Права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина
“Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради
соблюдения права и общей пользы”[4]. С таким пониманием государства,
содержавшим идею правовой государственности, связано (у Гроция и ряда
последующих мыслителей) и положение о естественном человеческом праве
оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного
договора.
Развивая естественноправовые воззрения и договорную концепцию
государства, Б. Спиноза отмечал, что “цель государства в действительности
есть свобода”[5]. Он подчеркивал, что “естественное право каждого в
гражданском состоянии не прекращается”[6], поскольку и в естественном, и в
гражданском состоянии человек действует по законам своей природы,
побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав
привело бы к тирании.
Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав
и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации
государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была
разработана Д. Локком.
Большим достоинством локковского учения о правах человека является
анализ необходимой внутренней связи между свободой и законом. “Несмотря на
всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не
уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. …Там, где
нет законов, там нет и свободы”[7].
Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующий фактор
политической жизни, договорные отношения народа с политической властью –
непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия
индивидов и народа в целом с действием властей.
Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской
Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами
обновления и гуманизации общественных и государственных порядков.
Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области
прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении
и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г.,
Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние
на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное
признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие
теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой
государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает
испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.
Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и
гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран
(Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли
прогрессивные буржуазные преобразования.
Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и
революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-
правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах
человека постепенно получили распространение в царской России.
Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти
идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества.
С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и
равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении
государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность,
равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве
свергнуть несправедливый строй[8].
Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества
Н.А. Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал свое
дело на свободе”[9].Данную тему, а вместе сней и вопросы прав и свобод
личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной
философской концепции христианского персонализма.
В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида.
“Личность, - говорит автор, - есть свобода и независимость человека в
отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть
эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает
эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по
отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И
вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным
содержанием”[10]. Личность не готовая данность, а задание, идеал человека,
она самосоздается.
Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно
лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит
человеку как духовному существу, а недана ему какой-то внешней властью.
“Эта основная истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое
отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от
государства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе от
общества, безграничного в своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом
отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее в
античном греко-римском мире”[11].
Из вышесказанного в данной главе следуют следующие выводы, права
человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности
людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе
человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими
потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их
интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и
условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны
содействовать общество и государство.
Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением
индивида в классовой структуре общества, в системе материального
производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая
условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах
его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций
(европейская, азиатская и д.р.), которые не давали возможности правам
человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и
формального равенства, получить современное звучание.
Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в
древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным
шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения
прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и
полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов
общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества
правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И
происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее
расширение и обогащение.
Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит
от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и
блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей,
взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека
всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием
правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И
каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения
свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для
поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за
вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как
свобода и права человека.
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.
1. Основные и иные права человека и гражданина.
Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие “основные”,
“конституционные” и иные права человека. Отсутствие точных формулировок в
ряде конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права
личности – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает,
например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что
перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно
трактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и
свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только
об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства –
неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения).
Основные права являются субъективными. Это истина, которая
сегодня очевидна, входе исторического развития неоднократно оспаривалась.
Лишь в начале 20-го века в результате долгих споров о понятии субъективного
права вообще и основных прав образовалось новое понимание основных прав как
субъективных, и гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом
властных структур.
Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и
другие права, неотчуждаемы – отказ от них юридически недействителен.
Производные от основных, “другие” права, например право собственности на
определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но
это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.
Основные права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере,
предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3
ст.55. Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случае
злоупотребления ими, например право на объединение – запретом создания и
деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены
на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание
социальной, рассовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст.
13. Конституции РФ).
В специальной литературе стало обычным рассматривать
конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской
конституции, было воспринято Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых
европейских конституций. “Какое бы обозначение ни выбиралось, речь по
существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для
обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому
получают гарантии в основных законах государства”[12].
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд
для защиты нарушенного права на условиях исчерпанности всех
внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным
законодательством.
Часть 2 статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод гласит: “Осуществление этих прав не подлежит никаким
ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в
демократическом обществе в интересах государственной безопасности и
общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и
преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав исвобод
других лиц”.
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла
далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в
создании универсальных международно-правовых стандартов, которые так же
являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде
важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие
стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой
государство не может опускаться.
2. Система механизмов обеспечения и защиты
прав и свобод.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и
свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации
и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод
человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти
и органов местного самоуправления.
Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами
государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими
лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган,
который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам
человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не
исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного
положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118,
ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое
средство для укрепления законности в деятельности государственных органов
управления.
Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина
определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной,
исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила
способ обеспечения этих прав исвобод – правосудие.
Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном
процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении
конфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением норм
гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является
гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и
свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им
обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты
означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий
суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и
принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита
прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.
Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это
деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной,
исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в
то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам
права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.
Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как
гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как
глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие
возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном
подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые
способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина
разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В
этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД –
обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность
населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы
законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны
разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные,
экономические и культурные права граждан.
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее
распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в
государственные органы, органы местного самоуправления, общественные
объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные
неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится
защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество
“Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский
исследовательский центр по правам человека и д.р.
Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко
оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение
и т.д.
В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко
использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к
трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению
привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и
свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и
справедливости.
Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми
средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый
вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными
законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и
т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные
организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных
прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального
ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.).
3. Международная защита прав и свобод человека
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и
свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до
начала 20-го века, права человека регулировались исключительно
внутригосударственным правом. Государства – участники международных
отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней
юрисдикции.
Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-
правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф.
Мартенс писал, что “все образованные государства признают за человеком как
таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные
основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью”[13].
Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и
вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли,
естественные права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и в
военное время”[14].
Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и
правомерности интервенции “по мотивам гуманности”, для защиты основных прав
и свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в
18, так и в 19 веке. Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер,
утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан, “то
надо прекратить с ним всякие отношения”, но не вмешиваться силой оружия в
его внутренние дела[15].
В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились
недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и
итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием
международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных
прав и свобод человека – с другой.
Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому
этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым
в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил
основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.
ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий
перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и
культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в
первой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене
Кассен, провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем
достоинстве и в своих правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о
гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному
пакту о гражданских и политических правах и д.р.
ООН и другие международные организации справедливо уделяют особое
внимание нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в
результате международных преступлений государств.
В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее
место занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой
Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие
международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию
международно - правовых договоров предшествует разработка и одобрение
деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется
сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.
Из сказаннного в этой главе можно сделать следующие выводы: в
современных условиях под основными правами человека следует понимать права,
содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документах
по правам человека, в частности в международном Билле о правах человека, а
также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950
г., Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека
должно быть признано каждым государством-участником независимо от его
конституции. Приоритет международного права по отношению к
внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным
принципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ.
Остается настоятельной необходимость преодолеть различные
проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина,
недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность
систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы
органами Совета Европы (СЕ), подготовлявшими вступление России в его
состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов – о
присоединении Российской Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России к
ряду других документов СЕ – 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре
ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных
свобод. Конвенция и протоколы СЕ стали частью российской правовой системы.
Заключение
Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав
человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права
человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство
государств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными,
тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на
этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает
более широкую сферу общественных отношений.
В условиях одной и той же формации могут существовать различные
отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы
следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация
определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение
классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает
место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и
неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях
предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно
сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и
формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания
индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде
всего для европейской цивилизации.
Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их
нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и
пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих,
безработица и т.д.). В России не гарантирован прожиточный минимум,
призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть
населения оказалась за чертой бедности.
В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей
правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную
справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем
большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во
взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем
выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных
посягательств права и свободы граждан.
На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и
квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не
хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что
кроме обвинительного есть еще вид приговора – оправдательный.
В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно
(чтобы не делать двойной работы) проводить судебную реформу и реформу
законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще
не делает погоды, не снимает ключевого вопроса: а судьи кто? Но своим
целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость
существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих
судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были
ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от
интересов государства. Однако сама жизнь – не без помощи демократического
законодательства – заставляет менять прежнюю иерархию ценностей.
Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные
кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально
проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело
с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом
присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности
судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не
призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности
– юридической и нравственной.
Список использованных источников и литературы.
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д.
Карповича. – М.: Изд. Юрайт-М, 2002.
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н.
Топорнина – М.: Изд. Юридическая литература, 1994.
Научная литература
1. Алексеев С.С. Россия у критической черты. М.: Изд. Юрист, 1995.
2. Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М.: Изд. Юрист, 1994.
3. Батлер У., Нерсесянс В.С. История права: Англия и Россия. М.: Изд,
Норма,1996.
4. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. М: Изд. Норма,
1998.
5. Государственное право Российской Федерации. / Под ред. О.Е. Кутафина –
М.: Изд. Юридическая литература, 1996.
6. Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины 18-
го века. М.: Изд. Юрист,1994.
7. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: Изд.
Юрист, 1996.
8. История политических и правовых учений. Учебное пособие. / Под ред. В.С.
Нерсесянца – М.: Изд. Юридическая литература, 1995.
9. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Изд. Юрист, 1996.
10. Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Юрист, 1996.
11. Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. М.: Изд. Норма,
1997.
12. Левченко В.Н. и др. История политических учений. М.: Изд. Юрист, 1994.
13. Лившиц Р.З. Теория права. М.: Изд. Юрист, 1994.
14. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Изд.
Юрист,1997.
15. Назаренко Г.В. Теория государства и права. М.: Изд. Норма, 1998.
16. Основы государства и права. Учебное пособие. / Под ред. О.Е. Кутафина.
– М.: Изд. Норма, 1994.
17. Перевалов В.Д., Леушин В.И. Теория государства и права. М.: Изд. Норма,
1997.
18. Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. – М.: Изд.
Норма, 2003.
19. Русинов Р.К. Теория государства и права. М.: Изд. Юрист, 1997.
20. Теория государства и права. Выпуск 1. / Под ред. А.Б. Венгерова. М.:
Изд. Юридическая литература, 1993.
21. Теория государства и права. / Под ред. Г.Н. Манова. М.: Юрист, 1995.
22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: Изд.
Норма,1993.
23. Хутыз М.Х. Серженко П.Н. Энциклопедия права. Учебное пособие. М.: Изд.
Юрист, 1995.
24. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Изд.
Юрист, 1996.
25. Шилобод М.И. Политика и право. – М.: Изд. Юрист,1995.
Приложение 1.
Баранов В.Г. и др. Теория государства и права
В схемах. М.: Изд. Норма, 1999.
Система юридических
наук
Общетеоретические и исторические Прикладные юридические
юридические науки
науки
Отраслевые юридические Международное Юридические науки,
науки право
изучаюшие организацию
и порядок деятельности
отдельных
государственных органов
Науки о материальном Науки о процес-
праве суальном праве
Схема “Система юридических наук”.
Приложение 2.
Баранов В.Г. и др. Теория государства и права
в схемах. М.: Изд. Норма, 1999.
Источники права
Правовой обычай
Нормативный правовой акт
государственного органа
Юридический прецедент Договор
нормативного
содержания
Религиозные тексты Общие
принципы права
Правовая
доктрина
Схема “Источники права”.
Приложение 3.
Баранов В.Г. и др. Теория государства и права
в схемах. М.: Изд. Норма, 1999.
Признаки норм права
Государственно – властный
Двустороннее правило
характер
поведения
Общее правило поведения
Обязательное правило
поведения
Формально-определенное Системное
правило
правило поведения
поведения
Схема “Признаки нормы права”.
-----------------------
[1] Аристотель. “Этика” СПб., 1908. С. 91.
[2] Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 219.
[3] Кипп Т. История источников римского права. СПб., 1908. С. 7-8.
[4] Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С.74.
[5] Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 2. М., 1957. С. 261.
[6] Там же. С. 300.
[7] Локк Д. избранные философские произведения Т. 2. М., 1960. С. 34.
[8] Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М.,1949. С. 130,176-
177,437.
[9] Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого
/ / Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 254.
[10]Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической
философии. М., 1995. С. 21.
[11] Там же. С. 312.
[12] Государственное право Германии. Том 2. М., 1994. С. 167.
[13] Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов Т.
1. СПб., 1882. С. 327
[14] Блюнчли И. Современное международное право цивилизованных государств,
изложенное в виде кодекса. Вып. 2. М., 1877. С. 316.
[15] Гефтер А. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 99.
Страницы: 1, 2
|