МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Актуальные проблемы Украины в 2003-2004годах

    предпочтений инвесторов на 2005 г., по версии UNCTAD, Украина среди 14

    стран ЦВЕ пока занимает лишь 9-е место, уступая России (2-е место), Румынии

    (5-е место) и Болгарии (8-е место). Капиталовложения, предназначенные

    именно для этих стран, Украина и может перехватить.

    2.3. Пути решения

    Современные условия экономического развития требуют проведения активной

    политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине создана

    законодательная база в сфере регулирования инвестиционной деятельности,

    которая постепенно совершенствуется с целью достижения большего притока

    иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования.

    Для поиска финансовых ресурсов и реализации инвестиционных проектов

    создана Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания.

    Компания может осуществлять функции сопровождения и финансирования

    инвестиционных проектов.

    Во избежание споров между иностранными инвесторами и органами

    исполнительной власти и местного самоуправления, с целью содействия их

    оперативному внесудебному регулированию Указом Президента Украины создана

    Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при

    Президенте Украины.

    Для содействия решению спорных вопросов, которые возникают в процессе

    реализации инвестиционных проектов, при участии американских компаний

    Указом Президента Украины создана украинская часть Специальной группы

    быстрого реагирования.

    На фоне данной проблемы чрезвычайную важность приобретает вопрос

    информационного обеспечения и продвижения положительного имиджа страны.

    Архиважным компонентом инвестиционной политики должен стать маркетинговый

    план продвижения возможностей Украины как мощного рынка в центре Европы.

    «Оранжевая революция» существенно облегчила эту задачу, обеспечив

    постоянное присутствие Украины в глобальном информационном поле. По оценкам

    журнала «Корреспондент», примерная стоимость публикаций, освещавших

    украинские события в международных электронных и печатных СМИ и имевших

    позитивный промо-характер, достигла $10 млрд., что превысило объем прямых

    иностранных инвестиций, поступивших в экономику нашей страны за все годы

    независимости.

    Конкурентным преимуществом Украины наряду с традиционными факторами

    (рынки сбыта, природные ресурсы, дешевая рабочая сила) должна стать

    способность к созданию производственных сетей на основе малого и среднего

    бизнеса как элемента инвестиционной инфраструктуры. Транснациональные

    компании все чаще прибегают к услугам внешних исполнителей на всех этапах

    цепочки создания стоимости (outsourcing). Таким образом, при выборе места

    локализации инвестиционного проекта особое внимание уделяется наличию

    квалифицированных кадров, инновационных учреждений и обслуживающих

    бизнесов. Спровоцированная Майданом идентификация мелких собственников и

    наемных менеджеров со средним классом в этом аспекте сыграет позитивную

    роль.

    Оптимизма добавляет и то, что 2004 г. сумел развенчать сугубо негативный

    имидж Украины на международной арене. Сначала Яна Клочкова, Руслана,

    Виталий Кличко, Андрей Шевченко «поработали» топ-инвесторами бренда

    «УКРАИНА». А «оранжевая революция» обеспечила нашей стране благосклонное

    отношение демократической общественности во всем мире.

    Главными основами государственной инвестиционной политики на ближайшую

    перспективу являются: увеличение объемов капитальных вложений субъектов

    хозяйствования за счет прибыли и новой амортизационной политики; усиление

    влияния государства на активизацию инвестиционного процесса через

    увеличение объемов бюджетного финансирования капитального строительства

    крупных инфраструктурных объектов и введения кредитных основ бюджетного

    финансирования инвестиций; создание условий для привлечения долгосрочных

    кредитов коммерческих банков, упорядочение деятельности инвестиционных и

    инновационных фондов, переход от сертификации к денежной приватизации;

    увеличение инвестиционных ресурсов, которые формируются на фондовом рынке и

    за счет сбережений населения; введение экономического механизма страхования

    рисков внутренних и внешних инвестиций; образование соответствующих

    институтов по вопросам интеграции промышленного и банковского капитала,

    мобилизации средств под эффективные инвестиционные проекты в приоритетные

    отрасли экономики.

    3. Инновационная экономика: проблемы и приоритеты.

    1. Актуальность

    Что же такое инновация? Под инновациями в широком смысле понимается

    прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий,

    видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-

    экономических решений производственного, финансового, коммерческого,

    административного или иного характера.

    Проблема инноваций для Украины является актуальной уже многие

    годы. Внешние рынки для отечественных изготовителей по-прежнему,

    практически, недоступны, рост реальных доходов и спроса населения

    замедлился. Следовательно, нужно активизировать включение внутренних

    источников экономического подъема, прежде всего, за счет повышения

    конкурентоспособности, расширения производства и продаж на внутреннем и

    внешнем рынках отечественной продукции. А это возможно только за счет

    инновационного прорыва. Именно он дает ключ к решению обостряющихся

    проблем. Разработка стратегии инновационного развития реального сектора

    экономики, как свидетельствует опыт развитых стран, дает весьма

    существенные результаты и предполагает активное прямое и косвенное участие

    государства.

    Сегодня развитые страны разрабатывают шестой технологический

    уклад, который будет определять конкурентоспособность товаров и услуг на

    мировых рынках в предстоящие 10-20 лет. И если Украина не включится в

    данный процесс, то закономерно окажется на задворках мирового прогресса,

    под контролем высокотехнологичных транснациональных корпораций, т. е. по-

    прежнему будет источником сырья и рынком сбыта не лучшей зарубежной

    продукции. Весьма серьезные опасения именно такой логики развития событий

    вызывает безудержное, экономически не просчитанное стремление Украины

    любыми способами оказаться членом Всемирной организации торговли,

    «добиться» признания страны с рыночной экономикой и прочие шаги к так

    называемой интеграции в цивилизованный мир.

    2. Содержание проблемы

    Экономика каждого национального государства, ее структура,

    технологические потребности, имеющиеся научные наработки своеобразны и

    неповторимы. Поэтому механический перенос даже суперинновационных

    технологий на нашу экономику может оказаться не созидательным, а

    разрушительным. Необходим тщательный отбор и адаптация только тех

    инновационных элементов, которые наиболее плодотворны именно в условиях

    украинской экономики.

    Необходимо также, на мой взгляд, учитывать нынешнее положение украинской

    экономики, весьма истощенной многолетним экономическим кризисом,

    технологической деградацией. В начале 90-х гг. инновационный потенциал

    Украины был намного выше, чем к концу 2003 года. Многократное сокращение

    затрат на науку, значительное устаревание научных кадров, предельный износ

    основных фондов, снижение государственной поддержки науки и базисных

    инноваций, наконец, потеря стратегического мышления и настроя среди большей

    части государственных служащих и деловой элиты — сказывается на ослаблении

    позиций для инновационного развития, а в некоторых сферах экономики ведет к

    его отторжению.

    В таких условиях тем более важно преодолеть негативные тенденции и

    пассивные настроения, сформировать действенную инновационную политику,

    ориентированную на реализацию обоснованно выбранных приоритетов, которые

    обеспечили бы результативное освоение сравнительно узкого круга

    перспективных инновационных решений.

    Сложившиеся реалии требуют усиленного внимания государства к внутренним

    источникам роста национальной экономики, реорганизации предприятий на

    основе конкурентоспособной техники, реализации, прежде всего, собственных

    плодотворных научных достижений.

    В связи с этим, считаю необходимым обратить внимание на инициированные в

    начале 2004 г. государственными структурами весьма обнадеживающие шаги в

    направлении активизации усилий по ускорению экономического роста

    национальной экономики именно за счет инновационной компоненты. Среди них,

    прежде всего, следует назвать разработанную и широко обсужденную научной

    общественностью «Стратегию экономического и социального развития Украины на

    2004—2015 гг.», содержащую специальный раздел «Стратегия утверждения

    инновационной модели развития»; проведенный комитетом Верховной Рады

    Украины цикл Круглых столов — март-апрель 2004 г., парламентские слушания

    по данной проблематике и пр. В указанной «Стратегии...» и за Круглыми

    столами обращено внимание на необходимость ускорения разработки

    инновационной модели развития как инструмента формирования основ

    инновационной экономики. Это необходимо в связи с тем, что в отличие от

    развитых стран, которые около 85-90% ВВП обеспечивают производством и

    экспортом наукоемкой продукции, Украина пока все еще развивается без

    существенного использования результатов научных исследований, занимая по

    количеству научных работников одно из первых мест в мире. Доля

    отечественной наукоемкой продукции составляет около 0,1% на мировом рынке

    высокотехнологической продукции. Украина на этом рынке представлена

    преимущественно продукцией оборонно-промышленного комплекса и авиационной

    промышленности. Внутренний рынок научно-технологической продукции

    продолжает деградировать. Признаками такой деградации является низкий

    уровень спроса на инновационные разработки внутри страны,

    неплатежеспособность отечественных потребителей, имеющих крайнюю

    потребность в высокотехнологической продукции, недостаточная конкуренция на

    внутренних рынках со стороны изготовителей инновационной продукции;

    стремление западных заказчиков без существенных инвестиций использовать

    научные результаты производственной сферы. Отмеченное проявляется в том,

    что инновационная активность украинских предприятий все еще очень низка.

    Так, в 2001 г. инновационной деятельностью занималось 1491 предприятие

    (14,8%), в 2002 г. - 1503 (14,3%), в 2003 г. -1506 предприятий (14,6%). В

    течение 2004 года инновационной деятельностью в промышленности занималось

    12,7% общего количества промышленных предприятий. По-прежнему сохраняется

    преимущественно экстенсивный характер инновационных процессов, т. е.

    инновационная продукция осваивается в большей мере с использованием

    имеющегося оборудования и технологий. Такой тип инновационного развития

    имеет весьма узкие границы и практически неспособен, поддерживать

    конкурентоспособность отечественных предприятий на протяжении длительного

    времени. Приведенные данные свидетельствуют о весьма упрощенном

    представлении, об инновационном развитии национальной экономики.

    Даня информация подтверждает настоятельную необходимость разработки

    инновационных приоритетов. Основные их направления, с учетом намеченных

    стратегией экономического и социального развития Украины на период до

    2004—2015 гг., заключаются в следующем.

    Прежде всего, следует сконцентрировать усилия академических институтов,

    вузов, общественных научных академий на формировании фундаментального

    задела для становления шестого технологического уклада. Научное сообщество

    должно стать главным разработчиком долгосрочных (на 25—30 лет) прогнозов

    социально-экономического, научно-технического и экологического развития

    страны, корректируемых и продлеваемых каждые 4—5 лет и являющихся исходной

    базой для обоснования приоритетности инноваций на десятилетний период. Надо

    изменить пропорции в разработке фундаментальных исследований, повысить долю

    технических, гуманитарных и общественных дисциплин. Игнорирование

    закономерностей и перспектив развития страны чревато тем, что достижения

    естественных и технических наук могут оказаться невостребованными.

    Среди приоритетных междисциплинарных исследований, непосредственно влияющих

    на научно-технологический переворот и опирающихся на имеющиеся заделы,

    выделим следующие:

    - человек в XXI в. — демографические тенденции, семья, здоровье,

    образование, миграции;

    - закономерности, тенденции и механизмы коэволюции природы и общества,

    становления ноосферы;

    - динамика и взаимодействие цивилизаций в XXI в., место Украины и

    евразийской цивилизации в мировом пространстве;

    - фундаментальные основы шестого технологического уклада и перспективы

    освоения технологических ниш мирового рынка;

    - новейшие достижения технических и физико-химических наук;

    - закономерности разработки полезных ископаемых и перспективы развития

    минерально-сырьевой базы;

    - разработка и корректировка долгосрочных прогнозов научно-технического,

    социально-экономического, экологического развития.

    Ключевое значение для укрепления здоровья граждан и уменьшения их

    смертности, преодоления тенденции к депопуляции, увеличения ресурсов и

    улучшения качества продовольствия, освоения достижений второй «зеленой

    революции»; повышения извлечения полезных ископаемых (геобиотехнология),

    комплексной, безопасной переработки природного сырья, ликвидации

    загрязнений окружающей среды имеют биомедицина и биотехнология на основе

    генной инженерии. Украина располагает научным заделом в биотехнологии и

    биомедицине, но используется он не эффективно. Назову базовые технологии в

    этой области: биомедицина — энзимология и выращивание тканей, инженерная

    энзимология, биодиагностика, производство лекарственных препаратов методами

    биоинженерии; агробиотехнологии — селекция высокоурожайных сортов растений

    и продуктивных пород животных методами генной инженерии, биотехнологические

    методы борьбы с вредителями растений и животных; теобиотехнологии —

    извлечение с использованием биотехнологических методов полезных компонентов

    при добыче и переработке минерального сырья, утилизации отходов и

    вторичного сырья; экобиотехнологии — биотехнологические методы снижения

    выбросов в окружающую среду, очистки загрязненных территорий.

    К приоритетным технологиям относятся перспективные направления развития

    микроэлектроники (нано-, био-, опто-, акусто-электроника, компьютерные

    системы искусственного интеллекта и автоматизированного перевода);

    общесистемное и прикладное программирование, моделирование виртуальной

    реальности; национальные и международные информационные системы (включая

    Интернет) в области образования, науки, культуры, медицины, экологии, а

    также управления и безопасности.

    Создание таких систем поможет не только решить ряд проблем информационного

    обеспечения, но и использовать потенциал отечественного программирования и

    социокультурной сферы для многократного расширения экспорта программных

    продуктов.

    Первостепенное значение приобретают энергосберегающие технологии и

    нетрадиционные энергоресурсы в условиях оживления экономики и увеличения

    внутреннего спроса, опережающего удорожания нефтересурсов и энергии на

    внутреннем и международном рынках, а также энергоемкости производства,

    многократно превышающей достигнутый в развитых странах уровень. Базовыми

    здесь являются принципиально новые энергосберегающие технологии

    (высокоэффективные миниэнергетические установки, энергосберегающие способы

    передачи энергии и т. п.) нетрадиционные энергоресурсы и новые поколения

    генераторов энергии (эффективные гидростанции, атомные генераторы нового

    поколения, тепловые насосы); средства и системы контроля за расходом и

    потерями энергии.

    Следующим приоритетом является разработка систем машин и

    производственных технологий новых поколений. Данный приоритет обусловлен

    необходимостью предстоящей в ближайшее десятилетие крупномасштабной замены

    устаревших основных фондов в большинстве производств.

    Весьма привлекательным приоритетом для Украины являются авиакосмические

    технологии, новые поколения средств транспорта и связи. Необходимы развитие

    и эффективное использование сохранившихся преимуществ и заделов в

    космической области, в некоторых видах авиации, а также обновление

    транспортных средств с учетом перспективы формирования международных

    транспортных коридоров через территорию Украины (что увеличит возможность

    получения государством мировой транспортной ренты). В ближайшее десятилетие

    будут приоритетны:

    . глобальная система телекоммуникаций и экомониторинга;

    . космические навигационные системы;

    . создание коммуникационных систем по международным транспортным

    коридорам;

    . разработка новых поколений средств железнодорожного, воздушного,

    автомобильного, водного транспорта с повышенными скоростными,

    энергосберегающими и экологическими характеристиками; развитие

    спутниковых, оптических и мобильных систем связей, видеотелефонов.

    Крайне важны для укрепления безопасности страны, борьбы с международным

    и внутренним терроризмом, эффективной деятельности в условиях чрезвычайных

    ситуаций оборонно-технические системы и средства безопасности новых

    поколений. Первоочередными мерами в этой связи должны стать:

    оснащение армии и сил правопорядка новыми поколениями военной техники,

    укрепление позиций на мировых рынках вооружений;

    создание новых технических средств обнаружения наркотиков; разработка

    эффективных средств оказания помощи и спасения (в том числе индивидуального

    пользования) при чрезвычайных ситуациях;

    развитие технологий двойного назначения и активное применение их в

    гражданских отраслях.

    Только в условиях научно-инновационного прорыва реально создание

    современной высокотехнологичной базы обороноспособности и безопасности

    страны, а использование достижений этой сферы в гражданских производствах,

    в свою очередь, будет способствовать повышению технологического уровня

    экономики в целом.

    3.3. Пути решения

    Для научно-технологического прорыва необходимы кардинальные перемены в

    механизме выработки и реализации приоритетов государственной инновационной

    политики применительно к регулируемой рыночной экономике. Неприемлемы и

    опасны как отказ от активной государственной поддержки прорывных инноваций,

    так и попытки жестко регулировать и ничтожно финансировать науку. Важны

    четкое определение и законодательное закрепление прав и ответственности

    государства в инновационной сфере, разграничение компетенции с

    функционирующим в рыночном секторе экономики частным и смешанным капиталом.

    Государство в лице законодательных и исполнительных органов должно

    осуществлять: правовое регулирование отношений в инновационной сфере путем

    принятия законодательных актов, определяющих нормы взаимоотношений в этих

    сферах, охраны и реализации интеллектуальной собственности, порядок

    разрешения возникающих споров, задачи инновационной политики, поддержку

    приоритетных направлений науки и техники и базисных инноваций; разработку

    на основе долго- и среднесрочных прогнозов системы приоритетов

    инновационной политики, ее реализацию с помощью стратегического и

    индикативного планирования, государственных и межгосударственных научных,

    научно-технических и инновационных программ.

    Его задача:

    оказывать финансовую поддержку фундаментальной науке, базисным инновациям,

    развитию венчурного финансирования проектов малого и среднего

    инновационного бизнеса, инновациям в нерыночном секторе;

    содействовать развитию научной и инновационной инфраструктуры,

    информационному и кадровому обеспечению научно-технической и инновационной

    деятельности, особенно в государственном секторе экономики,

    защищать отечественных производителей инновационных продуктов от

    недобросовестной конкуренции на внутреннем и внешних рынках, охранять

    интеллектуальную собственность.

    Задача частного капитала — заниматься научно-технической и инновационной

    деятельностью путем:

    - заказа научно-исследовательских опытно-констукторских разработок (НИОКР)

    научно-исследовательским институтам и вузам, научно-общественным

    организациям;

    - приобретение патентов на результаты НИОКР, изобретения, ноу-хау, другие

    виды интеллектуальной собственности;

    - участие на конкурсных началах в реализации государственных,

    межгосударственных, муниципальных научно-технических и инновационных

    программ и проектов и государственных заказов в разработке и осуществлении

    собственных программ и проектов;

    - продажа и покупка акций на высокотехнологичных биржах.

    Механизм выработки и реализации приоритетов инновационной политики должен

    совершенствоваться по следующим направлениям. В период до 2010 г.

    необходимо создать эффективную законодательную базу инновационной

    деятельности и государственной политики в этой сфере. Действующие законы о

    науке, патентное законодательство не ориентированы на разработку

    инновационной политики, выявление и реализацию открытий и крупных

    изобретений, лежащих в основе новых поколений техники и технологий.

    До сих пор нет законов о государственных целевых программах, венчурном

    финансировании инновационных проектов. Законодательные органы фактически

    отстранены от обсуждения стратегии социально-экономического, научно-

    технического и инновационного развития; исполнительная же власть мало

    занимается этими вопросами. Законодательные органы, представляющие интересы

    различных хозяйствующих субъектов, должны активно привлекаться к разработке

    и реализации инновационной политики.

    Все еще не сформирована система стратегического управления

    инновационным развитием. Утвержденных приоритетов развития науки и техники

    и инновационных программ практически нет. Иначе говоря, государство не

    выполняет свою инновационную функцию, что не согласуется с намерениями

    обеспечить экономический рост на инновационной основе.

    Инновационную политику, ориентированную на научно-технологический прорыв,

    нужно формировать применительно к условиям регулируемой рыночной экономики

    и глобализации, в которую уже втянута (и далеко не в лучшей позиции)

    Украина. Я считаю, что эта политика должна строиться на дифференцированной,

    многоканальной основе и включать следующие элементы:

    - прямое государственное финансирование выбранных приоритетных направлений

    развития техники и базовых технологий и наукоемких проектов (особенно в

    стартовый период), которые становятся объектом государственных целевых

    программ (с последующей их передачей рыночному сектору), а также проектов в

    нерыночной сфере экономики (фундаментальной науке, образовании, культуре,

    здравоохранении, социальной сфере, экологии, обороне и правопорядке,

    государственном управлении);

    - косвенная поддержка программ и проектов (в том числе осуществляемых

    частным мелким и средним бизнесом) путем предоставления налоговых и

    таможенных льгот и налоговых кредитов при освоении принципиально новой

    техники и технологии (для компенсации высоких первоначальных затрат),

    содействия совершенствованию инновационной и информационной инфраструктуры,

    информационному обеспечению, подготовке и переподготовке кадров и т.д.;

    - использование оправдавших себя в мировой практике каналов притока частных

    инвестиций в результате продажи акций компаний, осуществляющих базовые

    инновации.

    - формирование и развитие системы венчурного финансирования

    высокоэффективных, но рисковых инновационных проектов с учетом зарубежного

    опыта и с частичным участием государственных бюджетных и внебюджетных

    фондов;

    - привлечение отечественных, иностранных и международных банков и фондов к

    финансированию проектов и программ, реализующих приоритетные базовые

    технологии и пользующихся поддержкой государства.

    Література:

    1. Корнус В.Г. Финансы Украины. – 2004 – № 10

    2. Буряк П.Ю. Экономика Украины. – 2005 - № 3

    3. Буднікевич І. М., Школа І. М, Становлення регіонального ринку

    інновацій в Україні. — Чернівці: Зелена Буковина, 2002.

    4. Закон України “Про цінні папери і фондовій' біржі”.

    5. Закон України “Про інвестиційну діяльність”.

    6. Інвестиції в Україні. Під ред. С. І. Вакарина (Міжнародний валютний

    фонд). - К.: “Конкорд”, 2004.

    7. Гальчинський А., Геець В., Кінах А., Семиноженко В. Інноваційна

    стратегія українських реформ. — К.: Знання України, 2003.

    8. Завлин ГГ. Н., ИпатовА.А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в

    Украине. - СПб., 2004.

    9. Иванов В. В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и

    перспективы развития // Инновация, 2002, №4. - С. 14-18.

    10. www. ukrstat.gov.ua

    11. www. finance.com.ua

    12. Стратегія економічного і соціального розвитку України (2004—2015 роки)

    «Шляхом Європейської інтеграції» / Авт. кол.: А. С. Гальчинський, В.

    М. Геєць та ін. — К.: ІВЦ Держкомстату України, 2004.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.