МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовое государство и гражданское общество

    и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов,

    раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта,

    характеризующая структуру и функционирование общественной системы,

    проявляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм

    собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и

    государственной); в социальной и политической—наличие широкой и развитой

    сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить

    себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение

    дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным

    религиям, противоположным взглядам.

    Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая

    система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между

    собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные

    интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие

    общества без вмешательства государства как политической властной силы.

    Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития,

    независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно

    ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных

    характеристик динамики общества является гражданская инициатива как

    осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими

    нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она

    служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского

    общества.

    Гражданское общество — правовое демократическое общество, где

    связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и

    приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о

    разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности

    соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового

    разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

    Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством.

    Правовое государство можно считать результатом развития гражданского

    общества и условием его дальнейшего совершенствования.

    Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает

    для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные

    условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих

    противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных

    катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.

    Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество,

    ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к

    правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее

    свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее

    возможность достижения благополучия и реализации прав человека и

    гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за

    деятельностью государства.

    III. Структура гражданского общества

    Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой

    различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие

    условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов,

    коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы

    заставить ее служить обществу.

    Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие

    и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм

    развития.

    Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую

    энергию общества, является человек с его естественными потребностями и

    интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях.

    Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и

    объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

    Структуру современного российского гражданского общества можно

    представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы

    его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова),

    экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

    Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся

    общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный,

    основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее

    влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

    Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с

    продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его

    жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее

    существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального

    начал в обществе.

    Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную

    сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как

    непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных

    объединениях и т. п.).

    Третий блок образуют опосредованные отношения между большими

    социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

    Экономическая система представляет собой совокупность экономических

    институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации

    отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления

    совокупного общественного продукта.

    В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности,

    пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного

    производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются

    равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы

    собственности.

    Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют

    второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе

    производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой

    частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более

    опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения,

    которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания

    конкретного человека. Структурными элементами экономической системы

    выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия,

    фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.

    Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного

    продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в

    определенной степени функционируют и в рамках другой системы — социальной.

    Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы

    (организации) — государство, политические партии, общественно-политические

    движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает

    в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

    Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти,

    которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах

    ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения

    между государством и иными структурными элементами, между государственными

    органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения,

    складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью,

    которой выступает всегда политическая (государственная) власть.

    Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений,

    охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические

    организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан,

    функционирования форм непосредственной демократии и др.

    Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их

    объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-

    культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений

    (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые

    реализуются эти отношения.

    Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с

    образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой

    личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного

    общества. Без образования не может нормально функционировать не только

    духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

    Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие

    возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути

    формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но

    консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение

    исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие

    научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

    Информационная система складывается в результате общения людей друг с

    другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее

    структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные

    организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения,

    осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.

    Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы

    гражданского общества.

    IV. Правовое государство и его признаки.

    Правовому государству присущи следующие признаки:

    1. Принцип приоритета права.

    Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и

    государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение

    общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность,

    справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность,

    равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением

    общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость

    идеологически-правового обоснования любых решений государственных и

    общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и

    действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных

    и процессуальных гарантий и т.д.).

    2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

    Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с

    государством и его органами, так и с другими общественными образованиями,

    другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных

    объектов.

    Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным

    происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека

    сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

    Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все

    взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами)

    должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы

    действия права, со стороны государства это может обернуться произволом,

    внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

    Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет

    специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная

    ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового

    регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус

    гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

    1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную

    ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с

    множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже

    поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того,

    государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых

    правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать

    общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для

    утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин,

    не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и

    соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть

    отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав,

    невыполнение обязанностей.

    2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин —

    равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей

    выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого

    помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она

    принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней

    определяются те особые права, которые передаются государству и не могут

    принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые

    составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего

    государства.

    3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав

    и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его

    обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его

    права могут быть в любой момент нарушены.

    3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой

    нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по

    смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать

    естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о

    правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом

    государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при

    его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и

    приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и

    соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия,

    адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового

    регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов

    и др.

    4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей

    государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один

    человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте,

    верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих

    неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война,

    переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным

    является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в

    соответствии с правом, законом.

    Традиционная концепция разделения властей на законодательную,

    исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна

    пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и

    противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями

    власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная

    всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть

    (производная от законодательной), назначаемая представительным органом

    власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной

    деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных

    прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах

    судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой

    системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная

    реформа 1864 г.

    Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы

    верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-

    правового контроля, политического плюрализма и др.

    V. Теория и практика формирования правового государства в современном

    российском обществе

    Формирование и существование правового государства в любой стране

    предполагает установление не только формального, но и реального

    господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его

    прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.

    Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или

    любого иного государства можно вообще обойтись без подзаконных,

    ведомственных актов. В особенности это касается процесса реализации

    конституционных законов и содержащихся в них положений.

    В самом деле, можно ли, например, обойтись без обычных законов или

    подзаконных актов в процессе реализации конституционного права на труд, на

    отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в

    случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности или же в

    процессе реализации права на образование? Нет, конечно. Ибо возникающие

    при этом общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для

    своего упорядочения они объективно требуют не один, даже самый

    авторитетный, фундаментальный, каким является конституционный акт, а

    систему взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования

    и предписания актов.

    Следовательно, в условиях правового государства речь идет не о том,

    должны или не должны существовать наряду с законами и подзаконные,

    ведомственные акты. Существование их неизбежно. Оно обусловлено самой

    природой и характером регулируемых ими общественных отношений.

    Речь идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали в количественном

    и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.