Роль силы в ненасильственной борьбе
нуждаются в подобно содействии.
Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия , не
только отдельных членов общества , должностных лиц , служащих и т.п.
, но и организаций и институтов ( даже второстепенных ) , которые
образуют систему в целом . Это могут быть министерства , организации
, отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и институты
могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания
содействия , достаточного
для того , чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность
реализовывать свой политический курс .
Границы принуждения
Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и
неповиновения правители не идут на значительные уступки , то они
должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь обеспечить себе
необходимое содействие и сотрудничество , правители могут применять
санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции возможны
благодаря тому , что в то время как одна часть населения отвергает
существующую власть , другая часть остаётся преданной и осуществляет
её политический курс .
Но это , однако , ещё не всё . Правящая группа также в свою
очередь , должна быть объединена чем-то иным , нежели только
санкциями и , следовательно , также является уязвимой для внешних
воздействий . К тому же сама способность правителей применять
санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере зависит
от помощи самих подданных , которая может быть ограничена или
прекращена . Но правителям нужна не пассивная поддержка , а
- 7 -
явное проявление исполнительности людей и большое число помощников .
Однако все усилия добиться этого содействия путём принуждения будут
недостаточными , если власть правителей не будет ограничена .
Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей
- особенно в моменты кризисов . Однако эффективность этих санкций
зависит от
реакции подданных , которым они угрожают лил против которых они
применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой поступают
на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности . Даже в
случае применения санкций , всегда существует возможность выбора ,
проявления своей
воли .Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх ; тогда
люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться . Они могут и не
сделать этого .
В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и это
представляет серьёзную угрозу силе правителей .
Объединённое сопротивление
Наличие каждого из источников силы , кроме того связано или
непосредственно зависит от степени сотрудничества , покорности ,
повиновения и содействия , которых правители должны добиться от
своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при
определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или
изолировать эти источники силы путём
уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и
повиновения .
Если силу правителей можно регулировать путём отказа от
помощи и повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение должно
быть широко распространены . К тому же , необходимо поддерживать эти
действия и перед лицом репрессий , направленных на то , чтобы
вынудить к покорности . Крупномасштабное неповиновение и
несотрудничество возможны лишь в том случае , если только пропадёт
или уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы
переносить любые санкции во имя перемен . Такая акция станет
политически значимой . Свобода действия правителей обратно
пропорциональна количеству неповинующихся подданных , несотрудничающих
институтов , а также степени зависимости правителей от этих факторов
. Следовательно , проблема контроля над силой может быть решена
путём изучения того , как можно реализовывать и сохранять уклонение
от сотрудничества .
Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения
сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей , тогда
конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в
зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что
власть утверждается только насилием и что победа неизбежно
достаётся стороне , обладающей большей способностью к насилию ,
является ошибочным . На самом деле главным является решимость не
повиноваться и способность к сопротивлению .
Такое понимание сущности политической власти может быть
реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического
правительства должно быть активно выражено в отказе от
сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или
массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому
большинству не хватает независимой организации , тогда подданные
обычно не способны на общую оппозицию .Они будут бороться один на
один . Эффективное действие , основанное на таком понимании силы ,
нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении.
- 8 -
Структурные основы общества
Структурная основа общества существенным образом предопределяет
возможность граждан контролировать своих правителей . Эта структура
выражается в существовании разнообразных общественных институтов , в
которых и сконцентрирована политическая сила .
Формы и сущность этих органов политической силы меняются от
общества к обществу , и от ситуации к ситуации . Одни способны
включать такие социальные группы и институты , как семья , социальные
классы , религиозные и национальные группы , профессиональные и
экономические группы , небольшие поселения и деревни , города ,
провинции и регионы , органы местной администрации , организации
добровольцев и политические партии . Но чаще всего
эти органы силы являются традиционными , укоренившимися ,официально
признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут
быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже
восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в
противостоянии правителям.
Cтатус этих образований в качестве органов силы будет
определяться их способностью действовать независимо и контролировать
действенную силу других , т.е. правителей или других органов власти
и силы . И поэтому чрезвычайно важно их количество , степень их
централизации или децентрализации , принятые в них процедуры
выработки решений , степень их внутренней прочности и
жизнеобеспеченности .
Структура сил общества , а также их взаимосвязь , значительно
определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя
. Когда сила как бы разлита в обществе между различными
общественными институтами , власть правителей с большей вероятностью
будет подчиняться контролю и ограничениям , так как подобные
структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию .
Подобная ситуация ассоциируется с политической “свободой ”.Когда же ,
с другой стороны , органы силы существенно ослаблены , подорваны , или
путём различных ограничений нарушено их независимое существование и
автономия действий , тогда сила правителей с большой вероятностью
станет неконтролируемой . Это ослабит или даже разрушит способность к
общему противостоянию . Такая ситуация ассоциируется с “тиранией”.
Потенциальная способность общества контролировать правителей во
многом зависит от условий , в которых действуют органы силы . У
общества , в котором существуют группы и институты , обладающие
значительной социальной силой и способные к независимому действию ,
больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым
противостоять тирании , чем у общества , в котором все подданные
одинаково бессильны , так как в нём не существует структур , с
помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих
целей .
Источникам власти правителей угрожает опасность , как правило ,
только тогда , когда одновременно большое количество подданных ( или
социальные группы или институты ) уклоняются от содействия ,
сотрудничества и повиновения . Поэтому способность этих структур
отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное
значение .
- 9 -
Таким образом возможность контроля за действиями правителей со
стороны негосударственных институтов общества будет определяться
следующими факторами : 1) желанием народа контролировать эти силы ; 2)
количеством независимых организаций и институтов ; 3) степенью их
независимости ; 4) характером источников силы , контролируемых этими
институтами ; 5) степенью
влияния на социальную силу и контроля за ней и 6) способностью
людей выражать своё неодобрение и отказываться от сотрудничества .
Если все эти
факторы наличествует в достаточной степени , то общество может
выбирать , предоставить ли силу правителям или ограничить , а может
и совсем перекрыть их доступ к силе .
Cледовательно , изменение силы правителей непосредственно или
косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять
правителей , подчиняться им , сотрудничать с ними и выполнять их
намерения .
Ослабление силы правителей
Когда люди отказываются от сотрудничества , уклоняются от помощи ,
проявляют стойкость в своём неповиновении и открытом неподчинении ,
они лишают своего оппонента элементарной поддержки и сотрудничества
, в которых нуждается любое правительство и иерархическая система .
Граждане могут неподчиняться законам , которые они отвергают . Рабочие
могут прекратить работу , чем парализуют экономику . Служащие могут
отказаться исполнять инструкции . Солдаты и полиция могут действовать
пассивно при проведении репрессий ; они могут даже взбунтоваться .
Если люди и институты делают это достаточно долго и интенсивно ,
правительство или иерархическая система теряют силу . Люди , которые
были “ правителями “ , становятся обычными людьми . Всё меняется из-за
того , что человеческое содействие , создающие и поддерживающее
политическую силу режима , исчезло . И поэтому сила режима
уничтожается .
Однако ,чтобы обладать эффективной силой против властвующих
правителей , недостаточно одного упрямства и коллективной стойкости .
Всеобщее противостояние должно быть переведено в стратегию действия
. Людям необходимо знание техники , основанной на этом понимании
существа силы , включая специфические методы этой техники , динамику
развития , необходимые составляющие успеха и принципов стратегии и
тактики . Реализация этой техники должна быть умелой . К этому
относится и умение настаивать на своём , несмотря на репрессии . Нам
необходимо более полное знание техники ненасильственных действий -
той техники , которая основана на нашем понимании природы силы .
Система ненасильственных средств борьбы
Ненасильственное действие представляет собой совокупность средств
борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и проведение “ битв”,
нуждается в мудрой стратегии и тактике , в мужестве своих ” солдат
”, дисциплине и способности к жертвам . Чтобы победить , люди ,
стремящиеся к этому ненасильственным путём , должны умело применять
избранную ими тактику действия , осуществлять необходимые условия
настолько эффективно , как только они могут . Хотя бытует мнение ,
что достижение успеха ненасильственным путём требует гораздо больше
времени , чем насилием , это не всегда верно . Временами
ненасильственные действия приводят к успеху в течении довольно
быстрого срока .
- 10 -
Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать как
реализацию теории силы , о которой говорилось выше . Чётко
различаются три определённых класса ненасильственного оружия в
ненасильственной борьбе : ненасильственный протест и убеждение ,
несотрудничество и ненасильственная интервенция . Эти виды оружия
ненасильственной борьбы могут изменить
существующие социальные , экономические или политические отношения и
одновременно основательно изменить баланс сил .
Ненасильственный протест и убеждение являются главным образом
символическими действиями в мирном противостоянии или при попытке
убеждения , осуществляемого не при помощи слов , а посредством
кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной
интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование
, расклеивание плакатов , обучение , траурные митинги и митинги
протеста .
Самая незначительная группа ненасильственных методов включает
несотрудничество c оппонентом . Несотрудничество заключается в
намеренном
неодобрении , уклонении или открытом неповиновении в определённых
существующих отношениях - экономических , социальных или политических .
Действия могут быть спонтанными или запланированными , законными или
незаконными .
Методы несотрудничества разделяются на три категории : 1) методы
социального несотрудничества ( включая социальные бойкоты ); 2) методы
экономического несотрудничества ( подразделяющиеся на экономические
бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического несотрудничества (
также известные как политические бойкоты ) . Умение групп
ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества -
социальным , экономическим или политическим является чрезвычайно
важным в динамике ненасильственной борьбы .
Методы ненасильственной интервенции , применяемые в определённых
ситуациях , коренным образом изменяют её . К ним относятся посты ,
сидячие забастовки , протесты , ненасильственные заграждения ,
утверждение новых социальных установок , альтернативные экономические
структуры , розыск тюремных заключённых , продолжение работы без
сотрудничества , создание параллельного правительства .
Овладение силой
Ненасильственные действия прибегают к силе как для
противодействия оппоненту , так и для достижения своих целей .
Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие на источники
силы оппонента , ненасилие может быть рассмотрено как более прямое
действие , чем политическое насилие . Если ключевые спорные вопросы
носят в основном экономический характер , то и сопротивление должно
носить экономический характер . Если эти вопросы являются в основном
политическими и оппоненты требуют политического сотрудничества от
населения , то сопротивление может быть политическим . Вместо
нанесения непосредственного удара по военным формированиям оппонентов
, которые являются видимым выражением их силы , ненасильственные
санкции наносят удар непосредственно по источнику этой силы :
сотрудничеству и повиновению . Например , массовые забастовки могут
парализовать экономику , а то и дело вспыхивающие мятежи разложить
армию .
Технику ненасильственных действий можно также рассматривать как
более опосредованное , не прямое воздействие на силу оппонента , чем
это
- 11 -
осуществляет насилие . Это осуществляется с целью подрыва позиций
оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать свою
возрастающую силу и поддержку , которая им оказывается . Например ,
провоцируя репрессии своими ненасильственными действиями ,
ненасильственно сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что
репрессии оппонента не в состоянии запугать население .
Продолжительное сопротивление наряду с
поддержанием ненасильственной дисциплины может вызвать у постоянных
сторонников правителей отчуждение от них и , таким образом , ослабить
их .
Число сопротивляющихся может расти , и поддержка их также может
очень значительно увеличиться . Всё это происходит вследствие того ,
что насилию оппонента противостоят опосредованно .
На весь ход конфликта будет влиять стратегия и тактика ,
применяемая группами ненасильственного действия . Они нуждаются во
Страницы: 1, 2, 3
|