МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Авторское право

    смысле слова. Они могут устаревать лишь морально.

    Принципиально важные особенности присущи и распоряжению творческими

    результатами: отчуждая право на их использование по лицензионному ному

    договору, продавец (лицензиар) не лишается возможности продолжать их

    использовать теми же или другими способами. Поэтому, строго говоря,

    категория собственности может быть применена только к материальным

    носителям научно-технических идей и художественных образов (рукописям,

    публикациям, технической документации и т.п.).

    Проприетарная теория авторских, патентных и иных прав была порождена

    стремлением подчеркнуть абсолютный, сходный с таким "вечным" институтом,

    как право собственности, характер этих прав, в желании втиснуть новый

    институт в освященные традицией схемы. Поэтому вряд ли можно согласиться с

    предложениями по конструированию в нашей стране самостоятельного "института

    интеллектуальной собственности".

    Правовая охрана открытий.

    Ранее действовавшие Основы гражданского законодательства и

    республиканские гражданские кодексы содержали специальные разделы о

    правовой охране открытий. Государственная регистрация открытий

    осуществлялась Госкомитетом по изобретениям и открытиям путем ведения

    Государственного реестра открытий и выдачи дипломов их авторам. Диплом

    удостоверял признание заявленного положения открытием, авторство на нем и

    приоритет автора (авторов). Последний получал также право на единовременное

    денежное вознаграждение и некоторые льготы имущественного характера.

    Однако право на открытие не предполагает закрепления за кем-либо

    исключительного права на использование открытия. Открытие - объект, который

    по характеру не поддается монополизации. Это главная причина, по которой во

    многих странах не существует прямой охраны открытий, хотя и ведутся

    дискуссии о возможности их охраны средствами патентного права.

    Открытием признавалось установление неизвестных ранее объективно

    существующих закономерностей свойств и явлений материального мира,

    вносящих коренные изменения в уровень познания. Речь, таким образом, идет

    об углублении представлений об окружающем мире, о решении чисто

    познавательных задач, а не о создании творческого продукта, способном быть

    объектом имущественного оборота. Поэтому новые Основы гражданского

    законодательства отказались от гражданско-правового регулирования данных

    отношений, исключив право на открытие из сферы гражданского права. Это,

    однако, не препятствует продолжению государственной регистрации

    открытий и стимулирования их авторов. Данные отношения утратили лишь

    гражданско-правовой характер (по сути, его не было и ранее, ибо никаких

    исключительных прав на данный объект интеллектуального творчества все равно

    не возникало).

    III. АВТОРСКОЕ ПРАВО

    1. Понятие и значение авторского права

    Понятие авторского права.

    Авторское право - один из институтов гражданского права.

    Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны

    с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства:

    Авторские право как самостоятельный институт решает конкретные задачи,

    которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных

    прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами

    наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных

    произведений; широкое использование их обществом.4

    В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность

    правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования

    произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское

    право - те личные "неимущественные и имущественные права, которые

    принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

    Принципы авторского права.

    Нашему авторскому праву присущи определенные общие принципы.

    Принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его

    тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое

    произведение всеми дозволенными законом способами. Конституционное

    законодательство гарантирует свободу научного, технического и

    художественного творчества путем широкого развертывания научных

    исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развития

    литературы и искусства.

    Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества

    отражен в ст. 488 ГК, допускающей использование произведения автора

    для удовлетворения личных потребностей. Статья 488 ГК предусматривает

    возможность использования без согласия автора и уплаты ему авторскою

    вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески

    самостоятельного произведения.

    Принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и

    использовании произведений. На практике существуют личные формы морального

    поощрения: присуждение почетных званий (заслуженный артист и т.д.),

    переиздание произведений, снискавших признание народа. Моральным и

    материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки,

    литературы и искусства различных государственных и именных

    премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за

    различного рода произведения также является способом материального

    стимулирования.

    Принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов отражен не

    только в нормах права, которые устанавливают права и обязанности

    участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации

    субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, но и в

    нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.

    Законодательство об авторском праве. Отношения в сфере научного и

    художественного творчества регулируются различными нормативными актами,

    которые в совокупности составляют законодательство об авторском

    праве. Оно характеризуется определенным единством, проявляющимся в

    задачах и общей направленности всех законодательных актов; в круге

    регулируемых им отношений, способах защиты авторских прав. Законодательство

    об авторском праве - составная часть гражданского законодательства.

    Хотя в Основах гражданского законодательства и в гражданском кодексе

    авторское право выделено в самостоятельный раздел, тем не менее на

    регулируемые им отношения распространяется действие других норм этих

    законов, причем не только общих (например, о правоспособности граждан,

    включающей возможность иметь авторские права), но и ряда специальных

    (например, о наследовании при переходе по наследству некоторых правомочий

    автора, о договорах при заключении и исполнении авторских договоров, о

    возмещении убытков при защите имущественных прав авторов и др.).

    Нормы авторского права содержатся в различных законодательных и

    нормативных актах республиканского значения. Основы гражданского

    законодательства устанавливают принципиальные положения по вопросам,

    требующим единообразного решения во вех республиках. Раздел Основ

    "Авторское право" относит к таковым критерии охраноспособности

    произведений как объектов авторского права, права субъектов научного и

    художественного творчества, правовые вопросы использования результатов

    научного и художественного творчества, срок действия авторского права.

    Такое единство предопределено и необходимостью участия в международных

    конвенциях по охране авторских прав.

    При разрешении споров по авторским делам применяется руководящее

    постановление Пленума Верховною Суда СССР от 18 апреля 1986 г. "О

    применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из

    авторских правоотношений. "

    Республика Казахстан как и другие субъекты бывшего СССР участвует в

    международной системе охраны авторских прав, что связано с присоединением

    СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве с 27 1973 г.

    Всемирная конвенция исходит из принципа национального режима. В силу этого

    принципа в каждой стране - участнице произведениями иностранных авторов

    предоставляется такая же охрана, как и произведениям своих граждан, т.е.

    применяются правила национального законодательства об авторском праве.

    Конвенция дает примерный перечень охраняемых произведений.

    Законодательство ряда стран идет по этому пути.

    Подробно решен во Всемирной конвенции вопрос о лицах, имеющих право на

    охрану. Согласно ее правилам, охраняются авторские права граждан

    государств, участвующих в Конвенции, независимо от места первого выпуска их

    произведений в свет. Охраняются авторские права граждан государств, не

    участвующих в Конвенции, произведения которых впервые вышли в свет на

    территории государства - участника конвенции.

    Действие Всемирной конвенции распространяется на авторские права лиц без

    гражданства, поскольку каждое государство-участник имеет право внутренним

    законодательством предоставить такую же охрану авторских прав всем лицам,

    постоянно проживающим на территории этого государства, как и своим

    гражданам.

    Всемирная конвенция уделяет внимание условиям предоставления охраны

    авторских прав:

    специальное обозначение на всех экземплярах произведения, начиная с первого

    издания (С), имя обладателя авторского права, год первого выпуска издания в

    свет; специальные процессуальные требования, продолжительность срока охраны

    и др.

    Следует отметить, что нормы Основ гражданского законодательства 1991 г.

    пошли еще дальше по пути расширения охраны авторских прав, учитывая многие

    положения более строгой Международной конвенции об охране литературных и

    художественных произведений (Бернской конвенции) и Конвенции об охране

    интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных

    организаций (Римской конвенции).

    2. Основные категории авторского права

    Объекты авторского права.

    Согласно ст. 471 ГК, авторское право распространяется на произведения

    литературы, науки и искусства. Правом охраняются лишь те произведения,

    которые обладают определенными признаками, отличающими их от иных

    результатов творческой деятельности. Эти признаки сформулированы в самом

    законе.

    Прежде всего, произведение должно быть результатом творческой

    деятельности. Далее, оно должно иметь объективную форму выражения,

    обеспечивающую его воспроизведение.

    Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в

    результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая

    непосредственно относится к области литературы, науки и искусства.

    В юридической литературе под творчеством понимается

    интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Одно из

    определений творчества (по Б.И.Серебровскому) обозначает его как

    сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий

    целью достижение определенного результата.

    Для творческой деятельности характерны два момента:

    а) сознательный, интеллектуальный характер работы;

    б) новизна созданного произведения.

    Сознательный, интеллектуальный характер деятельности

    творческого работника проявляется в том, что до создания произведения оно

    формируется, складывается в его сознании, представлении. Прообразом

    произведения служит замысел, который в своем развитии проходит несколько

    этапов: замысел-идеал, замысел-план, набросок будущего произведения,

    воплощение замысла, создание произведения.

    Переход от одного этапа к другому составляет процесс творчества. Каждый

    этап имеет особенности, помогает автору уточнить представления об

    объективной действительности. соотносить ее с эмоциональным

    восприятием. И, конечно же, творчество сугубо индивидуально по

    методам и стилю.

    Новизна присуща не только произведению, но и творческой деятельности.

    Новизна в творчестве обнаруживается, когда автор создает оригинальное

    произведение, а также берет уже существующее произведение для создания на

    его основе творчески самостоятельного произведения. По мнению В. И.

    Серебровского, новизна как необходимый элемент творческой деятельности

    может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, в новой

    идее, новой научной концепции.

    В отличие от новизны творческой деятельности, есть новизна произведения

    творчества, получившего объективированное выражение. Она составляет

    обязательный и самостоятельный признак, установленный законом в отношении

    изобретений, промобразцов и т.д., т.е. результатов научного и технического

    творчества.

    Применительно к объектам авторского права закон не называет признака

    новизны. В юридической литературе новизну произведения связывают с его

    темой, идеей, содержанием, формой.

    Другой признак произведения - объективная форма выражения. Пока замысел

    автора не проявился вовне, нет объекта охраны. Его воплощение в

    произведение литературы, науки и искусства требует соответствующего

    правового регулирования, объективная форма произведения означает любое

    выражение вовне идеи, образа, мысли, доступной для восприятия других.

    Каждое произведение имеет конкретную форму выражения. Оно может быть

    устным, письменным, в форме рукописи, чертежа и т.д.

    Для признания произведения объектом авторском права закон не требует

    завершенности работы. Произведение может быть незаконченным, но

    обеспечивается правовой охраной. В перечне объектов авторского права

    названы эскизы, планы и т.д., которые, как правило, используются автором

    при создании произведения.

    Закон связывает объективную форму выражения произведения творчества с

    возможностью его воспроизведения, повторения. Так, рукопись, в которой

    воплощен замысел автора, может быть издана, экранизирована, использована

    иным образом, объективный труд может быть воспроизведен различными

    способами.

    К формам воплощения произведения закон относит рукопись, чертеж,

    изображение, различные виды механической записи и т.д. Произведение, должно

    быть облечено в такую объективную форму, которая позволяла бы его

    воспроизводить другим лицам без участия автора. Если ту или другую

    форму воплощения творческого замысла практически невозможно воспроизвести,

    то такой результат творчества не может быть признан объектом авторского

    права.

    Закон содержит обширный перечень произведений, на которые

    распространяется авторское

    право. Перечень примерный, так как невозможно перечислить все виды уже

    известных

    произведений. Кроме того, он дает возможность обеспечить правовую охрану

    произведений, могущих появиться в будущем.

    объекты художественного конструировании (дизайн), объемные веские

    оптические копии различных объектов (голография) получают правовую охран)',

    а следовательно, могут дополнить перечень объектов авторского права.

    Основные разновидности объектов авторского права.

    Литературные произведения составляют значительную часть объектов

    авторского права. Особенность их в том, что мысли, чувства, идеи и образы

    выражаются посредством слова в оригинальной композиции и оригинальном

    изложении.

    В структуре литературного произведения выделяется тема, материал,

    идеология, образная система, сюжет, язык, заглавие. Эти элементы

    литературного произведения разделяются на юридически безразличные, т.е.

    тему, материал, сюжет, идейное содержание, и юридически значимые -

    образная система и язык. Использование значимых элементов произведения в

    ряде случаев требует согласия автора.

    Литературная обработка как вид творческой деятельности возникла в связи с

    необходимостью записи рассказов "бывалых людей", мелодий народных певцов,

    т.е. людей, не имеющих опыта литературной или музыкальной работы.

    Записанный и обработанный литературный материал отвечает требованиям,

    предъявляемым законом к литературным или музыкальным произведениям.

    Вместе с тем в законе нет специальной нормы, регулирующей отношения

    "бывалых людей" и литературных (музыкальных) обработчиков. На практике

    первые признаются авторами произведения, вторые - авторами литературной

    записи.

    Наряду с произведениями литературы можно выделить группу произведений

    искусства:

    музыкальные, хореографические, сценические, произведения

    изобразительного искусства, кинофильмы, телефильмы и др.

    Музыкальные произведения выражаются в сочетаниях звуков, образующих

    мелодию и связанных ритмом и гармонией. Они имеют форму ораторий, симфоний,

    сонат, квартетов и т.п. Кроме музыкальных существуют музыкально-

    драматические произведения, которые создаются на литературно-драматической

    основе (либретто) и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт.

    Музыкальные произведения записываются композитором особыми знаками,

    позволяющими фиксировать его творческий замысел. Нотная запись музыкального

    произведения образует клавир, представляющий собой переложение оркестровой

    пьесы, оперы для фортепьяно, или партитуру, содержащую все партии

    многоголосого музыкального произведения.

    Музыкальное произведение может воспроизводиться путем переписки нот от

    руки, копирования их на множительной технике, издания в печати, публичном

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.