МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Разновидности правовых систем

    институционализирующиеся отношения, нормы, объявляя их общеобязательными.

    Критерий отбора отношений, обычаев, тенденций, норм культуры для возведения

    их в закон и придания юридического статуса общеобязательности — их

    объективная полезность для сохранения целостности общества, для обеспечения

    неприкосновенности предпосылок коллективной жизни людей.

    Нет нужды говорить о том, что законодательная практика современных

    государств сплошь и рядом выходит за пределы этого требования, часто с

    самыми благими намерениями. Последствия могут быть разными. Правотворческая

    деятельность законодательной власти оправдана тогда, когда она уточняет и

    согласовывает существующие правила поведения и официально признает их

    обязательными, вводя новые лишь постольку, поскольку общественная жизнь уже

    готова органически вобрать в себя институционализирующиеся юридические

    формы.

    Итак, процесс правообразования может быть сведен к трем основным

    стадиям. Сначала выделяются отдельные случаи, способы решения, одним словом

    — казусы, уже ставшие или только еще становящиеся типичными. Обобщение

    типичного, превращение его в традицию, передаваемую от поколения к

    поколению, закрепляется в обычае. Завершает процесс закон — результат

    нормотворческой (санкционирующей) деятельности государства. Казус — обычай

    — закон, — вот путь, которым шла и действительная история права.

    1.3.Виды источников права

    Виды источников права различаются по тем юридическим формам, в которых

    воплощаются общеобязательные нормы, ставшие правом.

    По форме выражения правила поведения юридического характера можно

    судить и о степени участия государства в правотворческом процессе. В

    принципе классификация источников права — классификация форм

    институционализации правил поведения.

    Исторически первым источником права был обычай — правило поведения,

    ставшее юридической нормой вследствие его общего значения и длительного

    фактического применения. Как указывалось, обычай связан с традицией и

    способен передаваться от поколения к поколению.

    Обычай консервативен, закрепляя результаты общественного опыта,

    воспринятые культурой народа. Неслучайно большинство норм обычного права

    совпадают с религией и моралью, выражая их ценности.

    Обычное право господствовало только на ранних этапах развития правовых

    систем. Так, первые законы античного и феодального обществ были по существу

    сводами обычного права отдельных племен. Примерами могут служить так

    называемые "варварские правды" (Русская, Салическая, Алеменская, Баварская,

    Саксонская), Судебник Альфреда Великого в Англии, законы Этельстана. В ходе

    истории оно постепенно вытесняется другими юридическими источниками.

    Советское право обычай практически не восприняло. Последние отсылки к

    обычаю содержал Земельный кодекс РСФСР 1922 г. в главе, регулирующей раздел

    крестьянского двора.

    Сохраняет свое значение обычай в международном праве. В условиях

    рыночных отношений достаточно широкое распространение получили

    "обыкновения", сложившиеся (институционализировавшиеся) в хозяйственной

    практике. Это, в частности, торговые обыкновения, обычаи данного порта

    применяемые при регулировании морских перевозок, и др.

    Второй вид источника права — судебная практика и судебный прецедент,

    признававшиеся источниками права еще в Древнем Риме. Решения преторов и

    других магистратов по конкретным делам считались там обязательными

    образцами (источниками права) для решения всех аналогичных дел. В

    результате сложилась целая система преторского права.

    Распространенный в Средневековье, судебный прецедент постепенно теряет

    свое значение в Новое время, играя главную роль лишь в Англии и в странах,

    в которых получило развитие так называемое англо-саксонское общее право.

    В правовом регулировании управленческой деятельности государства

    аналогичную роль играет административный прецедент — решение органа

    управления или должностного лица по конкретному административному делу,

    которому придана нормативная сила.

    Критики признания судебного и административного прецедентов источниками

    права обычно ссылаются на то, что решений компетентных органов по

    конкретным казусам накапливается с течением времени такое количество, что

    неспециалист не в состоянии ориентироваться в море этих юридических

    документов, что здесь возможен произвол и даже злоупотребления должностных

    лиц, что если уж и включать в правотворческий процесс государство, то лучше

    это делать путем расширения функций законодательных органов, которые в

    целом подготовлены лучше, чем судьи, и т.д. Напротив, сторонники

    прецедентного, или, как его иногда называют, "свободного" права, критикуют

    нормативные системы за консерватизм, неспособность адекватно и вместе с тем

    оперативно реагировать на события быстротекущей жизни и т.д.

    Как бы там ни было, суды, с точки зрения развиваемой нами концепции,

    лишь открывают, фиксируют уже сложившиеся правила поведения, которые

    становятся правом в силу своей общезначимости и которые вследствие именно

    этой общезначимости должны быть признаны государственными органами

    юридическими. Вспомним, функция государства — выполнять общие дела

    населения.

    Третий вид источников права — договор, если он содержит общие правила.

    В развитом гражданском обществе он становится едва ли не главной

    юридической формой, определяющей права и обязанности его субъектов.

    Договоры долговременного характера предпринимателей с профсоюзами,

    долговременные торговые договоры, соглашения о перевозках, порядке расчета

    и т.д. создают систему правоотношений, позволяющих учитывать взаимные

    интересы субъектов и обеспечивающих относительно бесконфликтное

    существование гражданского общества.

    Четвертый вид источников права — издаваемые государством законы. Мы уже

    говорили о содержании правотворческой деятельности законодательной власти и

    о ее зависимости от исторически складывающейся системы правил поведения,

    заключающих в себе социальный опыт многих поколений. В идеале эти нормы,

    отобранные коллективной эволюцией И выражающие обобщенную мудрость народа,

    и государственные законы должны совпадать. История знает множество примеров

    того, какими эффективными могут быть законы, если они совпадают с правом и

    концентрированно выражают культуру.

    Поскольку государство сплошь и рядом узурпирует полномочия издавать

    любые законы, устанавливается особая процедура их принятия.

    Законодательствовать вправе лишь высшие представительные органы власти,

    которые полнее всего выражают волю народа. При этом предполагается, что

    равная обязательность законов для всех, а значит и для законодателей с их

    семьями, служит известной гарантией, что депутатский корпус не станет

    злоупотреблять своими прерогативами, ибо не отвечающий общественным

    потребностям законодательный акт может обернуться и против них самих.

    Той же цели ограничения произвола законодателей, обеспечения

    соответствия закона праву и таким образом законности самих законов служит

    выделение в них тех, которые объявляются основными и служат юридической

    базой всего остального законодательства. Их называют конституцией. Ода

    принимается специальным органом, представляющим общество (учредительным

    собранием, конституционной ассамблеей), или парламентом, но в особом, более

    сложном (по сравнению с процедурой принятия обычных законов) порядке.

    Конституция обладает наивысшей юридической силой, и законы, ей

    противоречащие, недействительны. В правовых государствах существует

    специальный механизм проверки их соответствия конституции конституционными

    судами.

    В свою очередь, законы обладают высшей юридической силой по сравнению

    со всеми остальными актами государства.

    Нормативные акты органов государственного управления — пятый вид

    источников права. Они издаются исполнительной властью в пределах ее

    компетенции во исполнение действующих законов. Поэтому их называют

    подзаконными нормативными актами. Законность таких нормативных актов

    проверяется в судебном порядке. В правовом государстве любое действие

    должностного лица или органа управления может быть обжаловано в суд.

    Шестым видом источников права теория называет нормативные акты

    общественных организаций, за которыми государство признает юридическую

    силу. Примером могут служить нормативные акты профсоюзных организаций,

    кооперативных объединений. Юридической силой, например, обладали нормы,

    издаваемые профсоюзами Франции или ВЦСПС в бывшем Советском Союзе.

    В теории права среди источников права называют также нормы, издаваемые

    частными организациями, юридическая сила которых в ряде случаев признается

    судами. Типовые договоры купли-продажи товаров, правила эксплуатации

    сложной техники, нарушение которых исключает материальную ответственность

    фирмы-изготовителя, формуляры и т.д. играют, несомненно, упорядочивающую

    роль в гражданском обороте и потому получают статус нормативных актов. Их

    иногда называют формулярным правом, образующим в нашем перечне седьмой вид

    источников права.

    Восьмой вид источников права образуют труды ученых — юристов. Он имеет

    преимущественно историческое значение. Римские юристы, авторитет которых

    был чрезвычайно высок, имели право давать разъяснения, которые были

    обязательны для судов. Такую же роль в средневековых судах играли работы

    глоссаторов и постглоссаторов. Уже в XIX в. Российский Правительствующий

    Сенат цитировал в своих актах труды отечественных цивилистов.

    В настоящее время юридическая наука практически утратила значение

    источника права.

    Особое место в системе источников права занимают правосознание и

    референдум. Правосознание выступает юридической основой судебной и

    административной практики в революционные эпохи, когда отмененное

    законодательство ликвидированного строя еще не заменено новым. В России,

    например, советская власть своими декретами отменила все царские законы в

    течение полугода после Октябрьской революции, а первые кодексы

    (гражданский, уголовный, земельный и т.д.) начали появляться лишь в 1922 г.

    На протяжении пяти лет советские суды и административные органы

    руководствовались преимущественно "революционным правосознанием". Эта

    практика ныне хорошо известна.

    Наконец, источником права является референдум — всенародный опрос, если

    он приводится по поводу содержания подлежащих принятию законов. Его

    очевидное достоинство заключается в том, что в нем непосредственно

    выражается воля народа, и потому его иногда объявляют источником права

    наивысшей юридической силы. Его недостатки не менее очевидны. Так, наивно

    было бы полагать, что результаты референдума суть непосредственное

    выражение воли народа. Между сознанием населения и результатами голосования

    вклиниваются сформулированные властью вопросы, которые, к сожалению, часто

    формулируются либо недостаточно квалифицировано, либо преступно лукаво. К

    тому же на всенародное голосование технически возможно вынести лишь очень

    небольшое число закрытых вопросов (чаще всего 1-2), на которые возможно

    дать только простейшие ответы. Варианты ответов, как правило, также

    предлагаются авторами опросных листов, бюллетеней и т.д.

    Среди источников права выделяются законы, принимаемые государственной

    властью. Они привлекают внимание, являясь результатами сознательной

    деятельности, и порождают идеи о всемогуществе разума. Во времена

    французского просвещения Вольтер спрашивал: "Хотите вы иметь хорошие

    законы?" и сам отвечал: "Так уничтожьте старые и напишите новые!" Иллюзия

    легкости решения всех проблем общественной жизни достаточно распространена

    и естественна для некоторых исторических периодов. Георг Еллинек, например,

    считал активизацию законодательной деятельности свидетельством

    пробуждающегося самосознания народа. Интерес к законам сопровождается

    интересом и к законодательствованию.

    1.4.Правотворческая деятельность государства

    Правотворческая деятельность государства должна трактоваться в

    достаточной степени условно. Этот термин — скорее метафора, чем обозначение

    реального процесса. Государство не творит право. Оно лишь выражает его и

    способствует реализации юридических норм. Силой, созидающей право, является

    практика множества общественных индивидов, в которой селективная эволюция

    отбирает правила поведения, обеспечивающие жизнеспособность социального

    целого, а следовательно, и условия бытия каждого человека. Правотворческая

    практика осуществляется под воздействием всего множества культурных,

    экономических, политических и т.д. факторов, можно утверждать, что в

    создании права участвует все общество. Именно оно творит его, и, поскольку

    государство — социальный институт, оно также участвует в этом процессе.

    Выделение правотворчества как относительно самостоятельного вида

    государственной деятельности — итог длительного исторического развития.

    Первоначально оно было вплетено в процесс исполнения права, правосудие и

    другие стороны юрисдикции. Так, преторское право Древнего Рима складывалось

    в процессе непосредственного осуществления правосудия. То же можно сказать

    и о прецедентном праве Англии.

    Формирование права — не политика. Политической является только

    деятельность издающего законы государства. В теории иногда отмечается, что

    государственное правотворчество завершает процесс формирования права[7].

    Это положение верно, но лишь с учетом сказанного. Нельзя, в частности,

    забывать что государство участвует в правотворчестве отнюдь не всегда, ибо

    право выражает себя не только через законы и иные нормативные акты

    государственной власти.

    Обобщая теоретические изыскания многих правоведов, юридическая теория

    определяет государственное правотворчество как деятельность государства,

    направленную на издание, изменение или отмену правовых норм или решений,

    которые санкционируют обычаи или иные источники права в качестве основания

    субъективных прав и обязанностей членов общества.

    Понимаемый таким образом процесс правотворчества включает несколько

    стадий. Первая из них — законодательная инициатива, когда управомоченные

    лица или государственные органы (депутаты, президент, правительство и т.д.)

    выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт.

    Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предлагаемого

    закона.

    Второй стадией является обсуждение этого проекта. Оно осуществляется

    самим правотворческим органом, а иногда выносится и за его пределы

    (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистов-

    экспертов и т.д.). Обсуждение завершается решением о внесении проекта на

    рассмотрение в тот орган, который будет принимать закон.

    Принятие закона компетентным государственным органом — третья стадия

    правотворческого процесса.

    Наконец, четвертую стадию образует обнародование правотворческого

    решения, т.е. его доведение до сведения населения, без чего принятые

    законодательные акты не могут исполняться.

    Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Его основные

    принципы и процедуры закреплены в конституциях.

    Теория права выделяет в качестве особого вида кодификационное

    правотворчество. В процессе кодификации правотворчество осуществляется не

    путем принятия отдельных юридических норм, а посредством формирования и

    включения в правовую систему блоков норм, регулирующих ту или иную

    относительно самостоятельную область общественной жизни, ту или иную

    разновидность общественных отношений. Примерами могут служить институт

    права собственности, оформленный в виде закона о собственности,

    объединяющего целую систему норм, кодексы и т.д.

    Оценивая правотворчество как сознательную деятельность государства,

    следует иметь в виду, что между объективным содержанием права и его

    формулировками в нормативных актах государственных органов возможно

    несовпадение. Чем сложнее законодательство, тем значительнее становится

    этот разрыв. Однако необходимость признания общественных закономерностей,

    выражающихся в социальной практике людей, конечным источником права

    несомненна. В противном случае оно лишается своей эффективности, ибо сама

    по себе юридическая власть ничего решить не может. Право действенно лишь

    постольку, поскольку оно в состоянии влиять на поступки общественного

    человека.

    Вместе с тем всеобщность права получает относительное выражение в виде

    кодифицированного законодательства, которое доводится до всеобщего сведения

    в качестве общеобязательных правил поведения. Индивид может не

    сообразовывать поступки с законами социального развития. Он вправе вообще

    не знать их. Но он обязан сообразовывать свои действия с юридическими

    правилами поведения. Вот почему источники права выступают в виде

    юридических норм, являющихся формой выражения права и потому играющих

    важнейшую роль в его функционировании. Люди, вступая в мир действующего

    права,, прежде всего имеют дело с правовыми нормами.

    2.Основные правовые системы и семьи

    2.1.Понятие правовой системы

    Познание сущности и роли права в жизни общества требует широкого

    подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.