Сущность сионизма
стратегический союз с Вашингтоном, исключительно важную роль Израиля в
защите неоколониальных интересов американского империализма на Ближнем
Востоке. Особый элемент организационной структуры сионизма представляют его
лоббистские группы, активно действующие в целом ряде империалистических
государств. Наиболее влиятельная из них находится в США. Здесь сионистское
лобби включает Конференцию президентов крупнейших американских еврейских
организаций, Комитет по американо-израильским общественным отношениям и
целый ряд других еврейских националистических организаций.[62]
Влияние сионистского лобби США объясняется его способностью
приводить в действие мощные рычаги экономического и политического
нажима.[63]
В момент создания государства Израиль власть в нем захватили
сионистские круги, установившие политический режим, основанный не
претворении в жизнь сионистских теоретических концепций. Сионистская
идеология стала господствующей идеологией в Израиле, и сионистские догмы
легли в основу израильского законодательства. Надежды мировой прогрессивной
общественности на развитие Израиля по пути прогресса и демократии не
оправдались, правящая сионистская верхушка этого государства превратила
Израиль в очаг расизма и агрессии на Ближнем Востоке, возвела террор в
степень государственной политики.[64]
Сионистско-израильский гегемонизм, прежде всего, проявляется в
стремлении к установлению идейно-политического и организационного контроля
и руководства над еврейскими общинами различных стран мира, к фактическому
обособлению евреев и их противопоставлению неевреям. Лидеры международного
сионизма добиваются укрепления экономических и политических
монополистической буржуазии еврейского происхождения в странах капитализма,
прежде всего в США, используя данный фактор в интересах Израиля. Если среди
еврейского населения различных стран мира сионизм стремится утвердить и
закрепить, углубить и расширить своё руководство, прежде всего путём
привития либо навязывания возможно большему числу евреев сионистской (или
же просионистской) идеологии, то на региональном уровне во главу угла
сионистско-израильского гегемонизма поставлены экономические и политические
цели.[65]
В районе ближнего востока сионисты уже в течение многих десятилетий
всеми силами стремятся к навязыванию своей гегемонии, своей особой роли в
решении религиозных проблем. С образованием в 1948 году государства Израиль
эти устремления сионистских гегемонистов получили новое развитие, стала
настойчиво проявляться тенденция к расширению сферы их деятельности на
Средний Восток и ряд других регионов.
Для проведения своей гегемонистской политики во всех направлениях и
аспектах сионистские лидеры самым активным образом используют разветвлённую
сеть международных сионистских организаций, объединяемых "Всемирной
сионистской организацией – Еврейским агенством для Израиля" (ВСО и ЕА) и
"Всемирным еврейским конгрессом" (ВЕК). Идеологической основой сионистско-
израильского гегемонизма служат догмы сионизма: о существовании
экстерриториальной "особой", "всемирной еврейской нации" ("мирового
народа"), об "избранности" (или "богоизбранности") еврейства, его
мессианизме, особом историческом предназначении евреев ("закваска
человечества", "светоч среди наций"), об "извечности антисемитизма".[66]
Рассматривая сионизм как одно из основных орудий осуществления
гегемонистских целей, в том числе в районе Ближнего Востока, правящие круги
США оказывали сионистским лидерам, и особенно активно оказывают сегодня,
значительную поддержку.[67] Сионизм и как идеология, и как политика,
глубоко враждебен арабскому миру. Он является врагом не только арабского
народа Палестины, но и всех арабских народов и стран. На антисионистских
позициях твёрдо стоят прогрессивные, демократические последовательно
патриотические силы арабского мира. Их разделяют и так называемые
"умеренные" круги, склонные в той или иной степени к сотрудничеству с
империализмом, неоколониализмом. Иными словами, Арабский Восток в целом
категорически отвергает сионизм и поползновения Израиля на роль некой
ведущей силы в регионе.[68]
Милитаризм пронизывает все сферы современного израильского
государства и общества. Французский журнал отмечал, что в Израиле "влияние
армии является решающим, как в жизни отдельного человека, так и в
национальной экономике".[69]
Для реализации своих долговременных стратегических планов
израильские правители и лидеры международного сионизма с самого начала
взяли курс на превращение Израиля в "гарнизонное государство", на
милитаризацию свей государственной и общественно политической жизни страны.
По мысли сионистско-израильских гегемонистов, чтобы стать со временем
своего рода "ближневосточным Манчестером", Израиль должен в течение
длительного периода быть "Пруссией Ближнего Востока" или же выступать в
этих двух ипостасях одновременно.
Опираясь на США и других империалистических держав и в фактическом
союзе с арабской реакцией Израиль стремится к реализации следующих идей:
. освоение, а затем и аннексия оккупированных территорий;
. ликвидация прогрессивных режимов в арабских странах;
. борьба с антиимпериалистическим и антисионистским национально-
освободительным движением арабских народов;
. подрыв арабо-советской дружбы и сотрудничества, как мощных
факторов упрочения независимости и суверенитета арабских
стран…
. насаждение "мира" по американо-израильскому образцу, заключая
частичные сепаратные соглашения-сделки, направленные против
законных прав арабских народов, и в первую очередь арабского
народа Палестины;
. противодействие сближению стран Европы с арабскими
государствами; подрыв афро-арабской солидарности;
. осуществление регионального гегемонизма в экономической
области.[70]
Ближневосточный конфликт – это борьба национально-освободительного
движения арабских народов против заговора империалистических держав,
стремящихся во что бы то ни стало подчинить Ближний Восток своему диктату –
политическому, экономическому, военному, конфликт, в котором ударной силой
империализма выступает сионистское государство Израиль.[71]
Шовинистическая сионистская идеология и политика агрессии и
территориальных захватов в отношении соседних арабских государств стали
главными особенностями израильского политического режима. Это
обстоятельство определяет направление внутренней и внешней политики страны
и все лавные события её новейшей истории. Палестина, которая до первой
мировой войны входила в состав Османской империи, уже во второй половине
XIX века стала объектом острого соперничества империалистических
государств. В своем стремлении утвердиться в этой части Арабского Востока
колониальные державы использовали возникшую в 90-х годах XIX века еврейскую
буржуазно-националистическую сионистскую организацию, развернувшую
пропаганду за переселение евреев из различных стран в Палестину.[72]
Современный сионизм – это реакционная шовинистическая идеология и
империалистическая политика, выражающие интересы правящих кругов Израиля и
крупной буржуазии еврейского происхождения сросшиеся с монополистическими
кругами Запада, и прежде всего, США. Классовой сущностью сионизма является
его антинародная направленность, откровенная враждебность демократии и
социальному прогрессу, идеям интернациональной солидарности трудящихся.
История сионизма наглядно свидетельствует о том, что он постоянно
использовался правящей верхушкой империалистических государств для
осуществления их захватнических планов на Ближнем Востоке, в других
регионах мира.[73]
Попыткам отождествлять сионизм с национально-освободительным
движением дан принципиальный и аргументированный отпор со стороны
Коммунистической партии Израиля. Рассматривая этот вопрос, Коммунистическая
партия Израиля совершенно справедливо подчеркнула, что подобным камнем
национально-освободительного движения служит его отношение к империализму,
к антиимпериалистической борьбе. В то же время программа и практика
сионизма основаны на сотрудничестве с империализмом. Коммунистическая
партия Израиля указала на основные факторы этого сотрудничества:
. в странах капитала сионистское движение поддерживает крупную
буржуазию против революционного, коммунистического, рабочего
движения, проповедует отрыв еврейский трудящихся от своих
братьев по классу, от борьбы за изменение строя, за
социализм;
. на Ближнем Востоке сионизм со времени турецкой, а потом и
английской власти и до наших дней является верным союзником
различных империалистических держав в их борьбе против
национально освободительного движения арабских народов, что
противоречит национальным интересам народа Израиля;
. в Израиле сионизм выступает против интересов трудящихся, за
разделение еврейских и арабских рабочих, сеет между ними
недоверие, насаждает шовинизм и национальное высокомерие.
Сионизм выступает против национального Освобождения народа
Израиля от уз иностранного капитала, от подчинения
империализму и проводит политику территориальной экспансии с
помощью империализма;
. сионизм служит одним из орудий империализма в его борьбе
против СССР, мировой социалистической системы с целью
подорвать в них социалистический строй изнутри;
. в Азии, Африке и Латинской Америке сионизм содействует
неоколониалистической деятельности Соединенных Штатов
Америки, Западной Германии, Англии и других
империалистических стран.
Помимо того, в историческом плане, по мере укрепления позиций
сионизма в Палестине все более воинствующим становился его антагонизм по
отношению к национально-освободительным движениям во всем мире, в том числе
в Африке, так как их успехи служили политическим катализатором борьбы
палестинских арабов за свои национальные права и в значительной мере
изменяли соотношения сил на Ближнем Востоке.[74]
Сионизм не имеет ничего общего с национально-освободительным
движением ещё и потому, что самого "всемирного еврейства" вообще не
существует.
К тому же первоначальные теоретики сионизма ещё не усматривали в
Палестине "землю библейских предков", и речь шла не об "освобождении"
территории, а о её приобретении.[75]
С момента своего образования Израиль стремился к контакту со своими
арабскими соседями, которые отказали ему в праве на существование.
Соглашение в Кемп-Девиде в 1978 года, мирный договор с Египтом в 1979 года,
конференция по Ближнему Востоку 1991 года и израильско-палестинское
соглашение 1993 года представляют собой важные вехи на пути к мирному
решению арабо-израильского конфликта. Прогресс в ходе начавшихся в Мадриде
прямых двухсторонних переговоров между Израилем и Арабскими странами
вселяет надежду на то, что мирная перспектива превращается в реальность.
Израильское стремление к миру уходит корнями в историю Еврейского народа,
от библейских пророках до отцов современного сионизма и от переселенческого
движения до сегодняшних граждан Израиля, мир был неотъемлемой частью
еврейского национального самосознания.
"Шалом" (мир) – это слово приветствия в Израиле. Мир – это цель к
которой стремится Израиль. С наступлением мира, огромные ресурсы,
затрачиваемые на войну, смогут быть направлены на развитие экономики
региона; социальной инфраструктуры в образовании, науке, здравоохранении и
других областях; современные проекты с участием Израиля и его арабских
соседей, которые страдают от продолжительной вражды.[76]
Попытки диалога с арабским миром предпринимались ещё на заре
сионистского движения, которое задалось целью возродить еврейский
национальный очаг. Контакты 1918 – 1919 годов между Хаимом Вейцманом
(который тридцать лет спустя стал первым израильским президентом) и видным
лидером арабского мира эмиром Фейсалом вселяли надежду, что национальные
притязания евреев могут быть удовлетворены в духе сотрудничества[77]
§II Влияние идеологии сионизма на внешнюю политику государства Израиль.
2.1 Образование государства Израиль и основные этапы его развития
"Мы протягиваем руку мира и предлагаем добрососедские отношения
всем соседским государствам и их народам и призываем их к сотрудничеству с
еврейским народом, обретшим независимость в своей стране. Государство
Израиль готово внести свою лепту в общее дело развития всего Ближнего
Востока". Израиль начал свое существование с этих слов призыва к миру,
прозвучавших в Декларации о независимости Государства Израиль,
обнародованной 14 мая 1948 года.[78]
Государство Израиль расположено на юго-восточном побережье
Средиземного моря. Оно было образовано 14 мая 1948 года в соответствии с
решение Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года об отмене
английского мандата на Палестину и создании на её территории двух
независимых государств – еврейского и арабского.[79]
Образование на территории Палестины государства Израиль внесло
совершенно новый элемент во всю политическую обстановку в международные
отношения на Ближнем Востоке, что было связано главным образом с
особенностями создания израильского государства и его положением среди
других ближневосточных стран.
Во-первых, израильское государство появилось на политической карте
Ближнего Востока не в связи с процессом деколонизации и антиколониальной
революции, как это имело место в случае с большинством арабских стран, а в
результате сионистской колонизации Палестины при поддержке Англии,
Соединенных Штатов Америки и других западных держав путём вытеснения
коренного населения – палестинских арабов. Оно возникло как колониально-
поселенческое государственное образование, почти всё население которого к
моменту провозглашения независимости состояло из евреев-переселенцев,
иммигрировавших в Палестину преимущественно из стран Европы и Америки и
совершенно чуждых по своей социокультуре местному арабскому населению.
Во-вторых, социально-экономическая, социально–политическая
структура ишува возникла, в отличие от арабского общества в Палестине и
соседних странах, не на базе докапиталистической экономики, а была
"трансплантирована" еврейскими переселенцами из развитых капиталистических
стран Европы на местную почву. Экономика еврейского ишува развивалась в
органической связи с западноевропейским, а затем американским капитализмом
при постоянной и всё возрастающей финансовой помощи еврейской и нееврейской
монополистической буржуазии стран Запада.[80]
В результате к моменту появления Израиля как государственного
образования еврейского ишува в Палестине возникла своеобразная
экономическая модель развитого капиталистического общества "западного
образца", по уровню социально-экономического развития значительно
превосходившего соседние страны и экономически абсолютно изолированного от
них.
В-третьих, Израиль, в соответствии с "Декларацией независимости
Израиля", был провозглашён не только еврейским, но и сионистским
государством, то есть государством евреев всего мира.
Сионистская концепция "возвращения избранного народа" на "землю
обетованную" предполагало непрерывную иммиграцию, которая одновременно
исключала возможность возвращения в родные места палестинских арабов,
изгнанных оттуда сионистами.
Эти особенности Израиля в сочетании с идейно-политической
концепцией сионизма, положены в основу всей политической структуры и
государственной власти в израильском обществе, с самого начала
существования Израиля наметили основное направление его развития и место в
международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке.[81]
Одним из факторов, оказывающих чрезвычайно большое воздействие на
политическую ситуацию в зоне Персидского залива, является арабо-израильский
конфликт в целом и неурегулированность палестинской проблемы в особенности.
С учётом географического местоположения бассейна Персидского
залива, данный фактор для него можно отнести к разряду внешних.
Государство, расположенное в этом регионе, - Саудовская Аравия, Кувейт,
Вахрейн, Катар, Аман, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Ирак и Иран не
являются прямыми участниками арабо-израильской конфронтации и в отличие от
Египта, Иордании, Сирии и Ливана не граничат непосредственно с Израилем.
Но арабо-израильский конфликт вышел далеко за рамки "обычной"
конфронтации непосредственно участвующих в нём противоборствующих сторон, и
его негативное воздействие распространяется и на прилегающие к зоне
конфликта районы, в первую очередь на бассейн Персидского залива.[82]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|