Разделение властей на примере РФ
Другая группа полномочий Федерального собрания РФ связана с
организацией деятельности палат. В соответствии со статьей 101 Конституции
РФ Государственная Дума и Совет Федерации избирают из своего состава
Председателей и их заместителей.
В соответствии с п. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и
Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам
своего ведения парламентские слушания.
Практически все наиболее значимые вопросы, рассматриваемые палатами,
проходят через их комитеты и комиссии. Деятельность комитетов и комиссий
довольно подробно регулируется регламентами палат и иными внутренними
актами палат. В настоящее время в Совете Федерации образованы 3 постоянные
комиссии - по Регламенту и парламентским процедурам; Мандатная и Счетная -
и 11 комитетов - по делам Федерации, Федеративному договору и региональной
политике; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной
эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию; по вопросам
экономической политики; по делам Содружества Независимых Государств; по
международным делам; по вопросам безопасности и обороны; по социальной
политике; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию,
здравоохранению и экологии, по делам Севера и малочисленных народов.
В Государственной Думе первого созыва (1994-1995 гг.) действовала 1
постоянная комиссия - мандатная - и 23 комитета - по законодательству и
судебно-правовой реформе; по труду и социальной поддержке; по охране
здоровья; по экологии; по образованию, культуре и науке; по делам женщин,
семьи и молодежи; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по экономической
политике; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; по
аграрным вопросам; по промышленности, строительству, транспорту и
энергетике; по природным ресурсам и природопользованию; по обороне; по
безопасности; по международным делам; по делам Содружества Независимых
Государств и связи с соотечественниками; по делам национальностей; по делам
Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по
делам общественных объединений и религиозных организаций; по организации
работы Государственной Думы; по информационной политике и связи; по
вопросам геополитики. В Государственной Думе второго созыва осталась та же
постоянная Мандатная комиссия и было сформировано 28 комитетов. По
сравнению с первым созывом Думы, появились новые комитеты - по делам
ветеранов; по конверсии и наукоемким технологиям; по туризму и спорту; по
проблемам Севера один Комитет (по образованию, культуре и науке) разделился
на два (по образованию и науке и по культуре). Два комитета Государственной
Думы во втором созыве несколько изменили свои названия: Комитет по труду и
социальной поддержке стал называться Комитетом по труду и социальной
политике, а Комитет по организации работы Государственной Думы стал
называться Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной
Думы.
Кроме того, в палатах создаются комиссии для специального изучения
какого-либо вопроса или для расследования какого-либо дела. Например, в
Совете Федерации сформированы Временная комиссия по регламенту, Постоянная
наблюдательная комиссия и др. В Государственной Думе были созданы: Комиссия
по анализу итогов приватизации в 1992-1996 годах и ответственности
должностных лиц за ее негативные результаты, Комиссия по делам беженцев и
вынужденных переселенцев и др.
Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего
распорядка своей деятельности.(п.4.ст.101).
Часть 5 ст. 101 Конституции содержит норму о Счетной палате -
контрольном органе. В феврале 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «О
Счетной палате Российской Федерации», который подробно регулирует ее
деятельность.
Поскольку органом общенародного представительства является
Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за
деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума
недоверия.
Государственная Дума единственный законодательный орган страны.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты
Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего
депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.
В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления
деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип
сдержек и противовесов Президенту и Правительству. Так, например, без
согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности
судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.
Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной
экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный
сбор налогов и т.д.
Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение
чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.
ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Можно сказать, что вопрос об исполнительной власти в РФ является едва
ли не самым дискуссионным. Одни авторы соглашаются с положением статьи 110
Конституции, которые гласит: «Исполнительную власть Российской Федерации
осуществляет Правительство Российской Федерации», другие же высказывают
совершенно и иную точку зрения. К числу первых можно отнести Н.Ю. Хаманеву,
которая пишет: «В современной России исполнительную власть в стране
возглавляет Правительство РФ. Правовой статус этого органа определяется
Конституцией РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[23]. Среди
сторонников второй точки зрения можно назвать Л.А. Окунькова, который
следующим образом говорит о Правительства РФ: «… из Конституции и
федеральных законов не вытекает, что Правительство осуществляет
исполнительную власть Российской Федерации и возглавляет единую систему
органов исполнительной власти в России лишь номинально»[24]. Но, несмотря
на различные подходы к определению места Правительства в системе
государственной власти РФ, его полномочия и состав однозначно определяются
в Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ». Рассмотрим их подробнее.
Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению
внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции
перечисляет полномочия Правительства. Оно:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет
и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об
исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,
кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой
государственной политики в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,
охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ,
федеральными законами, указами Президента РФ.
Далее полномочия Правительства РФ конкретизируются в ФКЗ от 17 декабря
1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31
декабря 1997 г.) в статьях с 12 по 23. Среди наиболее важных следует
отметить: осуществление в соответствии с законодательством регулирования
экономических процессов;
. обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической
деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
. прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации,
разработка и осуществление программы развития приоритетных отраслей
экономики (ст. 14 закона «О правительстве»).
. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой
государственной социальной политики, реализацию конституционных прав
граждан в области социального обеспечения, способствует развитию
социального обеспечения и благотворительности;
. принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
. разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и
обеспечивает реализацию этих программ (что является острой необходимостью
в условиях затянувшегося экономического кризиса).
Также данный орган обеспечивает:
. государственную поддержку науки, проводит единую государственную политику
в области образования, охрану окружающей среды и обеспечению экологической
безопасности;
. Правительство РФ: участвует в разработке и реализации государственной
политики в области обеспечения безопасности личности, общества и
государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод
граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с
преступностью и другими общественно опасными явлениями; о
. осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной
безопасности Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению
реализации внешней политики Российской Федерации;
. обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных
государствах и международных организациях (ст. 15 – 21 ФКЗ «О
Правительстве РФ»). Таковы основные полномочия Правительства в сфере
государственного управления. Оно представляет «орган общей компетенции,
осуществляющий руководство государственным управлением в различных
сферах»[25].
Структура Правительства. Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации» четко определяют состав Правительства РФ. В него
входят Председатель Правительства, заместители председателя, федеральные
министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с
согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и
противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с
парламентским большинством. Заместители Председателя Правительства
Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и
освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя
Правительства РФ (ст. 9 ФКЗ «О Правительстве РФ»).
Механизм парламентской ответственности Правительства описан в
российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в
специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт
ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума,
отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая
прибегнуть к досрочным выборам.
Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм
взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть
доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция
государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно.
Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем
мире.
Следует отметить, что в России в юридической литературе и в средствах
массовой информации сейчас активно поднимается вопрос о необходимости
совершенствования исполнительной власти в России, и «особенно Правительства
РФ как центрального звена всей системы этой ветви власти»[26]. При этом
часто употребляются следующие термины: кабинетный принцип структуры
Правительства, кабинет министров. Чтобы четко уяснить значение этих
терминов, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран. Так во Франции
Правительство состоит из Совета министров и Совета кабинета, Причем
Правительство в качестве Совета министров заседает под председательством
Президента, а в качестве кабинета - под председательством премьер-министра.
На заседаниях Совета министров решаются наиболее важные дела, а Совет
кабинета обсуждает оперативные вопросы и принимает по ним решения. В
Великобритании страной руководит «Правительство Ее Величества», точнее, его
узкая часть - Кабинет министров, в котором главную роль играет Премьер-
министр. Правительство имеет очень широкий состав - до 95 человек, однако
обычно это 75-80 человек - министры, заместители министров, некоторые
другие должностные лица. Правительство никогда не собирается на заседания и
не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих
министров, примерно 18-22 человека. В их числе всегда государственные
секретари внутренних дел и обороны, канцлер казначейства и др.
Естественно, нельзя слепо копировать ту или иную правовую систему, т.к.
Россия имеет свою специфику, но использование положительного опыта
зарубежных стран может оказать благоприятное влияние на становление системы
государственной власти.
В данном аспекте авторы указывают на высокий статус и ведущую роль
премьер – министров, т.к. именно от этого должностного лица зависит,
попадет тот или иной министр в состав правительства.
В нашей стране необходимо особо подчеркнуть важность роли «Председателя
Правительства. Именно он должен определять политику Правительства. Его
необходимо сделать ключевой фигурой, центром, который окружает команда
профессионалов-единомышленников. Подобрать такую команду легче, имея
продуманную и обоснованную структуру федеральных органов исполнительной
власти. Однако, прежде всего, следует определить программные цели и методы,
а уже потом утверждать структуру органов и состав Правительства. Надо
подбирать соответствующих лиц под определенные направления государственной
политики, задачи и функции, а не наоборот»[27]. Т.е. избавиться от
практики, когда используется принцип «был бы человек, а место для него
всегда найдется». Необходимо определить основополагающие направления работы
(например, социальная сфера, вопросы промышленности и обороны и т.д.) и
подобрать профессионалов для курирования данных вопросов.
При этом реформировании необходимо смириться с неизбежном усилением
исполнительной власти, даже некоторым «довлением» ее над остальными ветвями
власти, т.к. «именно исполнительная власть, на вершине которой находится
правительство, сосредоточивает в своих руках неизмеримо большие по
сравнению с другими ветвями государственной власти финансовые, материально-
технические, технико-технологические, организационные, людские и иные
ресурсы. Именно она обладает сегодня наиболее полной, если не сказать
исчерпывающей, информацией о процессах, происходящих во всех сферах
жизнедеятельности общественного организма» «Верховенство исполнительной
власти в политической системе современного общества обусловлено еще одним
существенным обстоятельством. Эволюционирование цивилизации, особенно в
последнее время, сопряжено с неуклонным обновлением и, более того,
расширением круга явлений и процессов, подлежащих управлению со стороны
государства. В орбиту государственного управления втянуты все новые и
новые, в недалеком прошлом неведомые человечеству феномены его нынешнего
бытия.»[28].
Сейчас наблюдается тенденция вторжения Правительства в законодательный
процесс. И это в определенной мере оправдано, т.к. правительство
располагает всеми необходимыми возможностями для подготовки на
профессиональном уровне качественных законопроектов. Именно Правительство
лучше других государственных органов представляет себе, какие вопросы
должны быть законодательно урегулированы, а какие могут и подождать.
А.Д. Керимов отмечает такую особенность исполнительной власти, как
закрытость, при этом «существенным образом ограничивает возможности
общественного контроля и наблюдения за ней. Подобная организация
исполнительного процесса в определенном смысле объективно обусловлена и
даже оправданна»[29]. Т.к. деятельность исполнительно-распорядительных
структур многоаспектна и предполагает наличие специальных знаний и
достаточного уровня профессиональной подготовки, нередко требует
оперативности принятия решений. Следует также учитывать, что немалая часть
вопросов, относящихся к компетенции исполнительной власти, не подлежит
огласке, поскольку касается национальной обороны, внутренней и внешней
безопасности страны, иными словами, составляет государственную тайну.
Следовательно, такая закрытость вполне объяснима и оправдана.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.
К сожалению, все еще традиционно слабой остается в России судебная
власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и
судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается
противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на
провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость,
неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут
полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.
(Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в
течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за
отсутствия такого.)
Так, например, М.В. Баглай говорит о том, что в РФ судебная власть еще
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|