МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Властвующие политические элиты и массы

    Властвующие политические элиты и массы

    Содержание

    Введение 2

    Различные взгляды на государство и взаимоотношения государства и народа 2

    Особенности политических элит в России 3

    Структура политических элит в России 4

    Российская провинция и властвующие политические элиты 5

    Процесс формирования властвующей политической элиты России 6

    Заключение 7

    Список литературы 8

    Введение

    Во всех обществах существовало, существует и, скорее всего, будет

    существовать и далее, разделение на два класса людей — класс правящих и

    класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, выполняет все

    политические функции, монополизирует власть, использует все преимущества,

    которые она дает, и управляет вторым классом в форме, которая, в

    зависимости от сложившейся политической обстановки, более или менее

    законна, демократична и обеспечивает классу правящих все необходимые для

    его нормального существования условия.

    Прослеживая исторические аналогии, нетрудно заметить, что современные

    властвующие политические элиты сродни привилегированными кастами. В случаях

    с кастами, привилегированный правящий класс ограничен числом семейств, и

    факт рождения в одном из них является единственным критерием приближенности

    к правящий элите. Правящие классы всегда стремятся стать наследственными,

    зачастую любыми способами. Это актуально и в наши дни: несмотря на

    демократический принцип современных выборов можно заметить, что кандидат,

    добившийся успеха на выборах, обычно, обладает политической силой

    наследственного свойства. Наиболее четко это наблюдается в итальянском

    парламенте, где большая часть из заседающих законодателей — политики во

    втором и даже третьем поколении. Нельзя, также, не упомянуть и об

    английской Палате Лордов — высшем парламентском органе Великобритании, в

    котором участвуют политики, получившие титул лорда по наследству, правда,

    это в значительной мере можно отнести на счет консерватизма в общественных

    устоях и традициях Соединенного Королевства. В нашей стране

    наследственность властвующих политических элит тоже не редкость, но об этом

    будет сказано ниже.

    Различные взгляды на государство и взаимоотношения государства и народа

    Последние несколько лет России пытаются навязать классическую теорию

    либеральной демократии, одним из "отцов-основателей" которой был Дж. Локк.

    По Локку государство выступает лишь как инструмент для обслуживания

    общества, то есть права человека естественны и из них вытекает, так

    называемый, "общественный договор", призванный исправить неопределенность

    естественного права. И лишь после учреждения "общественного договора"

    основывается государство, для опеки над народом, но в силу естественного

    права народ выше учрежденного закона, и, следовательно, имеется закон-

    опекун в лице государства и народ, учредивший этот закон через

    "общественный договор", являющийся в тоже время и учредителем и подопечным.

    Так как народ выше государства, то в первую очередь государства имеются

    обязанности, а не права. Это сентенция напрямую касается властвующих

    политических элит, которые имеют определенные законом обязательства (в

    первую очередь), а не права на власть.

    Согласно взглядам Локка, народ вправе отменять или изменять законы,

    если он найдет, что они противоречат возложенным на них функциям, потому

    что вся власть данная опекуну-закону ограничена интересами народа, и если

    этими интересами пренебрегают, то опекуну необходимо передать власть тому,

    ни в чем не будет им противоречить.

    Но существуют и другие представления о государстве (на примере

    России), берущих начало из обществ, развивающихся и развивавшихся на

    коллективных началах и рассматривающих государство как политическое

    завершение политических ценностей, своего рода "отца семейства" —

    коллектива, общества. В этих координатах государство является не

    инструментом, а самостоятельной силой по отношению к составляющим его

    гражданам. (Этот тип государства относиться не только к России, но и, в

    определенной мере, к Германии, некоторым другим западным странам, а также

    очень точно подходит к странам Востока и Азии.)

    Нельзя также забывать, что власть государства исторична: она

    усиливается в зависимости от вида решаемых задач. (Власть — способность и

    возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение

    людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета или насилия.) Функции

    и роль государства в различных сферах общественной жизни изменяются

    постоянно. Но необходимо заметить, что государство утратило свой сакральный

    характер, теперь оно должно постоянно подтверждать свой авторитет, свою

    необходимость и приносимую пользу своими делами, соответствующими его

    основной функции — защите прав личности. При таком взгляде на государство

    утверждается приемлемая процедура ответственности за выполнение налагаемых

    властью обязательств, проявляющаяся в периодических опросах граждан об их

    отношениях к смене или оставлении опекуна. (Кстати, у Дж. Локка под "сменой

    опекуна" понималась революция.) В наше время опекуны представляться в виде

    основных субъектов политического процесса — партий (группами с общими

    политическими взглядами, целями и интересами), а сменой опекуна обычно

    являются выборы.

    особенности Политических элит в России

    Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь

    нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во

    многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности,

    политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов",

    по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме

    тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их

    предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически

    доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и

    изменить ее за короткое время невозможно.

    Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой

    привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной

    демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная

    потребность в новом пути развития политических отношений.

    В данный момент в Росси государственная власть характеризуется тремя

    основными признаками:

    - первое — власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать

    наследственная);

    - второе — власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна

    обществу;

    - третье — традиционная связь российской власти с обладанием и

    распоряжением собственностью.

    Именно под эти сущностные характеристики российской власти и

    подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою

    полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской

    политической системы — это реализация власти (в первую очередь ее

    разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма

    (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а

    иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти

    маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви

    власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из

    мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии

    между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и

    обеспечивает контроль общества над государственной властью.

    Структура политических элит в России

    Политическая властвующая элита Российской Федерации состоит из целого

    ряда группировок. При этом что характерно, мировоззренческие основания этих

    групп особой роли не играют, в реальности они выступают лишь идеологическим

    флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного

    порядка, эффективности власти разделяют все партии, что делает их

    выглядящими на одно лицо и мало отличимыми друг от друга. Например, по

    данным Российского Института Социальных Исследований за 1995 год, около 70%

    жителей Саратовской области не имеет представления о различиях между такими

    политическими партиями как ЛДПР и "Держава", что достаточно точно отражает

    картину по всей стране. Это подтверждают и другие опросы в провинции, где в

    последнее время преобладают, хотя еще и не ярко выраженные

    "великодержавные" и националистические тенденции во взглядах населения. При

    этом социально-экономическое структурирование на местах, имевшее место

    несколько лет назад сменилось социально-политическим и даже этническим

    фактором, что свидетельствует о растущей политизации общественных

    настроений.

    Современные властвующие политические элиты России состоят в основном

    из следующих социально-политических групп:

    - бывшая партноменклатура (КПСС);

    - бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);

    - бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;

    - бывшие комсомольские работники;

    - работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).

    Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент

    интеллектуальной элиты — интеллигенции.

    Указанные выше группы, как часть властвующей элиты, обладают рядом

    свойственных ей признаков:

    - деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных

    главе исполнительной власти;

    - обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на

    любом уровне;

    - наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной

    командой;

    - тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение

    госсобственности (приватизация);

    - обычна связь с организованной преступностью и непосредственное

    лоббирование ее интересов.

    Эта градация, как уже говорилось, основана на исследованиях в

    провинции, но, опять же, она достаточно репрезентативна и для всей

    политической элиты Российской Федерации.

    В целом же, в политической структуре России можно выделить два

    основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка

    сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных

    городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в

    последнее время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой

    национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная

    выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-

    патриотических партий, движений и блоков.

    российская провинция и властвующие политические элиты

    Многие тенденции политического процесса, который развивается на

    федеральном уровне, берут свое начало в провинции, которая, со своей

    стороны, неизбежно вносит в политику как позитивные, так и негативные

    черты. Во многом из-за этого, основная политическая опасность скрывается не

    в демонстрациях и митингах столичных городов, а в политическом безмолвии

    деревни. Нищета и одичание российской деревни определяет ущербность

    современной политической жизни, маргинализация же местной политической

    элиты ведет к "одичанию" власти и "одичанию" отдельных политиков.

    Оторванность народных избранников от масс, отсутствие идеологии и,

    соответственно, политического лица ведет к консолидации групп депутатов. Их

    идейные разногласия касаются в основном деятельности президента и

    правительства, реальная же партийность, связанная с отстаиванием своей

    идеологической позиции — явление достаточно редкое.

    Современную властвующую политическую элиту можно также назвать и

    номенклатурой, но в силу негативности этого понятия у народных масс (здесь

    важнейшую роль сыграли средства массовой информации), а также желания самой

    номенклатуры в настоящее время идентифицировать себя с элитой, понятия

    элиты (политической) и номенклатуры в настоящее время являются

    синонимичными. Механизм выборов политической элиты устроен так, что наверх

    политической жизни выталкивается сама властвующая элита. Особенно это ярко

    видно на примере провинции.

    На местах ветви исполнительной и законодательной власти оппонируют

    друг к другу, при этом, пытается найти свое место еще и судебная ветвь

    власти, сильнейшим образом политизированная и, всеми силами, пытающаяся

    уловить политическую коньюктуру.

    Номенклатура или, так называемая политическая элита — это не поименный

    список всех бюрократов, это образ жизни. В провинции это видно особенно

    ярко, так как на местах очень контрастно воспринимаются социальные

    различия. Чем ниже уровень жизни, тем более вопиюще и безобразно

    представляются социальные отличия. Не случайно, Дж. Оруэлл сказал, что:

    "Кусок конины разделяет людей на тех, у кого она есть и тех, у кого ее нет,

    больше чем на целое состояние".

    Одной из главнейших причин социального беспредела в провинции является

    то, что властвующая политическая элита хорошо, и даже слишком хорошо,

    обозначилась в своих социальных претензиях и клановых интересах на власть и

    собственность, и абсолютно анонимна в своей ответственности перед законом и

    беспредметна в полномочиях, функциях и обязанностях.

    Процесс Формирования властвующей политической элиты России

    Формирование российской властвующей политической элиты происходило по

    следующим этапам:

    - "перекраска" бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту;

    - выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего

    звена, при условии их преданности к бывшим первым лицам;

    - вытеснение из органов управления гуманитариев и замена их инженерно-

    техническими кадрами (в регионах — замена специалистами сельского

    хозяйства);

    - отсутствие системы кадрового отбора, рост численности руководителей,

    работающих по принципу "стремительного роста".

    Истоки формирования современной политической элиты, несмотря на такое

    положение дел, лежат в интеллигенции.

    Номенклатура имеет следующую структуру: элита (высший слой, работники

    управления, имеющие право принимать решения) и бюрократия (работники,

    выполняющие приказы элиты). Бюрократию обычно не касается смена

    руководителей, они не участвуют в политических баталиях, не состоят в

    партиях (люди 2-го и 3-го эшелонов управления). Отмечено, что тот небольшой

    (порядка 1% – 2%) слой интеллектуальной элиты сосредоточен не в самой

    политической элите, а в ее аналитических службах.

    Однако же, так называемые, "новые русские" имеют, например, более

    интеллектуальные корни, чем политическая элита (около 15% интеллектуальной

    элиты в Саратовской области содержат "новых русских"). Интеллигенция

    находиться, как бы, между элитой и номенклатурой. С одной стороны она

    питает кадрами власть, а с другой создает ей проблемы и ставит себя ей в

    оппозицию. Она как социальная группа стоит вне управления.

    Но в последнее время наблюдается возврат к формированию номенклатурно-

    семейных кланов и бюрократических династий, идет медленное увеличение числа

    бывших партийных работников и снижение численности, так называемых

    демократических работников, что в общем является положительным фактором.

    О социальной неразвитости политических элит свидетельствует и ее

    замкнутость, функционирование по принципу корпоративных групп, нечеткость

    социальных функций, когда управленческие функции безграничны. Эта

    безграничность и приводит к тому, что она (элита) практически ни за что не

    отвечает.

    Заключение

    В заключении необходимо отметить, что хотя, на протяжении практически

    всего текста, разговор шел о политических элитах провинции, все выше

    сказанное с легкостью можно экстраполировать и на политические элиты

    столицы. В нашей стране, политическая элита (особенно властвующая) как

    социальная группа, воплощающая в себе наиболее перспективные тенденции

    общественного развития, отсутствует. В лучшем случае, нам приходиться иметь

    дело с "перекрашенной" партийной номенклатурой, в худшем — с откровенно

    криминальными субъектами, допущенными к власти.

    Список литературы

    1. Дахин В.Н. Журнал "Свободная мысль", №1, 1996 г.

    "Политическая культура и власть"

    2. Краснов Б.П. "Социально-политический журнал", № 3 – 4, 1994 г.

    "Теория власти и властных отношений"

    3. Журнал "Социологические исследования", № 12, 1994 г.

    4. Болл Т. "Власть", издательство "Мысль", 1978 г.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.