Бухгалтерский учёт и аудит в банках (курс лекций)
Соблюдение экономических нормативов проверяется работниками отдела
надзора на основании ежемесячной оборотной ведомости, справок с расчётом
фактических экономических нормативов и расшифровки отдельных балансовых
счетов, которые ежемесячно предоставляют кредитные организации в Банк
России. Все предоставляемые документы в обязательном порядке должны быть
подписаны руководителями и главными бухгалтерами кредитной организации,
которые отвечают за достоверность предоставляемой информации.
В органах надзора в течение 10 дней предоставленные документы
рассматриваются на предмет их достоверности и затем принимается
соответствующее решение.
В случае нарушения нормативов в кредитной организации применяются
меры воздействия, предусмотренные инструкцией ЦБРФ №59 от 31.03.1997г. «О
применении мер воздействия к кредитным организациям за нарушение
пруденциальных норм деятельности».
а). Лицензирование и регистрация кредитных организаций.
Семинар
б). Установление и соблюдение экономических нормативов.
Семинар
в). Инспектирование кредитных организаций.
В соответствии с инструкцией ЦБРФ №34 от 19.02.1996г. « порядке
проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченного
представителя ЦБРФ» проверки кредитных организаций осуществляются на
основании поручения начальника Территориального Управления ЦБРФ.
Данные проверки делят на:
V функциональные – это комплекс мероприятий, проводимых
подразделениями ЦБРФ не являющиеся подразделениями инспектирования
с целью изучения работоспособности конкретного процесса (вида
операций) и соответствие его определённым нормативным документам
(определение финансового состояния кредитной организации в задачи
функциональной проверки не входит);
V инспекционная – проводится специальными подразделениями
инспектирования и включает, как правило, комплексную проверку
деятельности кредитной организации по всем направлениям с
определением финансового состояния банка.
Классификация инспекционных проверок:
1. По полноте охвата:
V комплексные – осуществляются по всем направлениям деятельности
кредитной организации подразделениями банковского
инспектирования не реже 1 раза в 2 года;
V тематические – охватывают ограниченный круг банковских операций,
при этом отдельные вопросы могут стоять в определении
финансового состояния банка;
V целевые – осуществляются по конкретным вопросам или операциям
банка, а также по запросам и поручениям правоохранительных
органов.
2. По отношению к плану проверки:
V плановые – проводятся в соответствии со сводным планом
инспекционных проверок кредитных организаций, утверждённых
руководством Банка России;
V внеплановые – проводятся на основании распоряжений в связи с
ухудшением финансового положения банка, а также проводятся на
основании запросов правоохранительных органов, по заявлениям
Банка России.
3. По глубине проверяемых вопросов:
V локальные – проверка документов в рамках осуществления одной
банковской или хозяйственной операции без отслеживания всего
процесса от начала до конца или проверка одного структурного
подразделения;
V сквозные – отслеживание операции от начала до момента завершения
вне зависимости от того, какие структурные подразделения при
этом задействованы (проверяется не только деятельность головной
организации, но и филиалов).
4. По степени охвата проверяемых данных:
V сплошные – охватывают все операции и данные за определенный
период на конкретном участке деятельности кредитной организации;
V выборочные – проверяется только часть документов, отобранных
случайным путем и относящихся к разным периодам деятельности
кредитной организации;
V комбинированные – одновременное применение выборочного и
сплошного методов проведения проверки. Период проверки
охватывает чаще всего 1-2 года, при этом, например, отчетность
какого-либо квартала, месяца подвергается сплошной проверке, а
остальная – выборочной.
5. По повторяемости проверки одних и тех же вопросов:
V первичная – это проверка конкретного вида операций или
деятельности кредитной организации за определенный период
времени, осуществляемая впервые;
V дополнительная – проверка по уже проверенным банковским
операциям для получения дополнительных данных;
V повторная – назначается, если в процессе предыдущей проверки не
были полностью раскрыты поставленные вопросы, либо по требованию
следственных органов.
6. По ожидаемости для кредитной организации:
V ожидаемые – проверки, о которых кредитная организация извещается
заранее информационным письмом Банка России;
V внезапные – проверки, о которых кредитная организация заранее не
предупреждается.
Материалы проверки оформляются в форме акта, который составляется в
трех экземплярах: 1) отдается в кредитную организацию; 2) остается в отделе
инспектирования; 3) направляется в отдел надзора. Акт не должен
разглашаться третьим лицам. Форма акта произвольная, однако ЦБРФ
рекомендует включать в него разделы:
1. титульный лист;
2. содержание проверки;
3. состав рабочей группы;
4. формуляр банка;
5. разделы по каждому виду операций с инспекционным заключением;
6. итоговое заключение, где дается оценка всей деятельности банка.
Акт проверки вместе с докладной запиской, в которой дается краткое
описание выявленных нарушений, а так же оценка деятельности кредитной
организации, направляются на рассмотрение начальнику ТУ ЦБРФ, назначившему
эту проверку. После рассмотрения материалы проверки направляются в отдел по
надзору за деятельностью кредитных организаций, где на его основании в
адрес кредитной организации готовится информация, и определяются меры
воздействия к кредитной организации.
4. Меры воздействия к кредитной организации.
В соответствии с Инструкцией № 59 к кредитным организациям и
филиалам применяются меры воздействия двух типов: предупредительные и
принудительные.
Выбор мер воздействия определяется факторами:
V характером выявленных нарушений;
V причинами, обусловившими данное нарушение;
V общим финансовым состоянием кредитной организации;
V положением кредитной организации на региональном или федеральном
уровне.
Предупредительные меры – используются в том случае, когда недостатки
в работе банка не угрожают интересам вкладчиков и кредиторов. Они включают:
V доведение до кредитной организации информации о недостатках в
работе;
V изложение рекомендаций по устранению выявленных недостатков;
V предложение кредитной организации разработать мероприятия по
устранению выявленных недостатков;
V установление дополнительного контроля.
Принудительные меры используются когда недостатки в работе угрожают
интересам вкладчиков и кредиторов, когда применение предупредительных мер
не привело к улучшению деятельности кредитной организации. К принудительным
мерам относятся:
V штрафы;
V требования о финансовом оздоровлении кредитной организации;
V ограничение на проведение отдельных видов операций на срок до 6
месяцев;
V запрет на проведение отдельных видов операций на срок до 1 года;
V требование по замене руководителя кредитной организации;
V введение временной администрации;
V отзыв лицензии.
Лекция №5
Тема: «Проверка учредительных документов и внутренних положений кредитной
организации».
1. Документы, необходимые для проверки.
2. Аудит учредительных документов.
3. Проверка внутренних положений кредитных организаций.
4. Анализ и оценка учетной политики кредитных организаций.
______________________________________________________
1. Документы, необходимые для проверки.
В качестве источника информации для выявления нарушений при проверке
учредительных документов и внутренних положений кредитных организаций
используются:
1. Учредительные документы.
2. Внутренние положения, регламентирующие деятельность кредитных
организаций.
3. Протоколы собраний акционеров, заседаний Совета директоров, контрольно-
ревизионной комиссии, Правления банка, кредитного комитета и других
коллегиальных органов.
4. Планы работы кредитной организации.
5. Приказы и распоряжения руководителя кредитной организации.
6. Акты проверок.
7. Учетная политика.
8. Данные бухгалтерского учета и отчётности кредитной организации.
2. Аудит учредительных документов.
Проверка учредительных документов включает следующие этапы:
1. Выявление наличия следующих документов:
. в головной организации: лицензии, устав, учредительный договор,
дополнительные соглашения, изменения к уставу и составу
учредителей, новый устав и лицензии при изменении организационно-
правовой формы банка.
. в филиале: наличие положения о филиале, учрежденного в соответствие
с требованиями устава, наличие доверенности на совершение операций
и юридических действий управляющим филиалом (на заместителя
управляющего выдается доверенность на передоверие).
2. Исследуются протоколы Собраний участников банка, Заседаний совета
директоров, правления банка, приказы и другие внутренние документы.
3. Соответствие проводимых банком операций полученной им лицензии (на
основании данных бухгалтерского учета – баланса или оборотной
ведомости).
4. Проверяется соответствие проводимых банком операций и юридических
действий требованиям Устава в том числе:
V полномочия и действия управляющего и контролирующих органов
(Совета директоров, Собрания акционеров, контрольно-ревизионной
комиссии);
V полномочия и действия правления банка и других исполнительных
органов;
V применение на практике утвержденной системы стимулирования;
V распределение и использование прибыли;
V изменение уставного капитала, состава учредителей, их долей,
выпуска акций и т. д.;
Возможные нарушения выявленные в ходе аудиторской проверки:
1. Превышение полномочий правления банка.
2. Единоличное принятие председателем правления банка решений отнесенных
к компетенции коллегиальных органов.
3. Нарушение порядка распределения прибыли и формирования резервного
фонда.
4. Формальные действия отдельных коллегиальных органов.
5. Неправильное оформление протокола.
3. Проверка внутренних положений кредитных организаций.
В каждой кредитной организации должны быть разработаны внутренние
правила реализации требований законов и учредительных документов.
Внутренние положения должны быть утверждены в порядке, установленном
уставом кредитной организации.
Проверка внутренних положений включает:
1. Проверку их наличия.
2. Проверку соответствия внутренних положений действующим законам,
нормативно-правовых актов Банка России, Уставу кредитной организации.
Принятый перечень внутренних положений, рекомендуемых Банком России
к разработке в кредитных организациях:
1. Положение о работе структурных подразделений банка.
2. Положение о совете директоров банка.
3. Положение о правлении банка.
4. Положение о контрольно-ревизионной комиссии.
5. Положение об учетно-операционной работе.
6. Положение о порядке распределения прибыли.
7. Положение об образовании и расходовании фондов экономического
стимулирования.
8. Положение о проведении кассовых операций.
9. Положение о кредитном комитете.
10. Положение о пролонгации ссуд.
11. Положение о проведении операций с ценными бумагами по каждому виду
ценных бумаг.
12. Положение о филиалах банка (доп. офисах, кассах вне кассового узла).
13. Должностные инструкции.
14. Другие положения с учетом направления деятельности банка.
Возможные нарушения выявленные при проверке внутренних положений:
1. Отсутствие ряда необходимых внутренних положений.
2. Наличие формально подготовленных положений (срок давности,
несоответствие ГОСТу, не утверждены руководителями).
3. Несоответствие положения требованиям федерального законодательства и
нормативным документам Банка России.
4. Невыполнение внутренних положений по отдельным пунктам или в целом.
Указанные нарушения приводят к злоупотреблением руководителем кредитной
организации или филиала своим служебным положением.
4. Анализ и оценка учётной политики кредитных организаций.
Все аспекты построения и функционирования системы бухгалтерского
учета в их информационной и методической взаимосвязи представлены в учетной
политике.
Каждая кредитная организация разрабатывает и утверждает в
обязательном порядке учетную политику.
Учетная политика представляет собой совокупность способов
организации бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов банковской
деятельности.
Учетная политика способствует созданию механизма реализации методов
бухгалтерского учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности
банка.
При аудиторской проверке правильности ведения учетной политики
рассматриваются следующие вопросы:
1. Соответствие учетной политики плану счетов бухгалтерского учета в
кредитных организациях РФ и правилам бухгалтерского учета изложенным в
инструкциях ЦБРФ.
2. Наличие и качество содержания внутреннего приказа об учетной политике.
3. Обеспечение выполнения принципиальных положений бухгалтерского учета.
4. Целесообразность и правомерность применения способов бухгалтерского
учета закрепленных в учетной политике.
5. Последовательность применения банком учетной политики.
6. Соответствие учетной политики условиям хозяйственной деятельности и
совершению банковских операций.
Во внутреннем приказе об учетной политике должны быть определены:
1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
2. Формы первичных документов применяемых для оформления хозяйственных
операций.
3. Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
4. Порядок расчетов с филиалами или структурными подразделениями.
5. Порядок проведения отдельных учетных операций не противоречащих
законодательству и нормативных актов Банка России.
6. Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества,
требований и обязательств.
7. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.
8. Порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и
синтетического учета.
9. Порядок контроля хозяйственных операций и другие вопросы.
Существенные изменения в учетной политике возможны в случае:
1. Изменения законодательства РФ и нормативных актов Банка России
2. В случае разработки новых способов ведения бухгалтерского учета.
3. Существенные изменения условий деятельности кредитной организации.
Применение банком учетной политики раскрывается в пояснительной
записке к годовой бухгалтерской отчетности.
По результатам рассмотрения документов в которых изложена учетная
политика банка и анализа ее применения в повседневной деятельности аудиторы
делают вывод о качестве и полноте содержания этих документов, об
эффективности и адекватности их использования сотрудниками банка и приводят
свои рекомендации по улучшению работы банка. Эти выводы находят отражение в
аудиторском заключении.
Лекция №6
Тема: «Аудит собственного капитала кредитной организации»
1. Проверка учета и отражения уставного капитала банка.
2. Аудит резервного фонда банка.
3. Аудит прочих фондов.
4. Проверка правильности расчета собственных средств банка
_____________________________________________________
1. Проверка учета и отражения уставного капитала банка.
В ходе проверки правильности формирования и изменения уставного
капитала банка аудитор должен проанализировать следующие документы:
1. Устав банка.
2. Учредительные документы (учредительный договор, список акционеров,
данные об учредителях – юридических лицах).
3. Лицензии на осуществление банковских операций.
4. Протоколы общих собраний, заседаний совета банка, наблюдательного
совета.
5. Проспекты эмиссии акций.
6. Договоры купли – продажи акций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|