МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Действие норм о договорах во времени

    право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным

    видам отношений, регулируемым гражданским законодательством РФ. Так, вряд

    ли целесообразно на федеральном уровне принимать законы и иные нормативные

    правовые акты, касающиеся специфически местных услуг или товаров

    национального характера, оказываемых или производимых на территории

    отдельного национального округа».

    Особое значение имеет вопрос о компетенции субъектов Федерации

    применительно к отношениям, охваченным ст. 72 Конституции РФ.

    Статья 72 Конституции РФ отнесла к совместному ведению Российской

    Федерации и субъектов РФ, среди прочего, вопросы владения, пользования и

    распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п.

    «в» ст. 72), а также жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,

    законодательство о недрах (п. «к» ст. 72). А это означает, как следует из

    п. 2 ст. 76 Конституции РФ, что субъектам Федерации предоставлено право по

    всем перечисленным вопросам принимать в соответствии с федеральными

    законами собственные законы и иные нормативные акты.

    Известно, что неотъемлемую часть ГК составляет хотя и не вступившая еще

    пока в силу гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю»'.

    Указанная глава, среди прочего, определяет порядок реализации

    соответствующих прав на основе гражданско-правовых договоров. Можно указать

    также и на то, что ГК регулирует, хотя и в самом общем виде, договоры о

    залоге недвижимости-ипотеке.

    Следовательно, по крайней мере часть отношений по поводу земли, и прежде

    всего договорные, составляют область гражданского права. К этому следует

    добавить, что, поскольку ст. 72 Конституции РФ является все-таки

    специальной по отношению к общей - ст. 71, можно сделать вывод, что

    гражданско-правовые отношения, имеющие своим предметом землю, ее недра,

    леса и воды, в случаях, когда они затрагивают вопросы, указанные в ст. 72

    Конституции РФ, представляют собой сферу совместной компетенции. Думается,

    что это соответствует и п. 3 ст. 36 Конституции РФ: «Условия и порядок

    пользования землей определяются на основе (выделено нами. - Авт.)

    федерального закона». Известно, что по этому пути пошла и нормо-творческая

    практика субъектов Федерации.

    На наш взгляд, можно считать еще более убедительным признание за

    субъектами Федерации определенной компетенции в области гражданского права

    в связи с включением Конституцией в совместное ведение Российской Федерации

    и субъектов РФ жилищного законодательства.

    В современных экономических условиях, когда основная масса жилищного

    фонда представляет собой частную собственность, основными в жилищном

    законодательстве являются нормы гражданского права. Без этих норм жилищное

    законодательство существовать не может. Указанная отрасль законодательства

    в ее современном виде только складывается. Однако и среди небольшого числа

    актов, принятых после вступления в силу действующей Конституции РФ, можно

    указать на такие, которые положительно решают вопрос о нормотворческой

    компетенции субъектов Федерации.

    Так, в частности, Закон о товариществах собственников жилья, принятый

    Государственной Думой 24 мая 1996 г., призван регулировать отношения

    собственности в кондоминиумах. Последние являются формой объединения

    домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации

    соответствующего комплекса недвижимого имущества. Указанный Закон

    перечисляет круг отношений, регулируемых законодательством о кондоминиумах

    и товариществах собственников жилья. В ст. 3 он устанавливает, что

    содержащиеся в законодательстве жилищные правоотношения регулируют, помимо

    самого Закона, ГК, иных законодательных актов РФ, регулирующих гражданские

    правоотношения, «также» иные законодательные акты Российской Федерации и

    законодательные акты субъектов РФ. Единственное исключение сделано для

    указанных в ст. 2 Закона отношений, которые могут быть урегулированы только

    федеральными актами. Однако за пределами этой статьи остаются на долю

    законодательства субъектов Федерации самые разнообразные отношения, прежде

    всего связанные с использованием договорных форм.

    Пункт 3 ст. 672 ГК мог бы дать повод сделать вывод, что жилищное

    законодательство представляет собой лишь совокупность норм, регулирующих

    социальный наем жилищных помещений. Но следует иметь в виду, что

    терминология указанной нормы отнюдь не обязательно равнозначна той, которую

    использует ст. 72 Конституции РФ. Во всяком случае, действующий Жилищный

    кодекс РФ регулирует весь комплекс жилищных отношений. В частности, в нем

    специальную главу (гл. 6) составляют нормы, посвященные пользованию жилыми

    помещениями в домах индивидуального жилого фонда, которые, во всяком

    случае, не относятся к «социальному найму». В подтверждение того, что

    «жилищное законодательство» не ограничивается «социальным наймом», можно

    сослаться на некоторые статьи самого ГК. Так, например, п. 1 ст. 673

    Кодекса содержит отсылку по вопросу «пригодности жилья для проживания» к

    жилищному законодательству, тем самым предполагая, что соответствующие

    нормы этого законодательства будут распространяться в равной мере на

    «договоры найма» и на «договоры социального найма». К этому можно добавить

    и то, что п. 3 ст. 682 ГК отсылает по вопросу о размере платы за жилое

    помещение к Жилищному кодексу РФ. Следовательно, и новый Жилищный кодекс,

    который предстоит принять с учетом нового ГК, очевидно, должен будет

    содержать нормы, регулирующие отношения, выходящие за пределы социального

    найма. Таким образом, нет оснований, полагаем, сужать понятие «жилищное

    законодательство», а тем самым и рамки совместной компетенции применительно

    к этой законодательной отрасли одними лишь социальными жилищными

    правоотношениями.

    Думается, что сходная ситуация сложилась и применительно к вопросам

    владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими

    природными ресурсами. Имеется в виду, что правовое регулирование указанных

    вопросов связано непосредственно с различными договорами, в которых

    соответствующие вещные права, и прежде всего правомочные распоряжения,

    непосредственно реализуются.

    О существующем регулировании указанных вопросов на уровне субъектов

    Федерации можно судить, например, по утвержденному Постановлением

    Правительства Москвы 4 июня 1996 г. Положению о порядке осуществления

    контроля за выполнением договоров купли-продажи муниципальной

    (государственной) собственности. Его нормы помимо регулирования чисто

    административных отношений охватывают порядок проведения коммерческих

    конкурсов и аукционов по продаже предприятий, нарушивших заключенные ими

    договоры купли-продажи.

    В результате следует прийти к выводу, что гражданское законодательство

    является исключительной компетенцией РФ, кроме случаев, которые

    охватываются ст. 72 Конституции РФ.

    Разумеется, не все акты субъектов Федерации, входящие в область

    гражданского законодательства, как она понимается в ст. 72 Конституции РФ,

    подчиняются ст. 76 той же Конституции. Эта последняя дает основания сделать

    вывод, что акты, изданные субъектами Федерации на основе ст. 72 Конституции

    РФ, должны применяться в соответствии с федеральными законами. По этой

    причине возможности субъектов Федерации реализовать принадлежащие им права,

    основанные на ст. 72 Конституции, целиком зависят от объема

    законодательства, изданного по соответствующим вопросам федеральными

    органами.

    В заключение следует отметить, что применение соответствующих статей

    Конституции РФ (71 и 72) связано с определенными трудностями, в частности

    по той причине, что содержащийся в них перечень вопросов, составляющих

    соответственно исключительную и совместную компетенцию, не совпадает с

    делением права на отрасли. Это было очень четко проиллюстрировано

    Конституционным Судом РФ в деле о проверке конституционности одной из

    статей Закона «О рекламе»'. В этой связи была подчеркнута необходимость

    учета комплексного характера нормативного регулирования отдельных

    отношений, перечисленных в указанных статьях Конституции РФ.

    10. ДЕЙСТВИЕ НОРМ О ДОГОВОРАХ ПО ЛИЦАМ

    Нормы гражданского законодательства, которые определяют, как должны

    заключаться договоры, какие права и обязанности составляют их содержание,

    какая ответственность наступает в случае нарушения договора и др., в

    принципе адресованы любому участнику гражданского оборота. Однако

    приведенное правило знает и исключения. В конечном счете смысл таких

    исключений сводится к тому, что некоторые договорные модели рассчитаны лишь

    на строго определенный круг участников. Кроме того, совокупность норм,

    регулирующих определенный тип (вид) договоров, может устанавливать

    неодинаковый правовой режим в зависимости от того, кто выступает в роли

    стороны (сторон).

    В течение длительного времени дифференциация правового регулирования

    договоров по признаку субъектного состава выражалась в разграничении

    отношений с участием и без участия граждан, а поскольку выступать в обороте

    наряду с гражданами могли практически лишь «социалистические организации»,

    практически речь шла о разграничении договоров, рассчитанных на участие в

    них только таких организаций, и договоров с участием граждан.

    Например, ГК 64 в число договоров первого вида включал основные в то

    время договоры: поставку и подряд на капитальное строительство. Специальный

    субъектный состав был обязательным признаком также и для договоров

    государственной закупки сельскохозяйственной продукции, страхования и

    перевозки грузов. Применительно к последним в качестве по крайней мере

    одной стороны - соответственно заготовителя, страховщика или перевозчика -

    в них должны были участвовать «социалистические организации». Различные

    решения одних и тех же вопросов в зависимости от того, кто именно выступает

    в качестве контрагентов, имели место почти во всех остальных главах ГК 64,

    посвященных договорам.

    Подобная дифференциация проводилась и в общих положениях об

    обязательствах. Субъектный состав договоров принимался во внимание, в

    частности, нормами о порядке заключения договоров (ст. 160) и разрешении

    возникающих при этом споров (ст. 167), о возможностях и последствиях

    возложения обязательства на третье лицо (ст. 171), допустимости досрочного

    исполнения (ст. 173) и об уменьшении размера неустойки (ст. 191) и др.

    Основы гражданского законодательства 1991 г. в принципе отказались от

    учета круга участвующих в договоре лиц. Одно из немногих исключений в них

    составила ст. 71, которая примечательна еще и тем, что в ней впервые в

    качестве классификационного признака выступило осуществление лицом

    «предпринимательской деятельности». В указанной статье проводилось

    разграничение двух режимов применительно к основаниям возникновения

    ответственности должника за нарушение обязательства. Такая ответственность

    наступала только при наличии вины должника. Но если речь шла о должнике,

    который нарушил обязательство при осуществлении им предпринимательской

    деятельности, то и без вины. Дифференциация проводилась и в ст. 109 Основ,

    которая предоставляла только юридическим лицам и гражданам, занимающимся

    предпринимательской деятельностью, право открывать счета в любом банке.

    Более широкую дифференциацию правового регулирования договоров «по

    лицам» содержит действующий ГК. Указанная дифференциация проведена прежде

    всего в общей части обязательственного права. Имеются в виду, в частности,

    статьи первой части ГК, посвященные одностороннему отказу от исполнения

    договора и его изменению (ст. 310), возможности досрочного исполнения

    обязательств (ст. 315), основаниям возникновения солидарных обязательств

    (п. 2 ст. 322), залогу вещей в ломбарде (п. 1 ст. 358), удержанию (п. 1 ст.

    359), основаниям ответственности (п. 3 ст. 401), публичному договору (ст.

    426), договору присоединения (п. 3 ст. 428).

    Весьма широко выделены отношения с участием предпринимателей в главах,

    посвященных отдельным видам договоров. Так, в частности, это относится к

    определенным вопросам, которые возникают при заключении договоров купли-

    продажи (качество товаров - п. 4 ст. 469, тара и упаковка -п. 3 ст. 481),

    дарения (отмена дарения - п. 3 ст. 578), подряда (качество работ - п. 2 ст.

    721), займа (получение процентов - п. 3 ст. 809), при расчетах (об

    осуществлении безналичных расчетов - п. 1 ст. 861), при заключении

    договоров страхования (досрочное прекращение договора - п. 1 ст. 958),

    поручения (вознаграждение поверенного - п. 1 ст. 972), комиссии

    (отступление от указаний комитента - п. 1 ст. 995), простого товарищества

    (ответственность товарищей по общим обязательствам - ст. 1047).

    Участие предпринимателей для ряда договоров является конституирующим

    признаком. Для некоторых типов (видов) договоров обязательным условием

    служит выступление предпринимателей с обеих сторон: поставка (ст. 506),

    финансовая аренда (ст. 665), складское хранение (ст. 907), коммерческая

    концессия (п. 1 ст. 1027), простое товарищество, созданное для извлечения

    прибыли (п. 2 ст. 1041). Параллельно с этим в ГК выделены также договоры,

    для которых обязательно участие предпринимателей и непременно в качестве

    только одной из сторон. К указанным относятся договоры розничной купли-

    продажи (п. 1 ст. 492), проката (п. 1 ст. 626), бытового подряда (п. 1 ст.

    730). Сюда можно отнести из первой части ГК договор залога вещей в ломбарде

    (п. 1 ст. 358).

    Наряду с установлением специальных режимов для договоров

    предпринимателей есть в ГК относительно небольшое число норм, в которых

    субъектный состав договоров характеризуется участием коммерческих

    организаций. Различие между коммерческими и некоммерческими организациями

    проведено п. 1 ст. 50 ГК. К первым относятся юридические лица, которые в

    качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, в

    то время как вторые такой цели не имеют и, кроме того, полученная этими

    последними прибыль не подлежит распределению между участниками. Указанная

    дифференциация отражается в правилах, запрещающих дарение в отношениях

    между коммерческими организациями (ст. 575), устанавливающих специальный

    порядок передачи имущества коммерческой организацией учредителям,

    участникам, руководителям, членам ее органов управления или контроля в

    безвозмездное пользование (п. 2 ст. 690) и др. Особо выделена перевозка

    транспортом общего пользования по признаку участия коммерческой организации

    (п. 1 ст. 789). Можно указать на нормы, которые предусматривают право такой

    организации заключать договоры финансирования под уступку денежного

    требования (ст. 825), специальный режим для хранителей - коммерческих

    организаций (п. 2 ст. 886) и такой же специальный режим для общества

    взаимного страхования, создаваемого в соответствующей форме (п. 1 ст. 968),

    требуют обязательного участия в качестве доверительного управляющего, кроме

    граждан, только коммерческих организаций (п. 1 ст. 1015), считают

    обязательным участие в коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027).

    В ГК содержится немало норм, область действия которых составляет

    осуществляемая одной из сторон предпринимательская деятельность. Такого

    рода выделение может рассматриваться в рамках действия гражданских законов

    по лицам. Это связано с тем, что предпринимательской деятельностью, т.е.

    самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на

    систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи

    товаров, выполнения работ или оказания услуг, могут заниматься только

    предприниматели - лица, зарегистрированные в этом качестве в установленном

    законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК). Ограничивая пределы действия определенных

    норм, ГК иногда использует термин «предприниматель». Однако во всех

    подобных случаях имеются в виду не просто юридические лица и граждане,

    зарегистрированные в таком качестве, а именно те из них, кто в данном

    конкретном случае заключают и исполняют договор, действуя в рамках

    осуществляемой ими предпринимательской деятельности.

    Определение предпринимательской деятельности в новом Кодексе по существу

    не отличается от того, которое было дано в прекратившем свое действие с

    принятием ГК Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и

    предпринимательской деятельности». Отсутствие в ГК указания, содержащегося

    в этом Законе, на самостоятельную ответственность предпринимателя имеет

    чисто редакционный характер. Все сводится к устранению явного плеоназма,

    поскольку понятие «свой риск» включает и самостоятельную ответственность.

    ГК (ст. 23), допуская возможность занятия гражданами предпринимательской

    деятельностью без образования юридического лица, требует лишь их

    регистрации в качестве индивидуального предпринимателя'. В силу п. 3 ст. 23

    ГК к деятельности такого рода лиц применяются - если иное не вытекает из

    закона, иных правовых актов или существа правоотношений - правила ГК,

    регулирующие деятельность юридических лиц, которые являются коммерческими

    организациями.

    Одна из новелл ГК, относящаяся к предпринимательской деятельности

    граждан, содержится в п. 4 ст. 23. Она имеет в виду граждан, которые

    осуществляют такую деятельность без образования юридического лица, не

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.