Малый бизнес характерные черты, преимущества и проблемы с социально-культурой сфере
|14 |Недостаток материальной базы |
|15 |Финансовая политика государства, действия ЦБ |
|16 |Сбыт, поиск клиентов, потребителей |
|17 |Высокие цены на сырье и материалы |
|18 |Монополия государства, госпредприятий |
|19 |Трудности с арендой |
|20 |Разрыв экономических связей |
|21 |Недостаток информации |
|22 |Недостаток культуры, опыта |
|23 |Необязательность партнеров |
|24 |Проблемы собственности |
|25 |Кадровые проблемы |
|26 |Недостаток собственных средств |
|27 |Невыгодность производства |
|28 |Большая, громоздкая отчетность |
|29 |Нет льгот |
|30 |Рэкет |
|31 |Невыгодность инвестиций' и |
|32 |Конкуренция |
|33 |Несовершенство рынка |
|34 |Недоверие западных партнеров |
|35 |Отрицательное отношение к предпринимателям |
По материалам: Малое предпринимательство в контексте российских реформ
и мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр
социально-экономических проблем,М.,1995.
Потеря административного управления, экономический хаос
и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные
предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в
чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие
налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.
Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке
малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных
помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное
положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации
преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля
предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает
доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество
предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (
выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не
менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические
кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив
приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это
затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять
основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий -
низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых
предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала,
невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность
налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в
сфере материального
производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры,
нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес -
непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных
предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к
реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в
развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и
малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной
государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую
очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов
продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского
кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических
центров, развития системы страхования, организации материально-технического
снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства,
разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и
развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены
определенные льготы. Это могут быть льготы по
налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только
не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в
мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики.
Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое
предпринимательство
(многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию
лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования
налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии
производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции,
ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период
становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость
дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля
деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее
важных, приоритетных отраслей.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и
организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в
качестве особого сектора экономики России. Действенной системы
стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и
хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная
программа развития малых предприятий.
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого
предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены
механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой
политики, материально-технического снабжения, системы офици-
альных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных
стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффек-
тивных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и
рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринима-
тельства, информационной, консультационной и аудиторской дея-
тельности, а также создание комплексной государственно-об-
щественной системы поддержки малого предпринимательства,
включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,
привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также
определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности
и привлечение иностранных
инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не
столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного -
отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же
направлением использования госу-
дарственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвес-
тиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
2.2. Социальная сфера и предпринимательство.
Для нормального развития малых предприятий необходимы не только
определенные экономические условия, но и социальная база.
Пока социальная политика относится к числу наиболее слабых звеньев
внутренней политики нашего государства. Это определяется, во-первых, низкой
результативностью борьбы с инфляцией. И во-вторых, несмотря на все
декларации, не только сохранился остаточный принцип выделения средств на
финансирование социальной сферы, но прежде всего за счет нее осуществляется
ставшее системой сокращение государственных доходов в ходе выполнения
федерального бюджета.
Уже не первый год самые напряженные ожидания обострения социальной
обстановки связаны с ситуацией на рынке труда. Относительный низкий уровень
безработицы у нас по сравнению с другими странами объясняется, с одной
стороны, тем, что мы еще не вступили в полосу массовых банкротств
предприятий , а с другой – стремлением значительной части директорского
корпуса сохранить трудовой коллектив, что само по себе мало соответствует
канонам предпринимательского поведения. Поэтому никаких оснований для
самоуспокоенности нет. В любой момент ария безработных может значительно
пополниться. Потенциал для этого довольно значительный. Миллионы людей
работают неполный рабочий день, неполную рабочую неделю или находятся в
вынужденных отпусках. Острота положения усугубляется неуправляемостью,
стихийностью процессов, которые происходят на рынке труда. Министерства и
ведомства, ответственные за социальную сферу, выполняют пока лишь функции
нормативного регулирования и в какой-то мере оперативного вмешательства в
отдельные конкретные процессы на этом рынке. Не использует все свои
возможности Федеральная служба занятости. Нуждается в доработке
законодательство. На сегодняшний день нет механизма решения вопросов
хронической безработицы, четких нормативных положений относительно лиц,
лишившихся по истечении установленного срока права на получение пособия, но
не устроившихся на работу. В связи с этим особую актуальность приобретает
быстрейшая реализация предложений Торгово-промышленной палаты по развитию
малого и среднего бизнеса, что позволило бы создать новые рабочие места.
Напряженный социальный климат в стране определяется также сложным
положением с доходами населения. Временное снижение уровня потребления
провозглашалось как неизбежная плата за переход к более высокому уровню
жизни. Однако стихийное, неуправляемое развитие ситуации привело к
непомерно высокой в социальном плане реформ. Продолжается резкое падение
доли заработной платы по основному месту работы в общей структуре денежных
доходов населения.( см. приложение 3). Она составляет уже менее 40% этих
доходов. Структура доходов свидетельствует о падении роли основного места
работы как источника заработка, а тем самым как сферы приложения труда.
Это негативно сказывается на производительности труда, отношении к нему.
Непоследовательность принимаемых мер в области социальной политики приводит
к новым провалам и обострению ситуации в социально-трудовой сфере. Это
сказывается и на росте забастовочного движения. Предотвратить перерастание
социальной напряженности в острые социально-трудовые конфликты – задача
чрезвычайной важности. На многих предприятиях, в отраслях уже формируются
необходимые условия для полнокровного участия всех сторон в эффективном
социальном партнерстве. Складывается также иерархия трехсторонних комиссий,
система тарифных соглашений различного уровня и назначения, накапливается
опыт и отрабатываются механизмы переговоров по разрешению социально-
трудовых конфликтов.
В формировании системы социального партнерства и выработке общей стратегии
национального предпринимательства особое место принадлежит Торгово-
промышленной палате РФ. Палата сосредоточила свои усилия на формировании
совместно с соответствующими комитетами Государственной Думы и Совета
Федерации Концепции социальной политики в России. Была подготовлена
«Национальная программа действий в области социальной политики и
обеспечения занятости экономической безопасности», слушания которой
состоялись в Парламентском центре России.
ТПП РФ активно участвует в подготовке предложений по улучшению работы
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений, выработке механизмов успешной реализации принимаемых решений,
создании соответствующей информационной базы и решении других вопросов
соверщенствования партнерских отношений. Целесообразно включение
объединений предпринимателей и в отраслевые тарифные соглашения. Палата
располагает хорошими возможностями для анализа и мониторинга практики, форм
и процедур процесса заключения коллективных договоров, тарифных
переговоров, механизма предотвращения или выхода из конкретных конфликтных
ситуаций, взаимодействия с профсоюзами. Она готова также отмечаться в
годовом докладе организовать систематические взаимные обсуждения и
консультации предпринимателей, профсоюзных деятелей, ученых, представителей
законодательной и исполнительной власти с целью выработки общероссийской
концепции социального партнерства не только на ближайшую, но и долгосрочную
перспективу.
Заключение.
Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких
собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая
численность которых является одной из наиболее существенных качественных
характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта
группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей,
производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися
требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие
социальные факторы:
. развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких
собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное
благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-
экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического
развития общества;
. занятие малым бизнесом является не только источником средств к
существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
. объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее
число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
. сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может
обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
. массовое развитие МП.способствует изменению общественной психологии и
жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной
альтернативой люмпенской психодогии и социальному иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико,
поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося
среднего класса, наиболее представительного по своей численности и
являющегося выразителем политических предпочтений значительной части
населения.В условиях устойчивого социально-экономического и политического
развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей
приверженностью принципам демократии, политической стабильности и
экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую
активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении
собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для
владельцев малых предприятий их собственность зачастую является
единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.
Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо
становится объектом борьбы различных политических сил за голоса
избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и
региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной
основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений.
При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда
других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в
условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать
крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских
политических сил.
Список используемой литературы.
1. Большие возможности малого бизнеса// Экономика и жизнь.-1996.-№7.
2. Брагина Е. Малый бизнес: проблемы становления и развития: («Круглый
стол»)//Общество и экономика.-1996.-№7.
3. Буров В. Без чего «малый» бизнес не будет большим//ЭКО-1996.-№7.
4. Владимиров А. Поддержать малое предпринимательство-значит голосовать за
будущее//Бизнес.-1996.-№4.
5. Грачев И.Д. и др. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-
1997.№1.
6. Густов В. Поддержка малого бизнеса-приоритетная задача: (Ленинградская
обл.)//Экономика и жизнь.-1997.-№33.
7. Еще раз о сущности малого предпринимательства и его роли в
функционировании рынка//Российский экономический журнал.-1996.-№10.
8. Каменецкий В. Малый бизнес: проблемы, проблемы…//Деловой мир.-1994.-26
января.
9. Люсов А.Н. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-1993.-
№6.
10. Малое предпринимательство: статистика//Экономика и жизнь.-1997.-№40.
11. Малый бизнес в Москве-состоявшееся явление//Бизнес.-1997.-№6.
12. Малый бизнес в России: оценка ситуации//Общество и экономика.-1996.-№9-
10.
13. Пантелеев В. Роль малого бизнеса в решении социально-экономических
проблем регионов//Проблемы прогнозирования.-1995.-№5.
14. Скребнев Э.В. Проблемы малого бизнеса//Экономика строительства.-1997.-
№11.
15. [Статьи о малом бизнесе в России]//Деловой мир.-1996.-№1.
16. Хакамада И. Возрождение малого бизнеса может стать общенациональной
идеей//Труд.-1997.-6 февраля.
17. Чангли Д.Ф. Об определении рейтинга предприятия малого бизнеса//Деньги
и кредит.-1998.-№2.
18. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в
России//Российский экономический журнал.-1997.-№5,6,7.
19. Этапы развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики.-
1996.-№7.
Страницы: 1, 2, 3
|