Конституционно-правовые отношения и их субъекты
Конституционно-правовые отношения и их субъекты
Конституционно правовые отношения.
Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес
и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под
правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые
урегулированы нормами права.
При реализации норм конституционного права возникают конституционно-
правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими
субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и
обязанностями.
Можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений.
Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права,
содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме
прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.
Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими
видами правоотношений выражаются в следующем:
. Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений,
составляющих предмет конституционного права;
. Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный
состав: некоторые субъекты этих отношений не являются
участниками других видов правонарушений;
. Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным
разнообразием, создающим многослойные юридические связи между
субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь
взаимосвязанных правоотношений.
. Конституционные отношения есть объективные, фактические
отношения политического характера. Они существуют независимо от
права, независимо от юридической конституции.
. Субъектами, участниками конституционных отношений являются
народ, науки, большие социальные общности людей, государство и
т.д.
. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет
и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые
отношения.
. Конституционные отношения есть отношения между социальными
силами, рождающими фактическую власть в государстве.
Также как и нормы конституционного права конституционно-правовые
отношения могут быть классифицированы.
1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами
отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на
конкретные и общие правоотношения.
В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие
в результате реализации конкретных правовых норм – правил поведения. В
конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также
порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В
них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.
Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются
правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-
декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений –
возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких
правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены
конкретные права и обязанности.
В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-
принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской
Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную
систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы
законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные
правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на
основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных
связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все
субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их
правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию
органов государственной власти.
Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые
состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений.
Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило,
однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа
действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми
отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение
субъектов Федерации в состав России.
2. С точки зрения времени функционирования конституционных
правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период
действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных
условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть
гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения
возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и
действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют
свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений
построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом
в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами
избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.
3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в
себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации
образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.
4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные
(содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные
с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых
нормах).
Право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы
возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о
том, что «признается и защищается частная собственность» (ч. 2 ст. 8
Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе
правовой нормы предшествует юридический факт.
Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой
возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.
Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит
независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с
волеизъявлением последнего.
Например, событием является рождение гражданина, которое порождает
отношения гражданства.
В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические
акты и юридические поступки.
Как правило, возникновение, функционирование и развитие
конституционных правоотношений происходит в результате целой системы
юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является
реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь
юридических факторов:
- принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании
избирательных округов, комиссий, участков;
- составление списков избирателей;
- включение в списки данного гражданина;
- наступление срока, установленного для начала голосования.
Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права
избирать и быть избранным заканчивается.
Субъекты конституционно-правовых
Отношений Российской Федерации.
Особенностью конституционного права является наличие широкого круга
субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие
специфические субъекты как:
- народ;
- государство;
- субъекты Федерации;
- депутаты;
- коренные малочисленные народы;
- население;
- муниципальное образование;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- избирательные комиссии;
- собрания избирателей и др.
Народ России (российский народ) как общность граждан Российской
Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при
проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную
Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой
демократии, реализуемых на общероссийском уровне.
Аналогичная общность, но только в пределах конкретной территории
России, формируется на уровне субъекта Федерации (республики, края,
области, автономного округа и т. д.). Народ субъекта Российской Федерации
обладает правами по реализации публичной власти в пределах прав конкретного
государственно-территориального или национально-территориального
образования Российской Федерации. Данный субъект конституционно-правовых
отношений реализует свой правовой статус на участие в референдуме, в
выборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти, а
также в избрани высшего должностного лица конкретного субъекта Российской
Федерации.
Еще одна категория народ, рассматриваемая в конституционном праве как
сторона конституционно-правовых отношений, - коренные малочисленные народы.
Согласно ст. 69 Конституции РФ государство гарантирует права коренных
малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации. С
этой целью в России принимаются законы и иные нормативные акты,
определяющие и обеспечивающие права данной общности.
Особым субъектом конституционно-правовых отношений является
государство – Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус
определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные
свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее
внутригосударственный и международно-правовой статус.
К участникам конституционно-правовых отношений относятся также
субъекты Российской Федерации:
- республики;
- края;
- города федерального значения;
- автономная область;
- атомные округа;
Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации
определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.
Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:
- муниципальные образования;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- население местного самоуправления;
- этнические группы;
- политические партии и другие общественные объединения граждан;
- собрания граждан;
- собрания избирателей;
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства и др.
Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-
правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли
его статус нормами конституционного права или нет.
В некоторых странах государствоведы относят к субъектам
конституционного права и такую общность, как нация. В этатическом смысле
нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного
права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного
государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного
права.
Как субъект конституционно-правовых (государственно-правовых)
отношений нация в этническом смысле рассматривалась, как таковая в период
существования СССР. Нация определялась как общность, олицетворяющая
титульную национальность союзной республики. В соответствии с
конституционной доктриной Союза ССР советские союзные республики наделялись
правом выхода из СССР. Эта правовая возможность рассматривалась как право
конкретной нации (украинцев белорусов, армян, грузин и т.д.) на
самоопределение.
В современном российском конституционном праве в связи с отказом от
конфедеративного типа отношений между Федерацией и национально-
территориальными образованиями-республиками в составе России нация в
этническом смысле уже не может рассматривать в качестве субъекта
конституционно-правовых отношений.
В Российском обществе за последние годы произошли значительные
изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и
др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли
своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-
правовые отношения представляют собой специфическую форму многих
политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-
экономические и социально-политические ценности, национальные отношения,
основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовые отношения
имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых
правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев
предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет
понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.
Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство
из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта
индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной
всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений
провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их
группа.
Содержание конституционных правоотношений является социальное
поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и
широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные
участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и
компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать в
конституционно-правовых отношениях свои возможности.
Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то
возникает необходимость объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические
общности (народности).
Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых
отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем
суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции
РФ) Права образовывать представительные органы государственной власти,
участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдума
относятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности
могут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как между
собой, так и с органам государственной власти по поводу национальной
государственности, по иным вопросам, затрагивающим их
2. Государство – Российская Федерация; субъекты в составе Российской
Федерации (республики, края, области, города федерального значения,
автономные округа).
В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного
права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве
регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель
правотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать в
конституционно-правовых отношениях непосредственно или через
государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений
является Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении
предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между
автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и
т.д.
3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в
городах, поселки).
Административно-территориальная единицы, это не только географическое,
но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно
население, формируя органы местного самоуправления, придает
административно-территориальной единице черты политического образования,
выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права
выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей
представительствовать в органах государственной власти.
4. Органы государственной власти и местного самоуправления.
В Российской Федерации ими являются:
- Федеральное Собрание;
- Правительство;
- Конституционный Суд;
- Высший Арбитражный Суд;
- Городская Дума;
- Местная администрация и др.
Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию
между различными органами власти. Обладая правом на осуществление
государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной
компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание
законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и
т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители
Страницы: 1, 2
|