МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов

    Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов

    Содержание:

    1. Введение……………………………………………………….…2

    2. Советский Союз в условиях роста военной опасности……..4

    3. Мюнхенское соглашение и позиция СССР……………………6

    4. Международные отношения СССР с Англией, США и

    Францией…………………………………………….…………..8

    5. Внешнеполитическое положение СССР на востоке……….13

    а) Бои у реки Халхин-Гол……………………………...….…………..13

    б)Советско-японский пакт о нейтралитете……………...………...14

    6. Советско-германские отношения…………….………………15

    а)Советско-германский пакт о ненападении и секретный

    протокол…………………………………………………………….………..16

    б)Угроза войны перед Советским Союзом…………..……………….18

    7. Заключение……………………………………….……………..20

    8. Документы……………………………………………………..22

    9. Список литературы……………………………………….….22

    Введение

    Размышляя о самой кровопролитной в истории человечества войне, мы

    невольно возвращаемся к предвоенному времени, вошедшему в историю как

    предвоенный политический кризис, с тем чтобы понять ту международную

    обстановку в которой война готовилась и была развязана. В результате

    подготовки и частичного осуществления Германией агрессивных планов по

    завоеванию мирового господства при попустительстве со стороны Англии и

    Франции, продемонстрированном в Мюнхине.

    Я решила выбрать данную тему для моего реферата, так как мне было

    интересно узнать правду о Советской внешней политике, кем и чем она

    определялась, как влияла на положение Советского Союза и международную

    ситуацию. В наши дни можно по-новому взглянуть на разные стороны внешней

    политики СССР, ее связь с внутренней политикой, дать на основе исследования

    ранее закрытых документов оценки и выводы, позволяющие восстановить

    реальную картину происходившего.

    В первые годы так называемого мирного существования СССР боролся за

    установление более или менее приемлемых дипломатических отношений с

    капиталистическими странами. На протяжении 20-ых и 30-ых годов внешней

    торговле придавалось не только экономическое, но и политическое значение.

    В 30-ых годах советское правительство активно развивало отношения с

    фашистской Германией, которые переросли в активную деятельность по

    организации коллективного отпора агрессивным фашистским государствам. Идея

    создания системы коллективной безопасности и практическая работа советской

    дипломатии получили высокую оценку и признание прогрессивной мировой

    общественности. Вступление в Лигу Наций в 1934 г., заключение союзных

    договоров с Францией и Чехословакией в 1935г., призывы и конкретные акции в

    поддержку одной из подвергнушевшихся агресси держав – Эфиопии,

    дипломатическая и иная помощь законному республиканскому правительству

    Испании в период итало-германской интервенции, готовность оказать военную

    помощь по договору Чехословакии против фашистской Германии в 1938г.,

    наконец, искреннее стремление выработать совместные меры опоры агрессии

    накануне второй мировой войны – такова краткая летопись последовательной

    борьбы Советского Союза за мир и безопасность.

    Ни один народ, даже немецкий, не испытывал ничего похожего на то

    воодушевление, которое в 1941 г. охватило все народы Европы. Всего лишь

    двадцать лет прошло со времени первой катастрофы в Европе, и еще никто не

    забывал перенесенных страданий и жертв. Все приняли войну как удар судьбы.

    Даже объявление войны западными державами не смогло поколебать в немецком

    народе веру в Гитлера: он был слишком сильно одурманен лживой пропагандой,

    чтобы быть в состоянии трезво оценить происходящее.Гитлер хотел войны, и

    это является документально подтвержденным фактом. Но он не добился бы так

    легко этой цели, если бы не нашел необходимых союзников и противников в

    лице Советского Союза, Польши и Англии. Решающее значение имела позиция

    СССР.

    В данной работе я попытаюсь осветить основные аспекты отношений СССР с

    крупными мировыми державами и факторы, влияющие на эту политику, внутреннее

    положение СССР, определяющее взаимоотношение с другими странами перед

    вступлением нашей страны во вторую мировую войну.

    Советский союз в условиях роста военной опасности

    В середине 30-х годов Советское государство демонстрировало свое

    миролюбие и заинтересованность в мирном сосуществовании с

    капиталистическими странами. Однако набиравшие силу в эти годы

    террористические методы руководства во внутриполитической жизни Советского

    Союза находили отражение и в его международной политике. Особый

    «сталинский» почерк все более проявлялся во внешнеполитических шагах

    советского правительства. В принципиальном плане это выражалось, прежде

    всего, в том, что советское руководство давало одностороннюю оценку

    расстановки и соотношения политических сил в мире.

    На международное положение страны продолжала оказывать

    катастрофическое воздействие лавина массовых репрессий, обрушенных

    сталинским руководством на партийные и военные кадры, дипломатов, на

    деятелей науки и искусства. В кризисные для европейской политики дни

    сталинская машина террора продолжала функционировать в СССР.

    Аналитический аппарат дипломатических, военных и разведывательных

    служб всех стран пристально следило за беспрецедентными событиями в СССР и

    прикидывал потенциал и прочность страны. Практически все наблюдатели

    приходили к выводу о глубоком внутриполитическом кризисе советского режима

    (независимо от его причин), о неспособности Советского Союза к

    крупномасштабным внешнеполитическим мероприятиям.

    Серьезными недостатками страдала политико-воспитательная работа в

    армии. Во всей пропаганде, ведшейся в стране, преобладал упрощенный тезис о

    могуществе нашей страны, ее способности противостоять любой агрессии и о

    том, что в случае нападения все боевые действия будут вестись только на

    территории противника. Не было трезвой оценки сил Красной Армии.

    В предвоенные годы в общественно-политической и духовной жизни страны

    утвердилось полное господство идеологической и политико-воспитательной

    деятельности партии. Установился идеологический диктант, основывающийся все

    более и более на личных взглядах Сталина.

    Мюнхенское соглашение и позиция СССР

    Советский Союз был преисполнен решимости внести существенный вклад в

    дело предотвращения германской агрессии против Чехословакии. Но британское

    и французское правительства оказывали давление на Чехословакию, чтобы

    заставить ее капитулировать перед Германией.

    Сначала сентября в Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том,

    как оформить передачу Германии Судетской области.

    22 сентября Чемберлен прибыл в Бад-Годесберг для новой встречи с

    Гитлером. Британский премьер сообщил нацистскому фюреру, что ему удалось

    добиться согласия на передачу Германии Судетской области не только от

    собственного, но также от французского и чехословатского правительства.

    Видя готовность Англии и Франции идти на уступки, Гитлер ужесточил

    свой требования, с тем, чтобы сделать еще один шаг вперед в деле ликвидации

    чехословатского государства. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы

    передача Германии Судетской области была начата немедленно, а именно 26

    сентября. Вместе с тем теперь он решительно настаивал и на передаче Польше

    и Венгрии некоторых районов Чехословакии, где большинство населения

    составляли поляки и венгры. Наконец, он заявил, что больше нет условий для

    существования чехословацкого государства. В случае отклонения его

    требований Гитлер угрожал войной. Чемберлен, по его словам, оказался от

    этих новых требований в состоянии шока. Но он все же заверил фашистского

    канцлера, что сделает все возможное для обеспечения их выполнения.

    29-30 сентября в Мюнхене состоялась конференция Великобритании,

    Франции, Германии и Италии, завершившаяся сделкой четырех держав об

    отторжении от Чехословакии и присоединения к рейху широкой полосы

    территории вдоль всей германо-чехословацкой границы.

    Чехословацкому правительству результаты мюнхенского договора четырех

    стран были переданы как приговор, не подлежащий обжалованию.

    В результате мюнхенской сделки Чехословакия потеряла значительную

    часть своей территории и населения, в том числе исключительно важные в

    экономическом отношении районы.

    При заключении мюнхенского соглашения правящие круги Великобритании и

    Франции придавали особое значение его антисоветской заостренности. Об этом

    свидетельствуют многие ставшие с тех пор достоянием гласности секретные

    дипломатические документы. 4 октября 1938 г. французский посол в Москве

    Р.Кулондр заметил, что мюнхенское соглашение «особенно сильно угрожает

    Советскому Союзу». Лорд Лотиан, назначенный вскоре британским послом в

    США, отмечал, что после Мюнхена политические круги Лондона, как и других

    европейских столиц, «полагали, что после захвата Чехословакии Гитлер …

    двинется на Украину».

    Мюнхенское соглашение, продиктованное Чехословакии под угрозой

    применения силы и с помощью самого грубого давления, представляло собой

    проявление неприкрытого произвола. Поэтому оно было незаконным и Советское

    правительство никогда не признавало его. Оно также коренным образом меняло

    все положение в Центральной Европе. Захватив Австрию, а затем часть

    Чехословакии, Германия серьезно укрепила свои позиции.

    Отношения СССР с Англией, США и Францией

    В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР

    открыто враждебную позицию.

    Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в

    войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его

    соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер.

    Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в

    различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной

    помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в

    исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других

    антисоветских действиях.

    1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши,

    которая и дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях

    образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция,

    США) – СССР – страны фашистскогго блока(Германия, Италия, Япония).

    Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса

    ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто

    недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали

    правительства Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались

    многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызванна

    внутреполитическим положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался

    страх перед непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней

    политике и перед террористическим режимом, установленным Сталиным внутри

    страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот сложный момент советских

    руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной

    позиции Сталина и его окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева:

    «Оправдывать собственные падения грехами других – путем не к честному

    самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству». (2)

    Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не

    последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о

    глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции

    сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был

    готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.

    Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на

    военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам.

    На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача

    предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР,

    Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских

    правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает

    жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против

    Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти

    заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку.

    Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что

    сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская

    агрессия будет направлена против СССР.

    Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи

    германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей

    возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».

    Столь же близорукой, как и британская, оказалась политика Франции.

    Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся

    создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически

    придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии.

    Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от

    столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников

    поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.

    В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г.

    предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах

    оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае

    агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под

    давлением общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на

    переговоры. Однако переговоры зашли в тупик.

    Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию,

    предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в

    случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это

    предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.

    С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после

    разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться.

    Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу

    потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать

    своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство

    решило послать в Москву своего “специального и чрезвычайного

    уполномоченного” Стаффорда Клиппса для переговоров о торговле, которые

    правительство Чемберлена завело в тупик.

    Несколько изменился и характер американо-советских отношений.

    Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее

    отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно

    улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил

    советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении,

    переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую

    обычно называют “ моральным эмбарго”, больше не будет применяться к

    Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от

    антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского

    конфликта.

    В марте 1941 г. американское правительство и в апреле английское

    сообщили советскому правительству, что Германия готовится напасть на СССР.

    Сталин не посчитался с этими предупреждениями, расценив их как провокацию,

    имеющею целью вызвать советско-германскую войну.

    Внешнеполитическое положение СССР на Востоке

    Бои у реки Халхин-Гол

    На Дальнем Востоке все более агрессивной становилась политика Японии.

    Хотя угроза надвигающейся войны для СССР исходила с запада, боевые действия

    кануна новой мировой войны впервые развернулись на его восточных границах.

    Еще в июле 1938 г. Япония попыталась захватить ряд важных

    стратегических пунктов СССР на Дальнем Востоке. Советские Войска в начале

    августа 1938 г. разгромили вторгшиеся японские части и выбросили их с

    советской территории, и 11 августа 1938 г. Япония была вынуждена заключить

    соглашение с Советским Союзом о ликвидации конфликта. Однако Япония на

    этом не успокоилась. Она решила нанести удар против Монгольской Народной

    Республики, с которой Советский Союз имел соглашение о взаимопомощи.

    Весной 1939 г. Япония начала военные действия в районе реки Халхин-

    Гол. Из советских и монгольских войск, сосредоточенных у Халхин-Гола, была

    создана первая армейская группа под командованием Г. К. Жукова. Советские и

    монгольские войска 20 августа 1939 г. перешли в наступление и через три дня

    окружили основные силы японской армии. Ожесточенные бои продолжались 129

    дней. 16 сентября по просьбе Японии боевые действия были прекращены.

    События у реки Халхин-Гол имели важное военно-политическое значение.

    Они предотвратили попытки создания очага войны на дальневосточных границах

    СССР. Однако опасность войны в этом районе сохранялась.

    Советско-японский пакт о нейтралитете

    Милитаристская Япония издавна имела в отношении СССР самые широкие

    захватческие замыслы. Но и к началу второй мировой войны, когда Япония

    потерпела жестокое поражение на реке Халхин-Гол японская военщина была

    вынуждена отложить до будущих времен агрессивные действия против СССР и

    приступила с лета 1940 г. к захватам в южных морях и Юго-Восточной Азии,

    что требовало от нее меньших усилий, особенно после того, как война в

    Европе привела две западные державы – Францию и Голландию – к разгрому, а

    третью из них – Англию – к резкому ослаблению. Одновременно в июне 1940 г.

    японское правительство предложило Советскому правительству заключить пакт о

    нейтралитете. В действительности это было со стороны Японии лишь маневром.

    Ведя переговоры о советско-японском пакте и намеренно затягивая их, Япония

    сговаривалась с Германией и Италией о направленном фактически против

    Советского Союза Тройственном пакте, который и был подписан в сентябре 1940

    г.. В апреле 1940 г. в Москву прибыл министр иностранных дел Японии

    Мацуока. Он заявил, что его правительство готово подписать с СССР пакт о

    нейтралитете, и предложил сделать это немедленно. 13 апреля пакт был

    подписан.

    Японо-советский пакт о нейтралитете соответствовал общей линии внешней

    политики Советского правительства, имевшей целью обеспечить безопасность

    СССР и восприпятствовать расширению зоны войны. Положительное значение

    пакта для Советского Союза также заключалось в том, что он обнаружил новые

    разногласия внутри фашистского блока: гитлеровская Германия хотела, чтобы

    Япония как можно скорее начала военные действия на Дальнем Востоке как

    против Англии и Соединенных Штатов Америки, так и против СССР, а японское

    правительство предпочитало действовать самостоятельно в определении

    объектов и сроков нападени

    Совектско-германские отошения

    Советское правительство делало летом 1939 г. все возможное, чтобы

    договориться с Англией и Францией в целях предотвращения германской

    агрессии, сохранения мира. К сожалению, эти усилия не увенчались успехом.

    Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол

    В августе 1939 года Германия завершила подготовку к войне в Европе. Не

    желая воевать на два фронта, Гитлер предложил подписать советско-германский

    договор о ненападении. Договор обещал Советскому Союзу не только мир, но и

    расширение западных границ.

    СССР фактически продолжа оставаться в положении международной

    изоляции, в котором он оказался в результате мюнхенского договора. В этой

    обстановке Сталин и Молотов приняли решение согласиться с предложением

    Германии о заключении договора о взаимном ненападении.

    Советско-германские переговоры начались 15 августа 1939 г. в Москве

    встречей с Молотовым посла Шуленбурга. Первым итогом их явилось подписание

    торгового соглашения между Германией и СССР.

    Гитлер, который торопился разрешить конфликт с Польшей военным путем и

    не мог уже отказаться от подготовленного на нее нападения, 20 августа 1939

    г., направил Сталину телеграмму, в которой настаивал на скорейшем

    подписании договора о ненападении.

    Обсудив с Молотовым полученное послание и выслушав сообщение

    Ворошилова о ходе переговоров с англичанами и французами, Сталин в своем

    ответе Гитлеру дал согласие на приезд в Москву Риббентропа и подписание

    соглашения о ненападении.

    23 августа Иоахим Риббентроп и Вячеслав Молотов подписали Договор о

    ненападении. Вместе с договором был подписан и секретный дополнительный

    протокол. Он не обсуждался ни в Политбюро, ни в Верховном Совете СССР, ни в

    правительстве. В строго секретном дополнительном протоколе говорилось о

    разграничении «сфер интересов» в Восточной Европе. В советскую «сферу

    интересов» отходили Эстония, Латвия, Правобережная Польша и Молдавия

    (позднее к этому списку добавилась и Литва). Важнейшее значение в этом

    проекте имел постскриптум, в котором говорилось следующее: «Настоящий пакт

    действителен лишь при одновременном подписании особого протокола по пунктам

    заинтересованности Договаривающихся сторон в области внешней политики.

    Протокол составляет органическую часть пакта».(3)

    Сразу же, после того как договор был подписан, прекратилась

    антифашистская кампания в советской печати. Зато Англию и Францию теперь

    называли «поджигателями войны».

    Проводя политику нейтралитета, Советский Союз точно выполнял

    заключенные им с Германией соглашения. Советское правительство всемерно

    старалось избегать трений с Германией и тщательно следило за тем, чтобы не

    дать ей какого-либо повода к нарушению советско-германских соглашений.

    Такими принципами руководствовались не только дипломатические, военные,

    хозяйственные и другие советские ведомства, отвечавшие за состояние

    отношений с Германией, но также печать и радио.

    Угроза войны перед Советским Союзом

    Германское правительство вело себя по отношению к СССР нелояльно.

    Начав с лета 1940 г. тайную подготовку антисоветской войны, оно стало все

    чаще нарушать советско-германские соглашения, а после заключения в сентябре

    1940 г. германо-итало-японского Тройственного пакта перешло к открытому

    нарушению существенных внешнеполитических интересов Советского Союза.

    Наибольшую опасность представляли дипломатические и военные мероприятия

    гитлеровской Германии в расположенных поблизости от советских границ “малых

    странах”.

    Советское правительство много раз пыталось склонить Германию к

    прекращению недружелюбных действий по отношению к СССР и предотвратить

    расширение зоны войны. Оно старалось также путем непосредственного контакта

    с германским руководством выяснить их действительные намерения. Еще в

    ноябре 1940 г. Молотов ездил для этого в Берлин. Но его переговоры с

    Гитлером не привели к смягчению напряженности.

    Игнорируя миролюбивые шаги Советского Союза, Германия весной и в

    начале лета 1941 г. стала совершать враждебные действия уже непосредственно

    против СССР. Самолеты германской военной авиации вторгались в воздушное

    пространство СССР; постепенно эти нарушения из единичных перешли в

    систематические. Через советскую границу перебрасывалась вражеская агентура

    с разведывательными и диверсионными целями. Советская разведка задолго до

    предупреждений, полученных от Соединенных Штатов и Англии, информировала

    свое руководство о готовящемся нападении на СССР. В дипломатических кругах

    усиленно циркулировали слухи о предстоящей германо-советской войне и даже

    называли точные даты. Вся мировая печать была полна сообщений о

    концентрации германских войск вблизи советских границ. Однако Сталин

    сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не укладывались

    в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и США для того

    и посылают предупреждения, чтобы спровоцировать германо-советскую войну.

    Сталин отклонил все предложения командующих приграничными округами о

    приведении в боевую готовность войск этих округов. Советским войскам было

    запрещено заблаговременно занять предусмотренные планом прикрытия

    оборонительные рубежи, чтобы не дать Германии повода обвинить СССР в

    подготовке к нападению на нее.

    21 июня советское правительство обратило внимание германского посла на

    серьезность сложившейся обстановки и предложило ему уведомить германское

    правительство о желании Советского Союза обсудить состояние германо-

    советских отношений. Ответа не последовало, а на рассвете следующ

    его дня, в один из самых длинных дней в году, фашистская Германия

    вероломно напала на СССР.

    ***

    «Не было в истории 20 столетия обстановки более сложной, запутанно,

    более отягощенной многочисленными страхами, предчувствиями надвигающейся

    драмы, чем та, которая сложилась между осенью 1938 и концом лета 1939. Не

    делалось еще за столь короткий срок столько рискованных шагов в политике,

    столько ошибок, столько неверных прогнозов и вместе с тем не было сказано

    столько многочисленных слов»,(4) - так оценил обстановку того времени

    известный историк профессор Д.М. Проэктор.

    Решающее значение в возникновении именно такой ситуации в

    международных отношениях, несомненно, имел Мюнхен.

    Что касается внешней политики Советского Союза, то его руководство во главе

    со Сталиным на протяжении почти двух десятилетий исходило из тезиса о

    наличии угрозы со стороны капиталистического окружения. Хотя если иметь в

    виду наших непосредственных соседей, то никто из них в конце 30-х годов не

    был готов и не имел намерения воевать против Советского Союза.

    Документы:

    (2). Правда. 1989, 24 декабря

    (3). ADAP. Serie D. Band VII. S. 125,131

    (4). Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1989. С.179

    Список литературы:

    1. Севостьянов Г.Н. (ред.) Новая и Новейшая история. – М.: Наука, 1990

    2. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. – М.: Высш. шк., 1992и

    3. Сиполс В.Я. Внешняя политика Советского Союза 1936-1939гг. – М.: Наука,

    1987

    4. Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР. -

    М.: Междунар. отношения, 1986

    5. Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.:

    Междунар. отношения, 1992

    6. Ржешевский О.А. (ред.) 1939 год: Уроки истории – М.: Ин-т всеобщей

    истории, 1990

    7. Типпельскирх К. История второй мировой войны Т.1 – Полигон, 1994

    8. Энциклопедия для детей Т.5 История России XX век – М.: «Аванта+», 1995

    9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век – М.: Просвещение,

    1995

    10. История отечества XX век – М.: Дрофа, 1995

    11. Трухановский В.Г. (ред.) История международных отношений

    и внешней политики СССР – М.: Междунар. отношения, 1967

    12. Кишенкова О.В., Королькова Е.С. Экзаменационные билеты по истории для

    школьников и абитуриентов – М.:Дрофа, 1996


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.