МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Институт монархии

    Институт монархии

    МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

    Курсовая работа

    По дисциплине:

    Конституционное право Зарубежных стран

    Тема: Институт монархии

    Преподаватель: Кикоть В.А.

    Москва, 2002 год

    ПЛАН

    Введение ___________________________стр.1

    1. Понятие монархии ______________________стр.3

    2. Исторические разновидности монархии ____стр.7

    3. Современная конституционная монархия __стр.13

    4. Особенности монархии в некоторых странах

    5. (Япония, Великобритания, Испания) ________стр.18

    Заключение ________________________стр.24

    Список литературы.

    1. “Теория государства и права”. Учебник для ВУЗов. М. 1999.

    2. В. О. Ключевский. “Курс русской истории”. М. 1921.

    3. “История государства и права России”. Под. ред. пр. Ю. П. Титова.

    М. 1998.

    4. Б.А.Страшун “Конституционное право зарубежных стран”

    5. “Конституции зарубежных государств” Издательство БЕК. М.1996

    6. Л.А.Окуньков ”Конституции государств Европейского Союза”

    7. “Иностранное конституционное право”. Под. ред. В. В. Маклакова. М.

    1996.

    8. Современные зарубежные конституции. М. МЮИ.1992

    9. “Конституции зарубежных государств” Под.ред. М.В. Боглая,

    Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина.

    Введение.

    Монархия – В переводе с греческого означает единовластие. Она

    является одной самых древних форм правления, при которой верховная

    государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность

    в установленном порядке престолонаследия. Хотя в современном мире - это

    означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко

    обожествляется (монарх – помазанник Божий). Правда ныне божественное

    происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что

    феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в

    результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть

    вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих

    конституций монархических государств. Можно с полным правом утверждать, что

    вплоть до начала девятнадцатого века монархия была правилом для всех

    государственно-организованных народов. Даже в современном мире, несмотря на

    то, что республика является исторически более прогрессивной формой

    правления спор между ней и монархией продолжается.

    Что касается России, то наша страна прошла первую стадию развития

    монархии, прерванную социалистической революцией, в отличие от большинства

    европейских стран, где абсолютная монархия была заменена на

    конституционную. Путь развития монархии в России проследить нетрудно: от

    раннефеодальной, существовавшей в период феодальной раздробленности Руси и

    сословно-представительской, имевшей место во времена становления

    Российского государства; до абсолютной, просуществовавшей вплоть до начала

    двадцатого века. Становление стабильного монархического строя во многом

    позволило России совершить рывок в экономическом, политическом и культурном

    развитии, что способствовало увеличению авторитета страны во всем мире.

    Однако уже к середине девятнадцатого века политическая система становится

    своеобразным заложником непростой экономической ситуации, которая возникла

    благодаря ряду крайне некомпетентных шагов. Неразрешенная ситуация с

    крепостным правом, в то время как большинство европейских стран уже встало

    на более демократичный путь развития, еще более усугубляла кризис,

    затронувший практически все области государственной сферы. Трудно сказать,

    был ли это скорее экономический кризис, или политический – цель моей

    курсовой работы не в этом, но над монархическим строем в России, правда,

    далеко не первый раз, навис домоклав меч. К сожалению, сложная

    международная обстановка только усиливала тенденции к ухудшению ситуации:

    бесполезная Крымская Война, Война с Японией, а затем, и Первая Мировая

    окончательно пошатнули российскую политическую систему. Агония продлилась

    вплоть до осени 1917 года, положившей начало новой истории России, как

    первого в мире социалистического государства.

    Из всего выше сказанного видно, что институт монархии в России не

    прошел своей заключительной стадии развития парламентской монархии. И хотя

    в феврале 1917 года в нашей стране произошла буржуазная революция, она

    закончилась свержением монархического строя.

    1.Понятие монархии

    Понятие формы правления монархии

    Под формой правления мы понимаем систему формирования и

    взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и

    исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе

    борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего

    государства. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения

    конституционно-правового регулирования организации и функционирования

    государства. Она является тем ключом, с помощью которого мы только и можем

    разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти,

    установленной конституцией соответствующего государства.

    Тема “Монархия как форма правления” интересна тем, что с течением

    времени она не теряет своей актуальности. На протяжении нескольких столетий

    многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Первым из

    них был Аристотель. Он описал многие разновидности форм власти. Особое

    внимание из этих форм вызывает монархия – власть одного ( что верно лишь

    отчасти – в истории мировых монархий не редкость – соправительство, когда

    правят вдвоем, а в Риме, правда, кратковременно, правили одновременно даже

    пять императоров). Монархия отличается от аристократии, и от демократии

    тем, что при них необходимо установление места и времени для того, чтобы

    создалась возможность обсуждать и принимать решения, то есть реально

    осуществлять власть. При монархии же такое обсуждение и принятие решений

    возможно в любое время и в любом месте. В чем заключается форма правления

    монархии? Монархия – форма правления, где высшая государственная власть

    принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, императору,

    шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет

    ответственности перед населением. Во всех монархических странах монарх

    является неприкосновенной особой. С большими оговорками можно выстроить

    следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до

    наших дней. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней

    следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в

    монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций

    абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной

    (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь,

    прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской.

    Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого

    института.

    Понятие и сущность монархии.

    Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления,

    известных теории государства и права. Власть монарха, как правило,

    является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

    Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя

    царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В

    настоящее время существуют три основные системы престолонаследия.

    Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только

    по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются

    полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди

    престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает

    старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин,

    но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех

    степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении

    всего мужского потомства и всех мужских линий.

    В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая"

    форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.

    Другой важной формой правления является регентство – временное

    коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в

    монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного

    отсутствия монарха.

    В зависимости от принципа наследования власти, монархия может быть

    династической, родовой и выборной.

    В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с

    которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это

    было на Руси.

    Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип

    принадлежности к династии. Претендент на престол должен был быть выходцем

    из царского рода. Правда, это вовсе не означало, что он автоматически

    наследовал корону.

    Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы

    монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является

    редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает

    племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает

    или не подтверждает полномочия избранного правителя. В настоящее время

    выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является

    монарх, избираемый на пять лет особым совещанием представителей

    монархических штатов, входящих в федерацию.

    Достоинства монархии.

    Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять

    неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого

    монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная

    монархия может быть символом единства многонационального государства, в том

    числе - империи. Монархия также может являться символом единства нации,

    общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически -

    декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании),

    продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.

    В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно

    благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных

    критериев в отношениях между людьми.

    Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия

    оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.

    Еще одним важным достоинством монархии является способность

    эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В

    монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в

    республиканской. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный)

    будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а

    следовательно, всячески придерживать его. Монарх социально выведен из

    конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для

    него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель

    династии и, скорее всего, личная гибель монарха.

    Недостатки монархии.

    Главный недостаток династической монархии, как мне кажется, -

    случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не

    родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические

    наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например,

    царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала

    сосредоточив вокруг себя все величие.К. Валишевский пишет в романе о

    Екатерине II – “Победоносная за границами империи, Екатерина внушала и

    внутри ее сперва уважение, за тем и любовь к себе”. Павел был полной

    противоположностью своей матери. “Павел принес с собой на престол не

    обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас

    горьких чувств”. Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным

    воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла

    “запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности”.

    Еще одним широко распространенным недостатком монархии является

    фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине

    XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.

    Оба эти недостатка можно устранить составными политическими

    системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в

    сочетании с другими формами – аристократией или демократией.

    2.Исторические разновидности монархий.

    Монархия как форма правления весьма неоднородна, и показала на

    протяжении веков свою гибкость и изменчивость, качества, благодаря которым

    ей и удается существовать в современных высокоразвитых демократических

    государствах. Рассмотрим разновидности монархий.

    Патриархальная монархия (традиционная).

    Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из

    развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец

    своих подданных).

    Патриархальная монархия, так же, как и сакральная, имеет один древний

    обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву

    во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода

    изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология". Он пишет,

    что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской

    цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические

    обряды).

    Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании

    людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва,

    принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском

    богословии.

    Сакральная монархия.

    Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции

    монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из

    библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи

    был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными

    обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта,

    где основной функцией фараона была жреческая.

    Многовековая история сакральных монархий привела к относительной

    сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности

    особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов

    королевская кровь считалась настолько священной, что даже

    незаконнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. Можно

    также вспомнить одну из причин принятия Русью христианства – обожествление

    власти монарха.

    Деспотическая монархия.

    По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель".

    Деспотическая монархия складывается в милитаризированных обществах. Если

    сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В

    деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в

    сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных.

    Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.

    Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь,

    армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или

    монгольской орды (выборный деспотический правитель). Впоследствии такая

    форма монархии выродилась в военную диктатуру, свойственную странам, где

    государственный переворот был совершен военными.

    Сословно-представительная монархия.

    Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления

    форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация,

    в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм,

    в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в

    виде государства, права и идеологии обретая с их помощью плоть и кровь.

    Сословная монархия, или феодальная монархия с сословным представительством

    представляет одну из известных феодализму форм государства,

    сложившуюся в условиях политической централизации. Политическая эволюция

    государства на этом этапе обнаруживает такие своеобразные социальные

    структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения не

    только классовых, но и сословных различий.

    Такая форма монархии в истории встречается чаще всего. Сословно-

    представительная монархия действует в сословных обществах, представляет

    собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые

    социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно

    депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии

    появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия

    просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место

    национальному представительству.

    Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие,

    только не в высшее, а во второе - в воинское.

    В западной традиции сословных обществ монарх был надсословен. Можно

    даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее

    монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.

    Точно так же в традиции Руси до монгольского нашествия князья

    являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии -

    бояр.

    Надо отметить, что сословным обществам монархия, безусловно, полезна,

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.