Этимологически понятие
«аудитория» связано с представлением о множестве людей, непосредственно
включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно
толкуется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником
информации. Такое определение не может исчерпать всех уровней социологического
анализа аудитории.
На уровне специальной
социологической теории это понятие определяет положение масс в системе массовой
информации и пропаганды. «Издатель», «журналист», «аудитория» — понятия,
описывающие функции, роли, место различных социальных субъектов в системе.
Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой
системы прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом
информационного воздействия. В системе массовой информации действуют институты,
за которыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с
одной стороны, и массы, для которых предназначена эта информация, — с другой.
Так складываются функциональные отношения между участниками—издателем,
журналистом, аудиторией.
С другой стороны, система
массовой информации и пропаганды рассчитана на индивидуальное потребление, «с
доставкой на дом». Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом
(а также социально-территориальных и профессиональных общностей) с личностью.
Средства массовой информации
апеллируют к личности в совокупности её социальных ролей—как к гражданину и
семьянину, представителю российского народа в целом и жителю конкретного района,
представителю данной профессии и работнику народнохозяйственной отрасли и т. д.
В целом содержание массовой информации охватывает все стороны связей человека с
обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые
включена личность. Поэтому журналистика, ее практические задачи оказались так
близки к конкретной социологии, также изучающей личность в совокупности ее
социальных ролей, науке, которую «отдельный человек интересует не сам по себе,
а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в
себе некоторые социально-типичные черты».
Есть часть информации и вовсе
рассчитанная сразу на всех— на «среднего» представителя аудитории. Таковы
справочные отделы газет и передачи радио и телевидения, значительная часть информационных
разделов и программ и др. Существуют материалы, которые путем сочетания
различных аспектов проблемы, аргументов, иллюстрации и т. п. также
рассчитываются на как можно более широкую аудиторию. Таково большинство
развлекательных и познавательных передач радио и телевидения, подборки, колонки
новостей в газетах, информационные программы радио и телевидения. Четкое
осознание границ расчетной аудитории—важнейшая задача практического
программирования деятельности массовой информации. Оно может идти по принципу
«слоеного пирога» (придание материалу, передаче черт, привлекательных для
разных слоев аудитории) и путем дифференциации изданий, рубрик, программ.
Переходя от общего представления
об аудитории к конкретно-социологическому уровню, следует конкретизировать
понятие аудитории.
В целом вся система массовой
информации рассчитана на все население страны, местные средства—соответственно
на все население того региона, в котором они действуют. Население страны или
региона составляет потенциальную аудиторию СМИ (для отраслевых органов
информации в этом качестве будут выступать все работники данной сферы
профессиональной деятельности и их партнеры в других сферах деятельности, а
также клиенты, заказчики и т. п., что требует специального рассмотрения).
Для аудитории СМИ характерна
черта, которую можно определить как устойчивость, ибо работа средств массовой
информации рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому способствует
система распространения информации: подписка на печатные издания на длительный
срок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно
«абонировать» эфирную информацию.
Данные ряда исследований
позволяют предположить, что статистическая граница аудитории и не аудитории
(реальной аудитории и не аудитории) ежедневных газет, радио и телевидения
пролегает между следующими мерами регулярности обращения «несколько раз в
неделю» и «один раз в неделю» (т.е. если уж люди пользуются данным средством
массовой информации, то делают это не реже одного раза в неделю, а чаще всего -
несколько раз в неделю). Соотношение потенциальной и реальной аудитории,
аудитории и не аудитории, регулярной и нерегулярной аудитории относятся к числу
показателей эффективности СМИП. Причем такие показатели следует рассматривать
как базовые или как условие для достижения всех других, которые не могут быть
получены без контакта с аудиторией, и прежде всего аудиторией расчетной.
Более тонким оказывается
разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления
дифференциации информации внутри системы СМИ. В аудитории многих изданий или
программ радио и телевидения есть часть аудитории, на интересы и компетенцию
которой делается особый акцент. Вообще у большинства материалов есть двойной
адресат, точнее, в их аудитории есть две группы: одна, для которой данное
сообщение несет информацию, связанную с профессионально - должностной или
общественно-политической ролью, другая — для которой содержание сообщения таким
образом «повернутым» не оказывается. Иначе говоря, хотя, например, наши
центральные издания обращены к самой широкой аудитории, есть «свой» особый
читатель у изданий в целом, «свой» слушатель и зритель у программ и циклов
передач. Массовые издания и программы должны рассчитывать свои выступления на
обе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда — те,
что должны привлечь внимание обеих групп, ибо «призвание» СМИ — устанавливать
связи между специалистами и неспециалистами, производителями и потребителями,
обслуживающими и их клиентами и т. д. Однако специализированная аудитория
«имеет право» и на особое внимание какого-то издания или программы. Таким
образом, в отношении аудитории к СМИП сочетается общее и особенное, что и
позволяет выделять в ней при исследовании разные группы.
Функциональные отношения между
участниками процесса массовой информации реализуются во множестве частных
связей (отношений). Аудитория характеризуется множеством связей со СМИ,
обозначаемых общим понятием «отношение аудитория к средствам массовой
информации.
Характеристики аудитории не
исчерпываются внешне проявляющимися факторами поведения: выбором того или иного
источника, того или иного материала, длительностью подписки на газету и
пользования телевизором и т. д. За внешне одинаковыми я поведенческими актами
стоят разные потребности, интересы, ожидания. С другой стороны, одни и те же
потребности, интересы, I- ожидания по-разному проявляются в поведении
аудитории. Среди связей (отношений) аудитории с другими участниками системы
информации можно выделить связи объективные и субъективные. К первым относятся
те из них, что проявляют себя в поступках, фактах поведения людей: выбор
источников информации, письменные и устные контакты с «журналистом» и
«издателем». Ко вторым — интересы и мнения, представления и требования и многие
другие формы внутреннего отношения аудитории.
Все рассматриваемые группы
частных отношений на уровне конкретного исследования предстают как система
характеристик, имеющих качественную и количественную определенность — как
система качественных и количественных показателей. Сочетания однотипных
показателей могут рассматриваться как индексы , (например, интерес к
определенной тематике может быть описан через индекс, составленный на основе
ряда проявлений — заявленного интереса, линии выбора источников информации и
отдельных сообщений и т. п.).
В конкретных социологических
исследованиях изучаются как сами проявления отношений аудитории со средствами
массовой информации, так и их факторы. Эти факторы многообразны и лежат в самом
субъекте отношения, в объекте отношения, а также конкретно-исторической
ситуации, в которой имеют место изучаемые отношения.
Для задач конкретного анализа
отношения аудитории к массовой информации может быть представлена система
уровней отношения, выстроенных «по линии потребления», выбора массовой
информации (то же может быть сделано и по линии участия аудитории в
производстве информации).
Включенность в систему массовой
информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение), использование
«наборов» средств.
Выбор источников информации в
рамках отдельных средств (центральные и местные каналы, отдельные издания),
использование «наборов» источников.
Выбор отдельных сообщений
(материалов, передач) в объеме материалов, поставляемых данным источником
информации.
Избирательное восприятие (запоминание,
усвоение, оценка) материала и его частей.
Актуализация (последействие)
информации в сознании и поведении потребителя информации.
В широком спектре человеческих
потребностей существует и потребность в информации. Последняя вытекает из
сущности социальной системы как системы информационной, в которой взаимодействие
(сотрудничество) между подсистемами и элементами протекает не только в форме
энерговещественных, но и информационных процессов. Потребность в информации
выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обеспечении
практически всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение
личности в существующую в обществе систему социальной информации. Потребность в
информации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает
их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творческую
сущность человеческого сознания. Ведь информация обеспечивает процесс мышления,
который «имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное
отношение к извне поступающим данным» .
Жизненные интересы и порожденные
ими информационные интересы специфически реализуются в разных системах
социальной информации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным
интересам личности, обслуживает выполнение ею разных социальных ролей.
Особенности массовой информации состоят в том, что, рассчитанная на
обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых,
обслуживает их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы
повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей,
обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными
становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна,
доступность (ведь здесь выбор идет не от профессионально - должностной
обязанности).
Эти особенности массовой
информации отражаются в характеристиках аудитории, полученных в ходе конкретно
- социологических исследований. Опрашиваемые гораздо чаще объясняют характер
своих взаимоотношений с источниками массовой информации не долгом или
обязанностью, а «просто интересом».
Исследование информационных
потребностей должно исходить из их типологии: общепсихологические,
коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их
удовлетворения — первоочередная задача. Во всех случаях подобного исследования
за основу необходимо брать предметную область СМИ, т. е. изучать не только
интересы, но и мотивы. Всестороннее выяснение мотивационного диапазона
информационных потребностей даст возможность управлять мотивировками.
Информационные потребности следует
рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы,
которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения
сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных
ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной
средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная
разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных
потребностей и их удовлетворения тесно связана с социальной активностью
человека. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев
эффективности СМИ их роль в удовлетворении и развитии информационных
потребностей населения.
Анализируя содержание
информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и
массовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения. Это
позволит объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины
неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными
группами населения. Проведенные социологические исследования показывают, что
увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных
запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется,
во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов
и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени, в третьих, большей
ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными
объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной
жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в
культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная
активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с
решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают
специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются
чтением газет, книг, журналов. Таким образом, если эффективность телевидения
зависит от факторов вне трудовой сферы, то обращение человека к газетам,
журналам, книгам (в том числе и к специальной литературе) связано в первую
очередь с характером его профессиональной деятельности, статусом личности, т.
е. с его трудовой сферой. Это обусловливает выбор целей деятельности СМИ и критериев
эффективности, Функции, которые выполняют средства массовой информации,
оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа
жизни, информационных потребностей аудитории. Например, для определенных групп
населения телевидение стало доминирующим каналом удовлетворения всех культурных
запросов и интересов, занимая большую часть их свободного времени. А для людей,
активно вовлеченных в другие виды духовной жизни и пользующихся широким
спектром источников печатной и межличностной информации, телевидение выполняет
лишь второстепенные функции.
Рассмотрение проблемы
эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и развития информационных
потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого
конкретного канала массовой информации в общей системе идеологической работы,
выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной
деятельности всей информационной системы современного общества.
Говоря об успешности (не
успешности) воздействия информации мы явно или неявно подразумеваем
определенные цели воздействия на аудиторию. Результаты влияния СМИП могут
проявляться в трех сферах: информационной, мотивационной и поведенческой. Эти
проявления могут быть обнаружены на уровне сознания и поведения отдельной
личности, ее непосредственного окружения, более широких общностей
(производственных коллективов, региона), общества в целом. Очевидно, что на
любой из этих уровней результируются влияния не только СМИП, но и других систем
общения и взаимодействия людей. Они могут суммироваться и взаимоослабляться. В
факте сложного переплетения различных влияний — первая трудность для изучения
воздействия массовой информации на аудиторию. Вторая трудность — в самой
природе эффектов воздействия информации. В принципе, они могут быть
относительно легко зафиксированы в поведенческой сфере, но для этого момент
наблюдения должен взаимодействовать с актами поведения (это скорее всего может
быть достигнуто в лабораторной ситуации, весьма отличающейся от реальной).
Труднее изучать эффекты в сфере информированности и мотивации. Мало того, что
они есть результат разных влияний, разделить которые часто принципиально
невозможно ни для субъекта - наблюдаемого, ни для субъекта-наблюдателя. Здесь с
особой силой действуют факторы, снижающие надежность получаемой информации;
ложная реконструкция отсутствующих влияний, формирование ранее отсутствовавших
элементов знания, позиции опрашиваемых в момент наблюдения, и т. п.
Измерить эффект информированности
аудитории в принципе легче, чем мотивационные эффекты. Информированность
рассматривается как результат, суммарного влияния всех средств информации,
доступных населению города. В результате обнаружились группы, существенно
различающиеся по уровню информированности. Наиболее информированными
оказываются люди, активно использующие каналы информации, относящиеся к разным
системам (массовые и специальные, технически опосредствованные и прямые) и т.
д. Предпринимались попытки исследования поведенческих эффектов. Как правило,
крайне немногочисленные исследования результативности ведутся на уровне
отдельно взятой личности. Анализируется, например деятельность массовых средств
информации, а результат определяется преимущественно по воздействию на
отдельную личность. Здесь явно сказывается непонимание того, что общество
представляет собой сложный организм, при исследовании которого можно и должно
выделять различные уровни анализа». Действительно, влияние СМИП на личность,
как правило, опосредуется влияниями тех контактных малых общностей, в которые
постоянно включен человек. Они проявляются уже на стадии выбора источников
массовой информации. Результаты воздействия массовой информации так или иначе
реализуются в общении и сотрудничестве человека с другими людьми. Воздействие
информации в современном обществе рассчитано на обслуживание и укрепление
разных общественных подсистем — малых групп, социально-территориальных,
производственных, отраслевых общностей. Являясь средством связи личности с макросредой,
СМИ являются и средством социального контроля над микросредой, они обеспечивают
общественное влияние на внутригрупповые процессы. В этом вообще смысл
деятельности СМИ: осуществлять влияние более высоких уровней организации на
более низкие (например, района —на предприятия и хозяйства, области — на
районы). В этих явлениях можно выделить связи кооперативные и конфликтные. И те
и другие практически не изучены.
Нуждается в изучении проблема
связи характеристик ситуации восприятия массовой информации с характеристиками
информации. Так, можно предположить, что если телевизионная информация, как
правило, попадает к личности в ситуации семейного общения, то наиболее
эффективной формой контакта данного средства информации с людьми будет
обращение к семы введение в программу большого числа передач, рассказывающих)
для семьи и о семье (таковы, например, циклы «Папа, мама, я — спортивная
семья», «Моя семья» в которых органично сочетается информация и о
внутрисемейной жизни, и о производственных делах членов семьи). Стоит проверить
гипотезу о том, что «разделение труда» между средствами массовой информации
наиболее успешным может оказаться не по тематическому основанию (это был бы
совсем неверно), не только по типам и способам отражены (что правильно, но
недостаточно), но и по преимущественно адресату. Например, для газеты это по
преимуществу производственный коллектив, для телевидения — семья и дружеская
кампания. Обычно в таком явлении усматривают лишь отрицательные моменты, а
между тем ситуация коллективного просмотра передач с одновременным обменом
мнениями имеет и свои положительные стороны.