МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционно-правовые отношения и их субъекты

    Конституционно-правовые отношения и их субъекты

    Конституционно правовые отношения.

    Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес

    и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под

    правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые

    урегулированы нормами права.

    При реализации норм конституционного права возникают конституционно-

    правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими

    субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и

    обязанностями.

    Можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений.

    Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права,

    содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме

    прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

    Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими

    видами правоотношений выражаются в следующем:

    . Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений,

    составляющих предмет конституционного права;

    . Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный

    состав: некоторые субъекты этих отношений не являются

    участниками других видов правонарушений;

    . Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным

    разнообразием, создающим многослойные юридические связи между

    субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь

    взаимосвязанных правоотношений.

    . Конституционные отношения есть объективные, фактические

    отношения политического характера. Они существуют независимо от

    права, независимо от юридической конституции.

    . Субъектами, участниками конституционных отношений являются

    народ, науки, большие социальные общности людей, государство и

    т.д.

    . Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет

    и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые

    отношения.

    . Конституционные отношения есть отношения между социальными

    силами, рождающими фактическую власть в государстве.

    Также как и нормы конституционного права конституционно-правовые

    отношения могут быть классифицированы.

    1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами

    отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на

    конкретные и общие правоотношения.

    В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие

    в результате реализации конкретных правовых норм – правил поведения. В

    конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также

    порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В

    них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

    Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются

    правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-

    декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений –

    возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких

    правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены

    конкретные права и обязанности.

    В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-

    принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской

    Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную

    систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы

    законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные

    правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на

    основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных

    связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все

    субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их

    правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию

    органов государственной власти.

    Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые

    состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений.

    Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило,

    однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа

    действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми

    отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение

    субъектов Федерации в состав России.

    2. С точки зрения времени функционирования конституционных

    правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период

    действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных

    условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть

    гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения

    возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и

    действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют

    свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений

    построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом

    в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами

    избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

    3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в

    себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации

    образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.

    4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные

    (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные

    с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых

    нормах).

    Право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы

    возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о

    том, что «признается и защищается частная собственность» (ч. 2 ст. 8

    Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения.

    Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе

    правовой нормы предшествует юридический факт.

    Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой

    возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.

    Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит

    независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с

    волеизъявлением последнего.

    Например, событием является рождение гражданина, которое порождает

    отношения гражданства.

    В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические

    акты и юридические поступки.

    Как правило, возникновение, функционирование и развитие

    конституционных правоотношений происходит в результате целой системы

    юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является

    реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь

    юридических факторов:

    - принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании

    избирательных округов, комиссий, участков;

    - составление списков избирателей;

    - включение в списки данного гражданина;

    - наступление срока, установленного для начала голосования.

    Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права

    избирать и быть избранным заканчивается.

    Субъекты конституционно-правовых

    Отношений Российской Федерации.

    Особенностью конституционного права является наличие широкого круга

    субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие

    специфические субъекты как:

    - народ;

    - государство;

    - субъекты Федерации;

    - депутаты;

    - коренные малочисленные народы;

    - население;

    - муниципальное образование;

    - органы государственной власти;

    - органы местного самоуправления;

    - избирательные комиссии;

    - собрания избирателей и др.

    Народ России (российский народ) как общность граждан Российской

    Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при

    проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную

    Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой

    демократии, реализуемых на общероссийском уровне.

    Аналогичная общность, но только в пределах конкретной территории

    России, формируется на уровне субъекта Федерации (республики, края,

    области, автономного округа и т. д.). Народ субъекта Российской Федерации

    обладает правами по реализации публичной власти в пределах прав конкретного

    государственно-территориального или национально-территориального

    образования Российской Федерации. Данный субъект конституционно-правовых

    отношений реализует свой правовой статус на участие в референдуме, в

    выборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти, а

    также в избрани высшего должностного лица конкретного субъекта Российской

    Федерации.

    Еще одна категория народ, рассматриваемая в конституционном праве как

    сторона конституционно-правовых отношений, - коренные малочисленные народы.

    Согласно ст. 69 Конституции РФ государство гарантирует права коренных

    малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами

    международного права и международными договорами Российской Федерации. С

    этой целью в России принимаются законы и иные нормативные акты,

    определяющие и обеспечивающие права данной общности.

    Особым субъектом конституционно-правовых отношений является

    государство – Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус

    определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные

    свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее

    внутригосударственный и международно-правовой статус.

    К участникам конституционно-правовых отношений относятся также

    субъекты Российской Федерации:

    - республики;

    - края;

    - города федерального значения;

    - автономная область;

    - атомные округа;

    Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации

    определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

    Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

    - муниципальные образования;

    - органы государственной власти;

    - органы местного самоуправления;

    - население местного самоуправления;

    - этнические группы;

    - политические партии и другие общественные объединения граждан;

    - собрания граждан;

    - собрания избирателей;

    - граждане Российской Федерации;

    - иностранные граждане;

    - лица без гражданства и др.

    Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-

    правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли

    его статус нормами конституционного права или нет.

    В некоторых странах государствоведы относят к субъектам

    конституционного права и такую общность, как нация. В этатическом смысле

    нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного

    права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного

    государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного

    права.

    Как субъект конституционно-правовых (государственно-правовых)

    отношений нация в этническом смысле рассматривалась, как таковая в период

    существования СССР. Нация определялась как общность, олицетворяющая

    титульную национальность союзной республики. В соответствии с

    конституционной доктриной Союза ССР советские союзные республики наделялись

    правом выхода из СССР. Эта правовая возможность рассматривалась как право

    конкретной нации (украинцев белорусов, армян, грузин и т.д.) на

    самоопределение.

    В современном российском конституционном праве в связи с отказом от

    конфедеративного типа отношений между Федерацией и национально-

    территориальными образованиями-республиками в составе России нация в

    этническом смысле уже не может рассматривать в качестве субъекта

    конституционно-правовых отношений.

    В Российском обществе за последние годы произошли значительные

    изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и

    др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли

    своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-

    правовые отношения представляют собой специфическую форму многих

    политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-

    экономические и социально-политические ценности, национальные отношения,

    основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовые отношения

    имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых

    правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев

    предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет

    понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

    Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство

    из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта

    индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной

    всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений

    провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их

    группа.

    Содержание конституционных правоотношений является социальное

    поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и

    широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные

    участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и

    компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать в

    конституционно-правовых отношениях свои возможности.

    Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то

    возникает необходимость объединения их в следующие группы:

    1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические

    общности (народности).

    Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых

    отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем

    суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции

    РФ) Права образовывать представительные органы государственной власти,

    участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдума

    относятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности

    могут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как между

    собой, так и с органам государственной власти по поводу национальной

    государственности, по иным вопросам, затрагивающим их

    2. Государство – Российская Федерация; субъекты в составе Российской

    Федерации (республики, края, области, города федерального значения,

    автономные округа).

    В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного

    права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве

    регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель

    правотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать в

    конституционно-правовых отношениях непосредственно или через

    государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений

    является Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении

    предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной

    власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

    Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между

    автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и

    т.д.

    3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в

    городах, поселки).

    Административно-территориальная единицы, это не только географическое,

    но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно

    население, формируя органы местного самоуправления, придает

    административно-территориальной единице черты политического образования,

    выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права

    выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей

    представительствовать в органах государственной власти.

    4. Органы государственной власти и местного самоуправления.

    В Российской Федерации ими являются:

    - Федеральное Собрание;

    - Правительство;

    - Конституционный Суд;

    - Высший Арбитражный Суд;

    - Городская Дума;

    - Местная администрация и др.

    Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию

    между различными органами власти. Обладая правом на осуществление

    государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной

    компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание

    законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и

    т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.