МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовое регулирование деятельности органов федерального казначейства. Задачи и права

    единым планом счетов, утвержденным Инструкцией Министерства финансов РФ по

    бухгалтерскому учету исполнения бюджетов от 17.02.1999 г. № 15н[9].

    В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, органы

    Федерального казначейства на основе распоряжения министра финансов РФ имеют

    право приостановить финансирование. Право требовать устранения нарушений,

    выявленных при исполнении федерального бюджета, они имеют в соответствии с

    Положением "О Федеральном казначействе", утвержденным Правительством РФ от

    27.08.1993 г. № 864 ( в ред. от 28.01.1997 г.). В соответствии со ст.284

    Бюджетного Кодекса РФ и Положением, упомянутым выше, органы Федерального

    казначейства имеют право составлять протоколы, являющиеся основанием для

    наложения штрафов. Все эти полномочия законодательно закреплены.

    В течение всех прошедших лет, а также в настоящее время органы

    федерального казначейства осуществляют предварительный и текущий контроль

    на всех этапах исполнения бюджета: от принятия бюджетными учреждениями

    обязательств, оплата которых производится из федерального бюджета, до

    проверки фактического объема выполненных работ и услуг с учетом соблюдения

    необходимых процедура положений по бухгалтерскому учету и отчетности строго

    в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Каждый полученный

    учреждениями рубль, независимо от цели использования подвергался и

    подвергается тщательной проверке.

    Детальный учет расходов позволяет в ходе исполнения бюджета в более

    полной мере реализовать принцип обязательной сбалансированности бюджета,

    компенсировать диспропорции, которые неизбежно возникают на этапе его

    прогнозирования в условиях нестабильной экономической ситуации.

    3. История российского казначейства.

    Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории управления

    государственными финансами. Для этого необходимо вернуться на несколько

    столетий назад и стать участниками великого исторического события -

    рождения системы государственных финансов и казначейской системы.

    Исторические корни казначейской системы уходят в глубину веков. Еще в

    Московском великом княжестве и Русском Государстве XV - XVI веков

    существовал исполнительный орган, называвшийся "казна", контролировавший

    взимание податей, сборов и повинностей. В середине XVI века его функции

    были переданы Приказом (Казенному, Посольскому, Холопьего суда и т.д.), а с

    1775г. в России введены казенные палаты, как государственные учреждения.

    В 1710 году в период правления Петра I была создана Счетная или

    Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением

    налогов.

    При Екатерине II в 1785 году была проведена реформа городского

    управления. И казначейство становится органом, осуществляющим сбор и

    хранение денежной казны, а также исполнение росписи государственных доходов

    и расходов на местах (уездные казначейства). В 1780 году в Москве и Санкт-

    Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении

    которых находились все текущие расходы за исключением "военных, флотский и

    кабинетных". При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на

    основании ежегодных расписаний, а остаточных - согласно особым расписаниям,

    составляемым "Экспедицией о государственных доходов", учрежденной при 1-м

    департаменте Сената[10].

    В 1780-1781 гг. было проведено разграничение данной экспедиции на

    четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию

    недоимок и доборов через местные власти. Следует отметить, что данное

    разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось с

    некоторыми изменениями до наших дней. В период царствования Павла I с 4

    декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении

    Государственного казначея.

    В 1802 году важнейшим преобразованием Императора Александра I было

    учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. Заведование

    делами государственного хозяйства было вверено Министрам Финансов,

    Коммерции и Государственному казначею. Первыми Государственными казначеями

    стали Голубцов Ф.А. (1802-1810 гг.) и Кампенгаузен Б.Б. (1810-1811 гг.).

    В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного

    казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по

    Государству. В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5

    отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-

    расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия.

    Столь актуальный в наши дни вопрос о достижении единства кассы был

    поднят в 1855 году, а уже с 1864 года единство кассы , выразившееся в

    отмене деления касс на приходные и расходные было введено в Санкт-

    Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю (с 1868 - и на

    Закавказье). В 1872 году была издана единственная для всех казначейств

    Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством

    монет, кредитных бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т.д.

    С 1897 года происходит слияние казначейских касс с банковскими (в 1900

    году - уже во всех 727 казначействах на местах).

    После революции 1917 года на базе казначейства были созданы приходно-

    расходные кассы Наркомфина, слитые в октябре 1918 года по Постановлению

    Совета Наркома с учреждениями Народного Банка. Новой власти, строившей

    государство не на основе рыночных отношений, а на распределении и

    нормировании четкие и определенные функции казначейств были не приемлемы.

    Народный банк сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование

    народного хозяйства, сметно-бюджетную работу, руководство денежным

    обращением.

    Государственное казначейство, как структура Министерства финансов

    перестала существовать.

    4. Федеральное казначейство на современном этапе.

    В период существования СССР порядок кассового исполнения бюджета

    определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как

    кредитный ресурс государства и финансирование бюджетных учреждений

    осуществлялось на вновь открываемые счета путем выделения бюджетных

    кредитов. При банковской системе исполнения бюджета, государство

    контролировало финансовую систему посредством Госбанка, отслеживало целевое

    и эффективное использование бюджетных ассигнований.

    С распадом СССР сложилась смешанная система кассового исполнения

    бюджета. Государственная система бюджетных расчетов оказалась недостаточно

    гибкой и стабильной. В дальнейшем ситуация, сложившаяся с конца 1991 г. и

    усугубившаяся в 1992 г., характеризовалась тем, что деньги у очень крупных

    бюджетополучателей оказались в коммерческих банках, которые уже не могли

    дать гарантии их сохранности. Банки, в одних случаях умышленно, в других, -

    по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей,

    рассматривая их в период кризиса прежде всего, как дешевые кредитные

    ресурсы для поддержания собственной стабильности. В бюджетном хозяйстве

    страны был беспорядок.

    Этот процесс был локализован, а затем и полностью изжит, когда деньги,

    проходя только через счета федерального казначейства, стали поступать в

    учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории

    субъекта Федерации, района или города. Вторая задача, гораздо более важная,

    состояла не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств

    сверху вниз, но и в налаживании и осуществлении жесточайшего

    предварительного и текущего контроля за выделением и расходованием

    государственных средств непосредственно бюджетополучателями[11].

    Окончательно сформировавшаяся уже к 1995-1998 году Единая

    централизованная система органов Федерального казначейства состоит из

    Главного управления Федерального казначейства Минфина России и подчиненных

    ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в

    составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва и

    Санкт-Петербург, городам (за исключением городов районного подчинения),

    районам и районам в городах.

    Главное управление Федерального казначейства является структурным

    подразделением центрального аппарата Минфина России и подчиняется Министру

    финансов РФ.

    Органы казначейства несут установленную законодательством

    ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на

    них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю

    казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства

    Минфина России.

    В своей деятельности федеральное казначейство руководствуется

    "Положением "О федеральном казначействе РФ", утверждённым Постановлением

    Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.)

    Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от

    достоверности и оперативности получения информации о состоянии

    государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности

    эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для

    Правительства Российской Федерации выступает федеральное казначейство.

    Собранная казначейством информация позволяет правительству оценить работу

    органов государственного управления и получить более ясное представление об

    экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

    Для реализации функции эффективного управления государственными

    финансами, казначейство должно иметь единый счет, по которому проводятся

    все операции органов государственного управления и на котором

    консолидируются все государственные финансовые ресурсы.

    Августовский кризис 1998 года наглядно показал эффективность

    казначейской системы. Средства на счетах бюджетных учреждений, находящихся

    в казначействе совершенно не пострадали, в то время как коммерческие банки

    не смогли обеспечить их должную защиту.

    В тоже время, ведение единого казначейского счета не означает

    ограничения финансовой самостоятельности распорядителей и получателей

    бюджетных ассигнований в вопросах использования этих средств, при условии,

    что они используются ими в установленном порядке и в соответствии с

    решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.

    Помимо деятельности по финансовому управлению, казначейство может и

    должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль

    за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство

    государственных финансов и их эффективное использование.

    Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому

    расходованию государственных средств, является эффективным средством

    обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить

    нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти

    нарушения.

    Процедура кассового исполнения бюджета заключается в списании

    бюджетных средств (например, в пользу контрагентов по договору)

    непосредственно со счета органа федерального казначейства в пределах

    установленных лимитов с отражением этой операции на лицевом счете

    бюджетополучателя. Таким образом, бюджетополучатель лишается возможности

    изменить направление финансирования определенное федеральным бюджетом и

    вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований.

    Бухгалтерский учет операций со средствами федерального бюджета,

    является ещё одной чрезвычайно важной функцией, выполнение которой

    возлагается на федеральное казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает

    достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он

    непрерывно дает представление о достоверной картине движения

    государственных финансовых ресурсов.

    На сегодняшний день актуальным стал вопрос эффективности использования

    средств федерального бюджета, ликвидации нефинансируемых государственных

    мандатов. В системе федерального казначейства фактически завершен процесс

    формирования автоматизированного единого реестра бюджетополучателей,

    позволяющего обеспечить адресность и эффективность государственного

    финансирования.

    Широкий спектр функций адекватен роли казначейства в сфере бюджетно-

    налоговой политики, проводимой в Российской Федерации.

    Эта роль может быть пассивной, - когда казначейство лишь доводит

    выделенные Главными распорядителями бюджетных ассигнований ресурсы

    бюджетным учреждениям согласно закону о федеральном бюджете, а может быть

    активной, - когда казначейство жестко регламентирует процесс исполнения и

    контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью ведет их

    бухгалтерский учет, а также управляет всеми государственными активами.

    Заключение.

    Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью

    финансово-кредитных рычагов, среди которых бюджетное планирование и

    бюджетный процесс являются одними из основных. Полное и своевременное

    исполнение бюджета по доходам и расходам - одна из основных задач

    государства. Органом, осуществляющим контроль над исполнением бюджета на

    всех его этапах, сбор, обработку и анализ информации о состоянии

    государственных финансов, регулирующим отношения между бюджетами различных

    уровней, является созданная в декабре 1992 г. новая структура - Федеральное

    казначейство Российской Федерации.

    Таким образом, в начале 90-х годов назрела серьезная необходимость в

    создании отдельной финансовой структуры, которая была бы способна

    производить и контролировать исполнение именно федерального бюджета,

    обеспечивала бы прозрачность движения государственных средств. Исходной

    идеей образования казначейства было решение сверх принципиально важных

    задач: создание информационной системы, необходимой для управления

    бюджетом, и осуществление жесткого управленческого контроля над процессом

    исполнения бюджета.

    Развитие казначейской системы исполнения бюджета сопровождалось

    передачей функций и объема работы, выполняемых раннее органами ЦБ РФ,

    Государственной налоговой службы РФ и местными финансовыми органами, в

    органы казначейства. Формирование единообразных межбюджетных отношений

    явилось ключевым условием для начала функционирования централизованной

    финансовой системы.

    Пройденный за эти годы путь оказался нелегким, но достигнутыми

    результатами можно гордиться. Основным достижением можно считать тот факт,

    что в конце XX века в России была выбрана правильная концепция исполнения

    федерального бюджета. Можно гордиться тем, что в такой короткий период

    казначейская система уже полностью создана и достаточно успешно

    функционирует.

    Можно с уверенностью заявить, что несмотря на огромные организационные

    трудности — поставленные задачи выполняются, федеральное казначейство

    выстояло и доказало свое безальтернативное право на существование. Это

    признание произошло в первую очередь благодаря именно титаническому труду,

    профессионализму и жесткости в отстаивании интересов казны Российской

    Федерации всех органов Федерального казначейства.

    Опыт функционирования системы Федерального казначейства в течение всех

    лет своего существования характеризуется постепенностью и

    последовательностью перехода к процессу исполнения федерального бюджета с

    учетом передовой международной практики.

    Завершено создание институциональной организационной структуры органов

    Федерального казначейства.

    Сегодня казначейство представлено центральным аппаратом и органами

    Федерального казначейства во всех субъектах Российской Федерации.

    Практически все федеральные бюджетные учреждения (за исключением

    отдельных учреждений Минобороны России), обслуживаются в системе

    казначейства и не имеют счетов в банковской системе. А также все счета, на

    которые поступают доходы федерального бюджета, сосредоточены в системе

    Федерального казначейства.

    Постоянно ведется работа по совершенствованию операционных процедур

    казначейского исполнения и учета исполнения бюджетов в Российской

    Федерации.

    Разработаны нормативные документы по порядку учета и распределения

    доходов бюджетной системы, по ведению лицевых счетов распорядителей и

    получателей средств федерального бюджета, по кассовому обслуживанию местных

    бюджетов, по учету внебюджетных средств, по учету бюджетных обязательств и

    по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов и сметы расходов бюджетных

    учреждений.

    Особое внимание уделяется совершенствованию процесса прохождения

    платежей в системе и контроля за осуществлением расходов

    бюджетополучателями в целях предотвращения создания несанкционированной

    кредиторской задолженности и обеспечения целевого использования бюджетных

    средств.

    Безусловно, предстоит еще очень многое сделать, доказать и воплотить в

    жизнь целый комплекс широкомасштабных задач и проектов по

    усовершенствованию деятельности федеральных органов федерального

    казначейства.

    Исходя из вышеизложенного можно заметить, что деятельность органов

    федерального казначейства осуществляется согласно действующему

    законодательству целесообразно и весьма эффективно.

    Список используемой литературы:

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной

    Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.1998 г. (С изменениями

    и дополнениями ).

    2. Положение "О Федеральном казначействе" утверждено

    Правительством РФ от 27.08.1993 г. №864 (в ред. от 28.01.1997

    г.)

    3. Приказ МинФина РФ "О бюджетной классификации" от 29.12.1994 г.

    № 177

    4. Указ Президент РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О Федеральном

    казначействе"

    5. Финансовое право: Учебник/ О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./

    М.-2003

    6. Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/

    М-2003

    7. Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. "Федеральное казначейство и

    осуществление государственного финансового контроля".

    8. Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. "Этапы становления

    органов федерального казначейства"

    9. ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" от

    15.08.1996 г. № 115-ФЗ

    -----------------------

    [1] Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003,

    с.97

    [2] Финансовое право: Учебник/ О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./ М.-2003,

    с.84

    [3] Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003,

    с.112

    [4] Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. "Федеральное казначейство и

    осуществление государственного финансового контроля".

    [5] В соотв. со ст.215 БК РФ

    [6] Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. "Этапы становления органов

    федерального казначейства"

    [7] Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. "Этапы становления органов

    федерального казначейства"

    [8] "Кодексы Российской Федерации. Бюджетный Кодекс." Постатейный научно-

    практический комментарий. Под ред. А.Т. Гаврилова./ М.-2001 г., с.158

    [9]"Кодексы Российской Федерации. Бюджетный Кодекс." Постатейный научно-

    практический комментарий. Под ред. А.Т. Гаврилова./ М.-2001 г., с.237

    [10] Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. "Этапы становления органов

    федерального казначейства"

    [11] Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. "Федеральное казначейство и

    осуществление государственного финансового контроля".

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.