МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Понятие мировой политики и международных отношенияй

    способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие

    государства, на ход событий в мире. Силу государства, его положение в

    системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Ещё

    недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно,

    военный потенциал страны во многом определяет её могущество и

    соответствующее положение на международной арене.

    Реальное положение государства определяется более широкими показателями,

    такими как величина территории, природные и людские ресурсы, структура

    национальной экономики, объём и качество промышленного и

    сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное

    развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также

    способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное

    развитие.

    §4. Геополитика

    При изучении мировой политики и международных отношений в рамках

    политической науки особо важная роль отводится такому её направлению как

    геополитика. Введение в научный оборот самого термина «геополитика»

    связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р.

    Челлена (1846–1922). Он характеризовал геополитику как «науку, которая

    рассматривает государство как географический организм или феномен в

    пространстве».

    Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются

    американский военно-морской историк и теоретик Алфред Тайер Мэхен

    (1840–1914), британский географ и политик Маккиндер, британский географ

    Фейргрив, американский исследователь международных отношений Спайкмен,

    германский социолог Карл Хаусхофер (1869–1946).

    В их трактовке центральное место в детерминации международной политики

    того или иного государства отводилась его географическому положению. Смысл

    геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного,

    территориального начала.

    Предмет исследования геополитики – глобальные и национальные интересы,

    приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных

    отношений и мировой политики.

    Современная геополитика представляет собой науку, изучающую внешнюю

    политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее

    факторов. Основной объект геополитических исследований – географическая

    среда страны, которая характеризуется:

    V рельефом, размером и расположением территории в мировом

    геополитическом пространстве

    V типом и формой государственных границ

    V состоянием окружающей среды

    V наличием природных ресурсов.

    Географическая среда рассматривается в тесной взаимосвязи с такими

    важнейшими факторами внешней политики, как политическая система, социально-

    демографическая структура общества, экономика, военная мощь.

    При изучении географической среды в рассматриваемой науке делается

    акцент прежде всего на исследовании фундаментальных качеств пространства. В

    связи с этим особое значение имеет такое понятие, как территориальность.

    Величина территории, которую занимает то или иное государство на планете,

    является одним из важнейших показателей, во многом определяющим место

    страны в иерархии международных отношений, её политику на мировой арене и

    национальные геополитические интересы. Размер сухопутной территории

    государства в геополитике всегда сопряжен с численность населения страны.

    Это сопряжение фиксируется еще одним важным геополитическим показателем –

    плотностью населения, то есть числом жителей на 1 км2. Государства-гиганты

    (такие как Россия, Китай, США, Индия), имеющие высокую или относительно

    высокую плотность населения, как правило, имеют значительный вес в мировой

    политике и глобальном развитии.

    Существуют также государства с достаточной большой территорией и весьма

    малой плотностью населения, что в определенной степени ограничивает их

    возможности претендовать на роль мировых лидеров. К таким странам можно

    отнести Канаду и Австралию.

    Важным элементом государственной территории являются водные

    пространства, которые делятся на внутренние (водные пути, моря, морские

    порта, рейды, бухты и т.п., расположенные в пределах государственных

    границ) и территориальные. Внутренние водные пути во многих случаях

    выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним

    проходят важные транспортные коммуникации, вдоль них располагаются города,

    в том числе и крупные, формируются экономические районы, проживает

    значительная часть населения страны. Внутренние воды играют роль

    естественных преград при обороне государства.

    Территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и

    мировой системе морских коммуникаций.

    Воздушное пространство играет важную роль в аспекте транспортных

    коммуникаций и обороны страны.

    Существенную роль в геополитических исследованиях играет категория

    «граница». В политическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие

    пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница

    определяет ареал формирования национального самосознания и идентичности.

    Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих

    границ является показателем его силы и авторитета в международном

    сообществе.

    Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под

    естественными границами (моря и океаны, реки и горные цепи) понимают

    созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения

    территории одного государства от другого или от открытого моря.

    Искусственные границы обустраиваются людьми с помощью специальных

    инженерных сооружений.

    Современная геополитическая теория в наши дни ищет ответ на вопрос,

    связанный с адекватной оценкой силовых соотношений между государствами

    современного мира. Эта проблема тесно связана с определением баланса сил в

    международном сообществе, которое является исторической категорией и во

    многом определяет глобальное развитие всего человечества и отдельных

    регионов на нашей планете.

    Глава II

    Международные отношения

    §1. Понятие международных отношений

    Международные отношения — это совокупность экономических,

    политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных,

    культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими

    на мировой арене.

    Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них

    единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе

    полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую

    роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

    Международные отношения выступают тем пространством, на котором

    сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном,

    многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные,

    экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

    Международные отношения прошли длительный исторический путь и только в

    Новейшее время стали подлинно всемирными. В основе этого развития –

    поступательное развитие производительных сил и их интернационализация;

    мощные интеграционные тенденции и процессы в социально-экономической,

    научно-технической, информационной и других сферах; выход на мировую арену

    на рубеже третьего тысячелетия многих государств, остро нуждающихся в

    координации усилий при решении глобальных и национальных проблем;

    невиданное расширение связей и контактов между людьми во всём мире.

    Международные отношения и внутренняя политика государств находятся во

    взаимосвязи, влияют друг на друга. С одной стороны, международные отношения

    во многом отражают и выражают внутреннюю политику ведущих держав в ту или

    иную историческую эпоху; а с другой стороны – любое государство вынуждено

    учитывать сложившиеся мировые реалии взаимоотношений, нормы и принципы

    международного права, «правила мировой политической игры». Иначе говоря,

    речь идет о тесной взаимосвязи и взаимодействии внутренних и внешних

    факторов развития государства. Степень воздействия тех или других на

    формирование внешней политики зависит в каждом отдельном случае от

    конкретно-исторических обстоятельств.

    Следует признать, что внешние факторы оказывают возрастающее влияние

    на отношения внутри любой страны. Это связано с обострением экологических и

    сырьевых проблем, с нарушением социального равновесия и серьезными

    конфликтами в различных регионах мира, с увеличением ответственности

    мирового сообщества за бедственное положение слаборазвитых стран, с

    невозможностью для одной страны справиться с последствиями природных

    катаклизмов, а главное, с возрастающей взаимозависимостью государств –

    членов мирового сообщества.

    В практике современных международных отношений обнаруживаются

    определенные закономерности, имеющие разные векторы. Наблюдается

    максимальная реализация государственности и суверенитета участников

    отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных

    субъектах на мировой арене. Одновременно действует тенденция усиления

    интеграции всё большего числа участников международных отношений,

    упрочнения институциональных форм широкого политического, Социально-

    экономического и гуманитарного сотрудничества. Международные отношения

    сегодня характеризуются в первую очередь переходным состоянием, когда

    процесс становления нового сообщества включает в себя одновременно процессы

    как расширения сотрудничества на основе взаимных интересов, так и

    соперничества и даже противоборства различных государств.

    Международные отношения формируют облик нашего мира и его порядка.

    Современное мировое сообщество характеризуется растущим единством и

    усиливающимся многообразием. Взаимосвязь и взаимозависимость в мире

    сочетаются с охраняющимся разнообразием особенностей развития народов.

    Развивающиеся в системе международных отношений тенденции демократизации,

    гуманизации, демилитаризации, «открытого диалога культур» пока не носят

    системного характера, испытывают противодействие, во многом зависят от

    поведения и функционирования субъективных факторов.

    В условиях мира и социально-культурного обновления международные

    отношения всё в большей степени превращаются во взаимоотношения между

    народами и людьми. Можно говорить о возникновении уникальной сети мировых

    человеческих взаимоотношений, создающей необходимые предпосылки для

    реализации насущных проблем.

    Таким образом, международные отношения как совокупность интеграционных

    связей между государствами, межгосударственными организациями, партиями,

    частными лицами разных государств есть та среда, где реализуются принципы

    внешней и международной политики.

    §2. Теория международных отношений

    Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием

    общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и

    приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий

    относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория

    прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных

    отношений и геополитическая теория.

    Заметное место среди теорий международной политики занимает концепция

    революционной трансформации мирового порядка, разработанная Марксом,

    Энгельсом и Лениным. Для неё характерны:

    V классовый подход к анализу мировых проблем

    V изучение внешней политики государства в связи с внутренней

    V рассмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в

    соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-

    экономических формаций

    V исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил.

    Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была

    разработана в середине XX века «реалистами» – Джорджем Фростом

    Кеннаном[v], 3бигневом Бжезинским[vi], Уолтом Ростоу[vii], Генри

    Киссинджером[viii] и другими учёными и политиками.

    Признанным авторитетом данного направления стал Генри Моргентау[ix].

    Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия сил,

    заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не противостоять

    этим силам. Согласно Моргентау, «моральные принципы никогда не могут быть

    полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно

    соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов и

    всегда непрочное урегулирование конфликтов». Международная политика

    понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными

    государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится

    «политический детерминизм» мировых процессов.

    Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач

    международной политики: что движет деятельностью государств на

    международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с

    другом. Реалисты считают, что если в политике всегда выражаются

    общезначимые или групповые интересы, то в международной политике —

    преимущественно национальные интересы. Поэтому в их работах получила

    основательную разработку концепция национальных интересов. Национальный

    интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров

    коренных потребностей национального государства. К постоянным интересам

    относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности),

    «экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание

    экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка),

    «интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие

    подчинённую роль или возникающие одновременно.

    Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные»

    интересы следует отметить, что между ними существуют и определенные

    различия. При некоторых обстоятельствах национальные и государственные

    интересы могут не совпадать.

    Борьба за реализацию интересов позволяет державе занять в мире

    положение, соответствующее её силе.

    «Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории

    реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями

    международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным

    влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения

    сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и создании таких

    моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.

    Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Каплан. В русле

    этого направления сложились школы структурно-функционального и системного

    анализа внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют

    политику государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные

    единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то

    модернисты рассматривают государства как системы, подверженные влиянию

    извне и изнутри. Были описаны социальные и политико-психологические

    факторы, действующие на формирование и осуществление внешнеполитического

    процесса. Это позволило выделить во внешней политике три области:

    - бюрократическая сфера с её вниманием к особенностям функционирования

    действующих в этой сфере организаций;

    - специфика принятия решений по вопросам внешней политики

    государственным руководством

    - роль элит и групп давления в формировании внешней политики. Все они

    объединялись изначально концепцией внутриполитических истоков

    внешней политики.

    Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям,

    транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений,

    влияющим на формирование мировой политики.

    Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболее эффективное

    средство внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или

    препятствование развитию процессов взаимной зависимости.

    Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и

    многих других, — в абсолютизации какого-то одного из разнообразных

    компонентов уравнения мировой политики.

    Таковы основные теории внешней политики, лежащие в основе политической

    науки о международных отношениях и внешней политике. Многие из них в той

    или иной степени берутся на вооружение политическими деятелями, оказывают

    влияние на формирование внешнеполитического курса государств нашей планеты.

    Разумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает

    монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с

    разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир

    внешней политики.

    Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют

    друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня —

    мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных

    отношений.

    §3. Основные признаки международных организаций

    Цель создания любой международной организации – объединение усилий

    государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО),

    экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая

    организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во

    всех областях. В таком случае международная организация выступает

    посредником между государствами-членами. Иногда государства передают

    наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для

    обсуждения и решения.

    Любая организация должна обладать, по крайней мере, четырьмя

    признаками.

    V Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это

    наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая

    правительственная организация должна быть создана на правомерной основе,

    то есть не должна ущемлять интересы отдельного государства и

    международного сообщества в целом.

    V Кроме того, любая международная организация создается на основе

    международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и

    т.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в

    последние время участниками международных организаций становятся и

    межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих

    международных рыболовных организаций.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.