МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политическая жизнь и политическое устройство Испании

    правительство уйти в отставку. Процедура внесения резолюции порицания

    весьма похожа на аналогичную во французском Национальном собрании и

    предназначена для обеспечения стабильности правительства. Резолюция должна

    быть предложена одной десятой частью депутатов и одновременно указывать

    кандидатуру на пост главы правительства; последнее требование, известное

    под названием "конструктивного вотума недоверия", заимствовано из

    конституции ФРГ 1949 г. (ст. 87).

    Генеральные кортесы участвуют в международно-правовых актах государства.

    Они дают разрешение в предварительном порядке на заключение международных

    дсчоворов политического, военного характера, договоров, затрагиивающих

    территориальную целостность государства или основные права и обязанности

    испанских граждан, а также договоров, создающих для государства финансовые

    обязательства, влияющих на изменение или отмену какого-либо закона или

    влекущих принятие мер законодательного характера для исполнения

    международных договоров. Кроме того, путем издания органического закона

    Кортесы могут разрешать заключение международного договора, которым

    передается компетенция в пользу надгосударственных организаций (ст. 93

    конституции).

    Судебные полномочия Генеральных кортесов состоят в принятии решения о

    привлечении председателя правительства и других его членов к

    ответственности за измену или иные преступления, совершенные ими при

    исполнении своих функций, против безопасности государства.

    Правительство — высший орган исполнительной власти, в ведении которого

    находится руководство внутренней и внешней политикой страны, гражданской и

    военной администрацией и обороной. Во времена франкизма, до издания

    органического закона 1967 г., ни один акт не регламентировал правовое

    положение исполнительной власти. Конституция 1978 г. посвящает этой "ветви"

    власти целый раздел.

    Испанское правительство включает председателя, его заместителей и

    министров, а также других лиц, которые установлены законом. В Испании, как

    и в ФРГ, вопрос о формировании правительства — это вопрос о назначении его

    главы. Остальные члены правительства назначаются и отстраняются от

    должности Королем по представлению его председателя.

    Конституция устанавливает значительную власть председателя правительства в

    отношении министров. Согласно статье 100 основного закона министры

    назначаются и отзываются Королем по предложению председателя. Отставка или

    смерть последнего означает "падение", прекращение функций правительства.

    Председатель правительства руководит его деятельностью и координирует

    действия других министров.

    Испанское правительство— собрание министров, "солидарных" друг с другом,

    поскольку оно несет солидарную политическую ответственность перед

    Конгрессом депутатов. Правительство — вершина исполнительной власти, в

    которую входят государственная администрация, армия, полиция, корпус

    безопасности. Функции испанского правительства в целом не выходят за рамки

    традиционных в государстве, имеющем форму парламентарной монархии. Оно

    руководит внутренней и внешней политикой страны, исполняет законы, издает в

    этих целях различные административные акты, назначает гражданских и военных

    чиновников. Правительство обладает законодательной инициативой (ст. 87

    конституции); проекты законов должны быть одобрены Советом министров (ст.

    88). Он может получать от Генеральных кортесов право издавать

    законодательные декреты в порядке делегирования законодательной власти в

    течение определенного отрезка времени по указанному кругу вопросов. В

    равной мере правительство может принимать декреты-законы без

    предварительной делегации парламента.

    Государственный совет является консультативным органом правительства и

    административных органов по юридическим вопросам.

    Счетная палата — высший контрольный орган в финансовой области и

    экономической деятельности государства и государственного сектора

    экономики. На членов палаты распространяются положения о независимости и

    несменяемости судей. В своей деятельности палата подчиняется Генеральным

    кортесам.

    Совет экономического планирования занимается разработкой проектов планов

    экономического развития с учетом предложений астономных сообществ,

    профсоюзов, патрональных и других организаций экономического характера.

    Судебная система. В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются

    следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость,

    ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в

    органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором

    установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и

    прокуратуры, статус судей и адвокатов.

    Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти

    во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены

    Совета назначаются Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются

    Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6

    судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре — среди

    прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более

    15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по

    должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и

    дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения

    кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в

    соответствии с политико-административным делением территории; каждый округ

    включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.

    На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей

    полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению

    Конституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающих

    соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и

    трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7

    (военная) до 12 (гражданско-правовая) — судей. Например, палата по

    гражданским делам рассматривает дела Высокого суда на сумму свыше 3 млн.

    испанских пессет. Судами более низкого уровня являются — Национальный

    высокий суд, состоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает

    по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды

    автономных сообществ обладают компетенцией в гражданско-правовой,

    уголовной, административно-правовой и социальной сфере. Они включают по

    несколько палат. Ниже следуют провинциальные суды, учреждаемые в каждой из

    50 провинций и разбирающие гражданские и уголовные дела. Еще ниже идут суды

    первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды. В каждой провинции

    учреждены: административный суд, суд по контролю за местами лишения свободы

    и суд по делам несовершеннолетних.

    4. Форма государства.

    4.1 Форма государственно-территориального устройства.

    Испания является унитарным децентрализованным государством, административно

    – территориальные единицы, которого не обладают признаками

    государственности, суверенитета. На сегодняшний день можно сказать, что

    Испания стоит на границе между унитарным устройством и федерацией.

    Задолго до установления режима Франко Испания уже имела опыт местного и

    регионального самоуправления. При Франко эти права были ликвидированы, и

    центральное правительство осуществляло власть на всех уровнях. После

    восстановления демократии органам власти на местах были предоставлены

    значительные полномочия.

    Конституция Испании исходит из неделимости государства, но вместе с тем

    гарантирует право на самоуправление административным подразделениям,

    сложившимся на основе национальных, региональных и исторических критериев.

    Про территориальное устройство государства говорится в Разделе VIII

    Конституции Испании. “Государство в своей территориальной организации

    включает муниципалитеты, провинции и автономные сообщества. Все эти единицы

    пользуются автономией при ведении своих дел. Государство гарантирует

    эффективное осуществление принципа солидарности и установления

    экономического равновесия между различными частями испанской территории.

    Все испанцы имеют одни и те же права и обязанности на всей территории

    государства. Конституция гарантирует автономию муниципалитетов. Руководство

    и управление ими осуществляется соответствующими муниципальными советами,

    которые состоят из алькальдов и советников. Привинция – является местным

    образованием, объединяющим группу муниципалитетов и образующим единицу

    территориального управления для выполнения деятельности государства. Всякое

    изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными кортесами”.

    Испания делится на 17 автономных сообществ, которые имеют свои парламенты и

    правительства и пользуются широкими полномочиями в области культуры,

    здравоохранения, образования, экономики. В нескольких автономных

    сообществах (Каталония, Страна Басков, Галисия) узаконено использование

    местных языков, в частности, на них ведется телевещание. Однако баски

    настаивают на предоставлении более полной автономии, причем эти требования

    в ряде случаев сопровождаются вооруженными столкновениями с полицией и

    террористическими актами. В число 17 автономных сообществ входят Балеарские

    Острова в Средиземном море и Канарские Острова в Атлантическом океане.

    Кроме того, статус автономии имеют остатки испанских колониальных владений

    – города Сеута и Мелилья на северном берегу Африки. Автономные сообщества

    делятся на 50 провинций, каждая из которых управляется своим советом. С

    1997 советы подчинены правительствам автономных сообществ. Высшие

    муниципальные чиновники и депутаты местных советов избираются прямым

    голосованием. Члены местного совета избирают мэра из своих рядов; обычно на

    этот пост назначается глава партии большинства. Муниципальные органы власти

    не имеют полномочий собирать налоги и финансируются центральным

    правительством.

    4.2 Форма правления.

    Форма правления - система формирования и взаимоотношений высших

    государственных органов власти.

    Согласно конституции, разработанной представителями основных политических

    партий и одобренной на референдуме 1978, Испания является монархией с

    парламентской формой правления. Конституционно закреплено единство Испании,

    но допускается некоторая региональная автономия.

    Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично

    сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и переходит,

    как правило, по наследству. То, что формой правления является монархия

    можно определить по следующим признакам:

    > Власть передается по наследству;

    Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана Карлоса I

    Бурбона, который, таким образом, является первым в новой династии.

    > Власть осуществляется бессрочно;

    > Власть не зависит от населения;

    Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:

    > Имеет место признак разделение властей;

    > Монарх “царствует, но не правит”;

    В отличие от других европейских монархов, не только "представительное

    лицо", но и влиятельный политик. По конституции он наделен большими

    полномочиями.

    > Правительство формируется парламентом из представителей партии (или

    партий) большинства;

    > Парвительство несет ответственность не перед монархом, а перед

    парламентом;

    > Правовое положение монарха существенно ограничено.

    4.3 Тип политического режима.

    Испания — последнее государство современной Европы, где фашистская

    диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна,

    в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в которой

    авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко.

    Современная политическая организация Испании создана после смерти этого

    диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время в течение нескольких

    лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два

    последовательно существовавших правительства А.Новарро и особенно А.Суареса

    взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный

    правительством А.Суареса законопроект о политической реформе был одобрен

    национальным референдумом в декабре 1976 г. Этот закон устанавливал на

    переходной период некоторые демократические начала; на национальном уровне

    была учреждена практически новая структура органов государственной власти,

    в частности, образован двухпалатный парламент — Кортесы, формируемый

    всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.

    Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали конституцию страны,

    одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г. В декабре

    1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена

    подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских

    законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила

    форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-

    административное устройство со значительными правами составляющих страну

    единиц — автономных сообществ и демократический политический режим. Имеется

    немало примеров, свидетельствующих о действительном переходе к демократии:

    референдум по поводу принятия новой конституции, гарантия прав областной

    автономии, введение права на развод, а также отмена смертной казни.

    Показательной для произошедших изменений в общественной жизни стала

    плюралистская структура прежде централизованного государства. Среди

    признаков демократического режима также можно выделить:

    > Население учавствует в формировании и осуществлении государственной

    власти;

    > Во всех сферах общественной жизни господствует закон;

    > Реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную

    исполнительную и судебную;

    > Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и

    гражданина; и пр.

    5. Форма избирательной системы.

    В Испании смешанная избирательная система (сочетание мажоритарной и

    пропорцианальной систем).

    Активное избирательное право на выборах в представительные учреждения

    предоставляется обладающим политическими правами гражданам Испании с 18-

    летнего возраста. Парламент — Генеральные кортесы — включает две палаты:

    Конгресс депутатов и Сенат, который является палатой территориального

    представительства. Обе палаты избираются путем всеобщих и прямых выборов

    при тайном голосовании на 4 года. Конгресс депутатов включает от 350 до 400

    депутатов, в настоящее время — 350. Каждая из 50 провинций, как минимум

    представлена двумя депутатами и одним дополнительным депутатом на каждые

    175 тыс. жителей. Города Сеута и Мелилья представлены одним депутатом в

    нижней палате. Сенат состоит из 208 избираемых членов и 43 назначаемых

    Королем. Каждая провинция избирает по 4 сенатора. Каждый остров или группа

    островов составляют также один избирательный округ. Большие Канарские

    острова, Мальорка и остров Тенерифе избирают по три сенатора каждый, а

    другие острова — по одному. Города Сеута и Мелилья избирают по два

    сенатора. Автономные сообщества

    посылают в верхнюю палату дополнительно по одному сенатору от более чем

    одного миллиона жителей; эти сенаторы назначаются законодательными

    собраниями сообществ.

    Численность муниципальных советов зависит от числа проживающих на их

    территории жителей (до 250 — 5 , от 250 до 1000 — 7 и т.д.). Их члены

    избираются и по пропорциональной и по мажоритарной избирательным системам,

    в зависимости от характера коммуны.

    Непосредственное участие избирателей в государственной жизни на

    национальном и более низких уровнях признается основным законом и другими

    актами Испании. На национальном уровне возможно проведение конституционного

    референдума.

    Назначение референдума осуществляется Королем по предложению председателя

    правительства и при существовании первоначальной инициативы, исходящей от

    Конгресса депутатов. Кроме того, органический закон 1980 г.,

    регламентирующий процедуру референдума, добавил дополнительное условие –

    инициатива Конгресса должна быть одобрена абсолютным большинством его

    членов.

    В целом, же институт непосредственного участия граждан Испании в

    осуществлении государственной власти введен весьма ограниченно, и практика

    его применения не получила широкого распространения.

    6. Основные политические партии (правящая, оппозиция).

    Кратко:

    С 1982 по 1996 гг. правящей политической партией Испании оставалась PSOE

    (Partido Socialista Obrero Espanol), возглавляемая премьер-министром Фелипе

    Гонсалесом. После различных неприятностей, связанных с коррупцией и

    секретной службой, на выборах в 1996 г. впервые победила консервативная

    Народная партия (Partido Popular) во главе с Хосе Мария Аснаром, что

    явилось поворотным пунктом в испанской политике. Третьим по значимости

    снова стал Союз левых сил (IU Izquierda Unida).

    Подробнее:

    Общенациональные партии, пережившие период диктатуры Франко, – Испанская

    социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании

    (КПИ). Их организации сохранились в подполье и в изгнании, и многие члены

    этих партий подвергались преследованиям. Франкистская партия Испанская

    фаланга (позднее – «Национальное движение») прекратила свое существование

    со смертью диктатора Франко, однако некоторые деятели этой организации до

    сих пор участвуют в политической жизни страны.

    В последние годы жизни Франко премьер-министр Карлос Ариас Наварро обещал

    легализовать деятельность политических организаций. Первой из них стал Союз

    демократического центра (СДЦ), созданный в 1976 во главе с Адольфо Суаресом

    Гонсалесом. В том же году король Хуан Карлос назначил Суареса премьер-

    министром. Правительство Суареса не желало признавать Коммунистическую

    партию, но все же вынуждено было принять в 1977 Закон о легализации всех

    политических партий. После этого было зарегистрировано более 200 партий (в

    результате всеобщих выборов 1993 в парламент прошли представители только 11

    партий или коалиций, а выборов 1996 – 15).

    После проведения первых выборов в 1977 ведущей партией стал СДЦ. Это была

    правоцентристская партия, представлявшая средний класс и включавшая

    некоторых политиков и чиновников режима Франко. СДЦ победил также на

    национальных выборах в 1979, но на выборах 1982 потерял большинство мест в

    парламенте, поскольку не смог справиться с быстрым ростом безработицы и

    терроризмом. Попытка государственного переворота в феврале 1981 также

    ослабила позиции СДЦ.

    Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) была основана в 1879 и

    являлась крупной партией во времена Второй республики, но была запрещена

    при Франко. После 1975 она быстро выросла под руководством Фелипе Гонсалеса

    Маркеса и превратилась в партию социал-демократического толка. ИСРП

    занимала второе место по числу голосов на выборах 1977 и 1979 и одержала

    победу на местных выборах в 1979 в крупных центрах страны, включая Мадрид и

    Барселону. Получив абсолютное большинство мест в обеих палатах Кортесов, в

    1982 ИСРП стала правящей партией Испании. Она победила на выборах в 1986,

    1989, но в 1993 ей пришлось войти в коалицию с региональной каталонской

    партией Конвергенция и Союз, чтобы сформировать правительство. ИСРП на

    досрочных парламентских выборах в марте 1996 осталась в меньшинстве.

    Народная Партия (НП; до 1989 – Народный альянс) занимает консервативные

    позиции. В течение многих лет ею руководил бывший франкистский министр

    Мануэль Фрага Ирибарне. После перехода руководства НП в руки Хосе Марии

    Аснара возрос авторитет этой партии среди молодежи. В 1993 она получила 141

    (ИСРП – 150), а в марте 1996 – 156 мест (ИСРП – 141) и стала правящей.

    Начиная с выборов 1993 на третье место по значимости среди партий Испании

    вышла коалиция Объединенные левые (ОЛ), которой руководят коммунисты. На

    выборах 1993 ОЛ получили 18 мест, а на выборах 1996 – 21 место.

    Коммунистическая партия Испании (КПИ), созданная в 1920, в течение 52 лет

    находилась в подполье и была легализована в 1977. КПИ пользуется

    значительным влиянием в профсоюзной конфедерации Рабочие комиссии, самой

    массовой в стране.

    Важную роль в Испании играют региональные партии. Правоцентристская

    каталонская партия Конвергенция и Союз (КИС) располагала в середине 1990-х

    годов большинством мест в Каталонской региональной ассамблее. На

    общенациональных парламентских выборах 1993 и 1996 она набрала значительное

    число голосов и стала партнером по коалиции сначала с ИСРП, а затем с НП. В

    Стране Басков, где давно проявлялись сепаратистские настроения, в середине

    1990-х годов образовалось несколько влиятельных партий. Самая крупная из

    них, консервативная Баскская националистическая партия (БНП), стремится к

    достижению автономии мирными средствами. Эри Батасуна, или Партия народного

    единства, выступает в союзе с нелегальной организацией ЭТА (Баскское

    Отечество и Свобода), которая призывает к созданию независимого Баскского

    государства, не отрицая необходимости насильственных методов борьбы.

    Большим влиянием пользуются региональные партии в Андалусии, Арагоне,

    Галисии и на Канарских Островах.

    7. Тип государства.

    Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели,

    политические интересы в обществе, функционирование государственного

    механизма. Тип государства можно определять по нескольким факторам:

    > С точки зрения уровня социально – экономического развития новая

    индустриальная страна

    > С точки зрения способа организации высшей власти – монархия.

    > С точки зрения государственного устройства – Испания стоит на границе

    между унитарным устройством и федерацией.

    > С точки зрения способов и методов осуществления государственной власти –

    демократия.

    > С точки зрения двух глобальных этапов развития государственности –

    конституционное.

    8. Тип политической системы и его характеристика.

    Политическая система – это универсальная управляющая системаобщества,

    которая регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая

    стабильность общества и определенный социальный порядок на основе

    использования государственной власти.

    К основным типологиям можно отнести:

    > Типология по характеру взаимодействия с внешней средой: система Испании

    относится к открытым политическим системам (когда политические системы

    обмениваются ресурсами со внешним миром, усваивают ценности передовых

    систем, подвижны и динамичны);

    > Типология по политическому режиму – демократическая политическая

    система;

    > Классификация по классовому признаку, то есть интересы какого класса

    представляет политическая система – социалистическая;

    Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед

    законом, а также многие личные права.

    Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы, прямо не

    относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К

    таким обязанностям относится поощрение доступа к культуре, развитие

    науки, научных и технических исследований в общих интересах, наблюдение

    за разумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения

    и защиты исторического, культурного и художественного наследия народов

    Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования

    благоустроенным жильем.

    > Классификация Г. Алмонда по типу политической культуры – европейско-

    континентальная модель;

    Для нее характерно сосуществование старых и новых культур

    > Ж. Блондель классифицирует политические системы по содержанию и формам

    управления, Испания относится к либеральным демократиям (ориентируется в

    принятии решений на ценности индивидуализма, свободы и собственности).

    Список литературы:

    1. Страны мира. Справочник. М.:1999г.

    2. Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996г.

    3. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. 1993г.

    4. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.:1997г.

    5. Учебные пособия по курсу “Политология”.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.