МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политические партии и партийные системы

    d. приобщить население, и прежде всего молодёжь, к активной политической

    деятельности под своими лозунгами.

    Естественно, что вся эта деятельность определяется конечными целями

    партий и интересами представляемых ими социальных групп. Правящие партии

    стремятся проводить такую социализацию, которая бы обеспечивала позитивное

    восприятие оставляемых ими ценностей, широкую социальную поддержку их

    курса.

    В случае, когда руководству партии удаётся разработать идеологически

    привлекательную и подтверждаемую практикой политическую доктрину,

    расширяется социальная база партии, что в решающей степени способствует

    достижению положительных результатов на выборах. И наоборот, чем крепче

    держится та или иная партия за устаревший теоретический или концептуальный

    багаж, тем труднее ей перестроиться и идти в ногу со временем. Например,

    идеология и стратегия неоконсерватизма, взятая на вооружение рядом партий

    (консервативной в Великобритании, республиканской в США, христианами

    демократами в ФРГ и т. д.), обеспечила им лидирующее положение в 80-е годы,

    тогда как восточноевропейское коммунистическое движение в этот период не

    смогло разработать новую привлекательную и рациональную доктрину

    применительно к условиям постиндустриальной эпохи, что привело его к утрате

    позиций.

    Весьма важным для любой партии является представительство интересов

    соответствующих социальных общностей. Содержание этой функции составляет

    деятельность по обеспечению политических средств выражения этих интересов,

    формулирование их в форме целей и идеалов, реализация и защита в процессе

    взаимодействия с другими субъектами политики. Функции представительства

    интересов реализуются, во-первых, путём аккумуляции общих интересов

    социальных общностей на основе согласования специфических интересов их

    различных слоёв и групп, во-вторых, посредством овладения органами

    государственного контроля над ними, либо через различные формы давления на

    эти органы в процессе принятия политических решений и практического

    властвования.

    Партия играет существенную роль в определении целей и политических

    ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объём и

    эффективность выполнения этой функции зависит от положения партии в

    политической системе. Наибольшими возможностями в этой сфере обладают

    правящие партии. Они вырабатывают и формируют политику, которая определяет

    направленность движения всей социальной системы. Степень участия партии в

    выработке политической линии, объём и эффективность реализации этой функции

    является показателем положения партии в наличной политической системе.

    Организаторская функция партии выражается в определённой кадровой

    политике, т. е. в деятельности по подбору, выдвижению (расстановке) кадров

    в самой партии и в других государственных и общественных организациях. Эту

    организаторскую подфункцию партий политологи называют функцией

    политического рекрутирования — подбора кадров политических руководителей.

    Подбор и выдвижение кадров руководителей может осуществляться двумя путями:

    а)через отбор и поддержку кандидатов для избрания в руководящие органы; б)

    через назначение преданных делу правящей партии кадров на те или иные

    государственные посты. Причём в этих процессах главным критерием оценки

    кадров, их выдвижения и продвижения являются их политические и

    профессиональные качества. Через свои политические кадры партия проводит

    политику в государственном аппарате и других организациях, распространяет

    своё политическое влияние в других институтах политической системы.

    Принципиально важна внутрипартийная деятельность, направленная на

    обеспечение единства и согласие партийных рядов, на выработку ценностей и

    норм сближающих членов и сторонников партии, на осуществление руководства и

    управления деятельностью партийных рядов.

    Важными направлениями деятельности политической партии является: а)

    выявление, формулирование и обоснование интересов соответствующих

    социальных групп (функция политической артикуляции), их активизация и

    интеграция; б) создание политических доктрин и программ; в) участие в

    борьбе за власть в государстве и создании программ деятельности

    государства, в осуществлении государственной власти; г) политическое

    воспитание общества в целом либо его определённой части (группы, класса,

    слоя), формирование общественного мнения; д) подготовка и выдвижение кадров

    для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных

    организаций; е) внутрипартийная организационная деятельность.

    3. Типология партий и партийных систем.

    Политические партии во всём их реальном многообразии обладают не только

    внешне схожими функциями, но и определёнными общими чертами. Это позволяет

    классифицировать их по различным основаниям. В основе типологии партий

    могут быть такие критерии, как классовая природа, происхождение, внутренняя

    структура, особенности отношений членства, политические цели, положение в

    политической системе и др.

    Одна из наиболее распространённых типологий партий: кадровые —

    массовые, была разработана в начале 50-х годов известным французским

    политологом и социологом М. Дюверже. Кадровые партии возникли в процессе

    эволюции в середине XIX века из электоральных комитетов и парламентских

    групп. Они отличаются сравнительной немногочисленностью, достаточно

    свободным членством и опираются прежде всего на профессиональных политиков,

    финансовую элиту, способную обеспечить партии материальную поддержку. Эти

    партии ориентированы на электоральные функции. В них доминируют

    парламентарии. Вследствие элитного характера они размещены от центра к

    правому крылу и обычно представлены либеральными и консервативными

    партиями. Кадровые партии, деятельность которых нацелена прежде всего на

    выборы, ориентированы не на то, чтобы иметь как можно больше членов, а на

    то, чтобы объединить актив, представителей социальных элит. Партии

    стремятся привлечь их на свою сторону, поскольку они пользуются влиянием у

    избирателей или же имеют состояние, позволяющее покрыть расходы на

    избирательные кампании. В кадровых партиях предпочтение отдаётся качеству,

    а не количеству вступивших.

    Массовые партии характеризуются многочисленностью и постоянным

    членством. Они возникли позже кадровых в связи с возникновением всеобщего

    избирательного права, во многом на волне рабочего движения. Массовые партии

    отличает чёткая идеологическая ориентация, использование активных

    воспитательных форм деятельности, наличие тесной связи между членами и

    различными партийными структурами. Это коммунистические, социал-

    демократические, популистские и правившие в прошлом фашистские партии.

    В последнее десятилетие появился новый тип партии, который политологи

    определяют как “электорально-массовый” или “избирательный”. В отличие от

    других партий эти организации больше внимания уделяют своим избирателям,

    чем членам партии, менее идеологизированы, чаще организуют массовые

    ненасильственные акции, обращаются к самой широкой аудитории и делают

    ставку на успех в избирательной кампании.

    Широко используется социально-классовая типология политических партий.

    Основной характеристикой любой политической партии является её социальная

    природа и провозглашаемые ею политические цели. Классовый облик

    определяется тем, интересы каких классов, социальных групп и слоёв она

    выражает, защищает и проводит в жизнь. Этим во многом обуславливаются её

    стратегические задачи, конкретная политическая тактика, особенности и

    характер руководства и др. по социально-классовому содержанию и

    идеологической направленности принято выделять несколько основных социально-

    классовых типов политических партий: коммунистическую и социал-

    демократическую (социалистическую) — ориентированные на рабочий класс и

    других трудящихся; буржуазно-демократическую — ориентированную на средний

    класс, мелкую и национальную буржуазию; консервативную — отражающую

    интересы финансово-монополистического капитала. Кроме того, есть партии

    выражающие интересы и других социальных групп, (“крестьянские”), социальных

    слоёв — (“интеллигенции”) и др.

    Наиболее распространённой типологией политических партий является их

    классификация по “лево-центристско-правой” системе координат или “лево-

    центристско-правой” ориентации. Эти понятия возникли в эпоху Великой

    французской революции: в 1789 году депутаты Учредительного

    (конституционного) собрания разместились в зале заседаний так, что

    сторонники восстановления королевской власти оказались справа, а

    революционеры-республиканцы — слева от председательствующего. С тех пор

    носитель “левых” взглядов — это индивид, настроенный решительно,

    революционно, радикально, выражающий интересы бедных слоёв населения; а

    правый — человек, реформистских, консервативных взглядов, соответствующих

    поступков и действий, выступающий за защиту интересов весьма состоятельных

    слоёв общества. “Левыми” партиями считаются коммунистические,

    социалистические; левоцентристскими — социал-демократические; центристскими

    — крестьянские, мелкобуржуазные, экологические и др.; правоцентристскими —

    партии средней, национальной буржуазии; правыми — консервативные

    организации. “Ультралевые” — партии или люди с левацкими,

    революционаристскими программами, сторонники насильственных действий.

    “Ультраправые” — националистические, фашистские, экстремистские

    организации.

    Спектр политических партий

    | “ЛЕВЫЕ” ”ЦЕНТР” |

    |”ПРАВЫЕ” |

    |Левые |Демократические|Демократические|Правые |

    |экстремисты |партии |группы |экстремисты |

    |(троцкисты, | | |(фашисты, |

    |“коммунисты-рад| | |“новые правые”,|

    |икалы)” | | |сионисты) |

    |“Умеренные левые” |“Умеренные правые“ |

    |(“коммунисты-парламентарии”, |(неоконсерваторы) |

    |социалисты) | |

    | |“Левый центр” |“Правый центр” | |

    | |(социал-демокра|(либералы) | |

    | |ты) | | |

    | |демократы | |

    | “ЛЕВЫЕ” ”ЦЕНТР” |

    |”ПРАВЫЕ” |

    Разумеется, любая типология условна, но она помогает лучше ориентироваться

    в сложных и многообразных явлениях политической и партийной жизни общества.

    Классификация партий

    По классовой природе:

    . рабочие: социал-демократические, коммунистические;

    . буржуазные: мелкобуржуазные, национальной буржуазии, торгово-

    ростовщической буржуазии;

    . средних слоёв: демократические;

    . крестьянские;

    . межклассовые: рабоче-крестьянские, интеллигенции, националистические,

    конфессионные, трибалистские (племенные).

    По средствам политической деятельности:

    . преимущественно парламентские;

    . преимущественно внепарламентского действия.

    По отношению к существующему общественному строю:

    . революционные

    . реформистские

    . либеральные

    . консервативные

    По типу организационной структуры:

    . кадровые

    . массовые: жёстко или гибко организованные

    По месту и роли в политической системе общества:

    . доминирующие (правящие или неправяище) или маловлиятельные

    . левые, центристские, правые

    . оппозиционные

    По отношению к форме государственного устройства:

    . унитаристские

    . федералистские

    . сепаратистские

    По отношению к идеологии:

    . жестоко идеологизированные: ортодоксальные или неортодоксальные

    . прагматические: классовые или избирательные

    В зависимости от количества и качества (типа) существующих в стране

    партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной

    системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность

    относительно стабильных связей между собой и политической системой в целом.

    Эту структуру и совокупность связей принято называть “системой партий”.

    Партийная система выступает как одна из важнейших структур (подсистем)

    политической системы общества.

    Наиболее распространена “усложняющаяся” классификация различных систем

    партий и моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность,

    многопартийность.

    Системы с единственной партией. Эти системы являются

    несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как

    правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в

    развивающихся государствах — партии типа широкого национального фронта.

    Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются

    традиционные (избирательные, парламентские, идеологические,

    социализационные) функции партий, то в несоревновательных — правящая партия

    берёт на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя

    государственные функции, выступает стержнем всей политической системы

    общества. Так, в странах "государственного социализма“ правящая партия

    обычно делала упор на централизованное политико-идеологическое просвещение

    и воспитание масс, мобилизуя их на выполнение различных видов общественно

    необходимой деятельности. В развивающихся странах руководящая партия

    используется для концентрации ресурсов власти, строгого контроля над

    всеобщей жизнью.

    Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и

    многопартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий

    может колебаться от 3 – 4 (в Бельгии, Германии или Австрии), до 80 (в

    современной России).

    Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно

    стабильны и облегчают процесс агрегации требований. В их рамках избиратель

    получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на

    которых возлагается их осуществление, поскольку правительство, формируемое

    главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов

    выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная

    система в определённой степени “стабилизирует” правительство, поскольку

    партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством.

    Двухпартийность может быть “жёсткой“ или “гибкой” в зависимости от

    характеристики партий и методов, применяемых ими в рамках соответствующей

    политической системы. Примером “жёсткой” двухпартийности может служить

    система руководства, сложившаяся в Великобритании. При принятии важных

    политических решений все депутаты от каждой из основных партий —

    лейбористской или консервативной — должны голосовать строго в заданном

    “русле”. Нарушение партийной дисциплины карается достаточно строго.

    Гибкая двухпартийная система существует в США. Та конгрессмен может

    голосовать более свободно и меньше принимать во внимание позицию

    руководства партии. Однако конгрессмены этой страны подвергаются

    постоянному “лоббированию”, и вопрос о степени их свободы в принятии

    политических решений является в определённой степени проблематичным.

    Существует модифицированная двухпартийная система. Её ещё иногда

    называют системой “двух с половиной” партий. На выборах одна из двух

    основных партий обычно получает относительное большинство голосов в

    несколько процентов, поэтому она вынуждена идти на союз с близкой по целям,

    значительно менее влиятельной партией.

    Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является

    следствием нескольких факторов, среди которых можно выделить исторические,

    национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу

    с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами

    собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать

    много- или двухпартийная система. Многопартийности так же способствует

    пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с

    голосованием в два тура. Такая же система с голосованием в один тур может

    порождать тенденцию к двухпартийности.

    Возникновение сильных националистических партий или организаций,

    выражающих интересы крупных национальных меньшинств внутри данной страны,

    так же способствует формированию многопартийной системы. Наличие

    влиятельной крестьянской партии является ещё одним аргументом в пользу

    многопартийности.

    Многопартийные системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства

    (плюрализм и др.), имеют и определённые недостатки. Так, в отличие от

    двухпартийности, мультипартийные системы неудовлетворительно отвечают целям

    агрегации требований. Как известно, двухпартийность побуждает каждую из

    соперничающих партий максимально расширять свой электорат. При этом

    эффективность политической системы увеличивается. В случае же

    многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и

    каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть

    может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов

    политики. Далее, свобода выбора между программами различных партий в

    условиях многопартийности, как это ни парадоксально, может сужаться. Это

    связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и

    принимаемые депутатами, опосредуется коалициями и компромиссами между

    различными партиями. Наконец, многопартийность в ряде случаев может вести к

    отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы

    опираться правительство. Коалиционный характер правительств, как правило,

    ведёт к нестабильности. Вместе с тем указанных недостатков можно в

    определённой степени избежать, если сформировать партийные коалиции,

    предлагающие избирателям общую платформу и координирующие свои действия

    хотя бы в парламенте.

    Многопартийные системы с господствующей партией. Понятие

    “господствующая партия” принадлежит М. Дюверже. Им он обозначал действующую

    в условиях многопартийности партию, которая на протяжении длительного

    времени имеет явное превосходство над соперничающими организациями и

    проводит линию на самоотождествление с нацией в целом. Например, Индийский

    национальный конгресс в 50-70-е годы.

    Достоинство данной системы состоит в том, что она может обеспечить

    определённую стабильность достаточно продолжительное время. Недостатки — в

    укреплении внепарламентской оппозиции, отстранение от представительства в

    различных органах власти определённой части электората.

    В мире наблюдается тенденция к развитию двух_ и многопартийности. В 90-

    е годы XX века многопартийность (двухпартийность) являлась характерной

    чертой политических систем практически во всех обществах “массового

    потребления”, “охватывала” 30% обществ “индустриального развития”, 10%

    “переходных” обществ и “традиционных цивилизаций”.

    Следует иметь в виду, что большее число политических партий совсем не

    обязательно означает возрастающую степень демократичности общества. Для

    анализа этого вопроса необходим более широкий подход, увязывающий тип

    партийных систем с характером правящего режима, рассмотрение состояния прав

    и свобод человека, характер участия людей в политике, уровень их доходов и

    других факторов.

    Партийно-паламентский механизм во многих странах достиг значительной

    гибкости и отлаженности. Однако опыт последних десятилетий обнаружил его

    слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали довольно громоздкими

    структурами, возник обширный слой профессиональных партийных функционеров,

    обособленных от рядовых членов. Партийная и партийно-парламентская политика

    всё чаще воспринимается избирателями как некая оторванная от живой жизни

    сфера, со своим условным языком, закулисными интригами и не всегда

    оправданными претензиями выступать от имени граждан. В результате многие

    люди проявляют слабый интерес к партиям, голосуют за них от случая к

    случаю, исходя, скорее, из сиюминутных интересов, электоральной политики,

    нежели в силу внутренней прочной связи с той или иной партией.

    Существенное влияние на характер деятельности политических партий

    оказывают средства массовой информации. Современная множительная техника и

    компьютеризация позволяют получать и обрабатывать информацию, минуя

    конвейер партийных инстанций. В результате даже немногочисленная партия с

    хорошо оснащённым современными СМИ штабом может иметь устойчивые контакты

    со многими политическими институтами, с различными слоями общества.

    В ряде стран наличествует кризис “партийной формы”. Он обусловлен тем,

    что меняется облик общества и иерархия потребностей, ценностей; их

    становится всё труднее представить в цельной программе, служащей

    объединяющим началом; в обществе проявляется тенденция прямого выражения

    интересов и прямого влияния на государственные институты. Кроме того,

    утверждается тенденция “секуляризации” политики, в связи с чем уменьшились

    притягательная сила идеологий, доверие к глобальным и всеобъемлющим

    концепциям; цели и идейные ценности не стали менее необходимыми, но доверие

    к ним теперь основывается не на их включённости в долговременную программу,

    а на соответствии повседневной реальности. Отсюда — возникновение движений

    вокруг конкретных целей и вопросов, понижение роли такого посредника, как

    партия. Наконец, возрастает воздействие СМИ на формирование общественного

    сознания и позиций общественности, значительно сужая традиционную

    воспитательно-педагогическую функцию партии.

    Одновременно действует тенденция к обновлению политических партий, их

    формы, характера деятельности. Речь идёт об обретении партиями, их лидерами

    новой политической культуры, для которой характерно понимание того, что

    “политика не существует ради политики”; в ней особенно важны морально-

    нравственные детерминанты партийного поведения и деятельности, акцент на

    демократию, права и свободы личности, плюрализм мнений, на объединяющие

    ценности, методы политического реализма, ориентацию на человека как главную

    ценность человеческой жизни.

    Осознаётся необходимость преодоления жестокого централизма и

    бюрократизма даже в партиях “демократического централизма”. Оценка целей и

    идеалов, проверка соответствия им решений и программ не должна являться

    прерогативой некой руководящей группы, монопольно владеющей орудиями такой

    оценки и проверки. Накопленный демократический и коллективный опыт может

    помочь найти правильное соотношение между дискуссией, ответственностью и

    способностью действовать в единстве.

    Партии нуждаются в гибкой организационной модели, открытой по отношению

    к людям, дифференцированной и разветвлённой по способам организации, по

    функциям и компетенциям; партии должны чутко реагировать на изменения в

    обществе и взаимодействовать с ним. Партия должна уметь не только уметь

    прислушиваться к чётко выраженным требованиям, но и активно действовать,

    чтобы выявлять и защищать весь комплекс требований её сторонников,

    расширять их ряды.

    Политические партии выиграют, если будут развиваться как

    демократические и плюралистические организации, основанные на принципе

    большинства и ответственности. Они должны быть привлекательны для молодёжи

    и представителей новых профессий, воспитывать такие кадры, которые могут

    хорошо понимать и представлять требования и нужды людей. А так же

    самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие

    решения.

    4. Особенности партийной системы в России.

    Формирование политической системы России происходило специфическим

    образом. Первыми здесь возникли не буржуазные партии, что было бы

    естественным при бурном индустриальном развитии России в конце XIX — начале

    ХХ века. Крестьянская партия (эсеров) сформировалась в 1901 году, но она

    тоже не стала первой. Раньше других в России, в 1898 году возникла

    Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), сыгравшая особую

    роль в дальнейшем политическом развитии страны. Именно эта партия была

    правящей в России с 1917 по 1991 год, а ныне является крупнейшей по

    численности её членов партией Российской Федерации.

    Партийная система России прошла три основных этапа в своём развитии.

    Первый (1905 — 1917) — характеризовался многопартийностью в условиях

    думской монархии. Для второго (1917 — 1990) — была характерна

    однопартийность (правительственный блок “большевиков” и левых социалистов-

    революционеров просуществовал лишь до лета 1918 года — до “лево-эсеровского

    заговора”). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного

    господства в политической системе общества одной партии (КПСС),

    характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в

    Российской Федерации.

    Процесс образования современных партий и общественно-политических

    движений в России фактически начался в 1989—1990 годы в ходе подготовки и

    проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием

    новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) м вступлением в силу с 1

    января 1991 года Закона СССР “Об общественных объединениях” политические

    партии получили официальное право на своё существование и деятельность.

    Членскую базу новых партий и движений составили преимущественно активисты

    дискуссионных клубов, объединений избирателей, народных фронтов, возникших

    в годы перестройки, сторонники различных течений, сложившихся внутри КПСС,

    и вышедшие из её состава известные политики. В п. 3 ст. 13 Конституции

    Российской Федерации говориться: “В Российской Федерации признаются

    политическое многообразие, многопартийность”. В п. 4 Конституции Российской

    Федерации отмечается, что “общественные объединения равны перед законом”.

    В конце 90-х годов Министерством юстиции Российской Федерации было

    зарегистрировано более 90 политических партий. Функционируют также

    небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою

    деятельность, а также партийные формирования, которым было отказано в

    регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и

    уставных документов нормам действующего законодательства.

    Для современного этапа развития партийной системы в России характерно

    наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих

    широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них

    представляют собой политические организации-однодневки.

    Российская многопартийность пока ещё находится на стадии становления.

    Немногочисленные партии, не имеющие прочных корней с обществе и

    апеллирующие к абстрактным идейным ценностям, а не к реальным интересам

    социальных групп, скорее всего исчезнут с политической карты. Выдержать

    конкуренцию смогут только те политические партии, которые найдут поддержку

    в широких социальных слоях российского общества, будут представлены во

    властных, а также в финансово-промышленных структурах, смогут выдвинуть из

    своей среды и поддержать сильных и ярких политических лидеров, пользующихся

    влиянием у всех основных слоёв и групп России.

    Список литературы:

    1. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник. М.,2001.

    2. Политологический словарь-справочник. Под ред. Полуниной Г.В.

    М.,1996.

    3. Грачёв М.Н. Политическая сисетма общества. М.,1997.

    4. Политическая история России. Хрестоматия. Сост. Коваленко В.И.,

    Медушевский А.Н. М.,1995.

    5. Политические партии современной России. Отв. Ред. Кулешов С.В.

    М.,1995.

    6. Политология: Курс лекций. Под ред. Марченко М.Н. М.,1997.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.