МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Налоговый контроль в Республике Беларусь и пути его совершенствования

    Принцип объективности и достоверности результатов налогового

    контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного

    органа должно соответствовать фактически существующим

    обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий

    налогового контроля, и содержать вывод о

    соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных

    налогоплательщиком действий.

    5. Принцип документального оформления результатов контроля.

    Здесь имеется в виду, что в ходе осуществления мероприятий

    налогового контроля все обнаруженные факты, действия и события

    должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с

    обязательным наличием соответствующих реквизитов.

    6. Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими

    государственными органами.

    Как правило, для реализации результатов контрольной

    деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения

    законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к

    другим государственным органам, которые имеют соответствующие

    полномочия по применению мер ответственности [41, с. 75-78].

    Следует отметить, что вышеперечисленные общеправовые принципы

    и принципы контрольной деятельности не исчерпывают систему

    принципов налогового контроля, но они являются основополагающими

    при его организации.

    Говоря о налоговом контроле, необходимо выделить основные его

    направления:

    --учет организаций и физических лиц;

    --налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;

    --налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты

    сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и

    объектов налогообложения;

    --налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;

    --налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания

    сумм налогов налоговыми агентами;

    --налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических

    лиц их доходам;

    --налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых

    платежей;

    --налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных

    налогов из бюджета [41, с. 85].

    Таким образом, налоговый контроль занимает весьма значительное

    место в системе государственного финансового контроля, поскольку

    посредством осуществления контрольных функций государственными

    налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового

    законодательства, но и непосредственное привлечение финансовых

    ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль

    налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по

    доходам, поскольку 80-90% бюджетных доходов страны базируется на

    налоговых поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в

    области контроля невозможно выполнение государством своих

    непосредственных функций.

    Однако следует отметить, что налоговый контроль может быть не

    только государственным. Так, выделяют такое понятие, как налоговый

    аудит. Как и любой аудит, это вид независимого финансового

    контроля, который осуществляется на платной договорной основе

    аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.

    Налоговый аудит—это разновидность так называемой аудиторской

    проверки на соответствие требованиям. Цель—независимое

    подтверждение информации о результатах деятельности плательщиков и

    соблюдении ими налогового законодательства. Другими словами, аудит

    в сфере налогообложения—независимая экспертиза правильности

    исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других

    обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [26, с. 129].

    Заказчику налоговый аудит гарантирует конфиденциальность и

    сохранение коммерческой тайны. Однако это не гарантия от другой

    налоговой проверки, проводимой налоговыми органами, в частности,

    теми, которые имеют право перепроверки работы аудитора. В то же

    время от обязательной аудиторской проверки в соответствии с

    действующим законодательством могут быть освобождены юридические

    лица, которых в отчетном периоде проверяли налоговые органы по

    вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты

    налогов и других обязательных платежей в бюджет [26, с. 130].

    Таким образом, налоговый контроль играет важную роль не только

    в системе государственного финансового контроля, но и в рамках

    независимого аудита, то есть в целом во всей системе финансового

    контроля он занимает значительное место.

    Ознакомившись с сущностью налогового контроля, его принципами

    и местом в системе финансового контроля, целесообразно перейти к

    изучению его элементов и видов.

    1.2. Формы, виды и методы налогового контроля

    Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов

    может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных

    между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных

    правовым образом.

    Одним из первых элементы контроля выделил Э. А. Вознесенский,

    который, в частности, указывал, что “функционирование контрольных

    органов предполагает наличие комплекса условий организационного и

    методологического порядка; определение субъектов и объектов

    контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей

    контрольных органов, периодичности контроля, методики проверки,

    взаимной координации работы органов контроля и т. д. … Весь

    перечисленный комплекс условий должен подлежать соответствующей

    правовой регламентации контрольной деятельности органов

    государственного управления.”

    В настоящее время выделяют различные элементы контроля. Для

    характеристики налогового контроля из всей совокупности его

    элементов наиболее значимыми являются следующие:

    1) субъекты налогового контроля;

    2) объект и предмет налогового контроля;

    3) формы, методы и мероприятия налогового контроля;

    4) документы налогового контроля;

    5) этапы и порядок проведения налогового контроля.

    Субъектами налогового контроля являются

    налогоплательщики—юридические и физические лица, на которых в

    законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и

    другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды [26, с.

    116], с одной стороны, а с другой – государственные налоговые

    органы.

    Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения,

    которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной

    стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения

    налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные

    фонды [36, с.121].

    Более подробно следует остановиться на формах, видах и методах

    налогового контроля, поскольку они являются важными составляющими

    его классификации по наиболее характерным признакам. При этом в

    связи с тем, что налоговому контролю как составной части

    финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии,

    лежащие в основе классификации налогового контроля. используются те

    же, что и при классификации финансового контроля.

    В зависимости от временного фактора можно выделить три формы

    налогового контроля;

    - предварительный;

    - текущий;

    - последующий.

    Рассмотрим данные формы контроля.

    Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии

    формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении

    проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов

    налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля—предотвратить

    возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве,

    предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще

    на стадии планирования, то есть до совершения финансово-

    хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных

    платежей. Действительно, эффективным является проведение

    превентивных мер, направленных на недопущение налоговых нарушений.

    Хотя, с точки зрения поступления средств в бюджет, применение

    экономических санкций за уже имевшие место нарушения в ходе

    последующего налогового контроля также результативно.

    Уполномоченные контрольные органы осуществляют предварительный

    налоговый контроль при разработке проектов местных и

    республиканского бюджетов, при разработке мероприятий по

    совершенствованию системы налогообложения и направлений

    реформирования налоговой политики. Налоговые органы обеспечивают

    полный учет в реестре налогоплательщиков, субъектов хозяйствования

    и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы; контроль за

    своевременностью их постановки на учет. Также предварительный

    налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов

    по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных

    платежей в бюджет и внебюджетные фонды [36, с. 124].

    Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения

    финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых

    операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его—исключить

    возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения

    операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления

    налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные

    фонды. Данная форма контроля является частью процесса оперативного

    управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных

    юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм

    финансовых отношений, касающихся налогообложения. Она применяется

    во внутрихозяйственном контроле. Необходимо отметить, что текущий

    налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и

    осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления

    налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные

    фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов,

    подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.

    Значение данной формы контроля в том, что он позволяет

    оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых

    нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.

    Заключительная форма налогового контроля—последующий контроль,

    который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных

    операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового

    контроля имеет целью проверить законность совершенных

    налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение

    норм и требований налогового законодательства, полноту и

    своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей

    в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления

    нарушений—принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к

    ответственности виновных посредством применения финансовых санкций

    для возмещения ущерба.

    Для последующего налогового контроля характерны определенные

    особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных

    форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб

    и привлечь к административной и финансовой ответственности виновных

    лиц [36, с. 125].

    Таким образом, белорусская финансовая школа выделяет три

    основных формы налогового контроля, в основе классификации которых

    лежит фактор времени. Интересным является, однако, тот факт, что в

    Российской Федерации Бюджетный кодекс РФ нормативно определяет

    формы налогового контроля на основе такого же классификационного

    признака, в то время как статья 82 Налогового кодекса РФ в качестве

    форм выделяет конкретные мероприятия налогового контроля, такие

    как:

    - налоговые проверки;

    - получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и

    плательщиков сборов;

    - проверка данных учета и отчетности;

    - осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для

    извлечения доходов (прибыли);

    - другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.

    д.) [39].

    Вообще, в финансовой литературе нет единства между авторами по

    поводу определения форм налогового контроля. Например, некоторые

    выделяют формы, альтернативные закрепленным законодательно:

    ревизию, проверку и надзор. Но несмотря на многочисленность точек

    зрения по этому поводу, наиболее предпочтительной представляется

    позиция белорусской школы финансов, выделяющей предварительный,

    текущий и последующий налоговый контроль в качестве его форм.

    Важнейшими элементами налогового контроля, помимо его форм,

    являются его виды и методы.

    Налоговый контроль осуществляется посредством следующих

    контрольных мероприятий:

    - проверок;

    - обследований;

    - опроса налогоплательщиков и других лиц;

    - анализа [26, с. 119].

    В неразрывном единстве с видами контрольных мероприятий

    находятся методы их осуществления.

    Под методом налогового контроля понимается совокупность

    приемов, применяемых уполномоченными органами для установления

    объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и

    сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об

    исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть

    при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение

    состояние объектов и предметов налогового контроля [41, с. 123].

    По поводу методов налогового контроля, равно как и по поводу

    его форм, существует несколько точек зрения. Например, В. В. Бурцев

    с составе метода государственного налогового контроля выделяет:

    1) общенаучные методические приемы исследования объектов контроля

    (анализ, синтез, моделирование, научное абстрагирование и др.);

    2) собственно эмпирические методические приемы (инвентаризация,

    контрольные замеры работ, формальная и арифметическая проверки,

    письменный и устный опросы и т. д.);

    3) специфические приемы смежных экономических наук (приемы

    экономического анализа, экономико-математические методы, методы

    теории вероятностей и математической статистики) [12, с. 96].

    Базируясь на предложенных авторами концепциях методов

    финансового и налогового контроля, следует говорить о

    многоуровневой системе методов налогового контроля, которая

    включает в себя следующие виды методов:

    - общенаучные методы, такие как анализ, синтез, моделирование,

    статистический метод и т. д.;

    - специальные методы исследования, такие как проверка документов,

    экономический анализ, экспертиза, инвентаризация, осмотр предметов,

    помещений, территорий, применение которых характерно для

    определенных видов деятельности, в частности, для контрольной

    деятельности;

    - методы воздействия на проверяемых лиц в ходе осуществления

    налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и

    др. [41, с. 123].

    Применение конкретного метода налогового контроля зависит от

    вида осуществляемого контрольного мероприятия, поэтому выделять те

    или иные методы контроля целесообразно по ходу рассмотрения его

    видов.

    Следует согласиться с мнением ученой Е. В. Шориной, которая

    отмечала, что “в зависимости от научных и практических задач в

    основу классификации видов контроля могут быть положены различные

    критерии: природа субъектов контроля, их задачи, содержание

    контрольной деятельности, характер контрольных полномочий, характер

    взаимоотношений субъекта контроля с подконтрольным объектом, стадии

    управления, на которых проводится контроль, юридические последствия

    контроля” [41, с. 141]. Аналогичный подход к классификации контроля

    нашел свое развитие в трудах многих ученых, и к настоящему времени

    в экономической науке сложились традиционные классификации

    финансового и налогового контроля, предполагающие выделение видов

    контроля в зависимости от субъектов, форм, методов контроля,

    периодичности, направленности, глубины, времени проведения

    контрольных мероприятий.

    Так как налоговый контроль обычно рассматривается в качестве

    целостной системы его элементов, критерии классификации видов

    налогового контроля будут определяться, исходя из характеристики

    положенного в ее основу элемента контроля. Кроме этого, в качестве

    классификационных признаков в данном случае могут выступать также и

    внешние характеристики контрольной деятельности, такие как место и

    время проведения контрольных мероприятий. Исходя из вышесказанного,

    с известной степенью условности можно предложить следующую

    классификацию налогового контроля;

    1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную

    деятельность:

    а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

    б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными и другими

    органами.

    В зависимости от подведомственности и подчиненности

    контролирующих налоговых органов можно выделить:

    * налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, где

    налогоплательщик состоит на налоговом учете;

    * налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми

    органами в отношении налогоплательщиков и иных лиц в порядке

    контроля за деятельностью нижестоящего контрольного органа,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.