Действие норм о договорах во времени
право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным
видам отношений, регулируемым гражданским законодательством РФ. Так, вряд
ли целесообразно на федеральном уровне принимать законы и иные нормативные
правовые акты, касающиеся специфически местных услуг или товаров
национального характера, оказываемых или производимых на территории
отдельного национального округа».
Особое значение имеет вопрос о компетенции субъектов Федерации
применительно к отношениям, охваченным ст. 72 Конституции РФ.
Статья 72 Конституции РФ отнесла к совместному ведению Российской
Федерации и субъектов РФ, среди прочего, вопросы владения, пользования и
распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п.
«в» ст. 72), а также жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,
законодательство о недрах (п. «к» ст. 72). А это означает, как следует из
п. 2 ст. 76 Конституции РФ, что субъектам Федерации предоставлено право по
всем перечисленным вопросам принимать в соответствии с федеральными
законами собственные законы и иные нормативные акты.
Известно, что неотъемлемую часть ГК составляет хотя и не вступившая еще
пока в силу гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю»'.
Указанная глава, среди прочего, определяет порядок реализации
соответствующих прав на основе гражданско-правовых договоров. Можно указать
также и на то, что ГК регулирует, хотя и в самом общем виде, договоры о
залоге недвижимости-ипотеке.
Следовательно, по крайней мере часть отношений по поводу земли, и прежде
всего договорные, составляют область гражданского права. К этому следует
добавить, что, поскольку ст. 72 Конституции РФ является все-таки
специальной по отношению к общей - ст. 71, можно сделать вывод, что
гражданско-правовые отношения, имеющие своим предметом землю, ее недра,
леса и воды, в случаях, когда они затрагивают вопросы, указанные в ст. 72
Конституции РФ, представляют собой сферу совместной компетенции. Думается,
что это соответствует и п. 3 ст. 36 Конституции РФ: «Условия и порядок
пользования землей определяются на основе (выделено нами. - Авт.)
федерального закона». Известно, что по этому пути пошла и нормо-творческая
практика субъектов Федерации.
На наш взгляд, можно считать еще более убедительным признание за
субъектами Федерации определенной компетенции в области гражданского права
в связи с включением Конституцией в совместное ведение Российской Федерации
и субъектов РФ жилищного законодательства.
В современных экономических условиях, когда основная масса жилищного
фонда представляет собой частную собственность, основными в жилищном
законодательстве являются нормы гражданского права. Без этих норм жилищное
законодательство существовать не может. Указанная отрасль законодательства
в ее современном виде только складывается. Однако и среди небольшого числа
актов, принятых после вступления в силу действующей Конституции РФ, можно
указать на такие, которые положительно решают вопрос о нормотворческой
компетенции субъектов Федерации.
Так, в частности, Закон о товариществах собственников жилья, принятый
Государственной Думой 24 мая 1996 г., призван регулировать отношения
собственности в кондоминиумах. Последние являются формой объединения
домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации
соответствующего комплекса недвижимого имущества. Указанный Закон
перечисляет круг отношений, регулируемых законодательством о кондоминиумах
и товариществах собственников жилья. В ст. 3 он устанавливает, что
содержащиеся в законодательстве жилищные правоотношения регулируют, помимо
самого Закона, ГК, иных законодательных актов РФ, регулирующих гражданские
правоотношения, «также» иные законодательные акты Российской Федерации и
законодательные акты субъектов РФ. Единственное исключение сделано для
указанных в ст. 2 Закона отношений, которые могут быть урегулированы только
федеральными актами. Однако за пределами этой статьи остаются на долю
законодательства субъектов Федерации самые разнообразные отношения, прежде
всего связанные с использованием договорных форм.
Пункт 3 ст. 672 ГК мог бы дать повод сделать вывод, что жилищное
законодательство представляет собой лишь совокупность норм, регулирующих
социальный наем жилищных помещений. Но следует иметь в виду, что
терминология указанной нормы отнюдь не обязательно равнозначна той, которую
использует ст. 72 Конституции РФ. Во всяком случае, действующий Жилищный
кодекс РФ регулирует весь комплекс жилищных отношений. В частности, в нем
специальную главу (гл. 6) составляют нормы, посвященные пользованию жилыми
помещениями в домах индивидуального жилого фонда, которые, во всяком
случае, не относятся к «социальному найму». В подтверждение того, что
«жилищное законодательство» не ограничивается «социальным наймом», можно
сослаться на некоторые статьи самого ГК. Так, например, п. 1 ст. 673
Кодекса содержит отсылку по вопросу «пригодности жилья для проживания» к
жилищному законодательству, тем самым предполагая, что соответствующие
нормы этого законодательства будут распространяться в равной мере на
«договоры найма» и на «договоры социального найма». К этому можно добавить
и то, что п. 3 ст. 682 ГК отсылает по вопросу о размере платы за жилое
помещение к Жилищному кодексу РФ. Следовательно, и новый Жилищный кодекс,
который предстоит принять с учетом нового ГК, очевидно, должен будет
содержать нормы, регулирующие отношения, выходящие за пределы социального
найма. Таким образом, нет оснований, полагаем, сужать понятие «жилищное
законодательство», а тем самым и рамки совместной компетенции применительно
к этой законодательной отрасли одними лишь социальными жилищными
правоотношениями.
Думается, что сходная ситуация сложилась и применительно к вопросам
владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими
природными ресурсами. Имеется в виду, что правовое регулирование указанных
вопросов связано непосредственно с различными договорами, в которых
соответствующие вещные права, и прежде всего правомочные распоряжения,
непосредственно реализуются.
О существующем регулировании указанных вопросов на уровне субъектов
Федерации можно судить, например, по утвержденному Постановлением
Правительства Москвы 4 июня 1996 г. Положению о порядке осуществления
контроля за выполнением договоров купли-продажи муниципальной
(государственной) собственности. Его нормы помимо регулирования чисто
административных отношений охватывают порядок проведения коммерческих
конкурсов и аукционов по продаже предприятий, нарушивших заключенные ими
договоры купли-продажи.
В результате следует прийти к выводу, что гражданское законодательство
является исключительной компетенцией РФ, кроме случаев, которые
охватываются ст. 72 Конституции РФ.
Разумеется, не все акты субъектов Федерации, входящие в область
гражданского законодательства, как она понимается в ст. 72 Конституции РФ,
подчиняются ст. 76 той же Конституции. Эта последняя дает основания сделать
вывод, что акты, изданные субъектами Федерации на основе ст. 72 Конституции
РФ, должны применяться в соответствии с федеральными законами. По этой
причине возможности субъектов Федерации реализовать принадлежащие им права,
основанные на ст. 72 Конституции, целиком зависят от объема
законодательства, изданного по соответствующим вопросам федеральными
органами.
В заключение следует отметить, что применение соответствующих статей
Конституции РФ (71 и 72) связано с определенными трудностями, в частности
по той причине, что содержащийся в них перечень вопросов, составляющих
соответственно исключительную и совместную компетенцию, не совпадает с
делением права на отрасли. Это было очень четко проиллюстрировано
Конституционным Судом РФ в деле о проверке конституционности одной из
статей Закона «О рекламе»'. В этой связи была подчеркнута необходимость
учета комплексного характера нормативного регулирования отдельных
отношений, перечисленных в указанных статьях Конституции РФ.
10. ДЕЙСТВИЕ НОРМ О ДОГОВОРАХ ПО ЛИЦАМ
Нормы гражданского законодательства, которые определяют, как должны
заключаться договоры, какие права и обязанности составляют их содержание,
какая ответственность наступает в случае нарушения договора и др., в
принципе адресованы любому участнику гражданского оборота. Однако
приведенное правило знает и исключения. В конечном счете смысл таких
исключений сводится к тому, что некоторые договорные модели рассчитаны лишь
на строго определенный круг участников. Кроме того, совокупность норм,
регулирующих определенный тип (вид) договоров, может устанавливать
неодинаковый правовой режим в зависимости от того, кто выступает в роли
стороны (сторон).
В течение длительного времени дифференциация правового регулирования
договоров по признаку субъектного состава выражалась в разграничении
отношений с участием и без участия граждан, а поскольку выступать в обороте
наряду с гражданами могли практически лишь «социалистические организации»,
практически речь шла о разграничении договоров, рассчитанных на участие в
них только таких организаций, и договоров с участием граждан.
Например, ГК 64 в число договоров первого вида включал основные в то
время договоры: поставку и подряд на капитальное строительство. Специальный
субъектный состав был обязательным признаком также и для договоров
государственной закупки сельскохозяйственной продукции, страхования и
перевозки грузов. Применительно к последним в качестве по крайней мере
одной стороны - соответственно заготовителя, страховщика или перевозчика -
в них должны были участвовать «социалистические организации». Различные
решения одних и тех же вопросов в зависимости от того, кто именно выступает
в качестве контрагентов, имели место почти во всех остальных главах ГК 64,
посвященных договорам.
Подобная дифференциация проводилась и в общих положениях об
обязательствах. Субъектный состав договоров принимался во внимание, в
частности, нормами о порядке заключения договоров (ст. 160) и разрешении
возникающих при этом споров (ст. 167), о возможностях и последствиях
возложения обязательства на третье лицо (ст. 171), допустимости досрочного
исполнения (ст. 173) и об уменьшении размера неустойки (ст. 191) и др.
Основы гражданского законодательства 1991 г. в принципе отказались от
учета круга участвующих в договоре лиц. Одно из немногих исключений в них
составила ст. 71, которая примечательна еще и тем, что в ней впервые в
качестве классификационного признака выступило осуществление лицом
«предпринимательской деятельности». В указанной статье проводилось
разграничение двух режимов применительно к основаниям возникновения
ответственности должника за нарушение обязательства. Такая ответственность
наступала только при наличии вины должника. Но если речь шла о должнике,
который нарушил обязательство при осуществлении им предпринимательской
деятельности, то и без вины. Дифференциация проводилась и в ст. 109 Основ,
которая предоставляла только юридическим лицам и гражданам, занимающимся
предпринимательской деятельностью, право открывать счета в любом банке.
Более широкую дифференциацию правового регулирования договоров «по
лицам» содержит действующий ГК. Указанная дифференциация проведена прежде
всего в общей части обязательственного права. Имеются в виду, в частности,
статьи первой части ГК, посвященные одностороннему отказу от исполнения
договора и его изменению (ст. 310), возможности досрочного исполнения
обязательств (ст. 315), основаниям возникновения солидарных обязательств
(п. 2 ст. 322), залогу вещей в ломбарде (п. 1 ст. 358), удержанию (п. 1 ст.
359), основаниям ответственности (п. 3 ст. 401), публичному договору (ст.
426), договору присоединения (п. 3 ст. 428).
Весьма широко выделены отношения с участием предпринимателей в главах,
посвященных отдельным видам договоров. Так, в частности, это относится к
определенным вопросам, которые возникают при заключении договоров купли-
продажи (качество товаров - п. 4 ст. 469, тара и упаковка -п. 3 ст. 481),
дарения (отмена дарения - п. 3 ст. 578), подряда (качество работ - п. 2 ст.
721), займа (получение процентов - п. 3 ст. 809), при расчетах (об
осуществлении безналичных расчетов - п. 1 ст. 861), при заключении
договоров страхования (досрочное прекращение договора - п. 1 ст. 958),
поручения (вознаграждение поверенного - п. 1 ст. 972), комиссии
(отступление от указаний комитента - п. 1 ст. 995), простого товарищества
(ответственность товарищей по общим обязательствам - ст. 1047).
Участие предпринимателей для ряда договоров является конституирующим
признаком. Для некоторых типов (видов) договоров обязательным условием
служит выступление предпринимателей с обеих сторон: поставка (ст. 506),
финансовая аренда (ст. 665), складское хранение (ст. 907), коммерческая
концессия (п. 1 ст. 1027), простое товарищество, созданное для извлечения
прибыли (п. 2 ст. 1041). Параллельно с этим в ГК выделены также договоры,
для которых обязательно участие предпринимателей и непременно в качестве
только одной из сторон. К указанным относятся договоры розничной купли-
продажи (п. 1 ст. 492), проката (п. 1 ст. 626), бытового подряда (п. 1 ст.
730). Сюда можно отнести из первой части ГК договор залога вещей в ломбарде
(п. 1 ст. 358).
Наряду с установлением специальных режимов для договоров
предпринимателей есть в ГК относительно небольшое число норм, в которых
субъектный состав договоров характеризуется участием коммерческих
организаций. Различие между коммерческими и некоммерческими организациями
проведено п. 1 ст. 50 ГК. К первым относятся юридические лица, которые в
качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, в
то время как вторые такой цели не имеют и, кроме того, полученная этими
последними прибыль не подлежит распределению между участниками. Указанная
дифференциация отражается в правилах, запрещающих дарение в отношениях
между коммерческими организациями (ст. 575), устанавливающих специальный
порядок передачи имущества коммерческой организацией учредителям,
участникам, руководителям, членам ее органов управления или контроля в
безвозмездное пользование (п. 2 ст. 690) и др. Особо выделена перевозка
транспортом общего пользования по признаку участия коммерческой организации
(п. 1 ст. 789). Можно указать на нормы, которые предусматривают право такой
организации заключать договоры финансирования под уступку денежного
требования (ст. 825), специальный режим для хранителей - коммерческих
организаций (п. 2 ст. 886) и такой же специальный режим для общества
взаимного страхования, создаваемого в соответствующей форме (п. 1 ст. 968),
требуют обязательного участия в качестве доверительного управляющего, кроме
граждан, только коммерческих организаций (п. 1 ст. 1015), считают
обязательным участие в коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027).
В ГК содержится немало норм, область действия которых составляет
осуществляемая одной из сторон предпринимательская деятельность. Такого
рода выделение может рассматриваться в рамках действия гражданских законов
по лицам. Это связано с тем, что предпринимательской деятельностью, т.е.
самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на
систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг, могут заниматься только
предприниматели - лица, зарегистрированные в этом качестве в установленном
законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК). Ограничивая пределы действия определенных
норм, ГК иногда использует термин «предприниматель». Однако во всех
подобных случаях имеются в виду не просто юридические лица и граждане,
зарегистрированные в таком качестве, а именно те из них, кто в данном
конкретном случае заключают и исполняют договор, действуя в рамках
осуществляемой ими предпринимательской деятельности.
Определение предпринимательской деятельности в новом Кодексе по существу
не отличается от того, которое было дано в прекратившем свое действие с
принятием ГК Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и
предпринимательской деятельности». Отсутствие в ГК указания, содержащегося
в этом Законе, на самостоятельную ответственность предпринимателя имеет
чисто редакционный характер. Все сводится к устранению явного плеоназма,
поскольку понятие «свой риск» включает и самостоятельную ответственность.
ГК (ст. 23), допуская возможность занятия гражданами предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица, требует лишь их
регистрации в качестве индивидуального предпринимателя'. В силу п. 3 ст. 23
ГК к деятельности такого рода лиц применяются - если иное не вытекает из
закона, иных правовых актов или существа правоотношений - правила ГК,
регулирующие деятельность юридических лиц, которые являются коммерческими
организациями.
Одна из новелл ГК, относящаяся к предпринимательской деятельности
граждан, содержится в п. 4 ст. 23. Она имеет в виду граждан, которые
осуществляют такую деятельность без образования юридического лица, не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|