Технократия
Особо Д.Гэлбрейт выделяет роль "сословия педагогов и ученых", которое
не отождествляется с техноструктурой. Оно еще не имеет такого влияния, как
технократы-производственники, но его значение стремительно растет. Ученые и
педагоги поставляют то, без чего не может существовать техноструктура и
индустриальное общество в целом: кадры и информацию. Отмечая частичную
близость интересов данного "сословия" и техноструктуры, Д.Гэлбрейт
подчеркивает различие их общественно-политических позиций. Ученые в силу
своего социального положения и специфики труда обладают большей
независимостью и широтой мышления, а также гораздо меньше технократов-
производственников связаны в своих действиях узами каких-либо структур.
Поэтому в среде ученых преобладает склонность к оппозиционности.
Обрисованная выше ситуация относится к стадии зрелого индустриального
общества, когда основную часть технократии составляют производственники:
инженеры и менеджеры. На данном этапе технократы приобретают большую и в
определенном понимании решающую власть в промышленности, а на
государственном уровне ограничиваются влиянием на принятие решений по
проблемам, затрагивающим их непосредственные интересы. Именно в этот период
вошла в моду концепция "деидеологизации", а некоторые социологи были
уверены, что традиционная политика доживает последние дни, вытесняемая
управлением на основе рациональной технологии принятия решений. С другой
стороны, в это время в общественном мнении появляется понимание возможных
опасностей технократии, и поднимается волна критики примитивного
техницизма. В частности, большая заслуга в этом принадлежит представителям
франкфуртской школы социологии Г.Маркузе, Ю.Хабермасу, Х.Шельски. В их
трудах показано, что индустриальное общество, осознавая себя исключительно
через идеи и формы, имеющие сугубо научно-техническое содержание и
правомерные лишь в этом контексте, тем не менее распространяет их буквально
на все. Наука и техника стали превращаться в средство легитимации
господства. Правящая элита пытается оправдать развитие общественной системы
в своих интересах логикой научно-технического прогресса, заменить
традиционную идеологию технократическим эрзацем.
Новая технократическая волна
Несмотря на острую критику, победоносное наступление технократии
продолжалось. Неудивительно - ведь ее принципы отвечали логике
технокультуры, символ веры которой - рационализм, эффективность, власть над
природой. Однако довольно существенно изменяется понимание социальной
сущности технократии. В условиях развернувшейся НТР техницизм дополняется
сциентизмом. После некоторого падения популярности технократических идей,
вызванного кризисом капиталистического индустриального общества на рубеже
шести-десятых-семидесятых годов, на Западе начинается "новая
технократическая волна". Среди ее представителей видное место занимает один
из авторов концепции постиндустриального общества Д. Белл. Подобно Д.
Гэлбрейту он говорит о технократии не как об утопическом варианте
устройства общества, а как о реально существующем социальном явлении.
Выдвижение технократии выступает закономерным результатом перехода к
постиндустриальному обществу. В этой связи первостепенное значение
приобретают три из пяти основных характеристик данного общества,
сформированные Д. Беллом: центральное место теоретического знания как
источника нововведений и формулирования политики, доминирование в
профессиональной структуре специалистов и "технического класса", принятие
решений на основе новой "интеллектуальной технологии". Наука превратилась,
по мнению Д. Белла, в главный стержень общественного прогресса, а
кодифицированное теоретическое знание стало основой управления в любой
сфере. Рациональное регулирование при помощи интеллектуальных технологий
первоначально успешно применялось на уровне отдельных фирм, а с 60-х годов
становится неотъемлемым элементом правительственной политики. Результатом
указанных изменений становится "сдвиг власти" в пользу носителей
специальных знаний.
Неизбежным следствием названных процессов Д. Белл считает перемены в
правящей элите. Поскольку в постиндустриальном обществе техническая
квалификация становится основой, а образование - средством достижения
власти, на первый план выходит научно-техническая интеллигенция, и прежде
всего ученые. Причем речь идет не только об управлении экономикой. Именно в
политические процессы, по утверждению Д.Белла, научно-технические
специалисты вовлечены как никогда ранее. Члены "новой технократической
элиты" с их интеллектуальными технологиями (системный анализ, линейное
программирование и т.п.) стали теперь "неотъемлемым элементом
формулирования и анализа при принятии решений".
Казалось бы, позиция Д. Белла мало отличается от взглядов Д.
Гэлбрсйта, кроме того, что последний приоритетной группой считал не ученых,
а специалистов-производственников. Однако в отличие от прежних апологетов
технократии Д. Белл дает скорее отрицательный ответ на вопрос о возможности
превращения научно-технических специалистов в политически господствующий
класс. Этому препятствуют по меньшей мере три фактора.
Во-первых, утверждает Д. Белл, наряду со знаниями и образованием
важнейшими источниками власти, по крайней мере в настоящее время,
продолжают оставаться собственность и политическая деятельность.
Следовательно, бюрократия и собственники сохраняют свои позиции в правящей
элите.
Во-вторых, научно-технические специалисты не являются монолитно
сплоченной группой с едиными интересами. И в реальных политических
ситуациях, по мнению Д.Белла, "ученые могут разделяться идеологически, и
различные группы ученых будут действовать совместно с различными группами
других элит".
Самое же главное препятствие на пути господства технократов - это
специфика политической сферы. "Политика в том виде, как мы ее понимаем, -
пишет Д. Белл, - всегда имеет приоритет перед рациональным и зачастую
нарушает рациональность". Научно-технические знания могут выступать в
качестве необходимого компонента политических решений, но идея
рационального решения, устраивающего всех, является утопией. Реализовать ее
на практике не представляется возможным. Политика - это всегда столкновение
интересов различных групп людей, а управление ими - результат компромисса,
волевого иррационального решения. Поэтому, как замечает Д. Белл: "Технократ
у власти - это просто одна из разновидностей политика, как бы он ни
использовал свои технические знания..."
Признавая, что в жизни общества будущего, в том числе и политической
области, специалисты будут играть преобладающую роль, Д.Белл не
отождествляет эту роль с политическим господством. "Элита знания" может
ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические
решения для возможных ответов, но очень часто не обладает властью сказать
"да" или "нет". В этой связи технократию можно рассматривать как влияние на
власть, соучастие в ней совместно с другими элитами, но не как политическое
господство ученых и инженеров. Если А. Сен-Симон мечтал о том времени,
когда "правительства не будут больше управлять людьми", то Д. Белл не
допускает возможности полной замены политики наукой. Он делает однозначный
вывод: "Вопреки мечтам ранних технократов, таких как Сен-Симон, который
надеялся. что ученые будут править, стало ясно, что политические отношения
занимают важнейшее место в обществе и что отношение знания к власти обычно
подчиненное".
Технократическая идеология за последние десятилетия получила
распространение практически во всех странах индустриализованного мира. Но в
настоящее время она сильно отличается от так называемого классического
технократизма, выразителем которого был Т. Веблен. Эволюция
технократических идей происходила, во-первых, от надежды на полную замену
политики рациональным научным управлением к стремлению максимально
деидеологизировать политику и обеспечить всестороннюю научно-техническую
экспертизу управленческих решений, а во-вторых, от иллюзий об обществе, в
котором у власти находятся исключительно инженеры и ученые, к признанию
технократов одной из властвующих элит современного общества.
На стадии зрелого индустриального общества технократия начинает
оказывать существенное влияние на политическую власть. Усиление
интенсивности данного влияния связано с распространением в обществе
технокультуры, рационализирующей и механизирующей все сферы
жизнедеятельности. Политическая роль технократии базируется на ее научной
компетенции, обладании специализированной информацией и методикой принятия
эффективных решений. В этой связи выполнение властных функций технократией
имеет как бы два уровня. С одной стороны, научно-технические специалисты на
стадии подготовки управленческих решений, выступая в качестве экспертов по
отдельным проблемам, обладают возможностью повлиять на конечный результат.
С другой стороны, специалисты с техническим образованием стали все чаще
занимать руководящие посты, причем не только в промышленной и научной
сферах. Образовалась технократическая элита, для которой выполнение
непосредственно управленческих функций стало основным содержанием
профессиональной деятельности. Большинство современных зарубежных
исследователей сходятся на том, что приоритетное значение в настоящее время
имеет первый способ воздействия.
Формирование технократии как социального слоя и превращение ее в
органический элемент властвующей элиты представляют закономерный результат
развития западной техногенной цивилизации. Что же касается современной
России, то говорить о значительном политическом влиянии технократии вряд ли
правомерно. В советский период специфический вариант технократической элиты
представлял директорский корпус совместно с министерской бюрократией, но в
настоящее время директора предприятий относятся скорее к категории
собственников. Таким образом, старая советская технократия трансформировала
свой прежний социальный статус, а новая технократия, соответствующая
стандартам западного общества, еще не сформировалась в политическую силу.
Поэтому говорить о правительстве технократов в современной России
представляется преждевременным.
История технократической партии Санкт-Петербурга.
У нас в России так же имеется технократическая партия. Она получила
свое развитие в городе на Неве. рассмотрим подробнее историю ее создания и
идеологию. Далее идет статья об истории «История технократической партии
Санкт-Петербурга.» Она написана ее лидером Морозовым Юрием Анатольевичем.
Мы , технократы. И это наша суть. Это не профессия, не стиль жизни,
не значок на лацкане мундира или отвороте одежды, не штамп в трудовой
книжке, не клеймо на роду. Это мировоззрение, это стереотип поведения, это
состояние души.
Мы технократы, потому что родились и воспитались такими в нашем родном
обществе, потому что такова история нашего народа, нашей цивилизации,
нашего человечества, нашей вселенной.
Осознание этого поразительного факта и было началом политической жизни
“Технократической партии” как политической организации. И весьма символично
что этот общемировой процесс начался именно в России, в Санкт-Петербурге,
самом технократичном городе России и пожалуй всего мира, мистическом городе
построенном, как концентрированное выражение стремления к прогрессу и
развитию целого народа, целой нации.
“Технократическая Партия” родилась 2 февраля 1997 года, в здании
стадиона ЛОМО на Чугунной улице ( мы дети чугунных богов), на родном
стадионе “Зенита”. Мы родились подобно первому в мире ядерному реактору под
трибунами стадиона.
Официальное образование Санкт-Петербургской организации
“Технократической Партии” официально состоялось 1 июня 1997 года.
Четыре учредителя Морозов, Пушилов, Андреев и Уваров учредили первую
официальную организацию “Технократической Партии”
Рождение и становление нашей партии насквозь пропитано патетической
символикой, придающей высокий, героический, даже религиозный настрой всему
нашему движению.
Совпадения, граничащие с пророчествами, устилают наш путь.
Даже в мелочах, в деталях, сама судьба и провидение благотворит к нам.
В декабре 1997 года, в день когда Вождь партии - Морозов - относил
документы партии на регистрацию, в управление Юстиции Санкт-Петербурга
(находящемуся кстати на территории Петровского Адмиралтейства ), в Доме
Книге на Невском проспекте, он покупает журнал “Власть-Коммерсант”, где
опубликована статья мистическая и символическая, статья предсказание:
Статья Кваши “Технократия на грани фантастики”
И как бы замыкая круг “мечта - работа - итог”, после государственной
регистрации 10 января 1999 года, в новом здании Национальной публичной
библиотеки на Московском проспекте, напротив Парка Победы, вождь читает
строго научную статью из ежемесячника “Власть”:
Символика достойная легенды и героического эпоса, достойная русской
былины и сказки.
Как бы сама земля Русская помогает нам поднося помощников и помощь на
нашем пути.
Само проведение стелит нам дорогу.
Наша история делается сейчас, в это самое время. И ВЫ все, каждый из ВАС
может принять в этом удивительном и захватывающем процессе непосредственное
участие.
Мы делаем новую историю на виду у всего мира.
Помни, ТЫ сам делаешь историю нашего мира. Своим действием или
бездействием!
Наша история делается сейчас, в это самое время. И ВЫ все, каждый из
ВАС может принять в этом удивительном и захватывающем процессе
непосредственное участие. Мы делаем новую историю на виду у всего мира.
Помни, ТЫ сам делаешь историю нашего мира. Своим действием или
бездействием!
МОРОЗОВ ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Идеология Технократизма.
Технократы считают очевидным следующее.
Человечество в процессе накопления знаний и информации, создало на планете
Земля - искусственную среду существования устойчивых явлений природы -
техногенных процессов. Эту среду технократы называют - техносферой.
Современная идеология технократического мышления опирается на научный
подход в изучении процессов сопровождающих накопление информации и развития
техносферы.
Под технократическим мировоззрением до современного момента , в западном
обществе понималось обычно два подхода к анализу действительности:
Первый, наиболее старый, связан с периодом в развитии промышленной
революции - эпохой пара и механики - когда все процессы в живой и неживой
материи пытались объяснить действием сложного сочетания основных физических
и химических законов. При этом общественная жизнь объяснялась и приводилась
в соответствие с механистическими закономерностями . Технократ -
представлял собой своеобразного инженера человеческих душ и общественного
сознания - для данного типа технократа был характерен, массово-
уравнительный подход к оценке общественных процессов. Целю
технократического мировоззрения была всеохватная индустриализация и
внедрение достижений прогресса как панацея от всех социальных конфликтов ,
и метод построения идеального общества всеобщего благоденствия. Этот период
можно назвать идеалистическим ( мечтательным ).Индустриализация принесла
невиданные плоды материального могущества и силы, общественные группы
получили мощные рычаги претворения в жизнь стратегических государственных и
мировоззренческих планов - что в результате привело к глобальным войнам и
мировому вооружённому противостоянию. Это идея единообразного могущества
силы. Идея покорения сил природы.
Второй , более современных , связан с периодом в развитии промышленной
революции - эпохой электричества и массмедиа. Технократ - на этом этапе
представлял собой вершителя судеб государств и мира - являясь открывателем
сил апокалиптического масштаба ( ядерной энергии, ракетных технологий, все
проникающего радио общения ). Целью технократического мировоззрения было
установление нового мирового порядка, основанного на изобилии массового
продукта международном, разделении труда, открытом информационном и
торговом пространстве. Итогом этого этапа развития промышленной революции
стало появление психологического надлома в общественном сознании ( сверх
перенапряжение - рост стрессов, наркомании, преступности и терроризма ),
технологического надлома в индустриальном пространстве производства -
неравномерность, форсированность, возрастание сверх катастрофичности (
последствия промышленных катастроф увеличиваются до опасных размеров ) и
экологического надлома ( исчерпываются резервы само восстанавливаемости
биосферы планеты ). Это идея могущества единообразия. Идея полного
использования во всём могуществе сил природы.
Новое понимание технократизма ( Петербургская школа ) связано с новым
этапом промышленной революции - революции в средствах обработки, хранения и
передачи информации.
Технократ - на наступающем этапе промышленной революции стремиться
быть строителем гармонии во всех сферах , используя информационное
могущество современных технологий . Целью технократического мировоззрения
Страницы: 1, 2, 3
|