МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Избирательная система современной России

    на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской

    Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской

    Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран

    гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в

    Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может

    быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в

    выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные

    избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их

    законодательные (представительные) органы государственной власти

    минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах

    главы исполнительного органа государственной власти (Президента) – 30 лет.

    При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом

    минимальный возраст не может превышать 21 года.1 В этих нормах заключены

    гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в

    парламент или на должность главы исполнительной власти.

    Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других

    федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Так,

    депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры,

    должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники

    органов внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры РФ могут

    быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций

    субъектов РФ, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными

    лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со

    дня их избрания на срок полномочий. Данное правило установлено Указом

    Президента РФ от 30.05.97 г.

    Избирательные права граждан законодательно защищены от любой

    дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации может

    избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка,

    происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

    отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

    Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и

    пассивного избирательного права. Не имеются права избирать и быть

    избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане,

    содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после

    отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные

    права в полном объеме.

    Российское избирательное право не предусматривает верхнего

    возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные

    органы. Такие ограничения не свойственны демократическим государствам.

    Установление такого предела в ряде субъектов РФ неправомерно.

    Российским федеральным законом не закрепляется право отзыва

    депутатов, допускающее возможность досрочного лишения полномочий депутатов

    избирателями. Это право встречается в демократических странах (США,

    Австрия), но в целом довольно редко, главным образом из-за сложности его

    практической реализации и вследствие утвердившейся концепции независимости

    депутатов.

    Равное избирательное право трактуется в Федеральном законе как

    участие граждан в выборах «на равных основаниях». Эта скупая формула

    означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не

    отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеются

    равные права и обязанности как избиратели.

    Принцип равенства имеет значение, как для активного, так и для

    пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном

    положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в

    депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при

    определении результатов голосования и т.д., т.е. на всех стадиях

    избирательного процесса. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего

    числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как

    «один человек – один голос»). Все голоса должны иметь «равный вес», т.е.

    одинаково влиять на результат выборов. Следовательно, процедуры, касающиеся

    определения границ избирательных округов, регистрации избирателей или

    составление избирательных списков, направленные на отстранение или

    ослабление участия в выборах отдельных лиц, групп или географических

    районов или на уменьшение числа голосов, являются недопустимыми.

    Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на

    выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

    Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой

    мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

    Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда

    избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков, которые в свою

    очередь избирают какого-либо депутата или должностное лицо. Так, в США

    через каждые четыре года граждане избирают выборщиков в количестве 438

    человек, и эти выборщики избирают Президента США. Косвенные или

    многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической формой

    народного волеизлияния, и не случайно международно – правовые акты в

    области избирательного права не содержат требования, чтобы выборы

    обязательно были прямыми. Но прямые выборы предпочтительнее для

    установления непосредственной связи между избирателями и избираемыми, что в

    большей степени гарантирует волю избирателей от всяких искажений, исключая

    возможность каких-либо неожиданностей со стороны промежуточных выборных

    звеньев.1

    Тайное голосование – обязательный атрибут демократической системы

    выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю

    без всякого контроля за ним, давление или запугивание, а также с

    сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о

    своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат

    нумерации, никто не вправе пытаться идентифицировать использованный

    бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

    В Российской Федерации в отличие, например, от США не применяются

    машины для голосования, а голосование проводится с помощью избирательных

    бюллетеней. Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на

    избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для

    заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

    Понятие «избирательной системы» и «избирательного права» носят

    собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя по

    существу пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания

    соответствующих органов государственной власти.

    1. порядок избрания Президента Российской Федерации;

    2. порядок избрания депутатов Государственной Думы;

    3. порядок избрания глав администрации субъектов Российской Федерации;

    4. порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов

    Российской Федерации;

    5. порядок избрания органов местного самоуправления.

    Каждая их этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами,

    хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются

    при определении пассивного избирательного права, порядок определения

    результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

    Важной чертой российского избирательного права (избирательной

    системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента

    Российской Федерации и депутатов Государственной Думы устанавливается

    Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, т.е. без

    регулирования со стороны субъектов Федерации. Субъектам Федерации

    предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации

    проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных

    участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России

    отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные

    Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные

    органы власти (Президента США, обеих палат конгресса США) только в общих

    вопросах устанавливается Конституцией США, а детально регулируется законами

    самих субъектов федерации (штатов).

    Особенностью России является и то, что в отличие от многих (если не

    большинства) других государств с относительно иными конституциями, в ее

    Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной

    системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права

    – всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др.

    Только в самой форме активное и пассивное избирательное право закреплены в

    ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также ст. 31 при определении

    порядка избрания Президента Российской Федерации. Между тем незыблемые

    общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к

    выборам во все органы государственной власти страны и местного

    самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных

    гарантиях.

    Под принципами избирательного права (избирательной системы)

    понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые

    выборы не могут быть признаны легитимными.

    Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на

    прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная

    от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов

    голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только

    через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного

    опыта проведения избирательных компаний и необходимого доверия населения к

    органам, организующим выборы. В ходе избирательных компаний возникает

    много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим

    законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность

    обращения в суд.

    Избирательное право включает следующие правовые источники:

    1. Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные принципы

    избирательного права и порядок избрания Президента Российской

    Федерации и депутатов Государственной Думы.

    2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права

    на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября

    1997 года, включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к

    порядку организации выборов, составляющие основные гарантии

    избирательных прав граждан. Значение этого Закона исключительно

    велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов

    Российской Федерации о выборах в свои органы власти, а также о выборах

    в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему

    Федеральному закону. Субъекты Федерации могут устанавливать только

    дополнительные гарантии избирательных прав граждан.

    3. Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» от 17

    мая 1995 г., «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального

    Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г. и «Об обеспечении

    конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть

    избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г.

    4. Федеральный конституционный закон «о референдуме» от 10 октября 1995

    г., регулирующий порядок реализации права граждан на участие в

    референдуме и проведения референдума».

    5. Другие федеральные избирательные законы, например «Об утверждении

    схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов

    депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

    Федерации второго созыва» от 17 августа 1995 г.

    6. Указы Президента Российской Федерации, которые издаются по вопросам

    организации и проведения выборов, например, о сроках проведения

    выборов в Государственную Думу и органы государственной власти в

    субъектах Федерации, в которых нет собственных законоустановлений, и

    др.

    7. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии, постановления,

    инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения

    выборов (например, о порядке составления участковой избирательной

    комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды

    и др.).

    8. Конституции республик, уставы краев, областей, городов

    федерального значения, автономных областей, автономных округов и

    принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных

    комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций

    (президентов) и депутатов законодательных органов субъектов

    Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления.

    Виды избирательных систем

    Как мы уже знаем, в России существуют два основных вида избирательных

    систем: пропорциональная и мажоритарная.

    Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент

    распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая – распределение

    мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов

    (система абсолютного большинства, когда победителям является кандидат,

    получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей

    или система относительного большинства, когда победители становится тот,

    кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).

    Мажоритарная система имеет одночленные избирательные округа,

    где побеждает простое большинство голосов. Так происходит в США,

    Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии и Японии.

    В одночленных округах есть преимущество, заключающееся в

    возможности объединения десятков мелких партий вокруг одной из двух –

    консервативной, или лейбористской, республиканской или демократической –

    традиционных партий.

    В странах с пропорциональной избирательной системой используются

    многочленные округа и места в парламенте распределяются пропорционально

    проценту полученных голосов в данном округе. В англо-американских

    одночленных округах победитель получает все места. В многочленных

    округах победитель получает только причитающийся ему процент голосов.

    Пропорциональная избирательная система не дает партиям никакого

    вознаграждения за то, что эти партии будут держаться вместе. Более того,

    пропорциональное представительство поощряет даже раскол в партиях и

    движениях. На выборах 12 декабря 1993 года в Федеральное Собрание в

    России движение ”Демократическая Россия” выступило четырьмя малыми

    партиями.

    Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной

    системе дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину

    государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют

    самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии,

    что создает условия для формирования многопартийности. Пропорциональная

    система голосования провоцирует честолюбивые устремления политических

    лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намерения

    ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не

    набрав их, партия не имеет права быть представлена в парламенте.

    Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в

    стадии формирования.[1]

    В российской литературе по правовым вопросам избирательной

    системы предлагалась следующая альтернатива. Дело в том, что, по мнению

    Вадима Белоцерковского: малочисленность состава партий и одновременно их

    многочисленность делает неизбежной их зависимость от номенклатурно-

    мафиозных кругов, от госвласти и связанных с нею коммерческих структур,

    к которым должны идти на поклон карликовые партии. Своими силами и

    деньгами им почти не возможно пробиться в парламент. В этих условиях

    большинство депутатов оказывается под жестким контролем указанных кругов

    и структур, и о демократии уже не может быть и речи. Народ в парламенте

    оказывается некому представлять. В этой ситуации выход из тупика могла бы

    дать система выборов по производственному принципу. То есть, когда депутаты

    выдвигаются и избираются на предприятиях, в учреждениях и объединениях

    работников – “единоличников” – фермеров, писателей, кустарей, адвокатов,

    частных предпринимателей. Иначе говоря, речь идет о возвращении к системе

    выборов первозданных Советов, но не классовой, а на общественной

    основе, чтобы все слои общества были представлены в законодательных

    органах власти. Частные предприниматели – пропорционально доле частного

    сектора в валовом продукте.

    При выборах по производственному принципу у кандидатов и партий

    исчезает необходимость искать поддержки у властей и финансовых структур.

    Для избирательной кампании по месту работы кандидатам не потребуется ни

    копейки! Не менее важно также, что избиратели всегда будут хорошо

    знать, за кого они голосуют – ведь это будут их коллеги! - легко

    смогут контролировать избранных ими депутатов и отзывать, если депутаты

    станут защищать чужие интересы. При территориальных выборах

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.