Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность
Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность
Московский государственный индустриальный университет
(МГИУ)
Реферат
на тему
Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность
Выполнил:
Студентка группы ПК7Ю29у Ефимкина Т.В.
Проверил:
Преподаватель Пивняк Н.Н.
г. Петропавловск-Камчатский
1999 г.
ПЛАН.
1. Понятие и признаки правового государства.
2. Система разделения властей в правовом государстве.
3. Верховенство закона.
4. Права и свободы человека в системе ценностей.
5. Взаимная ответственность личности и государства.
6. Социальная и юридическая защищенность личности.
7. Практика становления правового государства в России.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт
нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового
государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового
государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных
концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-
1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.)
и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. таких, как Гуго Гроций,
Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на
смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма
(которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое
государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей
неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и
государственной власти в условиях правового государства принципиально иные,
нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства
характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и
законом.
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим
тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический
разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,
если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в
целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями
категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого
другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к
средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать
всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть
определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление
одного лица не противоречило свободе других; право призвано
обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между
людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных
правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким оно должно
быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права";
государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах
суверенитета. Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому,
что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух
законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип
демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что
к "правильной" форме государства относится демократия, при которой
верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь
определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля
народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь
к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство
и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая
конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине
ХУШ-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную
ответственность личности и государства, доминирование
общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с
юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом",
установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке
исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое
государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского
курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с
аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое
государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания
"социалистическое правовое государство". Прилагательное
"социалистический" указывает на господствующую форму собственности и на
определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от
мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового
государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную
собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве
делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и
претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и
противоречивым.
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства,
недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних
характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие
конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть
правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии
законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а
полицейского государства. Суть государства правового -именно в характере
законов, их соответствии правовой природе вещей. направленности на
обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие
законы ведут к процветанию государства. а свободная собственность есть
основное условие блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового
государства является социальной ценностью всего человечества,
удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе
правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не
командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних
стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое
гражданское общество. Гражданское общество - система экономических,
духовных. культурных, нравственных, религиозных и других отношений
индивидов. свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы,
корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей
и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено
традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства
государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В
антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и
народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти,
отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество
предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и
организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств
государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает
не только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и
"буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность
получить доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом
обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или
резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного
комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях
демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на
осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных
органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие
муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти
закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в
отдельных блоках, включая исполнительную власть. В основе правовой
экономики лежит принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Это
социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы
восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод:
1) открыть простор всем видам собственности;
2) заменить административные приказы договорами,
основанными на равенстве сторон;
3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено";
4) обеспечить эквивалентный характер обмена;
5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера;
6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика
и гражданское общество - переход от распределительного общества к
рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования
правового государства.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности
гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -
обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому
обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом
соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за
правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо
духовным фундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство - это демократическое государство, где
обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед
законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы
человека и где в основу организации государственной власти положен принцип
разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство,
в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении
власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий
уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В
правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона
отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое
выражение, в частности в формировании и функционировании политических
партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе
прессы и т.п. Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная
защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном
функционировании различных партий, организаций, объединений,
действующих в рамках конституции. наличии различных идеологических
концепций, течений, взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу
дополнительных факторов и условий становления правового государства,
видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления государством;
- торжество политико-правового плюрализма:
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
- преодоление узконормативного восприятия правовой
действительности, трактовка права как продукта властно-
принудительного нормотворчества;
- отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося
законодательства;
- преодоление декоративности и декларированности
юридических норм;
- выход юридической науки из самоизоляции и использование
общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть
противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение
правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-
властному и законодательному. К политическим рычагам могут
рваться различные перерожденческие антиправовые структуры,
своего рода политические аномалии (авторитарная
тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские
силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия -
демагогически-популистские силы).
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических
прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,
общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие
"правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность,
такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и
экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового
государства - в господстве права в общественной и политической жизни,
наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей
государство организуется и функционирует правовым способом, это мера,
масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает
юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и
движениям. В чем же заключается отличие правового государства от
государства как такового? Государство как таковое характеризуется его
всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества,
незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны
государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое
государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует
строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется
обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и
правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и
всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней
и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную
на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на
своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности механизма правового государства заключаются в следующем.
Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа
разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.
Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового
государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю
общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою
деятельность строго сообразовывают с действующим
законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за
посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и
другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются
органами правового государства. Механизм правового государства является
способом его существования. Функции правового государства реализуются с
помощью его механизма.
Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от
бюрократизма и административно-командных методов управления. Его
демократический характер обусловлен ответственностью перед
обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть
концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы
развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского
общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной
самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового
государства присущи определенные особенности, отражающие его политический
характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это
становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы
средств массовой информации, социальной защищенности граждан: второй этап
утверждение рыночной экономики различных форм
предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие
гласности, свободной деятельности средств массовой информации.
Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные
Страницы: 1, 2, 3
|