МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Власть

    привести к изменению соотношения сил на политической арене. Здесь

    открываются возможности для маневрирования сил, которые условно можно

    определить как левый и правый центр. Встречаются и другие менее значимые

    вариации.

    В утверждении той или иной партийной системы немаловажную роль играют

    исторические, национально-культурные и иные факторы. Немаловажное значение

    имеет и тип утвердившейся в данной стране политической системы. Например, в

    США и в ряде других стран, последовавших их модели, власть и влияние

    института президентства настолько значимы, что ни одна партия не способна

    достичь своих стратегических целей, не добившись контроля над президентской

    властью. Такой контроль, разумеется, требует привлечения- поддержки

    большинства избирателей. Нет коалиционного президента - и партия на выборах

    получает либо все, либо ничего. Большей частью именно соображения

    завоевания президентского поста служат фактором, объединяющим

    республиканцев и демократов в единые партии. Это верно и для

    Великобритании. Речь идет прежде всего о сильной и устойчивой традиции

    солидарности кабинета министров, которая служит важным стимулом партийной

    спаянности.

    Для двухпартийной и многопартийной систем характерно прежде всего

    существование политического соперничества. Именно его отсутствие при

    однопартийном режиме дало основание утверждать, что одну-единственную

    партию, господствующую в обществе, нельзя считать партией в истинном смысле

    этого слова. И действительно, поскольку партия есть "часть" политического

    сообщества, то ее можно понять лишь в соотнесении с другими частями или

    партиями, которые вступают в конкурентную борьбу за свою долю власти и

    влияния в стране. Различаются два типа межпартийного соперничества, которые

    Ф. Ленер называет "гомогенной конкуренцией" и "гетерогенной

    конкуренцией". При первой - соперничающие партии оспаривают друг у друга

    поддержку одних и тех же групп избирателей, а при второй - каждая партия

    опирается на "свой" электорат и выступает на выборах с программой, в

    которой в максимальной степени отражена ее интересы. "Гомогенный" тип в

    большей степени характерен для многопартийных систем, господствующих в

    большинстве индустриально развитых стран. В США же утвердился

    "гетерогенный" тип межпартийного соперничества. Две главные партии страны -

    республиканская и демократическая - отличаются неоднородностью и

    разношерстностью социальной базы. Обе партийно своему социальному составу

    являются конгломератами разнородных и зачастую противоборствующих

    группировок бизнесменов, фермеров, учителей, юристов, студентов, врачей и

    т.д. Другими словами, в США партии - это политические организации,

    построенные на сочетании интересов различных, зачастую конфликтующих,

    социальных слоев и групп независимо от их классовой принадлежности. Если в

    европейских странах разного рода коалиции образуются между более или менее

    близкими по своим позициям партиями, то в США они создаются в рамках двух

    главных партий. В Европе коалиции различных групп избирателей образуются

    большей частью после выборов между двумя или несколькими партиями для

    сформирования правительства, в Америке же до и в период избирательных

    кампаний.

    Неоднородность и гетерогенность социальной базы обусловливают

    идеологический эклектизм республиканской и демократической партий. Поэтому

    неудивительно, что они проявляют завидную способность приспосабливаться к

    изменяющимся условиям реальной действительности.

    Нужно отметить, что феномен коалиционных правительств во многих

    европейских странах объясняется отсутствием каких-либо жестких линий,

    разграничивающих программы и электорат различных партий друг от друга. Это

    особенно верно, когда речь идет о "народных" партиях, или партиях "для

    всех". Показательно, что предвыборные платформы большинства этих партий,

    как правило, не содержат каких-либо развернутых теоретических разработок и

    характеризуются прагматизмом и приверженностью всевозможным компромиссам,

    направленностью на решение большей частью повседневных, конъюнктурных

    проблем, стоящих перед обществом. Это во многом обусловлено тем, что в

    индустриально развитых странах, как правило, выборы выигрывают не

    экстремисты правого или левого толка, а умеренные деятели, выказывающие

    тяготение к центру идейно-политического спектра. Это, в свою очередь,

    способствует сглаживанию различий в программах и платформах партий, в их

    идейно-политических ориентациях. Поэтому зачастую в их предвыборных

    программах встречается мало различий по важнейшим проблемам внутренней и

    особенно внешней политики. Фракционность является одной из важнейших

    характеристик современного политического процесса. Поскольку в

    общенациональные партии входят разнообразные социальные и региональные

    группы, преследующие зачастую весьма противоречивые интересы, важнейшие

    политические решения как на местном, так и на общенациональном уровнях

    достигаются путем разного рода компромиссов, соглашений и сделок.

    Поэтому для политических партий важна программа, претендующая на

    жизнеспособность, сбалансированная, то есть учитывающая интересы и

    требования основных блоков избирателей, на которые ориентируются кандидаты

    той или иной партии. На общенациональном уровне сбалансированность

    интересов охватывается региональными, социально-экономическими,

    религиозными, социально-психологическими и другими сферами.

    Значение имеет и то, что значительные группы избирателей могут голосовать

    на местном или региональном, областном, земельном уровне за консервативного

    кандидата, при этом на национальном уровне голосуй за либерального или

    социал-демократического кандидата. Общенациональное правительство, как

    правило, принимает решения по широким и сложнейшим проблемам внешней и

    внутренней политики. Средний избиратель бессилен оказать какое-либо влияние

    на принятие этих решений. Он в принципе может высказаться против них, но

    уже после их принятия, поскольку концепция сильного национального

    правительства предусматривает сохранение процесса принятия большинства

    решений в секрете. В такой ситуации избиратель из большого города, который

    ведет борьбу за улучшение своего экономического положения, склонен

    поддерживать на региональном, штатном, земельном и общенациональном уровне

    кандидатов, выступающих за увеличение правительственных расходов с целью

    реализации программ социального планирования. Но у того же избирателя может

    сложиться иная позиция, когда он узнает о той части правительственных

    расходов, которая идет его собственному городу. Соответственно будет

    отличаться и то, как и за кого он будет голосовать при выборах в городское

    управление, ставя при этом своей целью контролировать расходование средств,

    выделяемых городу.

    Государственно-административное устройство оказывает влияние на

    организационные структуры, содержание и формы функционирования партий и

    партийных систем. Если в унитарных государствах для них, как правило,

    характерна значительная степень централизации, то в федеральных

    государствах преобладают партии с более децентрализованными

    организационными структурами. Так, США, как федеративный союз, состоят из

    50 штатов и федерального округа Колумбия, имеющих свои региональные,

    этнические, расовые, религиозные и социально-классовые различия.

    Соответственно две главные общенациональные партии США - республиканская и

    демократическая - представляют собой федерации партий штатов, собирающихся

    вместе каждые четыре года для выдвижения кандидатов на посты президента и

    вице-президента страны. Показательно, что некоторые авторы даже говорят о

    наличии в США 51 демократической и 51 республиканской партий. Дело в том,

    что во многих отношениях, например, алабамская демократическая партия по

    тем или иным вопросам может иметь больше общих черт с алабамской

    республиканской партией, чем, скажем, с демократической партией

    Массачусетса.

    Партийные структуры в традиционном европейском понимании служат более или

    менее спаянной организации сторонников определенного комплекса социально-

    философских, идейно-политических концепций, идей, убеждений и принципов. Но

    депутаты не всегда строго придерживаются предписаний своих партий и их

    парламентских фракций. Так, в США члены конгресса могут голосовать в

    оппозиции к собственной партии, отвергать политику президента -

    представителя своей партии, но в то же время переизбираться на выборах в

    своем избирательном округе, в отличие от членов палаты общин, которые имели

    бы мало надежд на переизбрание, поскольку английские партии располагают

    различными санкциями для дисциплинирования своих членов в случае отказа

    поддержать линию партии. Отход от этой линии рассматривается как

    игнорирование предоставленного им мандата. В Америке же все обстоит иначе.

    Национальные комитеты партий, находящиеся в Вашингтоне, имеют мало контроля

    над более или менее автономными штатными и местными партийными

    организациями. Сила во многом находится в руках местных партийных

    организаций или штата, которые контролируют большинство выдвижений

    кандидатов в конгресс США.

    В большинстве стран статус и деятельность партий регулируются

    специальными законами или конституционными нормами. К ним относится,

    например, закон о партиях, принятый в ФРГ в 1967 г. Он призван регулировать

    конституционно-правовой статус партий, их цели и задачи, принципы

    внутренней организации, механизмы и процедуры участия в выборах и т.д. В

    Великобритании, Швейцарии, Австралии, Канаде и других странах нет

    специальных законов о партиях, на них распространяются общие положения

    конституции или законов о союзах, в соответствии с которыми любая группа

    граждан вправе создавать свои партии, если их цели и задачи не противоречат

    конституционным основам государства. Зачастую эти законы представляют собой

    довольно объемистые кодексы, детально предписывающие функции партиям на

    общенациональном и местном уровнях. Эти предписания, в частности, включают

    процедуры и правила избрания делегатов на партийные съезды или конференции;

    сроки и порядок их проведения; процедуры избрания должностных лиц партийной

    организации; порядок внесения кандидатов партии в избирательные бюллетени;

    порядок избрания делегатов на общенациональный съезд; правила расходования

    денег партийными кандидатами на политические кампании; порядок и сроки

    проведения избирательных кампаний и выборов и т.д.

    В структурном отношении в партии можно выделить три уровня. Самый

    неопределенный и размытый уровень - это тот блок избирателей, которые

    идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на

    выборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает кандидатов

    партии поддержкой у избирательных урн. Принадлежность к такой группе весьма

    трудно определить, поскольку она основывается больше на декларируемой

    приверженности, нежели на официальной вовлеченности в партийную

    организацию.

    Второй - это официальная партийная организация. Естественно,

    организационная структура партии берет начало там, где находятся

    избиратели. Поэтому, как правило, она начинается на уровне самой низшей

    первичной ячейки - избирательного округа. В США, например, демократическая

    партия имеет 2,5 тыс., а республиканская -2 тыс. окружных организаций.

    Главная их задача состоит в мобилизации на местном уровне избирателей в

    поддержку кандидатов своей партии. Их совокупность составляют организации

    на районном, областном, земельном, штатном и т.д. (в зависимости от страны)

    уровне, а совокупность партийных организаций этих последних -

    общенациональную партию.

    Почти все современные политические партии имеют партийный аппарат,

    представляющий собой особую группу людей, профессионально занимающихся

    организационными вопросами политической деятельности партии. Так, например,

    в США как демократическая, так и республиканская партии возглавляются

    национальными комитетами, сформировавшимися еще в середине XIX в. Они

    занимаются административными вопросами, организуют предвыборные кампании

    кандидатов партий, устанавливают сроки, место и порядок проведения

    партийных съездов, обеспечивают соблюдение правил избрания делегатов на

    съезды и т.д.

    И третий - где речь идет о партии в системе правления, состоящей из

    должностных лиц в государственном аппарате, которые получили свои посты в

    силу принадлежности к соответствующей партии. Это президенты, губернаторы,

    члены парламента, законодательных собраний областей, штатов, земель,

    местных органов и т.д. Естественно, такая иерархия во многом носит условный

    характер и в разных странах имеет свою национальную специфику. Например, в

    консервативной партии Великобритании парламентская фракция в

    организационном отношении составляет самостоятельный структурный элемент -

    парламентскую консервативную партию. Лидер парламентской фракции является

    одновременно лидером партии в общенациональном масштабе. Он является

    связующим звеном между всеми структурными подразделениями партии. В его

    руках сосредоточены значительные властные полномочия во внутрипартийных

    делах. По сути дела, центральные органы партии - Исполнительный совет,

    Исполнительный комитет и Центральное бюро - представляют собой

    совещательные органы при лидере.

    Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить

    множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев,

    заинтересованных группа их совокупный политический интерес путем сведения

    этих интересов к единому знаменателю. В современных либерально-

    демократических системах партии, как правило, выступают в качестве

    носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя под

    сомнение законность существующего конституционного строя, основополагающих

    прав и свобод граждан, утвердившихся и общепринятых в данной стране правил

    политической игры и т.д. Соблюдение и реализация этих принципов создавали

    предпосылки для признания каждой из противоборствующих сторон "законности"

    существования противной стороны.

    Поэтому естественно, что в сознании широких слоев населения утвердилось

    отношение к партиям как важнейшим структурным и функциональным элементам

    политической организации общества. Это относится как к правящим партиям,

    так и большинству партий, остающихся в оппозиции. Партии же, принципиально

    не приемлющие существующую систему, либо постепенно .отодвигаются на

    периферию политической жизни, либо вовсе исчезают с политической арены.

    Живучесть и успех многих левых партий в индустриально развитых странах,

    которые первоначально не принимали существующую систему, не в последнюю

    очередь определяются тем, что они в конечном итоге в той или иной форме

    интегрировались в эту систему. Итальянский политолог X. Портелли выделяет

    три фазы процесса интеграции: сплочение сил и обращение к конкретным

    проблемам; признание существующих институтов; трансформацию самих партий.

    Став частью системы, партия вынуждена умерить свою радикальность и, усвоив

    реальности борьбы за голоса избирателей и за политическую власть, выдвигать

    более умеренные платформы.

    В идеале цель партии состоит в реализации представительства в

    политической системе тех слоев населения, интересы которых она выражает.

    Путем представительства различных социальных групп, слоев, сословий,

    интересов и т.д. с помощью партий общество и государство как бы интегрально

    соединяются в неразрывное единое целое. Здесь важное значение имеет то, что

    в современном сложном и высокоразвитом индустриальном обществе люди со

    своими особыми интересами, устремлениями, ориентациями, установками могут

    участвовать в политической жизни в качестве членов различных союзов,

    объединений, партий. Необходимо отметить и то, что в такой большой

    организационной системе, как государство, призванное реализовать общее

    благо, которое, в свою очередь, слагается из множества разнородных,

    зачастую конфликтующих и противоборствующих интересов, и имеющее

    принудительную юрисдикцию, контроль со стороны народа или общества

    практически невозможен без этих союзов, объединений, партий.

    Партии не только выражают интересы тех или иных социальных групп, но и

    активно участвуют в формировании этих интересов. Они выполняют функции

    объединения интересов различных социальных групп и слоев путем сведения

    этих интересов к единому знаменателю.

    Партии, соединяя гражданское общество с государством, способствуют

    преодолению или смягчению конфликтов, имманентно присущих их отношениям.

    Именно благодаря партиям обеспечивается функционирование законодательных

    собраний и исполнительной власти. Можно утверждать, что именно сильные

    партии не ослабляют, а, наоборот, усиливают государство, укрепляя каналы

    обратной связи последнего с обществом, его контроль над политическим

    процессом. Соответственно слабость партии неизбежно оборачивается слабостью

    государства.

    Партии приобретают функции своего рода интегрирующих нервов и сосудов

    между обществом и миром политического, объединяя их в единое неразрывное

    целое. С этой точки зрения в либерально-демократической системе, с одной

    стороны, и авторитарной и тоталитарной системах - с другой, партии

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.