МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История правового регулирования земельных отношений в России

    установки нашли свое отражение в Декрете о земле, принятом Вторым съездом

    Советов рабочих и солдатских делегатов на второй день после свершения

    Октябрьской революции, т. е. 26 октября (8 ноября) 1917 г.

    Декрет о земле

    На основе Декрета о земле был уничтожен земельный строй дореволюционной

    России и создан новый земельный строй России Была отменена частная

    собственность на землю без вознаграждения крупных собственников.

    Уничтожение частной собственности на землю фактически явилось

    национализацией земли.

    Правда, в самом Декрете термин "национализация земли" не содержится,

    тем не менее его положения законодательно закрепили именно национализацию

    земли. Декрет установил, что помещичья собственность на землю отменяется

    немедленно и без всякого выкупа, все земли обращаются во всенародное

    достояние и переходят в пользование всех трудящихся.

    Раскрывая политико-юридическое содержание национализации земли, надо

    сказать, что национализация есть nepедача всей земли в собственность

    государства. Собственность означает право на ренту и определение

    государственной властью общих для всего государства правил владения и

    пользования землей. К таким общим правилам, безусловно, относится при

    национализации запрещение всякого посредничества, т. е. запрещение передачи

    земли субарендаторам, запрещение уступки земли тому, кто не является сам

    хозяином.

    Юридическим выражением национализации земли явилось право

    исключительной собственности государства на землю — запрещались какие-либо

    сделки с землей: купля-продажа, аренда, залог.

    Декрет о земле ввел принцип трудового землепользования определил

    принципы и формы владения и пользования землей Земельные участки с

    высококультурными хозяйствами превращались в государственные хозяйства.

    Основная масса земель передавалась на основе уравнительного

    землепользования крестьянам по трудовым или потребительско-трудовым нормам

    и подвергалась периодическим переделам. Правом пользования землей

    наделялись все граждане России, желающие обрабатывать ее своим трудом

    вместе с семьей или в товариществе. Наемный труд не допускался Формы

    пользования землей допускались различные, в зависимости от желания граждан

    отдельных селений и поселков: подворные, хуторские, общинные, артельные.

    Таким образом, Декрет о земле предусмотрел различные формы

    землепользования — государственных предприятий, товариществ, артелей и

    трудящихся крестьян. Впоследствии одни формы (например, хуторское,

    общинное, единоличное землепользование) были отменены, а другие укрепились

    и в конечном счете стали преобладающими и основными. Установление

    национализации земли привело к возникновению и последующему развитию

    земельного законодательства.

    Положения Декрета о земле вскоре были включены в Декларацию прав

    трудящегося и эксплуатируемого народа, которая вошла затем в первую

    Конституцию РСФСР.

    III Всероссийский съезд Советов 18 января 1918 г. принял основные

    положения Декрета о социализации земли. Съезд поручил ВЦИК доработать и

    утвердить весь Декрет в целом. Под влиянием большевиков проект Декрета был

    существенно исправлен, а ряд положений принципиально изменен. 9 февраля

    1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о социализации земли.

    Социализация земли

    Декрет состоял из 13 разделов, в которых были развиты и более детально

    сформулированы основные принципы и положения Декрета о земле. Новый закон

    подтвердил национализацию земель, недр, лесов и вод. Декрет о социализации

    земли также подтвердил положение о праве исключительной государственной

    собственности на землю и ее недра. Земля передавалась без всякого выкупа в

    пользование трудящегося народа.

    В первую очередь земля предоставлялась в пользование для ведения

    сельского хозяйства государственным хозяйствам, сельскохозяйственным

    коммунам и товариществам.

    Декрет о социализации земли подробно урегулировал уравнительное

    распределение земли.

    В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о

    мерах перехода к социалистическому земледелию. Это Положение неразрывно

    связало мероприятия по землеустройству и переустройству сельского

    хозяйства. В Положении обосновывалась необходимость перехода от единоличных

    форм землепользования к землепользованию совхозов, сельскохозяйственных

    коммун, артелей, товариществ по общественной обработке земли. Положением

    предусматривались всякого рода преимущества и создавались благоприятные

    условия для развития коллективных форм землепользования. Содержались

    требования рационального использования сельскохозяйственных земель, охраны

    земли от истощения, строительства оросительных и осушительных сооружений,

    насаждения защитных лесов, укрепления песков и т. д.

    Вместе с тем Положение регламентировало и единоличное землепользование

    трудовых хозяйств.

    Положение впервые ввело понятие единого государственного земельного

    фонда, который находится в непосредственном заведовании и распоряжении

    соответствующих органов государственной власти и управления (ст. 1 и 2).

    Составные части единого государственного земельного фонда хотя и не

    перечислялись, но упоминались такие категории земель, как земли

    сельскохозяйственного назначения; земли, занятые промышленными

    предприятиями, транспортом, курортами; городские и поселковые земли.

    Положение определило цели и задачи землеустройства, круг

    землеустроительных действий, очередность и порядок составления и исполнения

    государственных записей и учета землепользования.

    Первый Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

    В первый же год после Октябрьской революции были предприняты попытки

    кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Наркомземом был

    разработан проект Земельного кодекса РСФСР. Проект включал основные

    положения Декретов о земле и о социализации земли. В нем предусматривалось

    закрепление права государственной собственности на землю, впервые давалось

    определение единого государственного земельного фонда, указывались формы и

    виды землепользования. Особое внимание уделялось землепользованию совхозов

    и коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о

    сельскохозяйственных землях, землях городских, землях транспорта. Подробно

    говори лось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров.

    На III Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. говори лось о

    необходимости перехода к практическим мерам помощи крестьянскому

    единоличному хозяйству. IX Всероссийский съезд

    Советов (декабрь 1921 г.) поручил Наркомзему пересмотреть действующее

    земельное законодательство в целях полного согласования его с основами

    новой экономической политики и превращения его в стройный, ясный, доступный

    пониманию каждого земледельца свод законов о земле.

    В целях упорядочения и создания устойчивого трудового единоличного

    хозяйства третья сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г. приняла Закон "О

    трудовом землепользовании" и постановление "По вопросу о кодексе земельных

    законов".

    Четвертая сессия ВЦИК девятого созыва 30 октября 1922 г. утвердила ЗК

    РСФСР, который вступил в действие 1 декабря 1922 г. Вскоре земельные

    кодексы были приняты (в основном на базе ЗК РСФСР) и в других союзных

    республиках созданного в 1922 г. Союза ССР.

    ЗК РСФСР собрал воедино и кодифицировал все действовавшее и не

    противоречившее новым условиям и новой политике законодательство. При этом

    были отменены законодательные акты, либо вошедшие в Кодекс, либо

    устаревшие.

    Кодексом довольно подробно регулировалось землепользование совхозов,

    сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной

    обработке земли. Другая его задача заключалась в правовом регулировании

    землепользования единоличных крестьянских хозяйств, в обеспечении

    устойчивости их землепользования, которое, как и все другие виды

    землепользования, считалось производным от права исключительной

    государственной собственности на землю. Большое внимание в Кодексе уделено

    правовому положению земельного общества, а также крестьянского двора.

    ЗК РСФСР 1922 г. допускал в виде исключения трудовую аренду и

    вспомогательный наемный труд.

    Образование Союза ССР и земельное законодательство

    С образованием Союза ССР земельное законодательство стало

    совершенствоваться не только как республиканское, но и как общесоюзное.

    Первая Конституция СССР, 1924 г., закрепив право исключительной

    государственной собственности на землю, отнесла к ведению Союза ССР

    установление общих начал землепользования и землеустройства, а равно

    пользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР.

    15 декабря 1928 г. ЦИК СССР утвердил Общие начала землепользования и

    землеустройства, которые урегулировали основной круг земельных отношений:

    определили цели и задачи земельного законодательства; установили, что

    субъектом права собственности на землю является СССР; разграничили

    компетенцию Союза ССР и союзных республик в области регулирования земельных

    отношений; подробно регламентировали землеустройство; определили правовой

    режим сельскохозяйственных земель, земель специального назначения,

    городских земель, земель государственного запаса и других земель, а также

    сформулировали права и обязанности землепользователей и установили порядок

    разрешения земельных споров и т. д.

    Дальнейшее развитие союзного и республиканского земельного

    законодательства пошло по линии совершенствования сложившихся в результате

    национализации земли основных земельно-правовых институтов: права

    исключительной государственной собственности, права землепользования и его

    различных видов, правового режима различных категорий земель,

    землеустройства и др.

    В результате коллективизации землепользование колхозов и совхозов стало

    основным и потребовало дальнейшего совершенствования, упорядочения и охраны

    от каких бы то ни было нарушений.

    Принятый II Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденный СНК

    СССР и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 г. Примерный устав сельскохозяйственной

    артели исходил из незыблемости национализации земли. Земля согласно

    Примерному уставу как общенародное достояние передается колхозам в

    бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Этот принцип был закреплен

    затем в ст. 8 Конституции СССР 1936 г. и стал, таким образом,

    конституционным принципом. Принцип бесплатности пользования землей был

    распространен на все сельскохозяйственные земли, а также на все виды

    пользования землей и лесами, сенокошение, пастьбу скота и др.

    В этот период принимались нормативные акты об устойчивости колхозного и

    совхозного землепользования.

    13 декабря 1968 г. в Союзе ССР было кодифицировано земельное

    законодательство — были приняты Основы земельного законодательства Союза

    ССР и союзных республик.

    Земельный кодекс РСФСР 1970 г.

    Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970 г. в полном соответствии с

    Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик был

    принят новый ЗК РСФСР. Одновременно в 1970—1971 гг. земельные кодексы были

    приняты во всех союзных республиках. Во всех кодексах были полностью

    воспроизведены Основы законодательства. Вместе с тем в них были отражены

    национальные, местные условия и особенности регулирования земельных

    отношений.

    Земельным законодательством был закреплен принцип бесплатности

    землепользования. В качестве землепользователей выступали колхозы, совхозы,

    другие сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения;

    промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия,

    организации и учреждения; граждане СССР. Земельные участки предоставлялись

    исполкомами местных Советов народных депутатов, Советами Министров союзных

    и автономных республик в соответствии с их компетенцией; по решению этих

    органов земельные участки могли быть изъяты в установленных случаях у

    землепользователей.

    5. Земельная реформа в РФ и её правовое закрепление

    В 1990 г. в Российской Федерации началось осуществление земельной

    реформы. Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на

    основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда

    была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

    Начало реформы Реформа осуществляется, во-первых, на основе

    специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего

    законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и

    предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе; об

    акционерных обществах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; об

    инвестиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная

    реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то земельно-правовые

    нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах.

    Цели и задачи земельной реформы были сформулированы в правовых же актах

    о земельной реформе.

    В соответствии с законодательством земельная реформа — это коренное

    изменение того земельного строя, который существовал до 1990 г. в бывшем

    Союзе ССР и России. Он основывался на исключительной собственности

    государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.

    Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных

    направлениях:

    — переход от национализации земли к ее денационализации

    (разгосударствлению);

    — приватизация земель;

    — децентрализация права собственности на землю. В результате возникла

    множественность форм права собственности на землю:

    — частная (индивидуальная, общая долевая и общая совместная — физических и

    юридических лиц);

    — государственная, которая подразделяется на федеральную собственность и

    собственность субъектов Федерации;

    — муниципальная;

    — иные формы права собственности.

    Кроме того, возникли или развиваются другие формы права на землю. Это —

    право пожизненного наследуемого владения землей; право пользования; право

    аренды.

    Но земельная реформа не самоцель. Она должна была привести и к

    множественности форм хозяйствования, и к подъему сельского хозяйства.

    На основе данной множественности форм собственности и других прав на

    землю появились и развиваются различные организационно-правовые формы

    сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий:

    — государственные;

    — кооперативные;

    — муниципальные;

    — частные — индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские

    (фермерские) хозяйства, акционерные общества, товарищества, хозяйственные

    общества и др.

    Указанные субъекты новых аграрных отношений одновременно являются и

    субъектами новых земельных отношений.

    Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) провозгласила, что в

    России закреплены частная, государственная, муниципальная и иные формы

    собственности на землю. Статья 36 специально посвящена праву частной

    собственности на землю граждан: они вправе самостоятельно или вместе с

    другими владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными

    участками по своему усмотрению, не причиняя при этом вреда другим лицам, и

    соблюдать требования экологического законодательства. Право частной

    собственности устанавливается федеральным законом.

    Первые правовые акты земельной реформы были принять еще бывшим Союзом

    ССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г принял Основы законодательства о

    земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно

    вводить частную собственность на землю.

    Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на

    землю. Но Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей.

    Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как

    собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству.

    Основы ввели еще одно право на землю — право аренды земли

    22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском)

    хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них

    было впервые в России закреплено право частной собственности на землю,

    причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У

    хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для

    наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земель ной доли

    и имущественного пая колхозников и работников совхозов

    Это было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г., в

    которую в 1990 г. были внесены изменения и было предусмотрено право частной

    собственности граждан на землю. Но это право было очень ограниченным,

    неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой

    форме (продать, подарить и т. д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен

    общий 10-летний мораторий на распоряжение землей.

    Было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они

    стали создаваться путем выделения колхозников и работников совхозов со

    своей земельной долей и имущественным паем.

    Земельный кодекс РСФСР 1991 г.

    В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля

    1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в

    котором урегулированы, по существу, все земельные общественные отношения

    нового земельного строя

    Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен

    10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно

    разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот,

    гражданами у государства.

    Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось

    установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они

    рассматривались только в административном порядке (до этого суды

    рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его

    собственниками в городе).

    Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими

    Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О

    неотложных мерах по осуществлению земельной реформы". Указ установил

    продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов

    своих земельных долей:

    — при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

    — при переселении в другую местность;

    — при передаче в собственность по наследованию;

    — при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую

    промышленность.

    Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки

    другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены

    колхоза или поступающим на работу в совхоз.

    Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков

    были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.

    Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства

    Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и

    совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться

    в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это

    противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не

    отреагировал на это. Реформа продолжилась.

    Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации

    регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с

    дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд

    других. Признано необходимым принять закон об ипотеке. Но пока он не

    принят.

    Законодательный орган — Верховный Совет Российской Федерации, со своей

    стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права

    частной собственности на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены

    дополнение и изменение, которыми разрешалась свободная купля-продажа

    земельных участков гражданами в четырех случаях — для ведения:

    — личного подсобного хозяйства;

    — садоводства,

    — дачного строительства;

    — индивидуального жилищного строительства. Конституция и Закон не

    позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной

    реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в

    указном порядке.

    Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных

    отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г. было

    установлено, что земля — имущество, недвижимость;

    все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом

    земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в

    указанной части должно соответствовать ГК РФ.

    24 декабря 1993 г. Президент Российской Федерации принял Указ № 2228 о

    приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с

    Конституцией РФ. Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о

    крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей

    Закона о зерне.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных

    положениях Государственной программы приватизации государственных и

    муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г."

    продолжалась приватизация земель. В основных положениях содержатся два

    раздела "4" и "410", специально посвященные приватизации этих земель, их

    купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей

    включились органы Госкомимущества.

    Еще более важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации "О

    реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. Он еще

    более расширяет земельную реформу. Указом предусмотрены важные меры по

    закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное

    распоряжение ими в самых различных формах для развития

    сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций

    фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков;

    предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства;

    предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных

    долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное

    производство, и т. д.

    Список литературы

    1. Земельное право России: учебник/ В.В. Петров.- М.: 1995.

    2. Земельное право. Учебник для вузов. С.А. Боголюбов.- М.:Издательство

    НОРМА, 2000г.

    3. Гражданский кодекс РФ 1996 г.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.