Налоговый контроль в Республике Беларусь и пути его совершенствования
Принцип объективности и достоверности результатов налогового
контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного
органа должно соответствовать фактически существующим
обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий
налогового контроля, и содержать вывод о
соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных
налогоплательщиком действий.
5. Принцип документального оформления результатов контроля.
Здесь имеется в виду, что в ходе осуществления мероприятий
налогового контроля все обнаруженные факты, действия и события
должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с
обязательным наличием соответствующих реквизитов.
6. Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими
государственными органами.
Как правило, для реализации результатов контрольной
деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения
законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к
другим государственным органам, которые имеют соответствующие
полномочия по применению мер ответственности [41, с. 75-78].
Следует отметить, что вышеперечисленные общеправовые принципы
и принципы контрольной деятельности не исчерпывают систему
принципов налогового контроля, но они являются основополагающими
при его организации.
Говоря о налоговом контроле, необходимо выделить основные его
направления:
--учет организаций и физических лиц;
--налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;
--налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты
сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и
объектов налогообложения;
--налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;
--налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания
сумм налогов налоговыми агентами;
--налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических
лиц их доходам;
--налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых
платежей;
--налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных
налогов из бюджета [41, с. 85].
Таким образом, налоговый контроль занимает весьма значительное
место в системе государственного финансового контроля, поскольку
посредством осуществления контрольных функций государственными
налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового
законодательства, но и непосредственное привлечение финансовых
ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль
налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по
доходам, поскольку 80-90% бюджетных доходов страны базируется на
налоговых поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в
области контроля невозможно выполнение государством своих
непосредственных функций.
Однако следует отметить, что налоговый контроль может быть не
только государственным. Так, выделяют такое понятие, как налоговый
аудит. Как и любой аудит, это вид независимого финансового
контроля, который осуществляется на платной договорной основе
аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.
Налоговый аудит—это разновидность так называемой аудиторской
проверки на соответствие требованиям. Цель—независимое
подтверждение информации о результатах деятельности плательщиков и
соблюдении ими налогового законодательства. Другими словами, аудит
в сфере налогообложения—независимая экспертиза правильности
исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других
обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [26, с. 129].
Заказчику налоговый аудит гарантирует конфиденциальность и
сохранение коммерческой тайны. Однако это не гарантия от другой
налоговой проверки, проводимой налоговыми органами, в частности,
теми, которые имеют право перепроверки работы аудитора. В то же
время от обязательной аудиторской проверки в соответствии с
действующим законодательством могут быть освобождены юридические
лица, которых в отчетном периоде проверяли налоговые органы по
вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты
налогов и других обязательных платежей в бюджет [26, с. 130].
Таким образом, налоговый контроль играет важную роль не только
в системе государственного финансового контроля, но и в рамках
независимого аудита, то есть в целом во всей системе финансового
контроля он занимает значительное место.
Ознакомившись с сущностью налогового контроля, его принципами
и местом в системе финансового контроля, целесообразно перейти к
изучению его элементов и видов.
1.2. Формы, виды и методы налогового контроля
Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов
может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных
между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных
правовым образом.
Одним из первых элементы контроля выделил Э. А. Вознесенский,
который, в частности, указывал, что “функционирование контрольных
органов предполагает наличие комплекса условий организационного и
методологического порядка; определение субъектов и объектов
контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей
контрольных органов, периодичности контроля, методики проверки,
взаимной координации работы органов контроля и т. д. … Весь
перечисленный комплекс условий должен подлежать соответствующей
правовой регламентации контрольной деятельности органов
государственного управления.”
В настоящее время выделяют различные элементы контроля. Для
характеристики налогового контроля из всей совокупности его
элементов наиболее значимыми являются следующие:
1) субъекты налогового контроля;
2) объект и предмет налогового контроля;
3) формы, методы и мероприятия налогового контроля;
4) документы налогового контроля;
5) этапы и порядок проведения налогового контроля.
Субъектами налогового контроля являются
налогоплательщики—юридические и физические лица, на которых в
законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и
другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды [26, с.
116], с одной стороны, а с другой – государственные налоговые
органы.
Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения,
которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной
стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения
налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные
фонды [36, с.121].
Более подробно следует остановиться на формах, видах и методах
налогового контроля, поскольку они являются важными составляющими
его классификации по наиболее характерным признакам. При этом в
связи с тем, что налоговому контролю как составной части
финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии,
лежащие в основе классификации налогового контроля. используются те
же, что и при классификации финансового контроля.
В зависимости от временного фактора можно выделить три формы
налогового контроля;
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Рассмотрим данные формы контроля.
Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии
формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении
проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов
налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля—предотвратить
возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве,
предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще
на стадии планирования, то есть до совершения финансово-
хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных
платежей. Действительно, эффективным является проведение
превентивных мер, направленных на недопущение налоговых нарушений.
Хотя, с точки зрения поступления средств в бюджет, применение
экономических санкций за уже имевшие место нарушения в ходе
последующего налогового контроля также результативно.
Уполномоченные контрольные органы осуществляют предварительный
налоговый контроль при разработке проектов местных и
республиканского бюджетов, при разработке мероприятий по
совершенствованию системы налогообложения и направлений
реформирования налоговой политики. Налоговые органы обеспечивают
полный учет в реестре налогоплательщиков, субъектов хозяйствования
и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы; контроль за
своевременностью их постановки на учет. Также предварительный
налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов
по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных
платежей в бюджет и внебюджетные фонды [36, с. 124].
Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения
финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых
операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его—исключить
возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения
операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления
налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные
фонды. Данная форма контроля является частью процесса оперативного
управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных
юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм
финансовых отношений, касающихся налогообложения. Она применяется
во внутрихозяйственном контроле. Необходимо отметить, что текущий
налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и
осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления
налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные
фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов,
подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.
Значение данной формы контроля в том, что он позволяет
оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых
нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.
Заключительная форма налогового контроля—последующий контроль,
который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных
операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового
контроля имеет целью проверить законность совершенных
налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение
норм и требований налогового законодательства, полноту и
своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления
нарушений—принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к
ответственности виновных посредством применения финансовых санкций
для возмещения ущерба.
Для последующего налогового контроля характерны определенные
особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных
форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб
и привлечь к административной и финансовой ответственности виновных
лиц [36, с. 125].
Таким образом, белорусская финансовая школа выделяет три
основных формы налогового контроля, в основе классификации которых
лежит фактор времени. Интересным является, однако, тот факт, что в
Российской Федерации Бюджетный кодекс РФ нормативно определяет
формы налогового контроля на основе такого же классификационного
признака, в то время как статья 82 Налогового кодекса РФ в качестве
форм выделяет конкретные мероприятия налогового контроля, такие
как:
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и
плательщиков сборов;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для
извлечения доходов (прибыли);
- другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.
д.) [39].
Вообще, в финансовой литературе нет единства между авторами по
поводу определения форм налогового контроля. Например, некоторые
выделяют формы, альтернативные закрепленным законодательно:
ревизию, проверку и надзор. Но несмотря на многочисленность точек
зрения по этому поводу, наиболее предпочтительной представляется
позиция белорусской школы финансов, выделяющей предварительный,
текущий и последующий налоговый контроль в качестве его форм.
Важнейшими элементами налогового контроля, помимо его форм,
являются его виды и методы.
Налоговый контроль осуществляется посредством следующих
контрольных мероприятий:
- проверок;
- обследований;
- опроса налогоплательщиков и других лиц;
- анализа [26, с. 119].
В неразрывном единстве с видами контрольных мероприятий
находятся методы их осуществления.
Под методом налогового контроля понимается совокупность
приемов, применяемых уполномоченными органами для установления
объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и
сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об
исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть
при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение
состояние объектов и предметов налогового контроля [41, с. 123].
По поводу методов налогового контроля, равно как и по поводу
его форм, существует несколько точек зрения. Например, В. В. Бурцев
с составе метода государственного налогового контроля выделяет:
1) общенаучные методические приемы исследования объектов контроля
(анализ, синтез, моделирование, научное абстрагирование и др.);
2) собственно эмпирические методические приемы (инвентаризация,
контрольные замеры работ, формальная и арифметическая проверки,
письменный и устный опросы и т. д.);
3) специфические приемы смежных экономических наук (приемы
экономического анализа, экономико-математические методы, методы
теории вероятностей и математической статистики) [12, с. 96].
Базируясь на предложенных авторами концепциях методов
финансового и налогового контроля, следует говорить о
многоуровневой системе методов налогового контроля, которая
включает в себя следующие виды методов:
- общенаучные методы, такие как анализ, синтез, моделирование,
статистический метод и т. д.;
- специальные методы исследования, такие как проверка документов,
экономический анализ, экспертиза, инвентаризация, осмотр предметов,
помещений, территорий, применение которых характерно для
определенных видов деятельности, в частности, для контрольной
деятельности;
- методы воздействия на проверяемых лиц в ходе осуществления
налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и
др. [41, с. 123].
Применение конкретного метода налогового контроля зависит от
вида осуществляемого контрольного мероприятия, поэтому выделять те
или иные методы контроля целесообразно по ходу рассмотрения его
видов.
Следует согласиться с мнением ученой Е. В. Шориной, которая
отмечала, что “в зависимости от научных и практических задач в
основу классификации видов контроля могут быть положены различные
критерии: природа субъектов контроля, их задачи, содержание
контрольной деятельности, характер контрольных полномочий, характер
взаимоотношений субъекта контроля с подконтрольным объектом, стадии
управления, на которых проводится контроль, юридические последствия
контроля” [41, с. 141]. Аналогичный подход к классификации контроля
нашел свое развитие в трудах многих ученых, и к настоящему времени
в экономической науке сложились традиционные классификации
финансового и налогового контроля, предполагающие выделение видов
контроля в зависимости от субъектов, форм, методов контроля,
периодичности, направленности, глубины, времени проведения
контрольных мероприятий.
Так как налоговый контроль обычно рассматривается в качестве
целостной системы его элементов, критерии классификации видов
налогового контроля будут определяться, исходя из характеристики
положенного в ее основу элемента контроля. Кроме этого, в качестве
классификационных признаков в данном случае могут выступать также и
внешние характеристики контрольной деятельности, такие как место и
время проведения контрольных мероприятий. Исходя из вышесказанного,
с известной степенью условности можно предложить следующую
классификацию налогового контроля;
1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную
деятельность:
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными и другими
органами.
В зависимости от подведомственности и подчиненности
контролирующих налоговых органов можно выделить:
* налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, где
налогоплательщик состоит на налоговом учете;
* налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми
органами в отношении налогоплательщиков и иных лиц в порядке
контроля за деятельностью нижестоящего контрольного органа,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|