Власть
привести к изменению соотношения сил на политической арене. Здесь
открываются возможности для маневрирования сил, которые условно можно
определить как левый и правый центр. Встречаются и другие менее значимые
вариации.
В утверждении той или иной партийной системы немаловажную роль играют
исторические, национально-культурные и иные факторы. Немаловажное значение
имеет и тип утвердившейся в данной стране политической системы. Например, в
США и в ряде других стран, последовавших их модели, власть и влияние
института президентства настолько значимы, что ни одна партия не способна
достичь своих стратегических целей, не добившись контроля над президентской
властью. Такой контроль, разумеется, требует привлечения- поддержки
большинства избирателей. Нет коалиционного президента - и партия на выборах
получает либо все, либо ничего. Большей частью именно соображения
завоевания президентского поста служат фактором, объединяющим
республиканцев и демократов в единые партии. Это верно и для
Великобритании. Речь идет прежде всего о сильной и устойчивой традиции
солидарности кабинета министров, которая служит важным стимулом партийной
спаянности.
Для двухпартийной и многопартийной систем характерно прежде всего
существование политического соперничества. Именно его отсутствие при
однопартийном режиме дало основание утверждать, что одну-единственную
партию, господствующую в обществе, нельзя считать партией в истинном смысле
этого слова. И действительно, поскольку партия есть "часть" политического
сообщества, то ее можно понять лишь в соотнесении с другими частями или
партиями, которые вступают в конкурентную борьбу за свою долю власти и
влияния в стране. Различаются два типа межпартийного соперничества, которые
Ф. Ленер называет "гомогенной конкуренцией" и "гетерогенной
конкуренцией". При первой - соперничающие партии оспаривают друг у друга
поддержку одних и тех же групп избирателей, а при второй - каждая партия
опирается на "свой" электорат и выступает на выборах с программой, в
которой в максимальной степени отражена ее интересы. "Гомогенный" тип в
большей степени характерен для многопартийных систем, господствующих в
большинстве индустриально развитых стран. В США же утвердился
"гетерогенный" тип межпартийного соперничества. Две главные партии страны -
республиканская и демократическая - отличаются неоднородностью и
разношерстностью социальной базы. Обе партийно своему социальному составу
являются конгломератами разнородных и зачастую противоборствующих
группировок бизнесменов, фермеров, учителей, юристов, студентов, врачей и
т.д. Другими словами, в США партии - это политические организации,
построенные на сочетании интересов различных, зачастую конфликтующих,
социальных слоев и групп независимо от их классовой принадлежности. Если в
европейских странах разного рода коалиции образуются между более или менее
близкими по своим позициям партиями, то в США они создаются в рамках двух
главных партий. В Европе коалиции различных групп избирателей образуются
большей частью после выборов между двумя или несколькими партиями для
сформирования правительства, в Америке же до и в период избирательных
кампаний.
Неоднородность и гетерогенность социальной базы обусловливают
идеологический эклектизм республиканской и демократической партий. Поэтому
неудивительно, что они проявляют завидную способность приспосабливаться к
изменяющимся условиям реальной действительности.
Нужно отметить, что феномен коалиционных правительств во многих
европейских странах объясняется отсутствием каких-либо жестких линий,
разграничивающих программы и электорат различных партий друг от друга. Это
особенно верно, когда речь идет о "народных" партиях, или партиях "для
всех". Показательно, что предвыборные платформы большинства этих партий,
как правило, не содержат каких-либо развернутых теоретических разработок и
характеризуются прагматизмом и приверженностью всевозможным компромиссам,
направленностью на решение большей частью повседневных, конъюнктурных
проблем, стоящих перед обществом. Это во многом обусловлено тем, что в
индустриально развитых странах, как правило, выборы выигрывают не
экстремисты правого или левого толка, а умеренные деятели, выказывающие
тяготение к центру идейно-политического спектра. Это, в свою очередь,
способствует сглаживанию различий в программах и платформах партий, в их
идейно-политических ориентациях. Поэтому зачастую в их предвыборных
программах встречается мало различий по важнейшим проблемам внутренней и
особенно внешней политики. Фракционность является одной из важнейших
характеристик современного политического процесса. Поскольку в
общенациональные партии входят разнообразные социальные и региональные
группы, преследующие зачастую весьма противоречивые интересы, важнейшие
политические решения как на местном, так и на общенациональном уровнях
достигаются путем разного рода компромиссов, соглашений и сделок.
Поэтому для политических партий важна программа, претендующая на
жизнеспособность, сбалансированная, то есть учитывающая интересы и
требования основных блоков избирателей, на которые ориентируются кандидаты
той или иной партии. На общенациональном уровне сбалансированность
интересов охватывается региональными, социально-экономическими,
религиозными, социально-психологическими и другими сферами.
Значение имеет и то, что значительные группы избирателей могут голосовать
на местном или региональном, областном, земельном уровне за консервативного
кандидата, при этом на национальном уровне голосуй за либерального или
социал-демократического кандидата. Общенациональное правительство, как
правило, принимает решения по широким и сложнейшим проблемам внешней и
внутренней политики. Средний избиратель бессилен оказать какое-либо влияние
на принятие этих решений. Он в принципе может высказаться против них, но
уже после их принятия, поскольку концепция сильного национального
правительства предусматривает сохранение процесса принятия большинства
решений в секрете. В такой ситуации избиратель из большого города, который
ведет борьбу за улучшение своего экономического положения, склонен
поддерживать на региональном, штатном, земельном и общенациональном уровне
кандидатов, выступающих за увеличение правительственных расходов с целью
реализации программ социального планирования. Но у того же избирателя может
сложиться иная позиция, когда он узнает о той части правительственных
расходов, которая идет его собственному городу. Соответственно будет
отличаться и то, как и за кого он будет голосовать при выборах в городское
управление, ставя при этом своей целью контролировать расходование средств,
выделяемых городу.
Государственно-административное устройство оказывает влияние на
организационные структуры, содержание и формы функционирования партий и
партийных систем. Если в унитарных государствах для них, как правило,
характерна значительная степень централизации, то в федеральных
государствах преобладают партии с более децентрализованными
организационными структурами. Так, США, как федеративный союз, состоят из
50 штатов и федерального округа Колумбия, имеющих свои региональные,
этнические, расовые, религиозные и социально-классовые различия.
Соответственно две главные общенациональные партии США - республиканская и
демократическая - представляют собой федерации партий штатов, собирающихся
вместе каждые четыре года для выдвижения кандидатов на посты президента и
вице-президента страны. Показательно, что некоторые авторы даже говорят о
наличии в США 51 демократической и 51 республиканской партий. Дело в том,
что во многих отношениях, например, алабамская демократическая партия по
тем или иным вопросам может иметь больше общих черт с алабамской
республиканской партией, чем, скажем, с демократической партией
Массачусетса.
Партийные структуры в традиционном европейском понимании служат более или
менее спаянной организации сторонников определенного комплекса социально-
философских, идейно-политических концепций, идей, убеждений и принципов. Но
депутаты не всегда строго придерживаются предписаний своих партий и их
парламентских фракций. Так, в США члены конгресса могут голосовать в
оппозиции к собственной партии, отвергать политику президента -
представителя своей партии, но в то же время переизбираться на выборах в
своем избирательном округе, в отличие от членов палаты общин, которые имели
бы мало надежд на переизбрание, поскольку английские партии располагают
различными санкциями для дисциплинирования своих членов в случае отказа
поддержать линию партии. Отход от этой линии рассматривается как
игнорирование предоставленного им мандата. В Америке же все обстоит иначе.
Национальные комитеты партий, находящиеся в Вашингтоне, имеют мало контроля
над более или менее автономными штатными и местными партийными
организациями. Сила во многом находится в руках местных партийных
организаций или штата, которые контролируют большинство выдвижений
кандидатов в конгресс США.
В большинстве стран статус и деятельность партий регулируются
специальными законами или конституционными нормами. К ним относится,
например, закон о партиях, принятый в ФРГ в 1967 г. Он призван регулировать
конституционно-правовой статус партий, их цели и задачи, принципы
внутренней организации, механизмы и процедуры участия в выборах и т.д. В
Великобритании, Швейцарии, Австралии, Канаде и других странах нет
специальных законов о партиях, на них распространяются общие положения
конституции или законов о союзах, в соответствии с которыми любая группа
граждан вправе создавать свои партии, если их цели и задачи не противоречат
конституционным основам государства. Зачастую эти законы представляют собой
довольно объемистые кодексы, детально предписывающие функции партиям на
общенациональном и местном уровнях. Эти предписания, в частности, включают
процедуры и правила избрания делегатов на партийные съезды или конференции;
сроки и порядок их проведения; процедуры избрания должностных лиц партийной
организации; порядок внесения кандидатов партии в избирательные бюллетени;
порядок избрания делегатов на общенациональный съезд; правила расходования
денег партийными кандидатами на политические кампании; порядок и сроки
проведения избирательных кампаний и выборов и т.д.
В структурном отношении в партии можно выделить три уровня. Самый
неопределенный и размытый уровень - это тот блок избирателей, которые
идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на
выборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает кандидатов
партии поддержкой у избирательных урн. Принадлежность к такой группе весьма
трудно определить, поскольку она основывается больше на декларируемой
приверженности, нежели на официальной вовлеченности в партийную
организацию.
Второй - это официальная партийная организация. Естественно,
организационная структура партии берет начало там, где находятся
избиратели. Поэтому, как правило, она начинается на уровне самой низшей
первичной ячейки - избирательного округа. В США, например, демократическая
партия имеет 2,5 тыс., а республиканская -2 тыс. окружных организаций.
Главная их задача состоит в мобилизации на местном уровне избирателей в
поддержку кандидатов своей партии. Их совокупность составляют организации
на районном, областном, земельном, штатном и т.д. (в зависимости от страны)
уровне, а совокупность партийных организаций этих последних -
общенациональную партию.
Почти все современные политические партии имеют партийный аппарат,
представляющий собой особую группу людей, профессионально занимающихся
организационными вопросами политической деятельности партии. Так, например,
в США как демократическая, так и республиканская партии возглавляются
национальными комитетами, сформировавшимися еще в середине XIX в. Они
занимаются административными вопросами, организуют предвыборные кампании
кандидатов партий, устанавливают сроки, место и порядок проведения
партийных съездов, обеспечивают соблюдение правил избрания делегатов на
съезды и т.д.
И третий - где речь идет о партии в системе правления, состоящей из
должностных лиц в государственном аппарате, которые получили свои посты в
силу принадлежности к соответствующей партии. Это президенты, губернаторы,
члены парламента, законодательных собраний областей, штатов, земель,
местных органов и т.д. Естественно, такая иерархия во многом носит условный
характер и в разных странах имеет свою национальную специфику. Например, в
консервативной партии Великобритании парламентская фракция в
организационном отношении составляет самостоятельный структурный элемент -
парламентскую консервативную партию. Лидер парламентской фракции является
одновременно лидером партии в общенациональном масштабе. Он является
связующим звеном между всеми структурными подразделениями партии. В его
руках сосредоточены значительные властные полномочия во внутрипартийных
делах. По сути дела, центральные органы партии - Исполнительный совет,
Исполнительный комитет и Центральное бюро - представляют собой
совещательные органы при лидере.
Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить
множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев,
заинтересованных группа их совокупный политический интерес путем сведения
этих интересов к единому знаменателю. В современных либерально-
демократических системах партии, как правило, выступают в качестве
носителей конкурирующих друг с другом политических курсов, не ставя под
сомнение законность существующего конституционного строя, основополагающих
прав и свобод граждан, утвердившихся и общепринятых в данной стране правил
политической игры и т.д. Соблюдение и реализация этих принципов создавали
предпосылки для признания каждой из противоборствующих сторон "законности"
существования противной стороны.
Поэтому естественно, что в сознании широких слоев населения утвердилось
отношение к партиям как важнейшим структурным и функциональным элементам
политической организации общества. Это относится как к правящим партиям,
так и большинству партий, остающихся в оппозиции. Партии же, принципиально
не приемлющие существующую систему, либо постепенно .отодвигаются на
периферию политической жизни, либо вовсе исчезают с политической арены.
Живучесть и успех многих левых партий в индустриально развитых странах,
которые первоначально не принимали существующую систему, не в последнюю
очередь определяются тем, что они в конечном итоге в той или иной форме
интегрировались в эту систему. Итальянский политолог X. Портелли выделяет
три фазы процесса интеграции: сплочение сил и обращение к конкретным
проблемам; признание существующих институтов; трансформацию самих партий.
Став частью системы, партия вынуждена умерить свою радикальность и, усвоив
реальности борьбы за голоса избирателей и за политическую власть, выдвигать
более умеренные платформы.
В идеале цель партии состоит в реализации представительства в
политической системе тех слоев населения, интересы которых она выражает.
Путем представительства различных социальных групп, слоев, сословий,
интересов и т.д. с помощью партий общество и государство как бы интегрально
соединяются в неразрывное единое целое. Здесь важное значение имеет то, что
в современном сложном и высокоразвитом индустриальном обществе люди со
своими особыми интересами, устремлениями, ориентациями, установками могут
участвовать в политической жизни в качестве членов различных союзов,
объединений, партий. Необходимо отметить и то, что в такой большой
организационной системе, как государство, призванное реализовать общее
благо, которое, в свою очередь, слагается из множества разнородных,
зачастую конфликтующих и противоборствующих интересов, и имеющее
принудительную юрисдикцию, контроль со стороны народа или общества
практически невозможен без этих союзов, объединений, партий.
Партии не только выражают интересы тех или иных социальных групп, но и
активно участвуют в формировании этих интересов. Они выполняют функции
объединения интересов различных социальных групп и слоев путем сведения
этих интересов к единому знаменателю.
Партии, соединяя гражданское общество с государством, способствуют
преодолению или смягчению конфликтов, имманентно присущих их отношениям.
Именно благодаря партиям обеспечивается функционирование законодательных
собраний и исполнительной власти. Можно утверждать, что именно сильные
партии не ослабляют, а, наоборот, усиливают государство, укрепляя каналы
обратной связи последнего с обществом, его контроль над политическим
процессом. Соответственно слабость партии неизбежно оборачивается слабостью
государства.
Партии приобретают функции своего рода интегрирующих нервов и сосудов
между обществом и миром политического, объединяя их в единое неразрывное
целое. С этой точки зрения в либерально-демократической системе, с одной
стороны, и авторитарной и тоталитарной системах - с другой, партии
Страницы: 1, 2, 3, 4
|