Международное гуманитарное право
Международное гуманитарное право
Содержание
1. История развития международного гуманитарного
права.
2. Понятие и содержание международного гуманитарного
права.
3. Анализ некоторых прав, предусмотренных международным гуманитарным правом
и правом прав человека.
3.1. Право на жизнь
3.2. Запрещение пыток негуманного обращения
3.3. Судебные гарантии
4. Сфера применения международного гуманитарного права и права прав
человека
4.1. Материальная сфера применения
4.2. Сфера применения в отношении лиц
Заключение
Введение
На протяжении всей истории вооруженные конфликты людей отличались
жестокостью, невиданной в животном мире. История оставила тому немало
свидетельств.(Вот одно из свидетельств Ветхого Завета: «31. И сказал мне
Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона и землю его, начинай
овладевать землею его... 34. И взяли в то время все города его, и предали
заклятию все города, мужчин и женщин, и детей, не оставили никого в живых.
35. Только взяли мы себе в добычу скот их и захваченное во взятых нами
городах».) Причина видится в собственности, на которой основано
человеческое общество. Война была простейшим путем обогащения. Ныне мирные
способы обретения собственности стали гораздо рентабельнее военных. Весьма
показателен в этом плане опыт Германии и Японии, которые, проиграв войну,
выигрывают мир. Это вселяет надежду на усиление тенденции к упрочению мира.
Жестокостью отличалось отношение не только к врагу, но и к
собственным раненым воинам. Предложения об облегчении их участи
высказывались не раз. Но только в середине XIX в. международное сообщество
созрело для этого. B 1859г. французская армия нанесла поражение австро-
венгерским войскам в битве при Сольферино. Большое число раненых,
обреченных на смерть, покрыли поле боя. Санитарная служба отсутствовала.
Ставший свидетелем этого, швейцарец Анри Дюнан организовал помощь на
общественных началах. В дальнейшем он предложил учредить общественный орган
по оказанию помощи раненым и больным воинам. Его идея была реализована
путем учреждения соответствующего комитета, который в дальнейшем стал
Международным Комитетом Красного Креста.
Это движение побудило швейцарское правительство созвать конференцию,
которая завершилась принятием Женевской конвенции об улучшении участи
раненых в войне на суше 1864 г. Так было положено начало праву защиты жертв
войны. Гаагские конвенции распространили этот режим и на морскую войну, они
также содержат нормы о военнопленных и о мирном населении.
Актуальность изучения международного гуманитарного права в наше время стоит
очень остро. Нестабильность политической ситуации в мире, назревающие и
назревшие военные конфликты приводят к пониманию необходимости более
глубокого изучения международного гуманитарного права.
Международное гуманитарное право является, своего рода, документом,
который регламентирует основные правила ведения войны, что является
актуальным в наше время.
1. История развития Международного гуманитарного права.
Термин «международное гуманитарное право» впервые был предложен в 50-
х гг. XX в. известным швейцарским юристом Жаном Пикте. За сравнительно
небольшой период он получил широкое распространение и признание сначала в
публицистике, в юридической литературе, а затем вошел в название Женевской
дипломатической конференции (1974—1977) по вопросу о подтверждении и
развитии международного гуманитарного права, применимого в период
вооруженных конфликтов.
Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как
правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической
конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов
во время сухопутной войны (далее — Женевская конвенция 1864 г.).
Неоценимая роль в работе по подготовке и принятию Конвенции 1864 г.
принадлежит швейцарскому предпринимателю Анри Дюнану, свидетелю страданий и
мук раненых и умирающих французских и австрийских солдат после битвы между
австрийскими и франко-итальянскими войсками в 1859 г. при Сольферино, во
время войны в Италии. По предложению Анри Дюнана был создан комитет,
состоявший из единомышленников Дюнана, так называемый «Комитет пяти», одной
из основных целей которого была разработка международных гуманитарных
принципов, а также изучение возможности создания в каждой стране
добровольного общества помощи, члены которого будут обучаться и готовиться
в мирное время к оказанию помощи военно-медицинской службе во время военных
действий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителем Комитета
Красного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным комитетом
Красного Креста.
Важнейшим нововведением в международное право, внесенным Женевской
конвенцией 1864 г., было понятие нейтральности в том виде, в котором его
предложил Дюнан. Врачи и другой медперсонал не должны считаться
принимающими участие в военных действиях и не подлежат захвату в плен. В
Конвенции оговаривалось, что всегда и везде раненым должно оказываться
уважение и проводиться одинаковое лечение, независимо от того, на чьей
стороне они сражались.
В Женевской конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они
заложили фундамент, который послужил основой для дальнейшего развития
международного гуманитарного права. Эти статьи затрагивали существенные
моменты: военные санитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными,
им обеспечивались защита и уважение; нейтральность распространялась на
армейских священников, исполняющих свои обязанности; если они попадали в
руки противника, они должны были быть освобождены и возвращены в
собственный лагерь; необходимо было с уважением относиться к мирному
населению, пришедшему на помощь раненым; раненым и больным воинам
необходимо было обеспечить уход, независимо от того, на чьей стороне они
сражались; знак красного креста на белом поле должен был обозначать
госпитали и медперсонал для обеспечения им защиты.
Сегодня трудно себе представить, какое огромное влияние оказала Женевская
конвенция 1864 г. на развитие права наций. Впервые в истории государства
приняли официальный постоянно действующий документ, содержащий ограничения
их могущества в интересах отдельных людей и человеколюбия.
Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне
1866 г., Женевская конвенция 1864 г. прошла боевое крещение. Это был
удобный случай доказать ее значимость, особенно при Садове, в битве почти
столь же кровавой, что и битва при Сольферино. Пруссия ратифицировала
Конвенцию и придерживалась ее. Она располагала хорошо оснащенными
госпиталями, и Прусский Красный Крест был все время там, где нужна была его
помощь. В лагере противника ситуация была абсолютно иной, поскольку Австрия
не подписала Конвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих
раненых на поле боя. В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых,
умерших из-за отсутствия медицинской помощи.
В 1867 г. почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую
конвенцию 1864 г., кроме Соединенных Штатов, которые сделали это в 1882 г.
С этого времени Конвенция приобрела всеобщий характер, что было весьма
важно для ее авторитета.
Франко-прусская война 1870 г. показала, насколько сложно обеспечить
выполнение положений Женевской конвенции 1864 г. и норм обычного права.
Один из основателей Международного комитета Красного Креста и в течение
многих лет бессменный его Президент — Гюстав Муанье, сразу же после
окончания этой войны изложил свои наблюдения и выводы в работе «Женевская
конвенция во время франко-прусской войны». Главным выводом было то, что
сфера применения международного права и распространение знаний о его
принципах оказались недостаточными для того, чтобы предотвратить излишне
жестокие действия комбатантов [1].
Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе
воюющие стороны, была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность в ней
составила не более 2 %. На этот раз государства поняли, что Женевская
конвенция служит их обоюдному благу, и данный факт более не подвергался
сомнению. Сама идея, или концепция, распространения международного
гуманитарного права не родилась вместе с Женевской конвенцией 1864 г., где
еще не упоминалось о необходимости ознакомления населения с ее положениями.
Хотелось бы отметить, что по поручению Президента США Авраама Линкольна 24
апреля 1863 г. по армии США был издан приказ № 100 «Инструкция полевым
войскам Соединенных Штатов», подготовленный известным американским юристом
немецкого происхождения Френсисом Либером. Данная Инструкция, ныне
известная как Кодекс Либера, подтолкнула процесс последующей кодификации
законов и обычаев войны. Кодекс Либера содержал подробные правила,
относящиеся ко всем аспектам сухопутной войны, от способов ведения боевых
действий как таковых и обращения с гражданским населением до обращения с
особыми категориями лиц, такими, как военнопленные, раненые, партизаны
(франтиреры) и т. д. Хотя Инструкция полевым войскам Соединенных Штатов
формально была сугубо внутренним документом и предназначалась для
применения в условиях гражданской войны между Севером и Югом, тем не менее
она не только послужила импульсом для последующей кодификации законов и
обычаев войны, но и явилась первым примером регулирования на
внутригосударственном уровне отношений по защите жертв войны, воплотившим
научные воззрения того периода, в том числе об ответственности индивидов за
нарушение правил ведения военных действий, а также явилась документом,
провозгласившим необходимость распространения знаний о праве войны.
2. Понятие и содержание международного гуманитарного права.
Понятие «международное гуманитарное право» в том смысле, в каком это
понятие будет упоминаться ниже, означает совокупность обязательных для
государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных
конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение
средств и методов ведения войны.
Во-первых, эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают
участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и
религиозный персонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в
военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение,
больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и
санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм
международного гуманитарного права и не должны становиться объектом
нападения.
Во-вторых, международное гуманитарное право запрещает средства и
методы ведения войны, при использовании которых не проводится различие
между комбатантами и некомбатантами, например гражданскими лицами, а также
средства и методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти
принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например,
биологическое и химическое оружие и противопехотные мины.
Основными источниками международного гуманитарного права являются
четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12
августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти
договоры имеют универсальный характер. Так, участниками четырех Женевских
конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного
протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II - 144
государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд
других международных соглашений, направленных прежде всего на ограничение
средств и методов ведения войны. Следует подчеркнуть, что сегодня многие
нормы международного гуманитарного права рассматриваются в качестве обычных
норм, имеющих обязательную силу для всех без исключения государств, включая
государства, не являющиеся участниками соответствующих международных
договоров.
В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты
жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных
жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а
также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или
умышленное причинение им физического вреда. Другими словами,
международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между
военной необходимостью и гуманностью. Исходя из этого принципа,
международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия,
например на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой
жестокостью. Некоторые нормы этого права представляют собой компромисс
между военной необходимостью и требованиями гуманности. Так, принцип
пропорциональности допускает случайные потери жизни среди гражданского
населения в случае нападения, однако нападение не допускается, если
существует опасность того, что случайные потери среди гражданского
населения будут чрезмерными по отношению к военному преимуществу, которое
предполагается получить.
Международное гуманитарное право предусматривает различие между
международными и немеждународными вооруженными конфликтами:
Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается
вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. В
этом случае применяются многочисленные нормы международного гуманитарного
права, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949г, и Дополнительном
протоколе I 1977 г. Они вступают в силу с самого начала военных действий
независимо от причин возникновения и характера конфликта.
Немеждународный вооруженный конфликт — это вооруженное противостояние
в пределах одного государства между силами правительства и
антиправительственными отрядами (повстанцами). Государство обладает правом
самостоятельно решать собственные внутренние проблемы (в том числе правом
применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка,
вводить режим чрезвычайного положения). Однако в своих действиях оно
связано нормами международного гуманитарного права. Соблюдение гуманитарных
правил в не международном конфликте обязательно не только для
правительственных вооруженных сил, но и для вооруженных отрядов,
противостоящих правительству. Норм, применимых к немеждународному
вооруженному конфликту, меньше, чем норм, применимых в случае
международного конфликта. Они излагаются в общей для всех четырех Женевских
конвенций статье 3 и Дополнительном протоколе II. Таким образом, как в
случае международного вооруженного конфликта, так и в случае вооруженного
конфликта немеждународного характера необходимо вести военные действия,
строго соблюдая нормы международного гуманитарного права, руководствуясь
принципами гуманности.
Так же международное гуманитарное право содержит нормы, регулирующие
войну, в которой одной из сторон являются негосударственные субъекты.
Инструментарий, применяемый в такой войне, основан на основных положениях,
относящихся к вооруженным конфликтам между государствами. Военные действия
между антитеррористической коалицией и режимом талибов в Афганистане можно
отнести к данной категории. Те же нормы работают и в случаях, когда на
стороне одного из государств действуют полувоенные формирования, включенные
в состав вооруженных сил. Представляется, что именно так обстоит дело с
военным крылом “Аль-Каиды” в Афганистане, называемым иногда 55-й бригадой
сил движения “Талибан”. При этом остается открытым вопрос, какими нормами
регламентируются возможные операции США по преследованию “Аль-Каиды” или
других террористических групп за пределами Афганистана, в особенности если
такие группы не будут входить в состав вооруженных сил ни одного из
государств.
Разумеется, термин «война» неоднократно применялся при обозначении
кампаний борьбы с преступностью, в частности с наркокартелями или с мафией.
Однако такие кампании на деле представляют собой, даже при участии военных,
широкую операцию по обеспечению правопорядка, но не боевые действия вне
рамок уголовной юстиции. В таком случае работают традиционные нормы в
области защиты прав человека.
При этом гуманитарное право все же применяется к определенным
конфликтам с участием негосударственных субъектов, к которым относятся и
мятежники в условиях гражданской войны. В своих Комментариях к статье 3
Женевских конвенций 1949 г. МККК раскрывает позицию государств,
участвовавших в разработке данного положения. По мнению Красного Креста,
государства признают наличие вооруженного конфликта по смыслу гуманитарного
права в том случае, если противостоящая сторона организационно оформлена,
находится под ответственным командованием, контролирует определенную
территорию и имеет возможность соблюдать и обеспечивать соблюдение норм
гуманитарного права. Будучи достаточно аморфной сетью групп и отдельных лиц
в около 60, как утверждают, странах, “Аль-Каида” вряд ли отвечает этим
критериям, по крайней мере, за пределами Афганистана.
Ниже приведу некоторые положения международного гуманитарного права:
Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых,
Страницы: 1, 2
|