МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ. (реферат)

    ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ. (реферат)

    СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение.

    В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится

    одной из доминант общественного прогресса, основой которого является

    общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный

    прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том

    числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

    Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных

    решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить

    нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет

    будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь,

    достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой

    ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно

    при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и

    права человека неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия

    реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека

    - своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой

    государственности.

    Первый официальный документ, посвященный гарантиям прав человека, появился

    в СССР 5 сентября 1991г. Таковым документом стала Декларация прав и свобод

    человека. В целях признания и обеспечения прав человека в Российской

    Федерации 22 ноября 1991г. Верховный Совет Российской Федерации утвердил

    Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Положения этого важного

    документа были включены и в текст Российской Конституции.

    Закрепление прав и свобод человека в Основном Законе страны и других

    основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию на их

    обеспечение всех государственных органов, а общества - на осуществление

    контроля за тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в

    повседневной практической жизни.

    Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека (1948г.) гласит: "Все люди

    рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены

    разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе

    братства".

    В наши дни реальность прав человека в России должна рассматриваться как

    своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как

    критерий оценки действий законодательной и исполнительной власти.

    Данная курсовая работа посвящена одному из многих неимущественных прав -

    праву на честь, достоинство и деловую репутацию. Она состоит из введения,

    двух глав и заключения.

    В первой главе рассматривается вопрос о понятиях чести, достоинства, и

    деловой репутации.

    Во второй главе рассматриваются вопросы о понятиях гражданско-правовой

    защиты чести, достоинства, деловой репутации. Также рассматривается вопрос

    возмещения неимущественного (морального) вреда как меры социальной защиты.

    I. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории.

    1.1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации.

    Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между собой

    нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или

    объективном подходе при оценке этих качеств.

    Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к

    гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных

    качеств личности.

    Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных

    качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего

    общественного значения. Самооценка должна основываться на

    социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности.

    Достоинство определяет субъективную оценку личности.

    Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей

    общественной ценности.

    Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства

    соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом.

    Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков,

    философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их

    общественные взгляды и направления деятельности.

    С точки зрения философско-правовых воззрений, честь представляет собой

    могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений людей и

    народов в целом.

    Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их

    объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив,

    или в более широком плане говорят о чести нации.

    Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются,

    поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от

    сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и

    достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.

    При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и

    субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного

    признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является

    социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а

    принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как

    оценочная категория, направленная от общества к личности.

    Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в

    способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе

    эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление

    которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его

    способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе

    моральными нормами, правилами.

    Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и

    обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как

    человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые

    оценивают его поступки, от общественного мнения.

    Роль общественного мнения очень велика, в силу того или иного

    общественного мнения приходят и уходят политические партии и движения,

    политические и государственные деятели самых различных уровней. Под его

    влиянием могут происходить изменения в любой из жизненно важных сфер

    общественной жизнедеятельности.

    Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться с

    тем, что другие люди судят о его поступках по-своему. Он не может

    подчиниться началу свободного выбора.

    Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества

    возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство

    собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного

    совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может

    вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека

    стремиться к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет их.

    Поэтому общественная оценка должна быть объективной.

    Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением

    человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в

    состоянии отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока

    существует человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться

    определенной оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная

    оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.

    В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности.

    В силу этого проявляется объективный характер категории чести. Но нельзя

    отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по

    отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией,

    отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его

    оценка, положительная репутация человека.

    Вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка

    человека, находится категория достоинства. Достоинство - это самооценка

    личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь

    чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь в

    определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не

    считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой

    общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе

    как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для

    коллектива и общества в целом.

    Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических

    качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные

    качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако

    человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к его

    индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной

    принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

    Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и

    индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как

    моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство

    определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит

    от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство

    собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства

    представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной

    ценности и общественной значимости, они обуславливаются общественными

    отношениями и зависят от них.

    Признание обществом достоинства личности, означает определенную оценку

    всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в

    человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство

    уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость,

    чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность

    он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает.

    Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его

    жизни. Определяющим в формировании достоинства является отношение человека

    к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в

    котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.

    Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в

    их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на

    неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его

    самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они

    заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в

    достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда

    можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной

    зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей

    его психического склада.

    В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность

    положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может

    рассматриваться как социальная значимость того или иного лица,

    обусловленная его общественно полезными свойствами.

    Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не

    тождественны.

    Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не

    одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства

    любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его

    общественной деятельности.

    Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация.

    При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве

    личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и

    их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает

    людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует

    заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятие

    чести в ее внешнем, объективном значении.

    Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на основе

    его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по его

    поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель.

    Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет подвижный

    характер в зависимости от того, на какой информации она базируется.

    Репутация завоевывается делом, отсюда по всей видимости было введено такое

    понятие, как деловая репутация.

    Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время реанимации.

    Его возрождение естественно и более того - необходимо. Однако

    необязательно привязывать этот процесс только к коммерциализации общества,

    поскольку сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления

    подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов

    общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного

    развития.

    На мой взгляд следует выявить отличие понятий честь и достоинство от

    понятия деловая репутация. Можно выделить три отличия.

    Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой

    репутации может быть только субъект - производитель материальных благ

    (товаров, услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин общегражданский и

    не относится только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное

    понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.

    Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является личным, но

    лишь связанным с лицом благом. Честь - это оценка личности обществом,

    достоинство - внутренняя самооценка личности.

    Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их

    приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением времени мнение

    публики, может быть как отрицательным, так и положительным. Обладая

    деловой репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности,

    субъект не будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в

    другой области общественного производства.

    Третье отличие заключается в том, что это за нарушение, и куда направлено.

    Нарушение деловой репутации должно строится на элементах нематериального

    состава хозяйствующих субъектов, которые являются предметом его репутации

    в конкретной области и в конкретный момент деятельности, а не подвергать

    опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему субъекту обществом.

    В связи с выше сказанным уместно было бы привести такой пример. Концерн

    носит имя своего генерального директора, одного из учредителей, господина

    П. Рекламные компании часто строятся на выступлениях генерального

    директора и т.д., так что у публики складывается ощущение неотделимости

    доброго имени господина П. и доброго имени концерна. Но при этом сложно

    все же отождествлять нарушение чести, достоинства и деловой репутации

    господина П. с таким нарушением как умаление деловой репутации

    предприятия, носящего то же имя. Вероятно в подобной ситуации можно

    констатировать только нарушение чести и достоинства господина П., но не

    деловой репутации предприятия.

    Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще и

    являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках)

    коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического

    лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства.

    Носителем деловой репутации может быть любой индивидуально-определенный

    хозяйствующий субъект:

    а) гражданин-предприниматель б) гражданин работающий по договору

    (общегражданскому). В данном случае не имеет значение то, насколько

    систематичен такой труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой

    деятельности (последние могут быть минимальными). Важна именно известность

    работника в среде потребителей продуктов его деятельности; в) гражданин,

    работающий по контракту;

    г) юридическое лицо.

    1. 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию.

    Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации - это прежде всего вопрос

    о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое понятие

    и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы,

    отражающей эти блага. Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации

    устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право

    относится к гражданским неимущественным правам. Речь идет о благах,

    лишенных материального (имущественного) содержания. Они неразрывно связаны

    с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом

    другим лицам ни по каким основаниям. Нематериальные блага (права) граждане

    и юридические лица приобретают либо в силу рождения (создания), либо в

    силу закона. Так, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе

    имя - это те блага, которые гражданин приобретает при рождении. А вот

    правами на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбора

    места жительства и др. гражданин обладает в силу закона. Применительно к

    юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные права,

    как деловая репутация, а в силу закона - право на фирму, товарный знак.

    Честь, достоинство и деловая репутация реально существуют в силу того, что

    люди вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в

    общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем

    закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда

    один субъект - носитель права, другой - носитель субъективной обязанности.

    Для того чтобы раскрыть понятие и содержание права на честь, достоинство и

    деловую репутацию, необходимо уяснить, какие действия может совершать

    субъект этого права, каким должно быть его поведение.

    Каждый субъект права, помимо возможности иметь субъективные права и

    обязанности, наделяется определенной совокупностью политических,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.