Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
свободы других людей) является правомерным и не требует наличия
специальных нормативных актов. Это однако, не означает что подобные акты не
нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость
издания федеральных конституционных и федеральных законов – например, ст.
36, в которой провозглашается право частной собственности на землю – ч. 3
этой статьи гласит о том, что «условия и порядок пользования землей
определяются на основе федерального закона»[14].
Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются,
развиваются, расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают! – «В
Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие
права и свободы человека и гражданина»[15]), гарантий их выполнения и
защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом
выполнения положений иных нормативных актов.
Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового
государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по
осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки
права.
В юридической литературе принята классификация гарантий:
Юридические гарантии рассматриваются как гарантии специальные;
Экономические, социальные политические, духовные, социально
–психологические – как общие гарантии.
Рассмотрим их специфику:
o Социально-экономические – в Конституции 1993 года нет специального
раздела об экономической основе государства и общества, не установлена
какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно
и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности.
Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ).
Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу
экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь
монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и
провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст.
8, ст. 34 КРФ). В современных условиях, когда экономическое пространство
России находится в состоянии формирования, роль Конституции как
основного закона и иных нормативных актов регулирующих развитие
экономики страны получает особое значение. Вместе с тем, развитие
экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления
социальных потребностей общества.
o Политические – направленность политики государства и создание условий
для осуществления этих гарантий. Думается, правильным будет рассмотреть
как в соответствии с Конституцией «государственная защита прав и свобод
человека в российской Федерации гарантируется»[16].
Представительная ветвь власти - Федеральное Собрание, будучи
законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов,
соответствующих конституционным принципам, создает юридические механизмы
обеспечения реального осуществления прав и свобод. Государственная Дума
назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам
человека Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным
законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 25
декабря 1996 года. «Должность Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской
Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и
свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами,
органами местного самоуправления и должностными лицами»[17]. Важным
моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в
своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и
должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, федеральным
конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права,
международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие
средства защиты прав и свобод граждан.
Исполнительная власть -
«Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской
Федерации, прав и свобод человека и гражданина…»[18] - очень важная статья,
которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям
прав и свобод: реализации, как в своей личной деятельности, так и
инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод
личности в целом, отдельных групп населения. Так, 1998 год Указом
Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен «Годом прав
человека в Российской Федерации». В числе мероприятий по его проведению
Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и
принять в 1998 году федеральные законы в области прав человека:
> О минимальных государственных социальных стандартах;
> Об альтернативной гражданской службе;
> Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
> Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
> Кодекс РФ об административных правонарушениях;
> Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования.
Предложено ратифицировать международные документы:
> Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года;
> Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская
конвенция о выдаче 1957 года и протоколы к ней № 1 и 2;
> Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959
года;
> Конвенции Международной организации труда 1947 г., 1957 г., 1978 г.,
1981 г.
Кроме того в данном документе Правительству РФ предложено финансировать
Федеральные программы, обеспечивающие выполнение постановления в области
прав человека и т.д.
При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность
которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите
прав и свобод человека.
Правительство РФ, местные органы государственной власти также призваны
осуществлять эту деятельность – министерство юстиции, существование
системы специальных органов, призванных выполнять эти функции тому
подтверждение.
Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в
Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию
которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом –
который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных
прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий
жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по
правам человека при президенте РФ.
Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не
упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может
выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными
законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч.
2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).
Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают
гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства,
обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и
гражданина»[19]
Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на
которого возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ правовое, то и
регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения норм права,
закрепленных к конкретных нормативных актах.
Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в
Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-
правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента и
Постановлениях Правительства).
Каким же образом государство использует перечисленные инструменты?
Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и
свобод:
- Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;
- Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального
использования;
- Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;
- Развитие общественно-политической активности граждан;
- Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;
- Повышение правосознания и правовой культуры каждого;
- Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права
человека и гражданина.
Важно помнить, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории
Российской Федерации»[20], что гарантирует использование конституционных
положений при решении любых споров – в том числе и в судебных
разбирательствах.
Думается, следует сразу отметить что классификация гарантий, так же как и
классификация основных прав и свобод достаточно условна. Как, например,
определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты: наличие
специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных
социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии; наличие
соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия
или бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии – как
гарантии юридические.
Попробуем все же рассмотреть каким же образом осуществляется механизм
реализации конституционных прав и свобод и как осуществляются их
юридические гарантии.
Прежде стоит рассмотреть специфический набор средств и методов защиты
конституционных прав и свобод:
. Конституционно-судебный механизм – т.е. возможность обращения в
Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом «О
Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 г.);
. Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом «Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
1993 г.);
. Административные действия органов исполнительной власти;
. Законная самозащита человеком своих прав – лично или через общественные
объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;
. Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский суд
по правам человека или иные международные правозащитные организации в
соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том
случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.
На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих
механизмов:
Гарантии личных прав человека – наиболее широко определенные Конституцией.
Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи
любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.
- Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной
правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных
документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это
право. В Конституции России оно признается правом, которое не может быть
ограничено введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое
право может ограничиваться «федеральным законом только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства»[21] Именно
поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии
с которым «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться
федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо
тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на
рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей»[22] - что
не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают
решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем
не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола
к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее
время этот вопрос находится в стадии решения.
- Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – право любой личности, ничем не
ограниченное. «Ничем» - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления
достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими
законодательными актами: «Закон о средствах массовой информации», в
соответствии с которым можно не обращаясь в суд получить опровержение
сведений не соответствующих действительности или порочащих человека;
«Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан» - в соответствии с окторым можно в судебном порядке
защитить честь и достоинство; «Закон о милиции» - в котором
оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к
унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в
определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ
предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до
самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого
достоинства (ст.110) и т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий
данного права можно привести немало статей законодательных актов. Важно
одно – право на достоинство личности не может и не должно ставиться в
зависимость ни от общественной значимости личности, возраста, пола,
убеждений, национальности и т.д. Гарантии на защиту права закреплены –
но всегда ли эти права защищены реально? До сих пор мы слышим о случаях
неуставных отношений в армии, не всегда с уважением относятся в нашем
обществе к национальному достоинству человека. Думается, проблема
заключается в том, что низка правовая культура общества, а,
следовательно, и каждого его члена в отдельности.
- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) – право,
принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть
ограничено по судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное
законодательство четко формулирует случаи, когда человек может быть
лишен свободы – все эти ограничения должны соотноситься с целями и
условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция
запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы
человека и гражданина. Все незаконные посягательства на свободу и личную
неприкосновенность могут быть обжалованы в суд в соответствии с
««Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан».
- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ) - все эти права
принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не
могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В
ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав:
тайна усыновления («Семейный кодекс РФ» ст. 111, УК РФ ст. 155);
врачебная тайна (основы законодательства об охране здоровья граждан);
тайна исповеди (закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»); тайна денежных
вкладов, тайна завещания и т.д. УПК ограничивает возможности
следственных органов при вторжении в частную жизнь человека – все эти
действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с
санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия обязаны также
хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в следствии (УПК ст. 170
ч.5). В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность
компенсации в случае нарушения данных прав – в таких случаях, в
соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного
гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно-
компенсационные меры.
- Право на жилище и его неприкосновенность (ст. 25, 40) – это право
пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным
законодательством (Жилищный кодекс, ГК, Закон «Об основах федеральной
жилищной политики» и т.д.) Предполагается система мер, способствующих
обеспечению жильем граждан из муниципального и государственного фонда,
проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от
проникновения в жилище без согласия на то лиц законно занимающих это
помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может
быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в федеральном
законе. В случае нарушения его используются те же статьи, что и при
нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право
обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои прав и получить
соответствующую компенсацию.
- Право на определение национальной принадлежности и пользование родным
языком (ст. 26 КРФ) – правовые гарантии закреплены в законе «О языках
народов РСФСР» от 25.10.91. в соответствии с Конституцией и законом
каждому гарантируется право осуществлять основные политические,
экономические, социальные и культурные права и свободы вне зависимости
от знания или незнания какого-либо языка Каждый имеет право пользоваться
родным языком при обращениях в государственные органы РФ, при
Страницы: 1, 2, 3
|