МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

    Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

    КПЗС как учебная дисциплина – это систематизированный курс обучения,

    особенностью которого является комплексный характер: базируется на изучении

    конституций разных стран. Анализу подвергаются не правовые системы в целом,

    а только одна отрасль – конституционное право.

    Основные цели учебной дисциплины:

    1) расширение юридического, политического кругозора,

    2) повышение уровня правовой культуры,

    3) выработка навыков анализа нормативно-правовых актов

    4) самостоятельная ориентация в конституционных процессах за рубежом

    КПЗС как наука – система знаний о теориях конституций зарубежных стран

    Функции:

    - учебно-познавательная,

    - возможность прогнозировать политические процессы (прогностическая

    функция),

    - рекомендательная (возможность перенимания опыта)

    Методы:

    1. Общенаучные:

    a. диалектический (все процессы изучаются во взаимосвязи и постоянном

    развитии,

    2. Частнонаучные:

    a. метод сравнительно-правового анализа,

    b. конкретно-исторические методы,

    c. социологический,

    d. системного анализа.

    КП как отрасль – система правовых норм, регулирующих положение человека в

    обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и

    деятельности системы государственных органов и органов самоуправления и

    управления.

    Характерные черты КП как ведущей отрасли:

    - закрепляет политические отношения,

    - принципы, предписания и правила, действие которых общеобязательно для

    всех

    - единственная отрасль, где основным источником выступает основной закон

    государства, т.е. конституция

    - имеет особый предмет регулирования, в частности – отношения между

    человеком, обществом, государством, а также положения относящиеся к

    устройству государства.

    Преобладающий метод конституционно- правового регулирования – императивный,

    предполагающий четкий вариант поведения.

    КП использует диспозитивный метод регулирования в большей степени при

    регламентации правового положения человека

    Субъекты КП:

    Физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным

    гражданством, беженцы, вынужденные переселенцы, избиратели, депутаты,

    другие лица с особой правоспособностью),

    Общественные образования (государство в целом, отдельные государственные

    органы (парламент, суды, …), территориальные единицы, политические партии,

    высшие должностные лица государства).

    Объекты конституционных отношений:

    - социально-экономические и социально-политические ценности,

    - основы личных благ и свобод,

    - отношения собственности,

    - национальные и расовые отношения.

    Особенности конституционно-правовых норм:

    1) отсутствует санкция,

    2) действуют непосредственно,

    3) делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие

    по функциям: регулятивные (их больше) и охранительные.

    Источники – формы выражения норм права:

    - конституция (основной),

    - конституционные законы (поправки к конституции США),

    - органические законы, регулирующие деятельность государственных органов,

    - обычные законы государства, если они содержат конст-прав. нормы

    (например, закон о гражданстве),

    - нормативно-правовые акты исполнительных органов власти (указы

    президента),

    - регламенты парламентов - нормы, определяющие порядок деятельности палат

    парламента, а также их внутреннюю структуру

    - решения органов местного самоуправления – только в случае, когда

    регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной

    власти (местные уставы …),

    - судебные прецеденты (США, Великобритания, Индия),

    - конституционно-правовые акты органов конституционного надзора,

    - конституционные обычаи – нигде юридически не зафиксированы, но

    регулируют важнейшие вопросы государственной жизни,

    - труды ученых юристов,

    - общепризнанные принципы и нормы международного права и международные

    договоры,

    - религиозные источники (Иран, ОАЭ),

    - внутригосударственные договоры, если они регулируют конституционные

    проблемы (например, между федерацией и землей в Германии).

    Конституция как основной источник КПЗС

    Конституция – это документ, обладающий высшей юридической силой,

    регламентирующий наиболее важные общественные отношения, принимаемый и

    изменяемый в особом порядке.

    Юридические свойства конституции:

    1) обладает высшей юридической силой,

    2) является базой текущего законодательства,

    3) имеет прямое действие,

    4) имеет особый порядок принятия и внесения поправок.

    Функции конституции:

    - учредительная (подтверждает существующий общественный порядок или

    создает условия для развития новых общественных отношений),

    - организаторская (закрепляет определенные правила, которым должно

    подчиняться общество),

    - внешнеполитическая (формирует направление внешней политики и служит

    информацией о том, что творится в обществе для внешнего мира),

    - идеологическая (закладывает основы мировоззрения - например, идея прав

    и свобод),

    - юридическая (основа всего правопорядка в обществе, непосредственно

    порождает права и обязанности и служит фундаментом для всех нормативно-

    правовых актов.

    Понятие и формы конституций

    Термин конституция употребляется в юридическом смысле как система

    юридических норм.

    Фактическая конституция – те реальные отношения, которые сложились в

    обществе.

    Если юридическая и фактическая конституции не совпадают – фиктивная

    конституция.

    Конституция употребляется в материальном смысле как вся совокупность

    нормативно-правовых актов, регламентирующих конституционные отношения.

    Чаще термин употребляемся в формальном значении (закон высшей юридической

    силы).

    Общие черты конституций зарубежных стран:

    1) провозглашают народный и государственный суверенитет,

    2) провозглашают охрану частной собственности,

    3) закрепляют принцип разделения властей,

    4) закрепляют формы правления либо прямым указанием, либо форма правления

    подразумевается,

    5) закрепляют формы политико-территориального устройства, централизма или

    федерализма,

    6) закрепляют основы прав граждан и подданных,

    7) определяется организация высших органов государственной власти и основ

    судопроизводства.

    В зависимости от формы Конституции бывают:

    1. Кодифицированная Конституция – единый писанный конституционный акт

    (Конституция Франции 1958г., Основной Закон Германии 1949г.),

    2. Некодифицированная Конституция – совокупность нескольких писанных

    конституционных актов (Швеция – 3 акта: форма правления 1974г., о

    престолонаследии 1810г., о свободе печати 1974г.; в Финляндии –

    аналогичная система актов, в Израиле – 8 основных законов),

    3. Смешанная Конституция – имеет несистематизированный, комбинированный

    характер, состоит из писанной и неписаной частей (Великобритания:

    писанная – статусное право, т.е. акт о парламенте, с 1215г. – «Великая

    Хартия Вольностей», неписаная – судебные прецеденты, конституционный

    обычай, труды ученых-юристов; Конституция Новой Зеландии),

    4. Неписаная – полное отсутствие документов (Конституция Румынии в 1-е

    месяцы после декабрьского восстания 1989г.).

    Каждая Конституция имеет структуру:

    - преамбула – отражаются приоритеты государства, цели и задачи,

    - основные положения – права и свободы человека и гражданина, устройство

    государства,

    - заключительные и переходные положения – порядок пересмотра Конституции и

    порядок ее вступления в действие.

    Классификация Конституций (порядок принятия и изменения):

    1. По времени принятия:

    - старые (действуют до сих пор: Конституции США 1787г., Бельгии 1831г.,

    Швейцарии 1874г.),

    - новые («второй волны», «нового поколения»: Германии 1949г., Греции

    1952г., Франции 1958г.) – акцент на права и свободы человека и

    гражданина, ставится проблематика международных отношений, усиливается

    роль государства в экономической сфере, закрепляется тенденция укрепления

    исполнительной власти, закрепляется конституционный надзор.

    2. По способу принятия:

    - принятые представительными учреждениями (США),

    - принятые избирательным корпусом,

    - дарованные (Бельгии 1831г., Кувейт),

    3. По способу изменения:

    - жесткие – изменение осуществляется следующим образом:

    а) регламентация права инициативы (кто может поставить вопрос: обычно

    глава гос-ва или парламент),

    б) одобрение поправки квалифицированным большинством парламента (2/3),

    в) окончательное одобрение на референдуме или главой государства (США,

    Италия, Япония),

    - гибкие – менее сложный порядок (Великобритания, Основной закон ФРГ),

    - гибко-жесткие – двойной порядок внесения поправок (Франция, Индии

    1950г.).

    4. По сроку действия:

    - временные – на определенный период (Таиланд 1959г.),

    - постоянные – без ограничения срока действия.

    Общая характеристика и субъекты Конституционного надзора.

    Конституционный надзор – за соблюдением Конституции, гарантии исполнения

    Конституции.

    Виды конституционного надзора:

    1) Американская модель: решение конституционно-правовых вопросов всегда

    происходит в форме рассмотрения судом высшей инстанции конкретного спора

    по праву (США, Индия). Сторонники этой модели считают, что политическое

    давление на суд минимально.

    2) Специальная конституционная юрисдикция – заключается в рационализации

    процедуры исследования обстоятельств дела и принятия решения (Германия,

    Франция: 2 органа конституционного надзора: конституционный совет

    рассматривает вопросы о несоответствии Конституции актов Парламента, а

    Госсовет – несоответствие Конституции актов исполнительной власти),

    существует ряд вопросов, решение которых отнесено к исключительной

    юрисдикции Конституционного суда:

    а) споры между высшими органами государства по поводу их компетенции,

    б) споры между органами и субъектами федерации,

    в) признание конституционных законов, принятых парламентом,

    г) проверка конституционности референдума,

    д) окончательное решение вопросов, связанных с проверкой результатов

    выборов в высшие органы государства,

    е) отстранение от должности высших должностных лиц государства за

    нарушение Конституции,

    ж) установление антиконституционного характера политических партий.

    Формы контроля за конституционностью законов:

    1. превентивный, предварительный контроль (осуществляется до принятия

    законов – позволяет выяснить спорные конституционные вопросы на ранней

    стадии законодательного регулирования, что не вредит авторитету

    законодателя, но затягивает и усложняет процедуру принятия

    законодательных актов),

    2. регрессивный (?), последующий контроль (только по высшим нормативным

    актам и законам, а более низкие акты рассматривают суды общей

    юрисдикции).

    Субъекты конституционного надзора

    1. высшие государственные органы и должностные лица,

    2. территориальные единицы,

    3. суды,

    4. частные лица по конкретным спорам.

    Принципы конституционного надзора:

    1. независимость судей,

    2. законность,

    3. рациональная организация Конституционного суда

    Конституция действенна в том случае, если надзор реален, эффективен.

    Формы современных зарубежных государств.

    Формы правления – порядок организации и взаимодействия высших органов

    государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением.

    1. Монархия – имеется глава государства, власть которого передается по

    наследству.

    o абсолютная: власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует

    (Султанат Оман); но по сути, независимо от наличия конституций и

    парламентов к абсолютной монархии можно отнести Кувейт, ОАЭ: монарх

    может приостановить действие конституции.

    o парламентарная – глава государства – монарх, но его законодательные и

    исполнительные полномочия ограничены, он является символом нации,

    правительство фактически формируется парламентом, юридическая сила

    актов монарха появляется только после визирования акта соответствующим

    министром, монарх не имеет права вето по отношению к правительственным

    актам (данная форма – в большинстве монархий: Япония, Великобритания,

    Бельгия, Дания).

    2. Республика – выборность высших органов государственной власти, их

    ответственность перед населением.

    o президентская (США):

    а) президент избирается не парламентским способом,

    б) Президент формирует Правительство,

    Правительство подотчетно только Президенту,

    Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента,

    o парламентарная (Германия, Индия):

    а) Президент избирается парламентским путем,

    б) Парламент участвует в формировании Правительства,

    в) Правительство несет политическую ответственность перед парламентом,

    г) Президент может распускать нижнюю палату парламента,

    o смешанная – на примере Франции:

    а) Президент избирается всенародно и формирует Правительство,

    б) парламент, в частности, нижняя палата, может принять резолюцию

    порицаний, что может привести к роспуску правительства, отставке

    правительства,

    в) Президент может распускать нижнюю палату парламента.

    Форма государственного устройства – территориальная организация власти,

    порядок взаимоотношений между государством и его частями, а также между

    центральными и местными органами власти.

    1. Унитарные государства – единые государства, с единой системой органов

    власти и единым законодательством.

    - простые унитарные (Польша, Румыния)

    - сложные унитарные – отдельным территориальным единицам предоставлено

    право формировать органы гос. власти и принимать законы (Великобритания,

    Франция),

    2. Федерации – помимо федеральных органов гос. власти и федерального

    законодательства существуют органы гос. власти и законодательство

    субъектов федерации (США, Германия, Индия)

    - договорные федерации – образуются в результате союза (США, Швейцария),

    - конституционные федерации (Германия, Индия),

    - симметричные – все субъекты равноправны,

    - асимметричные – некоторым субъектам дано больше прав,

    - централизованные – сильная концентрация власти в центре (Индия),

    - децентрализованные – все вопросы каждый штат решает отдельно (США),

    База деления федераций – по территориальному (США) или национальному

    (Индия) признаку.

    Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления

    государственной власти.

    1. демократия (США, Франция, Германия, Великобритания):

    - власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов

    гос. власти (Великобритания),

    - реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,

    - многопартийная система,

    - политический плюрализм,

    - при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не

    принуждения.

    2. Антидемократический режим: тоталитарный (Китай), авторитарный (Марокко,

    Иордания).

    - отсутствует многопартийная система,

    - не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,

    - отсутствует принцип разделения властей,

    - доминируют насильственные методы,

    - все сферы жизни под контролем государства,

    3. Либерально-политический режим – характерен для стран 19 века, в

    настоящее время – Индия, Филиппины.

    Высокая степень политической свободы, но вследствие культурной

    отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими и

    политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто

    прибегает к принудительным формам воздействия.

    По Франции – см. отдельный лист

    Сравнительная таблица конституций

    |Госуда|Конституция |Конституционн|Форма |Форма |Политическ|Судебная |

    |рство | |ый контроль |правления |территор|ий режим |система |

    | | | | |иального| | |

    | | | | |устройст| | |

    | | | | |ва | | |

    |США |1787г. | Верховный |Президентс|федераци|демократия|«американск|

    | |писаная, состоит |Суд США и |кая |я 50 | |ий тип»: |

    | |из 7 (?) статей +|верховные | |штатов | |отличается |

    | |27 поправок, |суды штатов | | | |централизов|

    | |прилагаемых к | | | | |анностью, |

    | |тексту | | | | |возглавляет|

    | |Конституции. | | | | |Верховный |

    | |«Жесткая». | | | | |Суд США, |

    | | | | | | |различают |

    | | | | | | |федеральную|

    | | | | | | |судебную |

    | | | | | | |систему и |

    | | | | | | |судебную |

    | | | | | | |систему |

    | | | | | | |штатов |

    |Велико|нет писаной |Такого |Парламентс|Сложное |демократич|англо-саксо|

    |британ|конституции. |института |кая |унитарно|еский, |нская |

    |ия |Источниками |нет. |монархия. |е |строгого |(американск|

    | |являются: |Была |Руководящу|государс|разделения|ая), |

    | |- акты |сформулирован|ю роль |тво. |властей |единство |

    | |парламента, |а концепция |играет | |нет |судебной |

    | |- великая хартия |верховенства |парламент.| | |системы |

    | |вольностей |парламента. | | | | |

    | |1215г., | | | | | |

    | |- судебные | | | | | |

    | |прецеденты, | | | | | |

    | |- конституционные| | | | | |

    | |обычаи, | | | | | |

    | |- доктрины ученых| | | | | |

    | |юристов. | | | | | |

    | |«Гибкая» | | | | | |

    |Франци|Конституция |осуществляетс|смешанная |Сложное |Демократич|Романо-герм|

    |я |1958г. |я |республика|унитарно|еский |анская |

    | |Писаная. |Конституционн|(полупрези|е | |(децентрали|

    | |«Жесткая», не |ым советом |дентская).|государс| |зованная) |

    | |содержит главы о |(рассматривае| |тво | | |

    | |правах и свободах|т на предмет |Доминирующ| | | |

    | |– ссылается на |соответствия |ее | | | |

    | |Декларацию прав и|Конституции |положение | | | |

    | |свобод гражданина|акты органов |занимает | | | |

    | |1789г. и |законодательн|исполнител| | | |

    | |преамбулу |ой власти, |ьная | | | |

    | |Конституции |состоит из 9 |власть | | | |

    | |1946г. |человек, по 3| | | | |

    | | |чел. в каждой| | | | |

    | | |из палат). | | | | |

    | | |Госсовет | | | | |

    | | |рассматривает| | | | |

    | | |акты | | | | |

    | | |исполнительно| | | | |

    | | |й власти. | | | | |

    |Герман|1949г., писаная. |Федеральный |парламента|федераци|демократич|романо-герм|

    |ия |«Жесткая» |конституционн|рная |я 16 |еский |анская, |

    | | |ый суд |республика|земель | |децентрализ|

    | | |Германии и | | | |ованная, 5 |

    | | |конституционн| | | |независимых|

    | | |ые суды | | | |ветвей |

    | | |земель | | | | |

    |Китай |1982г., писаная. |Спец. органа |народная |унитарно|тоталитарн|Социалистич|

    | |«Жесткая». |нет, но его |республика|е |ый режим, |еская. |

    | |Придерживается |функцию |с |государс|нет |Судебная |

    | |концепции |выполняет |демократич|тво с |разделения|система |

    | |социальных прав и|постоянный |еской |национал|властей, |подчинена |

    | |свобод, отвергает|комитет ВСНП |диктатурой|ьно-терр|руководяща|органам |

    | |естественные | |народа |иториаль|я роль |гос.власти |

    | |права. | | |ными |коммунисти|и властям |

    | | | | |автономи|ческой |на местах. |

    | | | | |ями |партии | |


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.