Дипломная работа: Информационное телевизионное вещание в г.Красноярске: основные принципы
Одной из тем, о которых журналисты сегодня
предпочитают не говорить, является тема "заказных"репортажей. Все
очень просто: некая фирма за определенную плату предлагает журналисту сделать
сюжет о ней. Более или менее цивилизованно это выглядит,когда к сюжету об этой
фирме добавляется какая-то событийная информация. Количество заказных
репортажей зависит от личных качеств репортера, а также, отстепени финансовой
независимости компании в целом. Если говорить откровенно, во всех трех
красноярских программах новостей явно заказные сюжеты редки.
Репортер должен понимать всю ответственность,
когда он берется за заказной сюжет. Ведь честность, все-таки,главное качество
репортера.
ОПЕРАТОР
На съемках сюжета репортер обязан работать в
тесном контакте с оператором и руководить им. Еще до съемокрепортер должен
посвятить оператора в свои планы относительно сюжета, а затем наступает очередь
оператора творчески разработать тему. Любое событие можноснять по-разному. Есть
несколько очевидных планов, например, общий, который дает приблизительную
картину происходящего, или план докладчика, выступающего стрибуны. В то же
время профессиональный оператор всегда сможет найти что-нибудь нестандартное,
план, который при умелом его использовании может создать психологическийфон
сюжета в целом.
Однако основная масса сюжетов на красноярском
телевидении, в принципе, по видеоряду не отличаютсядруг от друга, и у постоянно
практикующего оператора вырабатывается шаблонный подход к съемкам. Этот шаблон
можно выразить так: сначала - адресный план местасобытия, потом - общий план
действия, какие-то детали, лица людей и панорамные планы. При оперативных
съемках оператору приходится работать быстрее, и этозаставляет его отказываться
от шаблона. Кроме того, появляются профессиональная и чисто человеческая
заинтересованность снять нестандартную ситуацию лучше, чемкто-нибудь другой.
При этом вполне оправданна потеря качества "картинки" для повышения
"репортажности" съемок, для того, чтобы показатьситуацию
изнутри.
Время от времени оператор просто не успевает
снять какой-либо план или для упрощения монтажа хочет снятьего с нескольких
ракурсов. В этом случае именно оператор должен попросить объект съемок
повторить заинтересовавшее его действие. Иногда при съемках интервью,особенно,
если это обращение к аудитории или политическое заявление, оператору приходится
останавливать интервьюируемого и начинать съемку заново. Это связано со
сложностью настройки камеры ичасто говорит о профессионализме оператора. Так,
например, поздравление губернатором Валерием Зубовым женщин с 8-м Марта было
окончательно снято лишь спятой попытки.
Качество видеоряда напрямую зависит от
аппаратуры, которую использует оператор. В Красноярске практическивсе операторы
программ новостей пользуются камерами полупрофессионального формата
"супер-ВХС" (S-VHS). Иногда приходится производить съемки ина
любительских, "ВХС-ных" камерах. Переход на профессиональную
аппаратуру системы BETACAM-SP в планах большинства редакций.
На Центральном телевидении обязательной
считается съемка всех сюжетов со штатива. Это обеспечивает устойчивость
кадра и, соответственно,высокое качество картинки. В Красноярске этот прием
пытались использовать "Новости Афонтово". Пока это у
них получается не частоиз-за слишком быстрого ритма работы программы новостей.
Главные качества оператора: умение
взаимодействовать с репортером и, если потребуется, суметь поймать
вобъектив острую ситуацию, которая зачастую длится лишь мгновение.
РЕЖИССЕР
Оформление видеоряда, снятого оператором -
задача режиссера. Именно он должен свести воедино текст,написанный репортером,
и картинку в соответствии с правилами монтажа. "Телевизионный режиссер
должен выработать в себе умение усвоить авторскийзамысел и выявить средства, с
помощью которых можно воплотить его на телеэкране... Непременное требование к
профессии телережиссера - совершенноевладение телевизионной техникой, знание ее
скрытых возможностей" [8. - c.60]. Сразу оговоримся, что непосредственный технический
монтаж видеосюжетов в "НовостяхАфонтово" и "Новостях
ТВК" осуществляют сами режиссеры. В программе "ИКС"
задача режиссера -управлять действиями видеоинженера, который работает
непосредственно с оборудованием. Руководство КГТРК "Центр России" объясняет
этоматериальной ответственностью за монтажное оборудование технического
персонала студии, а режиссеры относятся к творческой группе программы "ИКС".На
наш взгляд, подобное разделение не способствует быстроте монтажа, потому что
видеоинженеру, которым руководит режиссер, не остается возможности
творческиработать над сюжетом, и к концу рабочего дня он просто устает, не
заинтересованный в конечном продукте.
При монтаже программ новостей у режиссеров
всех местных телекомпаний возникает несколькопрофессиональных проблем. Несогласованность
на съемках репортера и оператора вызывает нехватку видеоматериала,
соответствующего сценарию. Как следствие,режиссерам приходится перекрывать
начитанный текст не соответствующим ему "видео". Из опыта программы
"ИКС" можнопривести такой пример. Бывший собственный
корреспондент программы в Шушенском А.Милонов прислал сюжет о военной части,
где видеоряд состоял только из общегоплана ворот этой части и интервью с
матерью одного из военнослужащих. От монтажа этого сюжета пришлось даже
отказаться.
Ни одна красноярская программа новостей не
практикует выезд режиссеров на съемки. В этом годупрограмма "ИКС"
в порядке эксперимента отправляла режиссеров на съемки, и, по оценкам самих
режиссеров, качество сюжетовулучшилось. Из-за не до конца продуманной
организации подобной практики от нее пришлось отказаться.
Кроме монтажа сюжетов, задача режиссеров всех
трех красноярских программ новостей - выдать программу вэфир. На время эфира
режиссер становится главным действующим лицом в студии. Он управляет всем
процессом выхода в эфир, работой ведущего, осветителя, оператораи
звукорежиссера. В его власти снять с эфира любой сюжет по одному ему известным
причинам. Правда, после эфира он должен будет отчитаться о своемрешении перед
главным редактором.
Среди основных качеств режиссера можно
отметить целостное психологическое видение сюжета примонтаже, хорошую
реакцию на нестандартные ситуации во время эфира и умение сплотить
вокруг себя эфирную группу.
Заключение.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ
(1) Все
три новостийные телепрограммы Красноярска: "ИКС",
"НовостиАфонтово" и "Новости ТВК"
имеют индивидуальные приемы вещания. При одинаковом стремлении каждой
программыподробно информировать телезрителя о происходящих событиях возможности
и способы этого информирования различны. Индивидуальность каждой
программыобусловлена: спецификой ее организации, наличием собственных
политических позиций и взглядов на различные стороны общественного развития.
(2)
Ограниченность информационного пространства Красноярска обуславливает освещение
во всех трехпрограммах одних и тех же тем и событий.
(3) При
подаче информации "Новости ТВК" и программа "ИКС"предпочитают
давать собственную оценку событиям. А "Новости Афонтово"сознательно
отказываются от этого.
(4)
Журналисты всех трех программ новостей часто нарушают классические принципы
тележурналистики,например, пересказывая видеоряд или делая неправильные
логические выводы из использованной в сюжетах информации.
(5) Все
местные программы новостей используют, в принципе, одну и ту же сеть
информаторов. Этовызывает появление в эфире практически одинаковых по
содержанию сюжетов.
(6) Если
рассматривать новостийные программы отдельно, то можно выделить несколько
главных проблемкаждой.
У программы "ИКС" -
не до конца сложившийся коллектив, не совсем продуманная организацияпрограммы,
отсутствие программного стиля (устаревшие перебивки, выгородка и др.) и слишком
малое использование возможностей компьютера.
В "Новостях ТВК"
основные проблемы - это определенная вторичность в использовании
программногооформления и стиля и некоторая агрессивность ведения программы.
Проблемами "Новостей Афонтово"
являются: недостаточно профессиональная репортерская работа,вызывающая
нарушение в подаче информации (повторение текстом видеоряда) и большое
количество рекламы в выпуске.
(7)
Несмотря на выше перечисленные проблемы, каждая программа новостей заняла
определенную нишу всистеме телевидения и имеет своего зрителя, а также желание
и возможности для дальнейшего прогресса.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.: М., Изд-во
МГУ,1987г. -
238с.
2. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.Н. Журналист ТВ: за кадром и в кадре.:
М.,"Прогресс", 1990. - 325с.
3. Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация.: Л., Изд-во ЛГУ, 1987г. -
63с.
4. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой
информации- их аудитория, техника, бизнес, политика.: Тбилиси,
"Ганатлеба",1989г. - 627с.
5. Введение в журналистику.: М., "Высш. шк.", 1986. - 336с.
6. Вильчек В.Я. Под знаком ТВ.: М., "Знание", 1987. - 214с.
7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики.: М., "Знание",
1982г. -
184с.
8. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика.: М., МНЭПУ, 1992г. -
312с.
9. Кузнецов Г.Н. Журналист на ТВ. // "Мастерство журналиста", М.,
1977г.
10. Новогодний выпуск ТВК. // Красноярск, 7 мая 1995г. - 8с.
11. Попа Е.И. Информация в структуре республиканского вещания.:
Кишинев,"Штиинца", 1989г. - 119с.
12. Саппак В.В. Телевидение и мы.: М., "Наука", 1988г. - 178с.
13. Сапунов Б.М. Телевидение и культура.: М., "Наука", 1989. -
436с.
14. Синицын Е.Г. Я веду репортаж.: М., "Знание", 1983г. - 216с.
15. ТВ-репортер. Сборник статей.: М., Изд-во МГУ, 1976г. - 86с.
16. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Сборник статей.: М.,
"Знание",
1986г.-
286с.
17. Телевизионная журналистика.: М., Изд-во МГУ, 1994г. -
237с.
18. Телеэкран - неограниченное господство?: М., "Прогресс", 1987г.
- 228с.
19. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики.: М.,
"Знание",
1976г.-
284с.
20. Чекалова Е.Л. До и после "Взгляда".: М., "Знание",
1990г. - 61с.
21. Юровский А.Т. Телевидение - поиски и решения.: М., "Наука",
1983г.-
370с.
22. Юшкявичус Г.З. Программа на ХХI век. // "Новое время", 1988г.,
№ 11.
23. Brody E.W. Communication Tomorrow.: N.Y., Webster,
1990. - 250p.
24. Orlik PeterB. The Electronic Media: An Introduction To
The
Profession.:
Boston, Allyn &Bacon, 1992. - 491p.
25. Stan Le Roy Wilson. Mass Media / Mass Culture.: N.Y.,
McGraw-Hill
Inc., 1992.
- 460p.
26. The Journalism Of Outrage.: N.Y., McGraw-Hill Inc.,
437p.
Приложение 1
ВОПРОСЫ ИНТЕРВЬЮ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ
ПРИ СЪЕМКЕ ФИЛЬМА.
1. Что такое телевизионные новости?
2. В чем суть информационной программы?
3. Должна ли информационная программа освещать все события, о
которыхузнает?
4. Что главное: новость или ее оценка?
5. Какова роль подачи новости в восприятии ее телезрителями?
6. Что меняет конкуренция?
7. Какова концепция вашей программы?
8. Оценка конкурентов.
9. Роль оператора в сюжете.
10.Есть ли смысл использовать в местной программе федеральные
новости?
11.Какую роль в популярности программы играет сетка вещания?
12.Роль "видео" в восприятии новостей.
13.Можно ли манипулировать сознанием зрителя?
14. Как делается верстка выпуска?
15.На какого зрителя ориентируется ваша программа?
16.Каково соотношение "видео" и текста в вашей программе?*
17.Отношение к универсальности репортера.
18.Каким должен быть язык теленовостей и стиль репортера?
19.Какими должны быть качества репортера?
20.Какова роль ведущего в информационной программе?
21.Пожелания начинающим тележурналистам.
Приложение 2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН
КРАСНОЯРСКИХ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ:
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
Как и у любой профессиональной группы, у
тележурналистов существует свой арго. Техническаянеразвитость отечественной
радиоэлектроники, естественно, обуславливает привлечение иностранной
аппаратуры, а значит, и большого потока иностранныхслов (в основном,
английских). Это же касается и обозначения работающих на телевидении людей и
профессиональных понятий.
Словарь разбит на 3 части:
1) обозначения людей, работающих на
телевидении;
2) обозначения аппаратуры;
3) понятия, используемые в процессе
профессиональной
деятельности
тележурналистов.
1. Люди, работающие на телевидении.
ВЕДУЩИЙ - человек, который во время эфира программы читает из
студии устные информациии представляет сюжеты. Отличается от диктора
тем, что непосредственно
принимаетучастие в создании программы.
ВЫПУСКАЮЩИЙ (дежурный редактор, ответственный редактор) -
ответственный завыпуск, координирующий действия репортеров, операторов,
режиссеров, водителей и др.
ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕЖИССЕР - человек, который следит
за
правильностью выхода в эфир новостийных блоков, за
их
очередностью.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ - генеральный директор (телекомпании).
ДИКТОР - человек, зачитывающий в эфире какую-либо информацию.
ЗВУКАЧ - звукорежиссер, человек, который обеспечивает
правильность наложения звукорядана видеоряд.
МОНТАЖЕР, МОНТАЖНИК - человек, который монтирует и
"склеивает"сюжеты.
ОПЕРАТОР - человек, который работает с кино- и видеокамерой.
РЕКЛАМЩИК - сотрудник отдела рекламы.
РЕПОРТЕР - человек, который собирает новости и работает в
штате телекомпании.
СВЕТ - осветитель.
СТРИНГЕР - то же, что и репортер, но не работает
в штате телекомпании.
ШЕФ ИНФОРМАЦИИ - начальник отдела новостей.
ШЕФ-РЕДАКТОР - главный редактор.
2. Обозначения аппаратуры.
БЕТАКАМ (бетакамка) - профессиональная видеоаппаратура
стандарта BETACAM(англ.).
ВОСЬМЕРКА
(мартышка) -
компакт-камера стандарта Video-8.
ВХС - любительская видеоаппаратура
стандарта
VHS (Video Home System).
МОНТАЖКА - монтажная линейка.
ПТС -
передвижная телевизионная студия.
ПУШКА - встроенный в камеру микрофон.
СЕМЕРКА - любительская видеокамера стандарта VHS Panasonic
M7000.
СУПЕР-ВХС - полупрофессиональная видеоаппаратура стандарта
Super-VHS. Наиболее частоиспользуется в красноярских программах новостей.
ТЖК - телевизионный журналистский комплект. Состоит из
видеокамеры ивидеомагнитофона, совмещенных, либо по отдельности.
ТРОЙКА
видеокамера
стандарта VHS Panasonic M3000.
3. Понятия, используемые в процессе
профессиональной деятельности тележурналистов.
В/К - информация, которую читает в кадре диктор
или ведущий.
ВЫЗВОНИТЬ НОВОСТЬ - получить информацию по телефону.
ЖИВОЙ ЭФИР, ПРЯМОЙ ЭФИР - немонтированный выход программы в
эфир.
ЗАСТАВКА - фирменный знак программы, как правило, начинает
выпуск.
З/К, ЗАКАДР - закадровый текст сюжета.
КАРТИНКА - видеоизображение.
КОДА - графически оформленное окончание программы.
НАКОЛКА - 1. непроверенная информация. 2. информация,
полученная отинформированного источника.
ОБОИ - нейтральные планы, подходящие для любого сюжета (идущие
люди, проезжающиемашины и т.д.)
ОЗВУЧКА, НАЧИТКА - наложение на видеоряд текста журналиста.
ОТБИВКА - короткая заставка (см.), ставится
после сюжета.
ОТМОНТИРОВАТЬ - смонтировать сюжет, в
определенном порядке "склеить" видеоряд.
ОТСМОТРЕТЬ
-
просмотреть снятый или смонтированный видеоматериал.
ОТСНЯТЬ - снять какой-либо сюжет.
ПЕРЕБИВКА - короткая отбивка (см.), ставится
между сюжетами.
ПОДВОДКА - устная информация, произносимая ведущим, которая
логически подводит к сюжету.
СНХ, СИНХРОН - синхронизация звука и видеоряда, эффект прямого
говорения; интервью.
СТУДИЯ - место, откуда происходит вещание.
ТИТРЫ - надпись на экране.
УСТНАЯ - устная информация.
ШАПКА - то же, что и заставка (см.).
|