МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Международное гуманитарное право

    Международное гуманитарное право

    Содержание

    1. История развития международного гуманитарного

    права.

    2. Понятие и содержание международного гуманитарного

    права.

    3. Анализ некоторых прав, предусмотренных международным гуманитарным правом

    и правом прав человека.

    3.1. Право на жизнь

    3.2. Запрещение пыток негуманного обращения

    3.3. Судебные гарантии

    4. Сфера применения международного гуманитарного права и права прав

    человека

    4.1. Материальная сфера применения

    4.2. Сфера применения в отношении лиц

    Заключение

    Введение

    На протяжении всей истории вооруженные конфликты людей отличались

    жестокостью, невиданной в животном мире. История оставила тому немало

    свидетельств.(Вот одно из свидетельств Ветхого Завета: «31. И сказал мне

    Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его, начинай

    овладевать землею его... 34. И взяли в то время все города его, и предали

    заклятию все города, мужчин и женщин, и детей, не оставили никого в живых.

    35. Только взяли мы себе в добычу скот их и захваченное во взятых нами

    городах».) Причина видится в собственности, на которой основано

    человеческое общество. Война была простейшим путем обогащения. Ныне мирные

    способы обретения собственности стали гораздо рентабельнее военных. Весьма

    показателен в этом плане опыт Германии и Японии, которые, проиграв войну,

    выигрывают мир. Это вселяет надежду на усиление тенденции к упрочению мира.

    Жестокостью отличалось отношение не только к врагу, но и к

    собственным раненым воинам. Предложения об облегчении их участи

    высказывались не раз. Но только в середине XIX в. международное сообщество

    созрело для этого. B 1859г. французская армия нанесла поражение австро-

    венгерским войскам в битве при Сольферино. Большое число раненых,

    обреченных на смерть, покрыли поле боя. Санитарная служба отсутствовала.

    Ставший свидетелем этого, швейцарец Анри Дюнан организовал помощь на

    общественных началах. В дальнейшем он предложил учредить общественный орган

    по оказанию помощи раненым и больным воинам. Его идея была реализована

    путем учреждения соответствующего комитета, который в дальнейшем стал

    Международным Комитетом Красного Креста.

    Это движение побудило швейцарское правительство созвать конференцию,

    которая завершилась принятием Женевской конвенции об улучшении участи

    раненых в войне на суше 1864 г. Так было положено начало праву защиты жертв

    войны. Гаагские конвенции распространили этот режим и на морскую войну, они

    также содержат нормы о военнопленных и о мирном населении.

    Актуальность изучения международного гуманитарного права в наше время стоит

    очень остро. Нестабильность политической ситуации в мире, назревающие и

    назревшие военные конфликты приводят к пониманию необходимости более

    глубокого изучения международного гуманитарного права.

    Международное гуманитарное право является, своего рода, документом,

    который регламентирует основные правила ведения войны, что является

    актуальным в наше время.

    1. История развития Международного гуманитарного права.

    Термин «международное гуманитарное право» впервые был предложен в 50-

    х гг. XX в. известным швейцарским юристом Жаном Пикте. За сравнительно

    небольшой период он получил широкое распространение и признание сначала в

    публицистике, в юридической литературе, а затем вошел в название Женевской

    дипломатической конференции (1974—1977) по вопросу о подтверждении и

    развитии международного гуманитарного права, применимого в период

    вооруженных конфликтов.

    Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как

    правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической

    конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов

    во время сухопутной войны (далее — Женевская конвенция 1864 г.).

    Неоценимая роль в работе по подготовке и принятию Конвенции 1864 г.

    принадлежит швейцарскому предпринимателю Анри Дюнану, свидетелю страданий и

    мук раненых и умирающих французских и австрийских солдат после битвы между

    австрийскими и франко-итальянскими войсками в 1859 г. при Сольферино, во

    время войны в Италии. По предложению Анри Дюнана был создан комитет,

    состоявший из единомышленников Дюнана, так называемый «Комитет пяти», одной

    из основных целей которого была разработка международных гуманитарных

    принципов, а также изучение возможности создания в каждой стране

    добровольного общества помощи, члены которого будут обучаться и готовиться

    в мирное время к оказанию помощи военно-медицинской службе во время военных

    действий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителем Комитета

    Красного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным комитетом

    Красного Креста.

    Важнейшим нововведением в международное право, внесенным Женевской

    конвенцией 1864 г., было понятие нейтральности в том виде, в котором его

    предложил Дюнан. Врачи и другой медперсонал не должны считаться

    принимающими участие в военных действиях и не подлежат захвату в плен. В

    Конвенции оговаривалось, что всегда и везде раненым должно оказываться

    уважение и проводиться одинаковое лечение, независимо от того, на чьей

    стороне они сражались.

    В Женевской конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они

    заложили фундамент, который послужил основой для дальнейшего развития

    международного гуманитарного права. Эти статьи затрагивали существенные

    моменты: военные санитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными,

    им обеспечивались защита и уважение; нейтральность распространялась на

    армейских священников, исполняющих свои обязанности; если они попадали в

    руки противника, они должны были быть освобождены и возвращены в

    собственный лагерь; необходимо было с уважением относиться к мирному

    населению, пришедшему на помощь раненым; раненым и больным воинам

    необходимо было обеспечить уход, независимо от того, на чьей стороне они

    сражались; знак красного креста на белом поле должен был обозначать

    госпитали и медперсонал для обеспечения им защиты.

    Сегодня трудно себе представить, какое огромное влияние оказала Женевская

    конвенция 1864 г. на развитие права наций. Впервые в истории государства

    приняли официальный постоянно действующий документ, содержащий ограничения

    их могущества в интересах отдельных людей и человеколюбия.

    Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне

    1866 г., Женевская конвенция 1864 г. прошла боевое крещение. Это был

    удобный случай доказать ее значимость, особенно при Садове, в битве почти

    столь же кровавой, что и битва при Сольферино. Пруссия ратифицировала

    Конвенцию и придерживалась ее. Она располагала хорошо оснащенными

    госпиталями, и Прусский Красный Крест был все время там, где нужна была его

    помощь. В лагере противника ситуация была абсолютно иной, поскольку Австрия

    не подписала Конвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих

    раненых на поле боя. В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых,

    умерших из-за отсутствия медицинской помощи.

    В 1867 г. почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую

    конвенцию 1864 г., кроме Соединенных Штатов, которые сделали это в 1882 г.

    С этого времени Конвенция приобрела всеобщий характер, что было весьма

    важно для ее авторитета.

    Франко-прусская война 1870 г. показала, насколько сложно обеспечить

    выполнение положений Женевской конвенции 1864 г. и норм обычного права.

    Один из основателей Международного комитета Красного Креста и в течение

    многих лет бессменный его Президент — Гюстав Муанье, сразу же после

    окончания этой войны изложил свои наблюдения и выводы в работе «Женевская

    конвенция во время франко-прусской войны». Главным выводом было то, что

    сфера применения международного права и распространение знаний о его

    принципах оказались недостаточными для того, чтобы предотвратить излишне

    жестокие действия комбатантов [1].

    Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе

    воюющие стороны, была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность в ней

    составила не более 2 %. На этот раз государства поняли, что Женевская

    конвенция служит их обоюдному благу, и данный факт более не подвергался

    сомнению. Сама идея, или концепция, распространения международного

    гуманитарного права не родилась вместе с Женевской конвенцией 1864 г., где

    еще не упоминалось о необходимости ознакомления населения с ее положениями.

    Хотелось бы отметить, что по поручению Президента США Авраама Линкольна 24

    апреля 1863 г. по армии США был издан приказ № 100 «Инструкция полевым

    войскам Соединенных Штатов», подготовленный известным американским юристом

    немецкого происхождения Френсисом Либером. Данная Инструкция, ныне

    известная как Кодекс Либера, подтолкнула процесс последующей кодификации

    законов и обычаев войны. Кодекс Либера содержал подробные правила,

    относящиеся ко всем аспектам сухопутной войны, от способов ведения боевых

    действий как таковых и обращения с гражданским населением до обращения с

    особыми категориями лиц, такими, как военнопленные, раненые, партизаны

    (франтиреры) и т. д. Хотя Инструкция полевым войскам Соединенных Штатов

    формально была сугубо внутренним документом и предназначалась для

    применения в условиях гражданской войны между Севером и Югом, тем не менее

    она не только послужила импульсом для последующей кодификации законов и

    обычаев войны, но и явилась первым примером регулирования на

    внутригосударственном уровне отношений по защите жертв войны, воплотившим

    научные воззрения того периода, в том числе об ответственности индивидов за

    нарушение правил ведения военных действий, а также явилась документом,

    провозгласившим необходимость распространения знаний о праве войны.

    2. Понятие и содержание международного гуманитарного права.

    Понятие «международное гуманитарное право» в том смысле, в каком это

    понятие будет упоминаться ниже, означает совокупность обязательных для

    государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных

    конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение

    средств и методов ведения войны.

    Во-первых, эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают

    участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и

    религиозный персонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в

    военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение,

    больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и

    санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм

    международного гуманитарного права и не должны становиться объектом

    нападения.

    Во-вторых, международное гуманитарное право запрещает средства и

    методы ведения войны, при использовании которых не проводится различие

    между комбатантами и некомбатантами, например гражданскими лицами, а также

    средства и методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти

    принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например,

    биологическое и химическое оружие и противопехотные мины.

    Основными источниками международного гуманитарного права являются

    четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12

    августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти

    договоры имеют универсальный характер. Так, участниками четырех Женевских

    конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного

    протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II - 144

    государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд

    других международных соглашений, направленных прежде всего на ограничение

    средств и методов ведения войны. Следует подчеркнуть, что сегодня многие

    нормы международного гуманитарного права рассматриваются в качестве обычных

    норм, имеющих обязательную силу для всех без исключения государств, включая

    государства, не являющиеся участниками соответствующих международных

    договоров.

    В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты

    жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных

    жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а

    также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или

    умышленное причинение им физического вреда. Другими словами,

    международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между

    военной необходимостью и гуманностью. Исходя из этого принципа,

    международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия,

    например на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой

    жестокостью. Некоторые нормы этого права представляют собой компромисс

    между военной необходимостью и требованиями гуманности. Так, принцип

    пропорциональности допускает случайные потери жизни среди гражданского

    населения в случае нападения, однако нападение не допускается, если

    существует опасность того, что случайные потери среди гражданского

    населения будут чрезмерными по отношению к военному преимуществу, которое

    предполагается получить.

    Международное гуманитарное право предусматривает различие между

    международными и немеждународными вооруженными конфликтами:

    Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается

    вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. В

    этом случае применяются многочисленные нормы международного гуманитарного

    права, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949г, и Дополнительном

    протоколе I 1977 г. Они вступают в силу с самого начала военных действий

    независимо от причин возникновения и характера конфликта.

    Немеждународный вооруженный конфликт — это вооруженное противостояние

    в пределах одного государства между силами правительства и

    антиправительственными отрядами (повстанцами). Государство обладает правом

    самостоятельно решать собственные внутренние проблемы (в том числе правом

    применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка,

    вводить режим чрезвычайного положения). Однако в своих действиях оно

    связано нормами международного гуманитарного права. Соблюдение гуманитарных

    правил в не международном конфликте обязательно не только для

    правительственных вооруженных сил, но и для вооруженных отрядов,

    противостоящих правительству. Норм, применимых к немеждународному

    вооруженному конфликту, меньше, чем норм, применимых в случае

    международного конфликта. Они излагаются в общей для всех четырех Женевских

    конвенций статье 3 и Дополнительном протоколе II. Таким образом, как в

    случае международного вооруженного конфликта, так и в случае вооруженного

    конфликта немеждународного характера необходимо вести военные действия,

    строго соблюдая нормы международного гуманитарного права, руководствуясь

    принципами гуманности.

    Так же международное гуманитарное право содержит нормы, регулирующие

    войну, в которой одной из сторон являются негосударственные субъекты.

    Инструментарий, применяемый в такой войне, основан на основных положениях,

    относящихся к вооруженным конфликтам между государствами. Военные действия

    между антитеррористической коалицией и режимом талибов в Афганистане можно

    отнести к данной категории. Те же нормы работают и в случаях, когда на

    стороне одного из государств действуют полувоенные формирования, включенные

    в состав вооруженных сил. Представляется, что именно так обстоит дело с

    военным крылом “Аль-Каиды” в Афганистане, называемым иногда 55-й бригадой

    сил движения “Талибан”. При этом остается открытым вопрос, какими нормами

    регламентируются возможные операции США по преследованию “Аль-Каиды” или

    других террористических групп за пределами Афганистана, в особенности если

    такие группы не будут входить в состав вооруженных сил ни одного из

    государств.

    Разумеется, термин «война» неоднократно применялся при обозначении

    кампаний борьбы с преступностью, в частности с наркокартелями или с мафией.

    Однако такие кампании на деле представляют собой, даже при участии военных,

    широкую операцию по обеспечению правопорядка, но не боевые действия вне

    рамок уголовной юстиции. В таком случае работают традиционные нормы в

    области защиты прав человека.

    При этом гуманитарное право все же применяется к определенным

    конфликтам с участием негосударственных субъектов, к которым относятся и

    мятежники в условиях гражданской войны. В своих Комментариях к статье 3

    Женевских конвенций 1949 г. МККК раскрывает позицию государств,

    участвовавших в разработке данного положения. По мнению Красного Креста,

    государства признают наличие вооруженного конфликта по смыслу гуманитарного

    права в том случае, если противостоящая сторона организационно оформлена,

    находится под ответственным командованием, контролирует определенную

    территорию и имеет возможность соблюдать и обеспечивать соблюдение норм

    гуманитарного права. Будучи достаточно аморфной сетью групп и отдельных лиц

    в около 60, как утверждают, странах, “Аль-Каида” вряд ли отвечает этим

    критериям, по крайней мере, за пределами Афганистана.

    Ниже приведу некоторые положения международного гуманитарного права:

    Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых,

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.