МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Понятие и содержание основ конституционного строя РФ

    прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического

    режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и

    исключается произвол силовых структур государства, хотя не отрицается

    принуждения в определенных формах, которые должны иметь четкие пределы и

    осуществляться только в соответствии с законом. Государство обязано

    защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и др.

    правонарушения.

    Государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих

    граждан.

    2.2. Федеративное государство

    Государственно-территориальное устройство России основывается на

    принципе федерализма. За счет него обеспечиваются единство страны,

    децентрализация государственной власти, равноправие и самоопределение

    народов в составе федерации. Это конкретизирует главную задачу федерализма:

    обеспечение эффективности управления единым государством, имеющим большую

    территорию и численность населения, при помощи рассредоточения

    государственной власти, обеспечения права народностей на самоопределение.

    Федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав

    которого входят другие государства.

    Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов

    федерального значения, автономной области, автономных округов -

    равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство

    Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый

    субъект Российской Федерации является частью Федерации.

    Республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие

    субъекты – устав и законодательство.

    Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции.

    Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты федерации

    добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, признавая

    приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую

    юридическую силу нормативных правовых актов федерации. Государственная

    власть федерации является единственной властью на ее территории. Она

    опирается на волю всего народа федерации.

    Федеративное устройство основано на государственной целостности,

    единстве системы государственной власти. Во взаимоотношении федеральными

    органами государственной власти все субъекты Федерации между собой

    равноправны.

    3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

    Правовым государством признается демократическое государство, в

    котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится

    принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и

    свободы каждого человека.

    Главное в идее правового государства – связанность государства

    правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства,

    подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола

    государства и его органов.

    Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что

    оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым

    обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные

    лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является

    верховенство права (верховенство закона).

    Выделим основные признаки правового государства:

    а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся

    на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих

    естественному праву. "Все, что не запрещено, то дозволено" – важнейший

    принцип правового государства.

    б) Независимость судей как главного механизма гарантий прав и свобод

    (ст.120), несменяемость и неприкосновенность их; устанавливаются

    демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл.2 Конституции

    указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы.

    в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам.

    Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять

    конституцию, тем более противоречить ей. Она образует фундамент всей

    правовой системы при котором, закон и право не расходились бы.

    г) Приоритет международного права. Государство, обладающее суверенным

    правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны

    противоречить праву мирового сообщества.

    2.4. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

    Так называется государство, которое берет на себя обязанность

    заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их

    социальной защищенности.

    Конституция Российской Федерации вкладывает в понятие социальное

    государство то, что оно должно стремиться лишь к максимально возможному в

    условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан

    и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

    Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину

    достойный человека прожиточный минимум. Имеется в виду, что каждый взрослый

    должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

    В Конституции Российской Федерации содержится лишь право (ст. 37)

    "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

    деятельности и профессию". Хотя в (ст.37) говорится о праве на защиту от

    безработицы.

    Одной из важнейших целей социального государства является социальное

    равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

    Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются

    достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и

    справедливых возможностей для развития личности. Основные направления

    социальной политики:

    - охрана труда и здоровья людей;

    - установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

    - обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства

    и детства, инвалидов и пожилых граждан;

    - развитие системы социальных служб;

    - установление государственных пенсий, пособий;

    - иные гарантии социальной защиты.

    2.5. СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

    Такая характеристика означает, что государство и религиозные

    объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг

    друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст.

    14) раскрываете в следующих положениях:

    - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной

    или обязательной;

    - религиозные объединения отделены от государства и равны перед

    законом.

    Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой

    ограничение прав членов объединений участвовать наравне с другими

    гражданами в управлении делами государства, в выборах органы

    государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности

    политических партий, политических движений.

    Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их

    собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом,

    регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г.

    "О свободе совести и о религиозных объединениях".

    Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной

    власти, др. государственных органах, государственных учреждениях и органах

    местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных

    организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых

    противоречат закону. Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с

    религиозным плюрализмом.

    2.6. РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО

    Российская Федерация провозглашена республикой, что означает

    выборность и сменяемость главы государства.

    Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации,

    Конституция закрепляет такие признаки: отказ от какого-либо независимого и

    длительного обладания государственной властью; ориентация государственного

    строя на разум и опыт; создание государственных органов на основе

    согласования интересов управления государством и нерушимостью гражданских

    свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на

    неограниченный срок.

    Российская Федерация сочетает в себе черты парламентской и

    президентской республик. Это выражается в наличии сильной президентской

    власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы

    (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная,

    отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента

    Президентом).

    В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-

    парламентскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим

    голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он

    располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать

    независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действует

    Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в

    определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от

    президентской формы)

    Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как

    "полупрезидентскую" республику.

    2.7. СУВЕРЕНИТЕТ

    Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость

    государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим

    государствам. Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ

    является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление

    народа порождает государственную власть.

    Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной

    власти, в ее единстве и независимости. Ярким выражением верховенства

    государственной власти является верховенство на всей территории государства

    конституции и др. законов, издаваемыми высшими органами государственной

    власти. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. Как и

    всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная власть

    основана на праве и ограничена правом.

    Важным свойством суверенной государственной власти является ее

    независимость. Это означает самостоятельность государства в отношениях с

    другими государствами. Независимость государственной власти означает, что

    она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать

    конституционный правопорядок. Самостоятельность государственной власти

    обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.)

    государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов

    государства.

    Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех

    положениях:

    - суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;

    - Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют

    верховенство на всей территории России;

    - Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность

    своей территории.

    Защита суверенитета осуществляется в различных формах: военной –

    Вооруженными Силами РФ; дипломатической – Президентом и Правительством

    России; государственными органами, которые руководят различными отраслями

    управления.

    2.8. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

    Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов

    при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на

    основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10).

    Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской

    Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. В

    системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит

    Конституционному Суду Российской Федерации. Конституция строго разделяет

    полномочия Федерального Собрания и судебных органов.

    Президент фактически признается главой исполнительной власти (право

    назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях

    Правительства и др.). Соединяет функции главы государства и главы

    исполнительной власти.

    Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в

    следующем:

    - законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только

    законодательным (представительным) органом;

    - исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением

    законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной или главе

    государства или парламенту;

    - между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен

    баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем

    более всей полноты власти на одного из них;

    - судебные органы независимы в пределах и своей компетенции действуют

    самостоятельно;

    - ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой

    власти, а тем более сливаться с другой властью;

    - споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и

    через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом;

    - конституционная система должна предусматривать правовые способы

    содержания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы

    для всех властей.

    2.9. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО

    Новая российская государственность радикально меняет отношения

    личности и государства. Не человек создан для государства, а государство

    для человека – главный принцип их отношений. Приоритет человека перед

    государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это

    место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и

    реализуется в меру его способностей и инициативы. Государство регулирует

    поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его

    свободу и обеспечить общественные интересы.

    Основные обязанности государства, всех ветвей власти, всех звеньев

    государственного механизма сводятся к признанию и служат главной цели:

    соблюдению, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

    Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает,

    что государство во всех случаях не в праве ограничивать действия людей. Это

    необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло

    прав и свобод других, не наносило ущерба обществу.

    Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к

    институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с

    конкретным государством, которое ведет к установлению взаимных прав и

    обязанностей, и, прежде всего обязанностей государства защищать права и

    свободы данного лица в полном объеме, и так же за пределами страны. Только

    гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной

    власти.

    Конституция (ч. 3, ст. 6) установила, что гражданин Российской

    Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Ни

    при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его

    желанию и без законных оснований. Государственные органы не имеют права

    безосновательно отказывать людям в их желании принять российское

    гражданство.

    Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и

    свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.

    2.10. Политические основы

    В отличие от личных прав, которые не отчуждаемы и принадлежат каждому

    от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т.е.

    устойчивой политико-правовой связью человека с государством. Политические

    права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и

    самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важные из них

    являются следующие.

    Право на участие в управлении делами государства (ст.32). Данное право

    может

    осуществляться в различных формах: непосредственно или через

    представителей. В этой статье перечислен ряд дополнительных прав. Это –

    право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти

    и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме.

    Граждане имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей

    или присяжным заседателем). Конституцией закреплено право граждан

    обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, а так

    же направлять туда индивидуальные и коллективные обращения.

    Право на объединение (ст.30). Речь идет о создании и участии в

    профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях.

    Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст.31).

    Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить

    гражданам и интересы, осуществить свободу мысли и слова, при условии

    предварительного уведомления соответствующих органов исполнительной власти

    и без оружия.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Человек, гражданин, народ – таковы главные действующие лица, которыми

    и во имя которых создается конституционный строй.

    К основам конституционного строя, согласно Конституции Российской

    Федерации, относятся, прежде всего, основы, присущие каждому

    конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в

    народном суверенитете, разделении властей и политическом многообразии, в

    признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое

    государство, воплощением которого и является конституционное государство.

    Основу конституционного государства составляют признание человека, его прав

    и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого

    главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ;

    социальное государство, главной задачей которого является претворение в

    жизнь закрепленных правом принципов социального равенства; и светское

    государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием

    духовным; федерализм, суверенность Российского государства и

    республиканская форма правления.

    Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет

    важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени

    народов России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая

    значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность

    для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое

    регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в

    Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего

    правового регулирования государственной и общественной жизни России,

    определяют в юридической форме те важнейшие, качественные связи, которые

    свойственны ее организации.

    Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана,

    по меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжительности

    которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при

    разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать

    механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического,

    общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода.

    Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов,

    которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что

    Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация

    сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными,

    политическими и другими факторами. На конституционном развитии, несомненно,

    сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной,

    отсутствие должной стабильности.

    Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой

    Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно,

    далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да

    и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты

    разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность

    Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают

    многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой

    неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить

    понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче

    прогнозировать будущие нововведения.

    До принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного

    Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю

    пагубность спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст.

    Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону

    страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее

    основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти,

    критикующей принятые поправки.

    Основы конституционного строя представляют, как было сказано, систему

    принципов, поэтому в известной степени главу 1 можно назвать конституцией в

    Конституции. И если Конституцию можно считать нормативным стандартом,

    которому должны соответствовать другие законодательные акты, то главу 1

    Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные

    положения Конституции.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Нормативно-правовые акты

    1.1. Конституция Российской Федерации – М., Омега, 2003. 61с

    2. Литература

    2. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России – М., Юрист, 1994.

    288с

    3. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской

    Федерации – М., Инфра, 1996. 509с

    4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е Конституционное право России – М., Юрист,

    1998. 512с

    5. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции – М.,

    Политиздат, 1997.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.