МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.

    Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.

    Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.

    Углубление прогрессивных преобразований и позитивный

    внутриполитический курс правительства Ирака сочетались в эти годы с мерами

    по укреплению национальной независимости своего государства. Важной

    составной частью этого курса было расширение и упрочнение всесторонних

    связей между Ираком и социалистическими странами, прежде всего с Советским

    Союзом. Торговое, экономическое, техническое сотрудничество с СССР,

    Венгрией, ГДР, рядом других социалистических стран позволило Ираку

    осуществить крупные проекты в области нефтедобычи, строительства

    промышленных предприятий и коммуникаций, развития энергетики и

    ирригационной сети. Это сотрудничество создало необходимые условия для

    подготовки и проведения национализации нефтедобывающей промышленности и

    успешного противодействия попыткам иностранных монополий бойкотировать

    иракскую нефть на мировом рынке.

    После заключения Договора о дружбе и сотрудничестве между Ираком и

    СССР отношения между ними продолжали развиваться по восходящей линии.

    Характеризуя значение связей с СССР и другими социалистическими странами,

    VII региональный съезд ПАСВ отмечал: "Выдвинутый Партией арабского

    социалистического возрождения и революцией 17 июля лозунг стратегического

    союза с СССР и другими социалистическими странами правилен как с точки

    зрения принципов, так и с точки зрения практики. Он не противоречит

    принципам партии, ее панарабским целям и задачам борьбы за осуществление

    единства, свободы и социализма, равно как и интересам и чаяниям арабской

    нации и ее борьбе за освобождение и прогресс". Это сотрудничество стало

    охватывать самые разнообразные сферы. Только в 1973 г. между двумя странами

    были заключены соглашение о культурном сотрудничестве, договор о правовой

    взаимопомощи, соглашения о туризме, об экономическом и техническом

    сотрудничестве. В марте 1975 г. иракское правительство заключило с СССР

    соглашение о строительстве ТЭС в Эн-Насирии, в апреле того же года -

    соглашение о ведении совместных исследований по использованию атомной

    энергии в мирных целях. В июле 1975 г. Ирак первым из развивающихся

    государств подписал соглашение о сотрудничестве с Советом Экономической

    Взаимопомощи.

    Отношения Ирака с капиталистическими странами Запада развивались в

    этот период неровно. Важным для иракского правительства критерием, при

    помощи которого оно оценивало возможности развития связей с той или иной

    страной Запада, была ее позиция в отношении урегулирования ближневосточного

    кризиса, а также перспектив независимого, прогрессивного развития Ирака и

    других арабских стран. В частности, на развитии Ирака и других арабских

    стран. В частности, на развитии американо-иракских отношений негативным

    образом отразилась поддержка, которую оказывали США Израилю в проведении

    его экспансионистской политики, а также шахскому режиму в Иране. Так, в

    ноябре 1971 г., когда иранские войска высадились на трех островах

    Персидского залива, принадлежащих арабским эмиратам Шарджа и Рас-эль-Хайма,

    Ирак разорвал дипломатические отношения с Ираном и Великобританией.

    Отношения с США были прекращены еще в 1972 г. шахскому режиму было обещано

    любое неядерное вооружение для осуществления его гегемонистских замыслов в

    Персидском заливе, а также помощь американских специалистов в подготовке

    иранской армии.

    В январе 1974 г., после арабо-израильской войны в октябре 1973 г., в

    ходе которой США и другие империалистические государства полностью

    поддержали Израиль, VII региональный съезд ПАСВ (партия арабского

    социалистического возрождения) констатировал: "Противоречие, существующее

    между нами и этими государствами, особенно США, является фундаментальным,

    острым и долговременным. Оно может исчезнуть только в результате

    радикального изменения их линии и их отношения к нам и к нашим существенным

    проблемам." Исходя из этой позиции, иракское правительство отвергло в 1974

    г. предложение США участвовать в совещании стран-экспортеров и импортеров

    нефти в Вашингтоне, расценив его как попытку закрепить и усилить

    неравноправный характер отношений между развивающимися странами и

    империалистическими государствами. В 1975 г. Ирак осудил действия США,

    направленные на заключение сепаратных сделок между отдельными арабскими

    странами и Израилем, а также соглашение о разъединении египетских и

    израильских войск на Синае.

    Важной составной частью внешней политики Ирака в 1971-1975 гг. были

    его отношения с другими арабскими государствами, которые ПАСВ рассматривала

    как особую сферу своих международных связей. Сюда относился комплекс

    проблем, касающихся совместной борьбы против израильской агрессии, за

    осуществление законных прав арабского народа Палестины, а также отношения

    Ирака с другими арабскими государствами Персидского залива.

    Иракское правительство прежде всего стремилось нормализовать свои

    отношения с арабскими странами, непосредственно противостоящими израильской

    агрессии, добиться объединения их усилий и лучшей координации их действий.

    Однако достижение этих целей осложнялось рядом обстоятельств, в частности

    особым подходом Ирака к решению ближневосточной проблемы. В эти годы для

    иракского руководства были характерны отказ от самой идеи политического

    урегулирования ближневосточного кризиса, признание вооруженной борьбы с

    Израилем вплоть до его полного уничтожения в качестве единственного

    средства обеспечения прав арабских народов. По этой причине иракское

    правительство долгое время отвергало резолюции Совета Безопасности ООН,

    идею созыва Женевской мирной конференции и другие предложения, направленные

    на урегулирование конфликта мирными средствами.

    В конце 1968 г. иракское руководство выдвинуло идею создания

    объединенного военного командования с участием Египта, Сирии, Иордании и

    Ирака. Президент Египта Насер отверг это предложение, а руководители Сирии

    и Иордании приняли его. В марте 1969 г. была достигнута договоренность о

    создании объединенного "Восточного командования", в соответствии с которой

    на территорию Иордании были введены иракские войска численностью 20 тыс.

    чел. Однако в результате сентябрьских событий 1970 г. в Иордании между

    участниками соглашения возникли трения, и в январе 1971 г. иракские войска

    были выведены из Иордании.

    Национализация ИПК ("Ирак Петролеум Компани") в июне 1972 г. укрепила

    авторитет Ирака в арабском мире. Решение о национализации было немедленно

    поддержано правительством Сирии, которое в знак солидарности

    национализировало имущество ИПК на территории своей страны. ЛАГ официально

    поддержала действия Ирака и Сирии, а ОАПЕК приняла решение о создании

    специального фонда помощи этим двум странам, выделив им в виде

    беспроцентного займа соответственно 140,1 млн. и 17,7 млн. долларов на

    покрытие убытков, связанных с бойкотом капиталистическими странами иракской

    и сирийской нефти.

    В октябре 1973 г. иракские части, направленные в район Голанских

    высот, оказали помощь Сирии в отражении израильской агрессии. В октябре

    1974 г. иракские руководители участвовали в работе Рабатского совещания

    глав государств и правительств арабских стран, принявшего важные резолюции

    по палестинской проблеме, в том числе решение о признании ООП единственным

    законным представителем арабского народа Палестины. После октябрьской войны

    1973 г. постепенно начали нормализоваться отношения Ирака с арабскими

    странами, в частности с Египтом, Ливией и Алжиром.

    Что же касается отношений Ирака с арабскими государствами Персидского

    залива, то они во многом определялись ситуацией, сложившейся в этом районе

    после ухода оттуда в 1969-1971 гг. британских войск и с ростом военного

    присутствия Ирана, поддерживаемого США. Стремление противодействовать

    влиянию Ирана в заливе в известном смысле стимулировало развитие отношений

    Ирака с арабскими государствами этого района.

    Вскоре после прихода к власти баасистское правительство попыталось

    улучшить ирако-саудовские отношения в надежде на установление

    конструктивного сотрудничества в деле создания системы совместной

    безопасности стран Персидского залива. В сентябре 1968 г. состоялись ирако-

    саудовские переговоры, не внесшие, однако, существенных сдвигов в отношения

    между двумя странами. В этот период и несколько позднее на ирако-саудовских

    отношениях негативным образом отражалось различие их позиций по ряду

    вопросов, в частности в отношении США. В то же время империалистические

    круги всячески подталкивали Саудовскую Аравию в ее региональной политике на

    сближение с Ираном, игравшим тогда роль американского жандарма в Персидском

    заливе. На достижение этой цели был направлен и визит шаха Ирана в

    Саудовскую Аравию в ноябре 1968 г.

    В феврале и мае 1969 г. иракское правительство вновь предложило

    Саудовской Аравии сотрудничать в обеспечении безопасности залива, но и на

    этот раз саудовские руководители отвергли это предложение, так как

    планировали создание оборонительного пакта совместно с Ираном. Ирак дал

    отрицательную оценку такому курсу саудовского руководства, расценив его как

    фактор, объективно способствующий включению зоны Персидского залива в сферу

    влияния США. Такая позиция Ирака практически не претерпела изменений до

    середины 70-х годов.

    Более успешно складывались отношения Ирака с Кувейтом. Вскоре после

    прихода ПАСВ к власти Кувейт признал новое правительство Ирака, а в конце

    1969 г. между двумя государствами было заключено соглашение о

    сотрудничестве в области информации. Этому предшествовали переговоры о

    военном сотрудничестве в Персидском заливе (апрель 1969 г.), соглашение о

    компенсации за национализированную кувейтскую собственность в Ираке

    (октябрь 1969 г.) и соглашение о сотрудничестве в области добычи и

    транспортировки нефти (ноябрь 1969 г.). В феврале 1970 г. были возобновлены

    двусторонние переговоры о демаркации общей границы, а в феврале 1971 г.

    было заключено новое таможенное соглашение. В июне 1972 г. кувейтское

    правительство поддержало Ирак в вопросе о национализации ИПК. Однако в

    декабре 1972 г. дальнейшее развитие сотрудничества двух стран оказалось под

    угрозой, так как кувейтское правительство было встревожено сообщениями о

    наращивании иракских вооруженных сил на границе. Пограничный инцидент,

    имевший место в марте 1973 г., еще больше обострил отношения между двумя

    странами. Такое положение сохранялось вплоть до 1975 г.

    Отношение других арабских государств залива к Ираку во многом

    определялось сдержанной позицией Саудовской Аравии и Кувейта. Ирак

    приветствовал вывод британских войск из этого региона и поддержал решение о

    создании в 1970 г. федерации княжеств Персидского залива. Тогда же были

    заключены соглашения об экономическом сотрудничестве с Бахрейном и Катаром,

    а в 1973 г. - соглашение с ОАЭ о предоставлении им помощи иракских

    специалистов. Однако в целом контакты Ирака с этими государствами в 1972-

    1975 гг. носили ограниченный характер. Настороженное отношение к нему со

    стороны феодальных монархий залива объяснялось в значительной мере тем, что

    их руководители рассматривали развертывающиеся в Ираке прогрессивные

    преобразования, в особенности участие в них иракских коммунистов, как

    непосредственную угрозу социальной и политической стабильности в своих

    странах, а панарабские лозунги ПАСВ зачастую воспринимали как стремление ее

    лидеров распространить свое влияние на весь регион. Поэтому они охотнее шли

    на сотрудничество с шахским Ираном, нежели с баасистским Ираком. Иракское

    же правительство в таких условиях оказывало поддержку оппозиционным

    движениям в странах залива. Так, в первой половине 70-х годов Ирак

    предоставлял финансовую и другую помощь Народному фронту освобождения

    Омана.

    Список используемой литературы

    1. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985. М., 1988.

    2. Ниязматов Ш. А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М., 1989.

    3. Дмитриев Е. Д. Палестинская трагедия. М., 1986.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.