МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Местное самоуправление в РФ

    местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о

    местном референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о

    собраниях (сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного

    самоуправления, о порядке формирования муниципальной собственности и

    другие.

    Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе местного

    самоуправления содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, в

    ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской

    Федерации, а также в отдельных законах субъектов Российской Федерации, не

    имеющих специального для местного самоуправления предназначения.

    К таким законам можно отнести Закон Российской Федерации «Об основах

    налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР «Об основах

    бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Закон Российской

    Федерации «О недрах», Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие,

    налоговый и бюджетный кодексы.

    Территориальная основа местного самоуправления.

    В п.1 ст.131 Конституции говорится о том, что местное самоуправление

    осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с

    учетом исторических и иных местных традиций, то есть вводится как основной

    поселенческий принцип территориальной организации самоуправления. Хотя он

    не исключает осуществления самоуправления в границах иных территорий. Какие

    территории относятся к иным территориям, в Конституции не расшифровывается.

    Означает ли это, что границы самоуправления могут не совпадать с границами

    ныне существующих административно-территориальных единиц - районов,

    сельсоветов. И кто должен принимать решение об установлении границ

    территории самоуправления?

    Представляется крайне важным в процессе формирования системы местного

    самоуправления как можно бережнее отнестись к существующему административно-

    территориальному делению на районы и сельсоветы и осуществлять

    самоуправлением в пределах границ данных административно-территориальных

    единиц. В этом случае, конечно. возникают проблемы во взаимоотношениях

    муниципальных образований сельских поселений, формируемых ими органов с

    муниципальными образованиями районов, сельсоветов. Не будет ли это

    противоречить Конституции? Ведь получается, что территория района включает

    территории сельских поселений. Возникает опасность возврата к принципу

    "демократического централизма" в организации самоуправления, появлению

    "вышестоящих" и "нижестоящих" органов самоуправления. Представляется, что

    избежать этого можно путем добровольного объединения территорий

    муниципальных образований сельских поселений, закрепления границ

    объединившихся муниципальных образований в законодательных актах субъектов

    Российской Федерации, четкого разграничения предметов ведения муниципальных

    образований, их органов.

    Для этого необходимо, чтобы муниципальное образование непосредственно или

    через выборные представительные органы приняли решение об объединении своих

    территорий, сохранении (образовании или ликвидации) муниципальных

    образований района, сельсовета, создании объединенных органов

    самоуправления, взаимном делегировании полномочий по решению вопросов

    местного значения. Процесс этот должен строго регулироваться

    законодательством субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и

    административно-территориальном устройстве региона. Однако для

    окончательного решения вопроса об изменении границ, определении территории

    муниципального образования одного выявленного мнения населения

    недостаточно. Решение вопросов административно-территориального деления

    находится в компетенции представительного органа власти субъекта Российской

    Федерации, который в соответствии со ст. 131 Конституции обязан учитывать

    мнение населения. При этом вынесенное им решение может и не совпадать

    полностью с мнением населения, особенно в тех случаях, когда в силу каких-

    либо причин жители предлагают без достаточных оснований изменить границы

    существующих муниципальных образований или определить территории местного

    самоуправления, не совпадающие с территориями административно-

    территориальных единиц.

    Особо пристального внимания требует территориальная организация

    самоуправления в крупных городах. Чтобы избежать эффекта "матрешки",

    улучшить управляемость единым городским хозяйством, самоуправление должно

    осуществляться населением города, представляющим собой единое муниципальное

    образование. В городах, где существуют внутригородские территории (районы,

    округа), могут быть образованы структурные территориальные подразделения

    исполнительного органа городского самоуправления.

    Организационная основа местного самоуправления.

    В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ

    осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной

    власти и органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные

    группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы

    непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через

    системы органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов

    государственной власти и системе органов местного самоуправления.

    Федеральный закон “Об общих принципах организации местного

    самоуправления в РФ“ уточняет положения Конституции РФ. Так, в

    соответствии с частью 1 статьи 3 названного Федерального закона граждане

    Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в

    городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в

    соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем

    референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через

    выборные и другие органы местного самоуправления.

    Эта норма позволяет выделить несколько групп форм, посредством которых

    осуществляется местное самоуправление в России: формы непосредственной

    демократии, формы опосредованного участия населения в местное

    самоуправление через систему органов местного самоуправления. По мнению

    ряда авторов следует выделять отдельную группу форм, которую составляют

    организационные формы участия населения в местном самоуправлении,

    центральное место в которой занимает территориальное общественное

    самоуправление.

    Несмотря на то, что органы территориального общественного

    самоуправления представляют собой фактически опосредованное участие

    населения представляется более правильным подход, в соответствии с которым

    территориальное общественное самоуправление рассматривается как одна из

    форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении. Это

    вытекает из логики Федерального закона.

    Совокупность организационных форм осуществления местного

    самоуправления в рамках муниципального образования образует систему

    местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается

    совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного

    самоуправления, территориального общественного самоуправления, других

    организационно - правовых форм осуществления местного самоуправления, через

    которые население муниципального образования реализует признаваемую и

    гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных

    интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.

    Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении

    предметов ведения и полномочий между формами ее осуществления. Оно

    проявляется также и в том, что все организационные формы этой системы

    действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и

    взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы

    единой системы являются производными от других или связаны между собой

    отношениями руководства, подотчетности и ответственности и

    подконтрольности. Между всеми организационно - правовыми формами местного

    самоуправления существует тесная организационно - правовая связь. С

    понятием “организационные формы местного самоуправления” тесно связано

    понятие “организационные основы местного самоуправления”. Понятие

    “организационные основы местного самоуправления” характеризует:

    1 Структуру органов местного самоуправления;

    2 Порядок, формы и принципы деятельности органов местного

    самоуправления;

    3 Организацию муниципальной службы.

    Организационные формы местного самоуправления как институт

    муниципального права представляют собой совокупность муниципально -

    правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления,

    порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию

    муниципальной службы.

    Приведенный подход характеризует только одну группу форм участия

    населения в местном самоуправлении, связанных с системой органов местного

    самоуправления. Несмотря на то, что, как уже отмечалось выше, в Федеральном

    законе отсутствует термин “организационные основы местного самоуправления“,

    представляется неправильным определение организационных основ местного

    самоуправления только через систему органов местного самоуправления.

    Деятельность органов местного самоуправления безусловно связана с

    особенностями правового статуса тех, кто в них работает- выборных

    должностных лиц и муниципальных служащих. Не умаляя значение муниципальной

    службы представляется не совсем оправданным выделение в качестве элемента

    организационных основ только муниципальной службы, забывая о деятельности

    на выборных должностях. Кроме того, муниципальная служба есть суть

    деятельности муниципальных органов.

    Поэтому организационные основы местного самоуправления можно

    определить как совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на

    местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы

    местного самоуправления и иные выборные органы.

    Финансовая основа местного самоуправления.

    Финансово-экономической основой местного самоуправления служит

    муниципальная собственность - как экономическая база местного

    самоуправления, а также местный бюджет и внебюджетные средства.

    Муниципальная собственность не является разновидностью

    государственной, но эти две формы однотипны по своему содержанию и целевому

    назначению. Обе они являются публичными формами собственности, т.е.

    социально-экономическими отношениями, возникающими при удовлетворении

    публичных интересов населения определенных видов поселений или народа

    России в целом. Юридический статус этих форм публичной собственности также

    во многом однозначен.

    Формирование института муниципальной собственности в России началось с

    момента вступления в силу Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от

    24.12.1990г., который действовал до введения Гражданского кодекса

    Российской Федерации. Отделение муниципальной собственности в России

    началось с момента вступления в силу Закона РСФСР «О местном самоуправлении

    в РСФСР» от 06.07.1991 г. В нем впервые выделена муниципальная

    собственность как один из видов собственности, на право которой не

    допускалось какое-либо государственное ограничение (п.3 ст. 2). Закон

    включил в имущество муниципальной собственности финансовые средства местных

    бюджетов, внебюджетные и валютные фонды, различные объекты жилищно-

    коммунального хозяйства, инженерно-энергетические установки, хозяйственные

    комплексы и нежилые помещения, жилищный фонд и объекты социально-

    культурного назначения. В муниципальной собственности могли находиться

    земельные участки, месторождения полезных ископаемых, водоемы, ценные

    бумаги и т. д. Закон в отличие от предшествующих ему аналогичных актов

    закрепил конкретные полномочия представительных органов и местной

    администрации каждого уровня местного самоуправления в решении вопросов

    местного значения.

    Существенное значение для формирования муниципальной собственности

    имело постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной

    собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,

    государственную собственность республик в составе Российской Федерации,

    краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и

    Санкт-Петербурга и муниципальную собственность от 27.12.1991 г.»

    Постановление закрепило порядок передачи объектов федеральной собственности

    в государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную.

    Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ

    осуществляется целым рядом нормативных актов. К ним относятся:

    Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах

    организации местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский кодекс РФ (ст.

    125, 215), Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления

    в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ.

    Конституция Российской Федерации, принятый на ее основе Закон об общих

    принципах организации местного самоуправления, последующее законодательство

    федерального и регионального уровней развили социально-экономическое и

    юридическое содержание понятия муниципальной собственности. В Законе

    всесторонне разработана и закреплена юридическая связь муниципальной

    собственности с главными ее материальными объектами и финансами, ценными

    бумагами и др. финансовыми эквивалентами (ст. 28-42) . Закон признает

    муниципальную собственность обязательным компонентом муниципального

    образования (ст.1). В ст.28 (ч.1) и 29 (ч.1) перечисляются основные объекты

    муниципальной собственности и источники ее формирования. Так, в

    соответствии с ч.1 ст. 29 в состав муниципальной собственности включаются :

    средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество

    органов местного самоуправления, земли и др. природные ресурсы, предприятия

    и организации, банки и др. финансово-кредитные организации, жилищный фонд и

    нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и

    спорта, др. движимое и недвижимое имущество. Такое законодательное

    закрепление позволило углубить содержание института муниципальной

    собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации. Эта собственность

    определяется как имущество, принадлежащее на праве собственности городским

    и сельским поселениям (ст.215 ГК).

    Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении

    закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них

    определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок

    формирования и управления.

    В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно

    такой же состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 Закона «Об

    общих принципах организации местного самоуправления в Российской

    Федерации». Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной

    собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные

    предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания,

    бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по

    оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и

    переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в

    хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной

    инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области);

    имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности

    предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной

    собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более

    детально состав муниципальной собственности определен в уставах

    муниципальных образований.

    Основу муниципальной собственности составляют материальные объекты, а

    также местные финансы и др. денежно-финансовые эквиваленты. К числу

    наиболее важных относятся: имущество муниципальных унитарных предприятий,

    учреждений и органов местного самоуправления; жилищный фонд; нежилые

    помещения и встроенно-пристроенные помещения, социально-культурные

    комплексы и отдельные учреждения ; объекты инженерной инфраструктуры;

    земля; природные ресурсы; принадлежащие муниципальному образованию доли

    (паи.акции ) в капитале предприятий различных организационно-правовых форм;

    иное недвижимое имущество, имущественные и неимущественные права,

    являющееся муниципальной собственностью.

    Можно выделить следующие основные направления формирования

    экономического комплекса муниципальной собственности:

    - передача хозяйственно-экономических объектов из государственной

    собственности в муниципальную;

    - формирование унитарных предприятий и управление ими ;

    - приватизация и акционирование объектов муниципальной собственности (п.2

    ст.217, ст. 235 ГК ) ;

    - иные формы приобретения объектов муниципальной собственности.

    Литература

    2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,

    Юристъ, 1999.

    3. Конституционное право. Учебник /Под ред. проф. В.В. Лазарева. М.,

    Новый Юрист,1998.

    4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., Норма -

    Инфра, 1998.

    5. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. / Отв.

    ред. В.А. Четвернин. М.,1997.

    6. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Изд. БЕК, 1998.

    7. Конституция Российской Федерации. Комментарий./Под ред.

    Б.Н.Топорнина и др. М., Юрид.лит. ,1998.

    8. Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь /Авт.

    коллектив В.А. Туманов, В.Е.Чиркин и др. М., Большая Росс.

    энциклопедия, 1995.

    9. Конституционное (государственное ) право. Справочник. / Под ред.

    В.И. Лафитского. М., Юристъ,1995.

    10. Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2265 О гарантиях местного

    самоуправления в Российской Федерации//Собрание актов Президента и

    Правительства Российской Федерации N 52, 27.12.93

    11. Положение об основах организации местного самоуправления в

    Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы//

    Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

    1993. 44. Ст. 4188

    12. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправлении в

    Российской Федерации” от 25.09.97 г., № 126-ФЗ.

    13. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного

    самоуправлении в Российской Федерации”, от 28.08.95 г., № 154-ФЗ.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.