Организация бюджетного контроля
5. обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
6. принимает согласованные с Центральным банком Российской
Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;
7. осуществляет управление государственным внутренним и внешним
долгом Российской Федерации;
8. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
9. в установленные сроки представляет необходимую информацию в
Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением
федерального бюджета.
Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность
министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных
отношений. При правительстве действуют Контрольно-наблюдательный Совет,
выполняющий ряд контрольных функций в области финансов, бюджета и налогов.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ И СЧЕТНАЯ ПАЛАТА.
Одна из форм общегосударственного бюджетного контроля – парламентский
контроль. В обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации
имеются специальные бюджетные комитеты (в Государственной Думе – Комитет по
бюджету, налогам, банкам и финансам, В Совете Федерации – Комитет по
бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию) и комиссии в
функции, которых входят проверка правильности и полноты, предусмотренных в
проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и
утверждение, а так же контроль за рациональным и целевым использованием
государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку
через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность
отдельных звеньев финансовой системы: министерств, ведомств и
государственных комитетов. По депутатскому запросу Парламент вправе
получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании
и расходовании государственных средств. Кроме того, Парламент регулярно
получает данные о состоянии государственных финансов через специально
созданный Советом Федерации и Государственной Думой контрольный орган -
Счетную палату. Аналогичные счетные и контрольно - счетные палаты создаются
на уровне регионов РФ.[7]
В соответствии с Федеральным Законом “О счетной палате РФ” от
11.01.95. № 4-ФЗ[8] задачами Счетной палаты являются:
. организация и осуществление контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и
целевому назначению;
. определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и использования федеральной
собственности;
. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также
нормативных правовых актов федеральных органов государственной
власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
. анализ выявленных отклонений от установленных показателей
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и
подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на
совершенствование бюджетного процесса в целом;
. контроль за законностью и своевременностью движения средств
федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в
Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и
иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах
проводимых контрольных мероприятий.
В рамках своей деятельности Счетная палата провидит комплексные
ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям
федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В ходе
проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения
законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности
бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и
полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.
В случаях выявления нарушений, наносящих ущерб и требующих пресечения,
Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации
предписание, обязательное для исполнения. Если оно не исполняется или
исполняется не надлежащим образом, то по согласованию с Государственной
Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов
финансовых, платежных расчетных операций по банковским счетам проверяемых
организаций.
Счетная палата проводит экспертизу и дает заключение по:
o проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и
расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего
долга и дефицита федерального бюджета;
o проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования
бюджетного процесса в Российской Федерации;
o проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по
бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение
Государственной Думы;
o проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих
правовые последствия для федерального бюджета;
o проектам программ, на финансирование которых используются средства
федерального бюджета.
Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и
исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она
проводит анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе,
подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложения
по их устранению, а так же по совершенствованию бюджетного законодательства
в целом, анализирую итоги проводимых мероприятий.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы
местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые
компании и другие финансово- кредитные учреждения, их союзы,
ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм
собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из
федерального бюджета или используют федеральную собственность либо
управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным
законодательством или федеральными органами государственной власти
налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ
КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Министерство Финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти,
обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной налоговой и валютной
политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных
органов исполнительной власти. Однако эффективное и качественное управление
финансами невозможно без осуществления надлежащего контроля за ними.
Поэтому Минфин занимает особое место в системе общегосударственного
контроля. На него возложены широкие полномочия в проведении контрольной
деятельности в процессе составления и рассмотрения государственного
бюджета, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на
предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности и
ведомственной принадлежности.[9]
В соответствии с Постановлением Правительства от 06.03.98. №273 “Об
утверждении положения о Министерстве Финансов РФ”[10] основными задачами
Минфина РФ являются:
o совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного
федерализма;
o разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики в РФ;
o концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях
социально-экономического развития РФ;
o разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном
порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении
федерального и консолидированного бюджета РФ;
o разработка программ государственных заимствований и их реализация
в установленном порядке от имени РФ;
o разработка и реализация единой политики в сфере развития
финансовых рынков в РФ;
o разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и
отчетов об их исполнении.
Правительство РФ Постановлением “О Департаменте государственного
контроля и аудита Министерства Финансов РФ” от 06.03.98. №276[11] разрешило
Минфину в пределах имеющихся средств и численности работников создавать в
составе Центрального аппарата Министерства Департамент государственного
финансового контроля и аудита, возложив на него в частности задачи и
функции упраздняемого Контрольно-ревизионного управления. Но, не смотря на
происходящие организационно-структурные изменения, полномочия Минфина в
сфере бюджетного контроля остаются почти неизменными. Постановлением
Правительства РФ от 04.08.98. № 884 “О совершенствовании организационной
структуры Министерства Финансов РФ” работники вновь созданного
Департамента и его территориальных органов наделяются правом:
* проверять соблюдение бюджетного законодательства и финансовой
дисциплины;
* проводить документальные ревизии и проверки в министерствах,
ведомствах и во всех субъектах хозяйствования;
* требовать от ревизуемых органов предъявления необходимых
документов;
* получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе
ревизии или проверки;
* проводить фактический контроль (инвентаризацию, экспертную оценку
и визуальное наблюдение наличия и сохранности денежных средств и
товарно-материальных ценностей у всех должностных лиц,
ответственных за их хранение и расходование), опечатывать кассу,
кассовые помещения, склады, кладовые и другие помещения;
* поводить встречные проверки документов в других организациях,
связанных с деятельностью проверяемого учреждения;
* запрашивать и получать от банков и других кредитных учреждений
сведения, справки и копии документов, связанных со счетами и
операциями ревизуемой или проверяемой организации;
* изымать необходимые документы, подтверждающие хищения или
злоупотребления, сохранность которых не гарантируется и т.д.
* проводить контрольные обмеры, запуски сырья и материалов в
производство, анализы сырья, материалов и готовой продукции;
* приглашать специалистов для консультаций и участия вы проверке
вопросов, определенных программой ревизии или проверки;
* ставить перед руководством ревизуемого или проверяемого учреждения
вопросы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков;
* вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, об
освобождении от работы и о возмещении материального ущерба;
* проверять жалобы и заявления работников проверяемого учреждения,
связанные с программой ревизии;
* разрабатывать предложения по результатам ревизии или проверки и
осуществлять контроль за их выполнением;
Вместе с тем, ревизоры не имеют права вмешиваться в административные
функции проверяемого учреждения, налагать дисциплинарные взыскания и
штрафные санкции, давать оценки действиям должностных лиц и т. д. Ревизоры
обязаны быть объективными, сохранять коммерческую тайну, не злоупотреблять
служебным положением в корыстных целях, и т. д.
Другим важным управлением Минфина РФ является Главное управление
федерального казначейства и его территориальные органы на местах.
В соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ
“Об утверждении положения о Федеральном казначействе” от 27.08.93. №864 (с
последующими изменениями),[12] основная задача казначейства - организация,
осуществление и контроль за исполнением федерального
(республиканского) бюджета Российской Федерации и федеральных внебюджетных
фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших
налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными
законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того,
казначейские органы осуществляют (совместно другими финансовыми органами)
сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и
представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные
ораны государственной власти и управления о финансовых операциях
Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, о федеральных внебюджетных
фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управляют и обслуживают
совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками
государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и
расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах
казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы; ведут операции по
учету государственной казны.
Как контрольному органу в целях укрепления бюджетной - налоговой
дисциплины казначейству даны следующие права:
> производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в
учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных
учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия,
проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов,
планов, смет и иных документов, связанных с зачислением,
перечислением и использованием средств федерального бюджета
Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения,
справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
> получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о
состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих
средства республиканского бюджета Российской Федерации,
государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также
внебюджетные (федеральные) средства;
> приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и
организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения),
использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации,
государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные
(федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа
предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских
и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;
> налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в
случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в
доход федерального бюджета Российской Федерации и в государственные
(федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из
республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на
счета получателей.
> взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства,
полученные предприятиями, учреждениями и организациями в случаях
использования их не по целевому назначению, с наложением штрафа в
размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;
> требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых
органов государственного управления, предприятий, учреждений и
организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения
федерального бюджета РФ и контролировать их устранение;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В условиях рыночного хозяйства финансовый контроль выступает наиболее
действенной составной частью государственного контроля, поскольку именно
при его осуществлении государство имеет возможность на единой стоимостной
базе, в которой получает отображение экономическая, хозяйственная
деятельность любого звена, определять и оценивать законность и в ряде
случаев целесообразность использования ресурсов, что позволяет повысить
эффективность этой деятельности.[13]
Вопросы правового регулирования бюджетных отношений приобретают все
большую актуальность в социально-экономической сфере жизни страны,
поскольку в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и формы
финансовой деятельности государства в бюджетной сфере, методы аккумуляции
средств в государственные и муниципальные денежные фонды, порядок получения
и использования государственных денежных средств и другие вопросы. Из этого
вполне очевиден интерес, который я проявил при выборе именно этой темы для
своего реферата. Хотелось бы отметить, что, как я уже говорил, несоизмеримо
маленькие по сравнению с выбранной мной темой, рамки реферата не позволили
мне рассмотреть некоторые вопросы данной проблемы. Такие, например, как
компетенция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и
Федеральной службы налоговой полиции в области бюджетного контроля,
вопросы организации бюджетного контроля в других странах с развитой
бюджетной системой и т.д. В связи с этим, я остановился на основных, на мой
взгляд, самых важных вопросах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного
Суда Российской Федерации. – М.: Инфа-М, 2000. – 152 с.
2. М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,
2000. – 615 с.
3. Г. Б. Поляк. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юнита-Дана,
2000. – 550 с.
4. А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. – 240 с.
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:
1. Федеральный Конституционный Закон “О Правительстве Российской
Федерации” от 17.12.97. № 2 – ФКЗ (СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712. 1998.
№1. Ст. 1).
2. Федеральный Закон “О счетной палате Российской Федерации” от 11.01.95.
№ 4-ФЗ (СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 167).
3. Постановление Правительства РФ от 06.03.98. № 273 “Об утверждении
положения о Министерстве Финансов Российской Федерации” (СЗ РФ. 1998.
№11. Ст. 1288).
4. Постановление Правительства РФ “О Департаменте государственного
контроля и аудита Министерства Финансов Российской Федерации” от
06.03.98. № 276 (СЗ РФ. №11. Ст. 1293).
5. Постановлением Правительства РФ от 04.08.98. № 884 “О
совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов РФ”
(источник: http://law.optima.ru/ - нормативная база законодательства
Российской Федерации (Internet)).
6. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ “Об утверждении
положения о Федеральном казначействе” от 27.08.93. № 864 (САПП РФ.
1993. №35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 681; СЗ РФ. 1997. №6. Ст.
696).
7. Указ Президента РФ от 16.03.96. № 383 “О Главном контрольном
управлении Президента Российской Федерации” (СЗ РФ. 1996. №12. Ст.
1066).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ:
1. Http://www.minfin.ru/ - официальный сайт Министерства Финансов
Российской Федерации.
2. Http://law.optima.ru/ - нормативные акты Российской Федерации
(законодательная база)
-----------------------
[1] А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. С.3.
[2] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,
2000. С. 576.
[3] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,
2000. С. 583.
[4] Г. Б. Поляк. Бюджетная система Российской Федерации. М.:Юнита-Дана. С.
475.
[5] СЗ РФ. 1996. №12. Ст. 1066.
[6] СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712. 1998. №1. Ст. 1.
[7] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,
2000. С. 595.
[8] СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 167.
[9] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт,
2000. С. 598.
[10] СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288.
[11] СЗ РФ. №11. Ст. 1293.
[12] САПП РФ. 1993. №35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 681; СЗ РФ. 1997.
№6. Ст. 696.
[13] А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. С.206.
Страницы: 1, 2, 3
|