992. |

    | |А.К. Шихов: Страхование – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. |

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.