МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционное право (Шпаргалка)

    важнейших личных прав человека является сво-бода передвижения и выбора

    места жительства. Всеобщая декларация прав человека следующим образом

    формулирует эту свободу: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться

    и выбирать себе место жительства в пределах каждого го-сударства. Каждый

    человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и

    возвращаться в свою страну» (ст. 13). Среди других личных прав и свобод,

    предоставляемых законодательством человеку как физическому лицу, можно

    назвать право на свободное заключение брака, запрещение пыток и необычайных

    наказаний.

    21. Основные особенности и характеристика президентской республики.

    Под формой государства мы понимаем совокупность внешних признаков

    государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного

    (государственного) права различают две основные формы государства - форму

    правления и форму государственного устройства, которые также весьма

    разнообразны. Республика представляет собой такую форму правления, при

    которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо

    формируются общенациональным представительным учреждением. В зарубежных

    странах существуют два основных вида республиканских форм правления -

    президентская и парламентарная республика.Президентская республика

    (дуалистическая) представляет собой такую республиканскую форму правления,

    которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента

    полномочий главы государства и главы правительства. Формальной

    отличительной особенностью президентской республики является отсутствие

    должности премьер-министра. Президентская республика теоретически строится

    по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в

    конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое

    разграничение компетенции между высшими органами законодательной,

    исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства

    не только структурно обособлены, но и обладают значительной

    самостоятельностью по отношению друг к другу. Наряду с указанным

    объединением полномочий главы государства и главы правительства в руках

    президента президентская республика отличается следующими характерными

    особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский

    метод формирования правительства и отсутствие института парламентской

    ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента.

    Президентская республика создает весьма благоприятные юридические

    предпосылки для сосредоточения в руках президента гигантских полномочий. В

    свою очередь отсутствие у президента права роспуска парламента лишает

    правительство возможности применять в отношении общенационального

    представительного учреждения угрозу досрочных выборов, что является обычной

    практикой в парламентарных странах. Таким образом, в президентской

    республике при условии соблюдения конституционной законности правительство

    более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем

    в тех странах, где формально провозглашена парламентарная система.

    Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных

    Штатах Америки на основе конституции 1787 года. Система высших органов

    государственной власти США строится на основе принципа «сдержек и

    противовесов», согласно которому президент, конгресс и верховный суд

    наделяются такими полномочиями, которые позволяют им воздействовать друг на

    друга. Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных

    выборов. Досрочное отстранение президента от должности - импичмент или

    отставка. Будучи «главой исполнительной власти», он формирует правительство

    - кабинет лишь при номинальном участии сената. Никакой ответственности

    перед конгрессом кабинет не несет. Он возглавляется президентом и

    фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен

    права роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют

    ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса

    (важнейшее - право обращения к конгрессу с посланиями). Наряду с этим

    президент сам является важнейшим нормоустанавливающим органом. Конгресс

    является носителем «законодательной власти», но его деятельность поставлена

    в зависимость от президента, который не только представляет собой важнейший

    источник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многих

    законопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуется

    квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс

    имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и

    осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного

    аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других

    общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса, они

    могут вызываться и подвергаться допросу в

    различного рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными,

    контрольными и расследовательскими полномочиями. Президентская республика

    представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся к различным

    условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое

    распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости.

    22. Характеристика федеративной формы государственного устройства.

    Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной

    сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными

    специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма,

    федерация до настоящего

    времени является достаточно распространенной формой государственного

    устройства и существует в ряде зарубежных стран

    (США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ и др.). Федерация

    представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из

    государственных образований, обладающих юридической и определенной

    политической самостоятельностью. Характерные признаки федеративной формы:

    1. Территория федеративного государства в политико-административном

    отношении не представляет собой единого целого: состоит из территорий

    субъектов федерации. Субъекты федерации юридически лишены права участия в

    международных отношениях. Субъекты федерации не обладают правом

    одностороннего выхода (право сецессии) из союза.

    2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (это

    фиксируется в Конституци Федерации), но его К. не должна протифоречить

    федеративной (ст. 6 конституции Швейцарского Союза: «Кантоны обязаны

    испрашивать у Союза гарантию для своих конституций [...]")

    3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них

    компетенции правом издания законодательных актов. которые действуют только

    на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному

    законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является

    всеобщим для всех без исключения федераций ( ст. 31 Основного закона ФРГ

    постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»).

    Федеральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы

    специально для определенных членов федерации.

    4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную

    систему (пример - США).

    5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного

    гражданства.

    6. Длительное время обязательным признаком федеративной формы

    государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного

    парламента (бикамерализм). Исключения появились только после второй мировой

    войны в связи с образованием молодых государств (конституция Исламской

    Республики Пакистан 1956 года). В настоящее время во всех федерациях

    применяется бикамерализм. Нижняя палата - орган общесоюзного

    представительства и избирается по территориальным избирательным округам.

    Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

    По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов

    подразделяются на выборные (сенаты США, Мексики) и назначаемые (сенат

    Канады, бундесрат ФРГ). Установление принципов разграничения компетенции

    имеет большое значение: от этого зависит юридическое положение

    государственного образования в союзе и характер тех отношений, которые

    складываются между союзом и членами федерации.

    23. Понятие и характеристика унитарной формы государственного устройства.

    Унитарная форма государственного устройства является преобладающей. К числу

    унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия и многие

    другие страны. Для стран с унитарной формой государственного устройства

    (простыми или слитными) характерно наличие следующих основных признаков:

    1 Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны

    без каких-либо изъятии или ограничений.

    2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства,

    правительство, парламент), юрисдикция ко-

    торых распространяется на территорию всей страны.

    3. Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую

    политическую принадлежность.

    4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять акты,

    принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная

    нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер.

    5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей

    территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и

    процессуального права. Судебные органы местного значения

    представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

    6. Территория унитарного государства подразделяется на административно-

    территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической

    самостоятельностью. Местные органы управления в той либо иной степени

    подчинены центральным органам государственной власти и центральной

    администрации. Таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего

    государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над

    муниципальными органами, создаваемыми в административно-территориальных

    единицах. Подавляющее большинство современных унитарных государств -

    государства мононациональные (исключения - Испания). Различия в степени и

    формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами

    самоуправления дают определенные основания для деления унитарных государств

    на централизованные (Франция, Турция, Япония) и децентрализованные

    (Великобритания, Новая Зеландия), однако

    это деление - формально.

    24. Основные особенности и характеристика парламентской республики.

    Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа

    верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую

    ответственность за свою деятельность. Формальность - наличие должности

    премьер-министра.

    1. В парламентарной республике правительство формируется только

    парламентским путем из числа лидеров партии, распола-

    гающей большинством в нижней палате Участие главы в этом процессе -

    номинально. Правительство остается у власти до

    тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В

    парламентарной республике правление всегда носит партийный характер.

    2. Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается

    парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией,

    создаваемой на основе парламента. Президент формально наделяется

    значительными полномочиями, но на практике не оказывает почти никакого

    влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента,

    включая роспуск парламента и вето, может

    быть осуществлено только с согласия правительства. Исходящие от президента

    нормативные акты приобретают юридическую силу только после одобрения их

    соответствующим министром, который и несет за них ответственность.

    3. Для парламентарной республики в значительно большей степени (чем для

    президентской) характерен разрыв между юридическим и фактическим положением

    всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство

    парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства.

    Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед

    парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен

    правительством, утратившим его доверие. Президент наделяется обширными

    полномочиями, но

    осуществляются они не им, а правительством.

    Парламентарная республика менее распространена, чем республика

    президентская ( в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии и некоторых других

    странах).

    26. Понятие, сущность, основные признаки политического режима демократии.

    Управление человеческой общностью может осуществляться двумя различными

    методами - авторитарным и демократическим.

    Основным качеством демократического метода является то, что управление

    человеческой общностью осуществляется по воле большинства ее участников,

    создавая

    систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля

    большинства, оформленная в виде соответствующих актов. Государствоведение

    выделяет три существенные стороны демократии:

    1. .Демократия представляет собой определенную форму государства, так как

    правление по воле большинства предполагает наличие учреждений, с помощью

    которых эта воля формулируется в виде законов и осуществляется.

    Первоначальной государственной формой демократии была непосредственная (или

    прямая) демократия, но сейчас она не применяется нигде. Она сохраняется как

    форма управления лишь в

    трех горных кантонах Швейцарии. Современная демократия является

    представительной: воля большинства в центре и на местах формируется и

    выражается центральными (парламенты, учредительные собрания) и местными

    (муниципалитеты) представительными учреждениями. В современную эпоху

    демократия может иметь своей государственной формой как республику (США,

    Франция, Италия), так и монархию (Великобритания, Швеция, Канада, Япония).

    2. Демократия представляет собой политический режим, т. е. определенный

    метод осуществления государственной власти (противопоставление - фашизм).

    Для демократии как политического режима характерно наличие центральных и

    местных представительных учреждений, выборности, законности и легального

    существования различных партий и общественных организаций.

    3. Демократия предполагает провозглашение формального равноправия,

    предоставление всем гражданам юридически одинакового правового положения.

    27. Основные теории демократии.

    Многочисленные демократические теории условно можно подразделить на три

    основные разновидности, или направления.

    1. Романтическое направление. Представители романтического направления

    идеализируют западную демократию. Наиболее типичной для этого направления

    является

    теория плюралистической демократии. Основная посылка этой теории была

    сформулирована еще в начале прошлого века французским исследователем

    американской демократии Алексисом де Токвилем, но свое детальное

    истолкование и развитие она получила в первые десятилетия текущего

    столетия. Плюралисты (Артур Бентли, Дэйвид Трумэн и многие другие)

    выступают против положения о концентрации государственной власти в руках

    истэблишмента и развивают положение о разнородности современного общества,

    где все члены равны, а госуд-во выступает в роли арбитра. Различные группы

    общества представлены "группами давления", осуществляющими собственные

    цели. Романтическое направление представлено также теорией компромиссной

    демократии, которая получила значительное распространение в ряде развитых

    (главным образом англосаксонских) стран: существует согласие большинства

    населения по основным вопросам внутренней и внешней политики, а расхождения

    наблюдаются только по второстепенным вопросам, не затрагивающим основ

    экономико-политической организации общества (т. е. большинство населения

    поддерживает существующую систему по основным вопросам). В этих условиях

    демократия действует как механизм достижения соглашений, компромиссов.

    2. Реалистическое направление зародилось еще до первой мировой войны.

    Сторонники этого направления не скрывают пороков реальной демократии. Они

    открыто говорят о концентрации государственной власти в руках

    привилегированных групп, об ущемлении прав большинства. Реалисты

    обосновывают разумность и целесообразность сущего. Они полностью отвергают

    концепцию народного суверенитета, правления по воле народа и выдвигают

    понятие правящей элиты, которая зарождается на рубеже XIX - XX веков и была

    сформулирована в трудах итальянских социологов Вильфредо Парето и Гаэтано

    Моска, а в последующие десятилетия получила свое истолкование в работах их

    многочисленных последователей (Р. Михельс, Ф. Хантер и др.). Согласно

    учению элитистов, в любом человеческом обществе существует правящее

    меньшинство, обладающее монопольным правом принятия решений. Это

    меньшинство занимает свое положение не в силу выборов, а в результате

    переворота, завоевания господствующего положения в экономике. Выборы лишь

    оформляют фактически олигархическую власть правящей элиты и никогда не

    могут создать механизм, контролирующий ее деятельность. Элита существует

    при любом обществе и строе. Элитисты считают, что элита - органическое

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.