МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политика и религия

    геноцида.

    Рабоче-крестьянское правительство советской России стремилось уничтожить

    рабочих и крестьян так же, как и буржуазный класс населения, ибо его целью

    было истребление русского народа, как главнейшего оплота христианской

    культуры. Достижения этой цели добивались тремя главными способами.

    Наиболее

    активная, образованная и способная часть населения выкашивалась методами

    жесточайшего террора. Большевистская верхушка прекрасно понимала, что

    только

    насилие может обеспечить ей политическое будущее. И в помощь террору она

    призвала искусственный голод, масштабы которого позволяли парализовать

    страну

    и лишить народ воли к сопротивлению. Голод был вызван умышленно, и это

    видно

    из того, что население вымирало от него в наиболее цветущих и плодородных

    губерниях, и тем сильнее, чем выше были урожаи. Непосредственно голод был

    вызван: а) истреблением помещиков и уничтожением крупного землевладения;

    б) национализацией земли и непомерными налогами, что сразу сократило

    посевную

    площадь более чем наполовину; в) открытым грабежом хлеба путем

    насильственного

    захвата его для нужд Красной армии; г) вывозом хлеба за границу в

    количестве,

    обрекавшем население на голодную смерть. Третьим способом борьбы с народом

    стали жесточайшие гонения на Церковь, оказавшиеся возможными лишь благодаря

    повсеместному террору и голоду. В 1932 году была объявлена «безбожная

    пятилетка». К 1936 году планировалось закрыть последнюю церковь, а к 1937-

    му

    добиться того, чтобы имя Божие в России вообще перестало упоминаться.

    2. Национал-большевистский период, охватывающий военные годы и

    строительство советской империи, завершившийся со смертью Сталина в 1953

    году. Великая

    Отечественная война со всей остротой поставила вопрос о физическом

    выживании

    русского народа и существовании государства. В национальной политике

    советского руководства произошел настоящий переворот. Русская история и

    национальная культура из объектов глумления и нападок превратились объект

    почитания. Столь же серьезными были изменения в области

    церковно-государственных отношений. 4 сентября 1943 года на совещании,

    проходившем в одной из загородных резиденций Сталина, было решено

    пересмотреть

    государственную политику в области религии. В тот же день в Кремле он

    принял

    специально доставленных по такому случаю из разных концов страны виднейших

    православных иерархов. Сталин, подчеркнуто, начал беседу с того, что высоко

    отозвался о патриотической деятельности православной церкви, затем

    поинтересовался проблемами церкви. Результаты этой беседы превзошли всякие

    ожидания. Все до единого вопросы, которые были поставлены иерархами, были

    решены положительно и столь радикально, что принципиально изменили

    положение

    православия в СССР. Итоги внезапной перемены курса стали поистине

    ошеломляющими. В несколько ближайших лет на территории СССР, где к началу

    войны оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов,

    были

    открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено, по

    некоторым

    сведениям до 22 тысяч. Значительная часть репрессированного духовенства

    была

    возвращена на свободу, возобновилась деятельность религиозной печати,

    духовных

    академий и семинарий, Священного Синода. Было принято решение о созыве

    архиерейского собора и выборах патриарха, престол которого пустовал уже 18

    лет. Русь, выстояв в войне, оживала. Знаменитый сталинский тост на победном

    банкете «за великий русский народ» как бы подвел окончательную черту под

    изменившимся самосознанием власти, сделав патриотизм наряду с коммунизмом

    официально признанной опорой государственной идеологии.

    3. Интернационально-комунистический период, облекшийся в форму

    псевдолиберальной реакции на культ личности и совпадающий по времени с

    Хрущевской оттепелью, для которой характерны два главных момента, оказавших

    наиболее существенное влияние на развитие советского общества. Первый —

    значительная либерализация форм и методов государственного управления.

    Второй — отказ от национально-патриотического элемента официальной

    идеологии,

    ее окончательный переход на интернациональные рельсы, сопровождавшийся

    новым

    витком антирелигиозных гонений. В числе первых постановлений ЦК по

    идеологическим вопросам, подготовленных под руководством Хрущева в 1954

    году,

    своей резкой антицерковной ориентацией выделялись два документа: «О

    крупнейших недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее

    улучшения»

    и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди

    населения».

    Единственным препятствием на пути возрождения массового антиправославного

    террора стала общая установка властей на смягчение репрессивной

    деятельности,

    что и помешало буквальному повторению антирелигиозного террора первых годов

    советской власти. Стали закрываться монастыри, приходы, семинарии и

    академии.

    Появились ограничения на прием в академии и семинарии, и ограничения на

    хозяйственную деятельность Церкви. Идеологически подавлялось русское

    самосознание действием веяний пролетарского интернационализма. Общество

    готовилось вступить в коммунизм со дня на день, но ожидание затянулось

    значительно дольше.

    4. Имперско-бюрократический (застойный) период, включающий в себя почти два

    десятилетия брежневского правления, включая короткий период Андропова и

    Черненко. Можно сказать, что в это время стало проявляться отставание СССР

    от

    развитых стран запада, и дряхлеющий колосс существовал более «по инерции»,

    лишенный какого-либо жизнеспособного внутреннего идеологического

    содержания.

    Союз существовал за счет небывалой военно-политической мощи, единственного,

    чем можно было гордиться не стесняясь. Сталинский рывок в сторону

    национализма

    показал идеологическую непрочность режима, и естественно, что все усилия

    противников русского возрождения были направлены на то, чтобы, обнажив

    существующие противоречия, ускорить распад Союза, ни в коем случае не

    допустив

    возвращения к национальным корням и возрождения традиционного национального

    самосознания. Результаты этих усилий в полной мере явили себя в ходе

    горбачевской перестройки.

    5. Либерально-демократический (горбачевский) период, по сути

    ликвидационный. В ходе его, исчерпавшая себя коммунистическая верхушка, шаг

    за шагом

    отказывалась от защиты национальных интересов государства, в поисках выхода

    из

    мировоззренческого, политического и духовного тупика, в котором оказался

    режим. Этот путь закономерно закончился развалом СССР в декабре 1991 года.

    Первые же годы перестройки показали истинную ориентацию реформ по отношению

    к

    религии. Выступая на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года, Горбачев

    недвусмысленно призвал партию быть бдительной, когда «под видом

    национальной

    самобытности в некоторых произведениях литературы и искусства, научных

    трудах

    предпринимаются попытки представить в идиллических тонах

    реакционно-националистические и религиозные пережитки»… Последующие годы

    многое изменили в его политической позиции, но ее подчеркнутый

    космополитизм

    никогда не ставился под сомнение.

    Завершая рассматривание религии и политики в России, хочется хотя бы

    вкратце

    обрисовать современную ситуацию. Сегодня мы можем наблюдать как негативные,

    так и позитивные аспекты прецессии общественного сознания. С одной стороны

    мы

    видим, что некогда единое государство разрушено и русский народ расчленен

    территориально границами множества независимых государств. Россия отброшена

    в

    своем территориальном развитии на 350 лет назад. Общество порой,

    оказывается

    неспособно справиться со шквалом безнравственности и цинизма,

    сваливающегося

    на людей со страниц свободной прессы и экранов телевизоров, погребающих

    ростки

    здорового национально-религиозного самосознания под грудой масс-культуры и

    фальшивых ценностей. С другой стороны мы видим, что общество повернулось к

    духовности, и произошла существенная переориентация общественного сознания

    относительно этого аспекта. Обидно, конечно, что некоторые люди, живя в

    стране

    с богатейшей духовной культурой, ищут ее вовсе не там, а в различных

    паранаучных обществах или сектах, основанных «миссионерами», понаехавшими в

    Россию со всего света, чтобы «просветить» русских варваров. Богатейшие

    источники духовности теперь открыты всем желающим, и можно сказать, что

    религия переживает свое возрождение.

    СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ

    Проведя анализ истории взаимоотношений политики и религии, можно, сделав

    некоторые обобщения, выделить 4 основных типа взаимоотношений государства и

    религии.

    1. Превращение государственной власти в центр религии. Такое положение было

    типично для языческих государств, и ярким примером может служить Римская

    империя, где императору поклонялись как Богу. Вообще, в различных языческих

    государствах складывались различные степени почитания и обожествления

    верховного правителя.

    2. Подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела

    место в христианской Европе средневековья. Папа, считавшийся наместником

    Бога

    на земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя

    государственную власть церковной.

    3. Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением

    монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при

    независимости от церкви его государственной власти. Не следует путать это с

    теократией, которая проявляется во владычестве Бога в политике посредством

    правителя. Напомним, что теократией называют такую форму правления, когда

    глава государства и глава церкви — одно лицо (например, Папа Римский в

    Ватикане).

    4. Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была

    обязательной

    частью внутренней политики СССР, вплоть до полного подчинения церкви

    государству. В других государствах наблюдаются более спокойные

    взаимонезависимые отношения власти и церкви, хотя полная независимость в

    чистом виде отсутствует везде.

    Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, когда в развитии отношений

    церкви и государства наступает момент его оцерковления, то есть перенятие

    некоторых функций церкви. В таком случае, если перенятые функции были или

    очень важными или специфическими функциями церкви, то сама церковь как бы

    отходит на второй план, и частично утрачивает свое влияние на жизнь

    общества.

    Ситуации, когда, наоборот, церковь стремится к доминированию, ведет к

    неизбежной борьбе светской и церковной власть за верховную роль. Именно

    такая

    борьба имела место в средневековой Европе, и окончилась победой

    национальной

    государственной политики над всеевропейским католическим владычеством.

    Если уж рассматривать христианский подход к отношениям церкви и

    государства,

    то можно сказать, что согласно христианской позиции, церковь не должна

    заниматься управством гражданских дел, ибо подобные тенденции в целом

    могут привести к регрессу общественных отношений и негативно сказываться на

    самой церкви. Противоречие, заложенное в отношениях церкви и государства,

    может быть точно выражено вопросом: «Как же должны существовать государство

    и

    церковь: совокупно или раздельно; и кто кому в какой мере должен быть

    подчинен»?

    Если принять за отправную точку цепочки умозаключений мнение, что для

    государства практическое значение имеет не непосредственно религия, а

    порождаемый ею нравственный элемент общества, то можно сказать, что

    потребность государства в этике приводит его к необходимости уважать

    религию.

    Для того, чтобы нравственное начало могло оказывать свое позитивное влияние

    на политические отношения, необходимо, чтобы религия была независима от

    государства, ибо религия может существовать только самостоятельно, так как

    без этого она перестает быть самой собой и перестает рождать ту высокую

    этику,

    из-за которой она и дорога государству.

    Отсюда логически напрашивается вывод об отделении церкви от государства, но

    отделении не абсолютном, а о таком способе взаимоотношений церкви и

    государства, когда государство не берет на себя излишней и непосильной

    обузы

    руководить религиозными отношениями и снимает с себя ответственность за

    действия церкви. В свою очередь церковь тоже не вмешивается в

    государственную

    политику, занимаясь только выполнением своих специфических функций.

    Такое отделение подразумевает демократический союз церкви и государства,

    поскольку при этом церковь не исчезает, а продолжает действовать на

    общественное сознание, не вмешиваясь в систему управления государством.

    Наиболее полно это реализовалось в последние годы существования

    самодержавной

    России, когда заимствованный ей византийский принцип равноправия двух

    властей

    вел к укреплению государства, так как они не боролись между собой, а

    создавали и укрепляли взаимный авторитет. Таким образом, подобные

    взаимоотношения позволяют реализовать идею господства нравственного идеала,

    так необходимого обеим сторонам, без каких-либо болезненных взаимных

    уступок.

    ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ

    Настало время подробнее разобраться в том, какое влияние могут оказывать и

    оказывают друг на друга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь

    важное

    с точки зрения политологии, влияние политики на религию. Следует отметить,

    что

    проявления подобного влияния носят как самостоятельный, непосредственный,

    так

    и рефлексивный характер, являющийся своего рода реакцией на какие-то

    проявления влияния религии на политику. К таким рефлексивным проявлениям

    следует отнести, к примеру, проявление постсредневековых секуляристических

    тенденций во внутренней политике многих стран Европы, как реакцию на

    католическую экспансию Рима. В качестве примера непосредственного влияния

    может подойти любое политическое действие государства, так или иначе

    затрагивающее религиозные интересы. В истории России это было, скажем,

    крещение Руси князем Владимиром, или попытки искоренения религии в

    советское

    время.

    Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых

    политических

    действиях или распространению некоторых идей, которые могут

    скомпрометировать

    отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные

    политики

    в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая

    особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального

    государства.

    Как вариант политического злоупотребления религией, можно считать действия

    Саддама Хусейна, проявлявшиеся в идеологическом давлении на своих граждан,

    заставлявшего их воспринимать события в Персидском заливе, как священную

    войну во имя Аллаха. В политике всегда находились люди, склонные

    рассматривать

    религию, как один из методов идеологической борьбы.

    Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию

    заключается

    в проявлениях усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии

    в

    целом. Плохо знакомые с религией атеисты всегда объясняли ее стремление к

    политике желанием поднять собственный престиж. В реальности мы можем

    заметить,

    что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-

    за

    отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность

    религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в

    том

    числе и международных.

    В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие

    среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют,

    разрабатывают

    религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим

    действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы.

    Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем

    случае

    не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять

    духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает

    развитие

    отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

    Таковы основные направления влияния политики на религию. Но, прежде чем

    перейти к рассмотрению влияния религии на политику, хотелось бы

    остановиться

    на некоторых функциях, которые реализует религия по отношению к ней.

    У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них

    опосредованно через социум все же оказывают влияние на политику, но

    непосредственное отношение к ней имеют следующие:

    1. Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция

    поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики

    часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей

    общечеловеческие

    ценности, обращая престиж религии в свою пользу.

    2. Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего

    потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм видел в

    религии

    средство укрепления общества за счет единения индивидуума и социума. Не

    связанная государственными границами, религия, космополитическая и

    общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные

    социальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются

    люди,

    совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).

    3. Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер

    влияния

    различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито

    на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое

    государство, или однородная по составу социальная группа.

    4. Представительная функция заключается в выражении и защите интересов

    некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как

    субъекты политики.

    Таковы основные функции, выполняемые религией по отношению к политике.

    Результат осуществления этих функций обуславливают наличие соответствующего

    направления влияния религии на политику. Посмотрим, какие же существуют

    основные направления такого влияния.

    1. Влияние на сознание людей.

    Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и,

    соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые

    мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве,

    растут

    вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами,

    формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая

    культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный

    индивид может либо непосредственно принимать участие в политических

    событиях,

    либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными

    воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.

    2. Идеологическая поддержка или противоборство.

    Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как

    позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо

    субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить

    конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом

    обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. Наличие

    этого

    направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во

    внутренней политике государства.

    3. Политическая деятельность религиозных организаций.

    Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и

    политических

    партий религиозной направленности, в том числе и в международной

    политической

    деятельности. Ярким примером может послужить Ватикан, являющийся

    одновременно

    мировым центром католицизма и государством, непосредственно принимающим

    участие во встречах в рамках деятельности Совета по безопасности и

    сотрудничеству в Европе, и выступающим с соответствующими инициативами.

    Другим

    проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская

    революция

    78–79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая

    расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США

    в

    этом регионе.

    4. Проблемная интеграция.

    В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным

    проблемам,

    как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология,

    демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого

    собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же

    заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко

    пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания

    своего престижа.

    5. Политическая интеграция.

    Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение

    различных политических образований и государств с учетом религиозного

    признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав

    которого

    входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм

    представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в

    ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти

    мусульманских

    государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и

    даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.

    6. Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку.

    Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование

    новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых. Так, например,

    республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, одними из первых

    получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и

    стран

    Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии

    соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная

    окраска

    сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в региональное сообщество

    исламских государств — Организацию экономического сотрудничества.

    7. Учет религиозного фактора во внешней политике.

    Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при

    разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на

    мировой

    арене. В советской внешней политике роль религии в международной политике

    долгое время недооценивалась. Лишь со временем советское руководство начало

    понимать значение религиозных моментов в мировой политике. Такое признание

    проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания

    по

    безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где

    содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в

    установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом.

    8. Религиозный экстремизм.

    Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий,

    осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так,

    например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация

    внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило

    распространение идеологии «исламского порядка». Наиболее экстремистский

    вариант, продвигаемый организацией «Мусульманские братья», представляет

    собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения

    от неверных территорий, где распространен ислам. Другие течения более

    умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких

    формах как выступления исламских фундаменталистов в Иордании против

    согласия ее правительства на переговоры с Израилем; борьба между

    мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Тайланде;

    движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии.

    Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 91-го года

    заговор исламского террористического движения «Ан-Нахда» с целью свержения

    тунисского правительства и установления теократического государства.

    Множество

    проявлений религиозного экстремизма было зафиксировано в Албании, Боснии,

    Косово, Герцеговине и в Сербо-Хорватских отношениях.

    9. Косвенное влияние.

    Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее

    косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые

    общественные

    устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика

    государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических

    интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда

    политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на

    деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в

    политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как

    самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных

    концепций

    посредством воспитательной системы и культуры.

    Это были основные направления влияния религии на политику. Любопытно, что

    на

    из-за многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике и в

    религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и

    описывающее их

    взаимное существование. Более того, получилось так, что религия

    позаимствовала

    из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а

    политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного

    отношения

    к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную

    свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на

    таких основах может быть построена разумная политика.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Современная политика представляет собой сложное общественное явление,

    влияние

    которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно.

    Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются

    частичкой

    знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он

    живет,

    о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом

    обществе

    жить.

    Именно такая позиция часто заставляет меня искать во всем социальный

    подтекст,

    будь то политика, религия, этика или культура. Вообще говоря, эта работа

    вряд ли была бы написана в настоящем виде, если бы мне были недоступны

    некоторые сведения из таких областей, как философия, социология, история,

    политология, религиоведение, этика, и, чуть менее значимых психологии,

    культуры, педагогики и экономики. Разбирая любую проблему, имеющую

    отношение к социуму, необходимо рассматривать ее в совокупности всех форм и

    явлений общественной жизни, ибо всегда существует вероятность ложной

    интерпретации фактов в отрыве от контекста.

    Я обращаю внимание на этот факт потому, что на протяжении десятилетий

    господства идеологии марксизма, взгляд на религию сознательно искажался.

    Религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осознаванию

    некоторых вопросов. Одной из самых любопытных вещей, обнаруженных в

    процессе

    подготовки реферативной работы, было наблюдение смены отношения к религии

    авторов статей, в соответствии с годом ее публикации. Иной раз приходилось

    ловить себя на мысли об откровенно конъюнктурном подходе автора к освещению

    поднятого им вопроса в зависимости от общественных настроений. Разница в

    восемь лет сменила позиции автора на, можно сказать, прямо противоположные.

    Что уж и говорить про более долгие интервалы.

    Если В. Ульянов в свое время писал, что: «реакционная буржуазия везде

    заботилась и у нас начинает теперь заботиться о том, чтобы разжечь

    религиозную вражду, чтобы отвлечь в сторону внимание масс от действительно

    важных и коренных экономических и политических вопросов» (и это еще самое

    мягкое его упоминание религии), то в современной России все, без

    исключения,

    статьи взахлеб расписывают огромный пласт богатейшей культуры, который

    скрыт

    под легким налетом религиозности, стоит только этот налет сдуть, зачем он?

    Что и говорить, такое положение дел может вызвать только грустную улыбку.

    А тем временем роль религии в общественной жизни пусть медленно, но

    возрастает, и ее нельзя недооценивать.

    Сейчас наше общество в своем развитии взяло курс на Запад, а история

    формирования гражданского и политического общества хотя бы в США

    свидетельствует, что религиозные верования американцев влияют на их

    взаимоотношения на работе, семье, с друзьями и на принятие политических

    решений в гораздо большей степени, чем расовая принадлежность, уровень

    образования, уровень доходов, пол, возраст и т.д.

    Еще совсем недавно многие специалисты в области социальных наук

    полагали, что ввиду быстрых и неуклонных изменений в технологии,

    образовании

    науке, столь же неуклонно будет удерживаться и тенденция к секуляризации

    всех

    сторон общественной жизни, к автономизации и даже постепенному исчезновению

    религии, как формы общественного сознания. Однако действительный ход

    событий

    не только не подтвердил этих прогнозов, а наоборот опроверг их. Отмирания

    религии не произошло. Более того, она заметно активизировалась, и начинает

    играть все более значительную роль и в форме социального института и как

    субъект политики и как кладезь национальной культуры и истории и как

    колыбель

    стройного философско-этического учения и в своем реальном облике.

    Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных

    проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого

    изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения,

    безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.

    Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать

    вопрос

    о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании; о

    наиболее разумном методе государственного управления населением,

    исповедующем

    различные религии. По результатам этой работы, самой разумной

    представляется

    политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий

    и

    государства. Причем религиозный экстремизм ничем не лучше воинствующего

    атеизма, ибо они оба основаны на жесткой бескомпромиссности.

    Среди некоторых слоев нашего общества до сих пор широко распространено

    убеждение, что религия — пустая и никчемная штука, нагромождение догм и

    антинаучных мировоззрений. Это общественное мнение существует, как бы, «по

    инерции» со времен социализма, и обнаруживает тенденцию к исчезновению,

    пусть

    и не очень скорому, потому что религия в наши дни все больше выступает не в

    виде слепой веры и фанатизма, а в качестве своеобразного

    морально-нравственного регулятора, поборника социальной справедливости в ее

    религиозном смысле, гуманистической системы воспитания, ориентированной на

    традиционные ценности и фундамента обустройства на этих началах земного

    бытия

    людей.

    Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как

    нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить

    солидарность между нациями и народами.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Ильин И.А. Собр. Соч. т.1-3. Москва 1993.

    2. Козлов Н.И. «Философские сказки для обдумывающих житие или веселая

    книга о свободе и нравственности». Москва, издательство «АСТ-Пресс»,

    «Новая школа», 1997.

    3. Крапивенский С.Э. «Социальная философия». Волгоград, 1996.

    4. Победоносцев К.П. «Великая ложь нашего времени». Москва, 1993.

    5. Тихомиров Л.А. «Монархическая государственность». Репринтное издание

    Российского Имперского Союза-Ордена. СПб, 1992.

    6. Толстой М.В. «История русской церкви». Издание Валаамского монастыря,

    1991.

    7. Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский «Самодержавие духа». СПб, 1994.

    8. Под ред. митрополита Филарета Киевского «Катехизис». Киев 1991.

    9. Под ред. Фролова И.Т. «Философский словарь». Москва 1987.

    10. Под ред. Радугина А.А. «Социология». Москва, издательство «Центр»,

    1999.

    11. Под ред. Радугина А.А. «Политология».Москва, издательство «Центр»,

    1999.

    12. Под ред. Радугина А.А. «Введение в религиовведение». Москва,

    издательство «Центр», 1999.

    13

    . Алексеев В. «Вечный соблазн сего: Церковь и политика».

    //Независимая газета 1993, 4 нояб.

    14. Антонова О., Петрова А. «Музыка против религии». //Воспитатель

    атеиста М. 1988.

    15. Белов Г.А. «Что такое политика». // Вестник МГУ 1991, N5.

    . Гараджа В. «Политика и религия». //Наука и религия 1991, N3, N5

    . Запасник С. «Ложь в политике». //Философские науки 1991, N8.

    . Ключников Ю.В. «Мораль, право, политика, как этическая сфера». //Полис

    1992, N1, N2.

    16. Ковальский Н. «Религия в мировой политике». //Свободная мысль 1992,

    N9.

    17. Мчедлов М. «Религия и политика: традиции и современность».

    //Наука и религия 1985, N1.

    18. Мчедлов М. «Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия,

    прогнозы».

    //Свободная мысль 1993, N5.

    19. Никитина А.Г. «Политизация религии» //Вопросы философии 1994, N3.

    20. Попов Л.А. «Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях».

    //Общественные науки и современность 1999, N3.

    21. Саква Р. «Христианская демократия в России». //Социс 1993, N4.

    22. Шведов В.И. «Религия и политика» //Международная жизнь 1992, N5.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.