МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина

    “Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради

    соблюдения права и общей пользы”[4]. С таким пониманием государства,

    содержавшим идею правовой государственности, связано (у Гроция и ряда

    последующих мыслителей) и положение о естественном человеческом праве

    оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного

    договора.

    Развивая естественноправовые воззрения и договорную концепцию

    государства, Б. Спиноза отмечал, что “цель государства в действительности

    есть свобода”[5]. Он подчеркивал, что “естественное право каждого в

    гражданском состоянии не прекращается”[6], поскольку и в естественном, и в

    гражданском состоянии человек действует по законам своей природы,

    побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав

    привело бы к тирании.

    Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав

    и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации

    государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была

    разработана Д. Локком.

    Большим достоинством локковского учения о правах человека является

    анализ необходимой внутренней связи между свободой и законом. “Несмотря на

    всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не

    уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. …Там, где

    нет законов, там нет и свободы”[7].

    Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующий фактор

    политической жизни, договорные отношения народа с политической властью –

    непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия

    индивидов и народа в целом с действием властей.

    Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской

    Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами

    обновления и гуманизации общественных и государственных порядков.

    Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области

    прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении

    и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г.,

    Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние

    на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное

    признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие

    теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой

    государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает

    испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.

    Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и

    гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран

    (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли

    прогрессивные буржуазные преобразования.

    Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и

    революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-

    правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах

    человека постепенно получили распространение в царской России.

    Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти

    идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества.

    С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и

    равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении

    государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность,

    равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве

    свергнуть несправедливый строй[8].

    Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества

    Н.А. Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал свое

    дело на свободе”[9].Данную тему, а вместе сней и вопросы прав и свобод

    личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной

    философской концепции христианского персонализма.

    В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида.

    “Личность, - говорит автор, - есть свобода и независимость человека в

    отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть

    эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает

    эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по

    отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И

    вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным

    содержанием”[10]. Личность не готовая данность, а задание, идеал человека,

    она самосоздается.

    Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно

    лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит

    человеку как духовному существу, а недана ему какой-то внешней властью.

    “Эта основная истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое

    отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от

    государства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе от

    общества, безграничного в своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом

    отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее в

    античном греко-римском мире”[11].

    Из вышесказанного в данной главе следуют следующие выводы, права

    человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности

    людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе

    человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими

    потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их

    интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и

    условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны

    содействовать общество и государство.

    Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением

    индивида в классовой структуре общества, в системе материального

    производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая

    условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах

    его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций

    (европейская, азиатская и д.р.), которые не давали возможности правам

    человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и

    формального равенства, получить современное звучание.

    Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в

    древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным

    шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения

    прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и

    полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов

    общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества

    правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И

    происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее

    расширение и обогащение.

    Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит

    от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и

    блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей,

    взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека

    всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием

    правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И

    каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения

    свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для

    поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за

    вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как

    свобода и права человека.

    Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.

    1. Основные и иные права человека и гражданина.

    Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие “основные”,

    “конституционные” и иные права человека. Отсутствие точных формулировок в

    ряде конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права

    личности – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает,

    например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что

    перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно

    трактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и

    свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только

    об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства –

    неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения).

    Основные права являются субъективными. Это истина, которая

    сегодня очевидна, входе исторического развития неоднократно оспаривалась.

    Лишь в начале 20-го века в результате долгих споров о понятии субъективного

    права вообще и основных прав образовалось новое понимание основных прав как

    субъективных, и гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом

    властных структур.

    Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и

    другие права, неотчуждаемы – отказ от них юридически недействителен.

    Производные от основных, “другие” права, например право собственности на

    определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но

    это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.

    Основные права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере,

    предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ

    конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

    других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3

    ст.55. Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случае

    злоупотребления ими, например право на объединение – запретом создания и

    деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены

    на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание

    социальной, рассовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст.

    13. Конституции РФ).

    В специальной литературе стало обычным рассматривать

    конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской

    конституции, было воспринято Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых

    европейских конституций. “Какое бы обозначение ни выбиралось, речь по

    существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для

    обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому

    получают гарантии в основных законах государства”[12].

    Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

    1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд

    для защиты нарушенного права на условиях исчерпанности всех

    внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным

    законодательством.

    Часть 2 статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и

    основных свобод гласит: “Осуществление этих прав не подлежит никаким

    ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в

    демократическом обществе в интересах государственной безопасности и

    общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и

    преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав исвобод

    других лиц”.

    В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла

    далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в

    создании универсальных международно-правовых стандартов, которые так же

    являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде

    важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие

    стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой

    государство не может опускаться.

    2. Система механизмов обеспечения и защиты

    прав и свобод.

    Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и

    свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации

    и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод

    человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти

    и органов местного самоуправления.

    Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами

    государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими

    лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган,

    который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам

    человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не

    исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного

    положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118,

    ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое

    средство для укрепления законности в деятельности государственных органов

    управления.

    Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина

    определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной,

    исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила

    способ обеспечения этих прав исвобод – правосудие.

    Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном

    процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении

    конфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением норм

    гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является

    гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и

    свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им

    обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты

    означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий

    суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и

    принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

    В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита

    прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.

    Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это

    деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной,

    исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в

    то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам

    права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

    Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как

    гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как

    глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие

    возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном

    подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые

    способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

    Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина

    разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В

    этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД –

    обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность

    населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы

    законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны

    разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные,

    экономические и культурные права граждан.

    Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее

    распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в

    государственные органы, органы местного самоуправления, общественные

    объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

    В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные

    неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится

    защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество

    “Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский

    исследовательский центр по правам человека и д.р.

    Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко

    оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение

    и т.д.

    В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко

    использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к

    трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению

    привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и

    свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и

    справедливости.

    Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми

    средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый

    вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными

    законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и

    т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные

    организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных

    прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального

    ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.).

    3. Международная защита прав и свобод человека

    В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и

    свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до

    начала 20-го века, права человека регулировались исключительно

    внутригосударственным правом. Государства – участники международных

    отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней

    юрисдикции.

    Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-

    правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф.

    Мартенс писал, что “все образованные государства признают за человеком как

    таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные

    основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью”[13].

    Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и

    вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли,

    естественные права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и в

    военное время”[14].

    Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и

    правомерности интервенции “по мотивам гуманности”, для защиты основных прав

    и свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в

    18, так и в 19 веке. Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер,

    утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан, “то

    надо прекратить с ним всякие отношения”, но не вмешиваться силой оружия в

    его внутренние дела[15].

    В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились

    недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и

    итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием

    международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных

    прав и свобод человека – с другой.

    Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому

    этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым

    в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил

    основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

    ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий

    перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и

    культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в

    первой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене

    Кассен, провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем

    достоинстве и в своих правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт об

    экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о

    гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному

    пакту о гражданских и политических правах и д.р.

    ООН и другие международные организации справедливо уделяют особое

    внимание нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в

    результате международных преступлений государств.

    В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее

    место занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой

    Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие

    международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию

    международно - правовых договоров предшествует разработка и одобрение

    деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется

    сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.

    Из сказаннного в этой главе можно сделать следующие выводы: в

    современных условиях под основными правами человека следует понимать права,

    содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документах

    по правам человека, в частности в международном Билле о правах человека, а

    также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950

    г., Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека

    должно быть признано каждым государством-участником независимо от его

    конституции. Приоритет международного права по отношению к

    внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным

    принципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ.

    Остается настоятельной необходимость преодолеть различные

    проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина,

    недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность

    систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы

    органами Совета Европы (СЕ), подготовлявшими вступление России в его

    состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов – о

    присоединении Российской Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России к

    ряду других документов СЕ – 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре

    ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных

    свобод. Конвенция и протоколы СЕ стали частью российской правовой системы.

    Заключение

    Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав

    человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права

    человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство

    государств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными,

    тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на

    этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает

    более широкую сферу общественных отношений.

    В условиях одной и той же формации могут существовать различные

    отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы

    следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация

    определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение

    классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает

    место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и

    неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях

    предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно

    сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и

    формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания

    индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде

    всего для европейской цивилизации.

    Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их

    нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и

    пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих,

    безработица и т.д.). В России не гарантирован прожиточный минимум,

    призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть

    населения оказалась за чертой бедности.

    В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей

    правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную

    справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем

    большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во

    взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем

    выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных

    посягательств права и свободы граждан.

    На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и

    квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не

    хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что

    кроме обвинительного есть еще вид приговора – оправдательный.

    В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно

    (чтобы не делать двойной работы) проводить судебную реформу и реформу

    законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще

    не делает погоды, не снимает ключевого вопроса: а судьи кто? Но своим

    целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость

    существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих

    судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были

    ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от

    интересов государства. Однако сама жизнь – не без помощи демократического

    законодательства – заставляет менять прежнюю иерархию ценностей.

    Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные

    кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально

    проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело

    с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом

    присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности

    судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не

    призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности

    – юридической и нравственной.

    Список использованных источников и литературы.

    Нормативные акты

    1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

    2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д.

    Карповича. – М.: Изд. Юрайт-М, 2002.

    3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н.

    Топорнина – М.: Изд. Юридическая литература, 1994.

    Научная литература

    1. Алексеев С.С. Россия у критической черты. М.: Изд. Юрист, 1995.

    2. Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М.: Изд. Юрист, 1994.

    3. Батлер У., Нерсесянс В.С. История права: Англия и Россия. М.: Изд,

    Норма,1996.

    4. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. М: Изд. Норма,

    1998.

    5. Государственное право Российской Федерации. / Под ред. О.Е. Кутафина –

    М.: Изд. Юридическая литература, 1996.

    6. Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины 18-

    го века. М.: Изд. Юрист,1994.

    7. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: Изд.

    Юрист, 1996.

    8. История политических и правовых учений. Учебное пособие. / Под ред. В.С.

    Нерсесянца – М.: Изд. Юридическая литература, 1995.

    9. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Изд. Юрист, 1996.

    10. Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Юрист, 1996.

    11. Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. М.: Изд. Норма,

    1997.

    12. Левченко В.Н. и др. История политических учений. М.: Изд. Юрист, 1994.

    13. Лившиц Р.З. Теория права. М.: Изд. Юрист, 1994.

    14. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Изд.

    Юрист,1997.

    15. Назаренко Г.В. Теория государства и права. М.: Изд. Норма, 1998.

    16. Основы государства и права. Учебное пособие. / Под ред. О.Е. Кутафина.

    – М.: Изд. Норма, 1994.

    17. Перевалов В.Д., Леушин В.И. Теория государства и права. М.: Изд. Норма,

    1997.

    18. Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. – М.: Изд.

    Норма, 2003.

    19. Русинов Р.К. Теория государства и права. М.: Изд. Юрист, 1997.

    20. Теория государства и права. Выпуск 1. / Под ред. А.Б. Венгерова. М.:

    Изд. Юридическая литература, 1993.

    21. Теория государства и права. / Под ред. Г.Н. Манова. М.: Юрист, 1995.

    22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: Изд.

    Норма,1993.

    23. Хутыз М.Х. Серженко П.Н. Энциклопедия права. Учебное пособие. М.: Изд.

    Юрист, 1995.

    24. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Изд.

    Юрист, 1996.

    25. Шилобод М.И. Политика и право. – М.: Изд. Юрист,1995.

    Приложение 1.

    Баранов В.Г. и др. Теория государства и права

    В схемах. М.: Изд. Норма, 1999.

    Система юридических

    наук

    Общетеоретические и исторические Прикладные юридические

    юридические науки

    науки

    Отраслевые юридические Международное Юридические науки,

    науки право

    изучаюшие организацию

    и порядок деятельности

    отдельных

    государственных органов

    Науки о материальном Науки о процес-

    праве суальном праве

    Схема “Система юридических наук”.

    Приложение 2.

    Баранов В.Г. и др. Теория государства и права

    в схемах. М.: Изд. Норма, 1999.

    Источники права

    Правовой обычай

    Нормативный правовой акт

    государственного органа

    Юридический прецедент Договор

    нормативного

    содержания

    Религиозные тексты Общие

    принципы права

    Правовая

    доктрина

    Схема “Источники права”.

    Приложение 3.

    Баранов В.Г. и др. Теория государства и права

    в схемах. М.: Изд. Норма, 1999.

    Признаки норм права

    Государственно – властный

    Двустороннее правило

    характер

    поведения

    Общее правило поведения

    Обязательное правило

    поведения

    Формально-определенное Системное

    правило

    правило поведения

    поведения

    Схема “Признаки нормы права”.

    -----------------------

    [1] Аристотель. “Этика” СПб., 1908. С. 91.

    [2] Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 219.

    [3] Кипп Т. История источников римского права. СПб., 1908. С. 7-8.

    [4] Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С.74.

    [5] Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 2. М., 1957. С. 261.

    [6] Там же. С. 300.

    [7] Локк Д. избранные философские произведения Т. 2. М., 1960. С. 34.

    [8] Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М.,1949. С. 130,176-

    177,437.

    [9] Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого

    / / Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 254.

    [10]Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической

    философии. М., 1995. С. 21.

    [11] Там же. С. 312.

    [12] Государственное право Германии. Том 2. М., 1994. С. 167.

    [13] Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов Т.

    1. СПб., 1882. С. 327

    [14] Блюнчли И. Современное международное право цивилизованных государств,

    изложенное в виде кодекса. Вып. 2. М., 1877. С. 316.

    [15] Гефтер А. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 99.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.