МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

    свободы других людей) является правомерным и не требует наличия

    специальных нормативных актов. Это однако, не означает что подобные акты не

    нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость

    издания федеральных конституционных и федеральных законов – например, ст.

    36, в которой провозглашается право частной собственности на землю – ч. 3

    этой статьи гласит о том, что «условия и порядок пользования землей

    определяются на основе федерального закона»[14].

    Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются,

    развиваются, расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают! – «В

    Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие

    права и свободы человека и гражданина»[15]), гарантий их выполнения и

    защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом

    выполнения положений иных нормативных актов.

    Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового

    государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по

    осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки

    права.

    В юридической литературе принята классификация гарантий:

    Юридические гарантии рассматриваются как гарантии специальные;

    Экономические, социальные политические, духовные, социально

    –психологические – как общие гарантии.

    Рассмотрим их специфику:

    o Социально-экономические – в Конституции 1993 года нет специального

    раздела об экономической основе государства и общества, не установлена

    какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно

    и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности.

    Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ).

    Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу

    экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь

    монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и

    провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст.

    8, ст. 34 КРФ). В современных условиях, когда экономическое пространство

    России находится в состоянии формирования, роль Конституции как

    основного закона и иных нормативных актов регулирующих развитие

    экономики страны получает особое значение. Вместе с тем, развитие

    экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления

    социальных потребностей общества.

    o Политические – направленность политики государства и создание условий

    для осуществления этих гарантий. Думается, правильным будет рассмотреть

    как в соответствии с Конституцией «государственная защита прав и свобод

    человека в российской Федерации гарантируется»[16].

    Представительная ветвь власти - Федеральное Собрание, будучи

    законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов,

    соответствующих конституционным принципам, создает юридические механизмы

    обеспечения реального осуществления прав и свобод. Государственная Дума

    назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам

    человека Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным

    законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 25

    декабря 1996 года. «Должность Уполномоченного по правам человека в

    Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской

    Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и

    свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами,

    органами местного самоуправления и должностными лицами»[17]. Важным

    моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в

    своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и

    должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, федеральным

    конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской

    Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права,

    международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие

    средства защиты прав и свобод граждан.

    Исполнительная власть -

    «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской

    Федерации, прав и свобод человека и гражданина…»[18] - очень важная статья,

    которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям

    прав и свобод: реализации, как в своей личной деятельности, так и

    инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод

    личности в целом, отдельных групп населения. Так, 1998 год Указом

    Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен «Годом прав

    человека в Российской Федерации». В числе мероприятий по его проведению

    Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и

    принять в 1998 году федеральные законы в области прав человека:

    > О минимальных государственных социальных стандартах;

    > Об альтернативной гражданской службе;

    > Гражданско-процессуальный кодекс РФ;

    > Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

    > Кодекс РФ об административных правонарушениях;

    > Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования.

    Предложено ратифицировать международные документы:

    > Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года;

    > Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская

    конвенция о выдаче 1957 года и протоколы к ней № 1 и 2;

    > Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959

    года;

    > Конвенции Международной организации труда 1947 г., 1957 г., 1978 г.,

    1981 г.

    Кроме того в данном документе Правительству РФ предложено финансировать

    Федеральные программы, обеспечивающие выполнение постановления в области

    прав человека и т.д.

    При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность

    которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите

    прав и свобод человека.

    Правительство РФ, местные органы государственной власти также призваны

    осуществлять эту деятельность – министерство юстиции, существование

    системы специальных органов, призванных выполнять эти функции тому

    подтверждение.

    Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в

    Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию

    которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом –

    который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных

    прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий

    жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по

    правам человека при президенте РФ.

    Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не

    упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может

    выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными

    законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч.

    2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

    Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают

    гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства,

    обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и

    гражданина»[19]

    Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на

    которого возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ правовое, то и

    регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения норм права,

    закрепленных к конкретных нормативных актах.

    Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в

    Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-

    правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента и

    Постановлениях Правительства).

    Каким же образом государство использует перечисленные инструменты?

    Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и

    свобод:

    - Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;

    - Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального

    использования;

    - Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;

    - Развитие общественно-политической активности граждан;

    - Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;

    - Повышение правосознания и правовой культуры каждого;

    - Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права

    человека и гражданина.

    Важно помнить, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую

    юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

    Российской Федерации»[20], что гарантирует использование конституционных

    положений при решении любых споров – в том числе и в судебных

    разбирательствах.

    Думается, следует сразу отметить что классификация гарантий, так же как и

    классификация основных прав и свобод достаточно условна. Как, например,

    определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты: наличие

    специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных

    социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии; наличие

    соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия

    или бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии – как

    гарантии юридические.

    Попробуем все же рассмотреть каким же образом осуществляется механизм

    реализации конституционных прав и свобод и как осуществляются их

    юридические гарантии.

    Прежде стоит рассмотреть специфический набор средств и методов защиты

    конституционных прав и свобод:

    . Конституционно-судебный механизм – т.е. возможность обращения в

    Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом «О

    Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 г.);

    . Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом «Об

    обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

    1993 г.);

    . Административные действия органов исполнительной власти;

    . Законная самозащита человеком своих прав – лично или через общественные

    объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;

    . Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский суд

    по правам человека или иные международные правозащитные организации в

    соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том

    случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

    На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих

    механизмов:

    Гарантии личных прав человека – наиболее широко определенные Конституцией.

    Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи

    любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

    - Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной

    правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных

    документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это

    право. В Конституции России оно признается правом, которое не может быть

    ограничено введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое

    право может ограничиваться «федеральным законом только в той мере, в

    какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

    нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,

    обеспечения обороны страны и безопасности государства»[21] Именно

    поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии

    с которым «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться

    федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо

    тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на

    рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей»[22] - что

    не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают

    решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем

    не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола

    к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее

    время этот вопрос находится в стадии решения.

    - Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – право любой личности, ничем не

    ограниченное. «Ничем» - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления

    достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими

    законодательными актами: «Закон о средствах массовой информации», в

    соответствии с которым можно не обращаясь в суд получить опровержение

    сведений не соответствующих действительности или порочащих человека;

    «Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

    свободы граждан» - в соответствии с окторым можно в судебном порядке

    защитить честь и достоинство; «Закон о милиции» - в котором

    оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к

    унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в

    определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ

    предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до

    самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого

    достоинства (ст.110) и т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий

    данного права можно привести немало статей законодательных актов. Важно

    одно – право на достоинство личности не может и не должно ставиться в

    зависимость ни от общественной значимости личности, возраста, пола,

    убеждений, национальности и т.д. Гарантии на защиту права закреплены –

    но всегда ли эти права защищены реально? До сих пор мы слышим о случаях

    неуставных отношений в армии, не всегда с уважением относятся в нашем

    обществе к национальному достоинству человека. Думается, проблема

    заключается в том, что низка правовая культура общества, а,

    следовательно, и каждого его члена в отдельности.

    - Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) – право,

    принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть

    ограничено по судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное

    законодательство четко формулирует случаи, когда человек может быть

    лишен свободы – все эти ограничения должны соотноситься с целями и

    условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция

    запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы

    человека и гражданина. Все незаконные посягательства на свободу и личную

    неприкосновенность могут быть обжалованы в суд в соответствии с

    ««Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

    свободы граждан».

    - Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,

    защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров,

    почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ) - все эти права

    принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не

    могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В

    ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав:

    тайна усыновления («Семейный кодекс РФ» ст. 111, УК РФ ст. 155);

    врачебная тайна (основы законодательства об охране здоровья граждан);

    тайна исповеди (закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»); тайна денежных

    вкладов, тайна завещания и т.д. УПК ограничивает возможности

    следственных органов при вторжении в частную жизнь человека – все эти

    действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с

    санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия обязаны также

    хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в следствии (УПК ст. 170

    ч.5). В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность

    компенсации в случае нарушения данных прав – в таких случаях, в

    соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного

    гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного

    следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-

    компенсационные меры.

    - Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40) – это право

    пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным

    законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон «Об основах федеральной

    жилищной политики» и т.д.) Предполагается система мер, способствующих

    обеспечению жильем граждан из муниципального и государственного фонда,

    проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от

    проникновения в жилище без согласия на то лиц законно занимающих это

    помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может

    быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в федеральном

    законе. В случае нарушения его используются те же статьи, что и при

    нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право

    обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои прав и получить

    соответствующую компенсацию.

    - Право на определение национальной принадлежности и пользование родным

    языком (ст. 26 КРФ) – правовые гарантии закреплены в законе «О языках

    народов РСФСР» от 25.10.91. в соответствии с Конституцией и законом

    каждому гарантируется право осуществлять основные политические,

    экономические, социальные и культурные права и свободы вне зависимости

    от знания или незнания какого-либо языка Каждый имеет право пользоваться

    родным языком при обращениях в государственные органы РФ, при

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.